В этой бессознательной области таится огромный заряд вытесненной мужской агрессии, связанной с вечным протестом подавленной мужественности.

Речь идет о той внутренней области мужского, которую вынужденное защитное "давление" со стороны гиперматеринской структуры "спрессовывает" с такой силой, что мужское оказывается в положении доведенной до абсолютного сжатия "пружины".

Поэтому, с одной стороны, в зоне "сжатия" мужское обладает огромной концентрированной энергией, равной силе "давления" внутренней гиперматеринской структуры. С другой же стороны, феномен предельного "сжатия" как бы "выдавливает" из мужского энергии жизни, останавливает в нем эволюционные процессы, убивает в мужском Душу. Так образуется феномен Кощея (рис. 8) — "злого отца".

"Выдавливание" из мужского энергий жизни привлекает символику смерти —Кощей выглядит как скелет, он царь подземного мира, мира мертвых.

Дефицит истинной мужской защищающей функции достигает в области Кощея своего апогея и превращается в пленяющую мужскую силу. Возникающее здесь разрушительное напряжение вечно готово "выстрелить", распрямиться, взорваться, но вечно сдерживает свою энергию внутреннего взрыва, обладая ею как злой волшебной силой.

В этой бессознательной области таится огромный заряд вытесненной мужской агрессии, связанной с вечным протестом подавленной мужественности. - student2.ru

Рис. 8a. Схема, выявляющая внутреннюю область "Кощея": стрелками показано давление, которое оказывает гиперматеринская структура на мужское и женское начала личности, а также — ответное давление области Кощея на мужскую и женскую части личности.

Итак, чем более беззащитна внутренняя материнская структура в личности мужчины или женщины, тем больше она перенапрягается в своих попытках защитить себя самостоятельно, и тем больше концентрирует она женских агрессивных сил. Следовательно, — тем выше "плотность" самого материнского комплекса, давящего на мужскую область личности, и значит, — тем более сдавлено мужское начало в зоне прилегания гиперматеринской структуры к мужской области. Иначе говоря, гиперматеринское "давление" инстинктивно возрастает именно там, тогда и настолько, — где, когда и насколько мужское неспособно защищать женское.

Но в непосредственной близости материнской структуры для созревающего мужского начала (Ивана) есть и важные позитивные стороны, так как даже будучи гиперактивной, материнская структура имеет не только подавляющий, но и позитивный, помогающий полюс. Образ Ивана-царевича отражает тот аспект мужского созревания, который происходит в наиболее удаленной от "зоны материнского давления" области мужского. Эта "удаленная" часть мужского в лице Ивана, отправляясь на поиски Кощеева царства с целью освободить плененную им прекрасную женственность, соприкасается с инициирующим материнским миром. Иван попадает в архетипическую область внутренней Ведьмы — ведающей матери, Бабы Яги, владеющей тайным знанием. Ведьме известны самые слабые стороны подавленной мужественности (Кощея). Она знает все о способах победы над Кощеем. В сказке именно Баба Яга указывает Ивану-царевичу путь к заветному дубу, на котором хранится Кощеев сундук. Поскольку Баба Яга выступает здесь как мудрая, ведающая часть матери, как вынашивающая женская функция, она становится проводницей мужского к женскому. Яга кормит и поит Ивана не как ребенка, а как мужчину, как потенциального героя. Яга топит для него баньку, предоставляет ночлег, а наутро — указывает верный путь. Проявляя об Иване заботу, Яга видит в нем не только освободителя Василисы (плененной женственности), но и — собственного защитника. Яга тоже страдает от притеснения со стороны негативного мужского (Кощея). Оно, в свою очередь, "давит" на материнскую область с не меньшей ответной силой, чем материнская область "давит" на Кощея. Недаром в сказках у помогающей Яги всегда есть "зуб" на Кощея.

Итак, помогая Ивану, Яга выступает одновременно как питающая мать (восстанавливает его силы), как инициирующая мать (дает сакральное знание — раскрывает тайну Кощеевой смерти; дарит волшебный клубочек, указывающий верный путь к плененной женственности), и, наконец, — как благословляющая мать (верит в него, желает Ивану удачи). Так благословляющая Баба Яга, способствуя победе Ивана-царевича над Кощеем, стимулирует процесс отделения созревающего мужского начала не только от материнского, но и от отцовского мира, и главное — способствует соединению мужского и женского начал в священном союзе.

Таким образом, развивающееся мужское в лице Ивана, получив поддержку со стороны материнской мудрости (Яги), направляется в самую сдавленную область мужского, где обитает Кощей — "злой отец": незащищающая, пленяющая, сдерживающая всякое развитие мужская отцовская сила. Кощей олицетворяет концентрированную мужскую волю, доведенную до абсурда. Эта воля тотальна, могущественна (волшебна) и направлена на удерживание, сдавливание, изолирование энергий жизни. Воля Кощея — мертвая воля.

Поскольку эта негативная мужская сила возникает на стыке ищущего защиты материнского мира и подавленного мужского мира, очевидно, что таким образом архаичные маскулинные энергии материнской структуры, подменяющие собой мужскую защиту, стремятся компенсировать недостаток защищающей активности мужского, искусственно создавая для этого феномен "злого отца". Входя в плотный контакт с подавленным мужским началом, материнская гиперзащита как эстафету передает ему стратегию тотального удерживания, рождающую все формы зависимостей. Кощей успешно следует этой стратегии — он с огромной силой (равной материнской силе, которая давит на него) удерживает попавшие к нему ценности. Поскольку в результате "сдавливания", область Кощея имеет чрезвычайно высокую плотность, то она содержит и большой потенциал — богатство, злато.

Влияние Кощея на личность трудно переоценить — оно воистину колдовское, способно на любые коварства и самый вероломный обман. В нашей практике не раз перед "Битвой с Кощеем" участницам инициаций снился специалист по инициационной терапии, который предупреждал о том, что если женщина решится работать с этой темой — заболеет ее ребенок или случатся другие неприятности. Таким образом, внутренний Кощей способен, принимая любой облик, искусно противостоять попыткам осознающего Я войти в ту область бессознательного, где он обитает. Однако при достаточно инициированной растущей мужской части, то есть при достаточно крепком внутреннем Иване-царевиче, победа над Кощеем неминуема.

Итак, в области Кощея велика концентрация отцовской тирании — захватывающей, неотпускающей мужской силы, служащей идее материнского удерживания во внутренней тьме, в непроглядной утробе бессознательного. Так в реальной семье гиперсильная мать повелевает слабым отцом, вторящим ей. Это неизменно выявляет в реальном мужчине-отце Кощея. Причем, "слабым" мы предлагаем считать как безвольного, так и деспотичного отца, так как и тот, и другой являются незрелыми именно как отцы. Отец-"рохля", как и отец-"тиран", в отличие от зрелого отца, не осуществляют взращивающую, инициирующую и благословляющую отцовские функции, в то время как последние являются проявлением Великой мужской защиты в адрес детей.

Вслед за неотпускающей матерью, не отпускающий отец удерживает истинные мужские и женские энергии своей личности и личности каждого из своих детей в состоянии подавления и пленения, препятствуя их взрослению и расцвету. И — самое важное — не отпускающий отец препятствует союзу мужского и женского начал в личности своих детей, а значит, и их счастливой жизни как мужчин и женщин. Мы уже определили, что отцовская гиперзащита, как и гиперзащита материнская, приводят к эффекту "консервации" охраняемых ими объектов. Недаром Кощей угрожает Василисе Прекрасной превратить ее в каменную статую, если она не согласится выйти за него замуж.

Однако, не следует забывать, что чем мощнее удерживающие материнско-отцовские силы, тем сильнее потребность в преодолении такого рода двойного гнета — потребность в сепарации. Если говорить о процессах, происходящих в одной и той же личности, дети неотпускающих родителей обладают как собственным внутренним Кощеем, так и — внутренними Иваном-царевичем и Василисой Прекрасной. Побеждая внутреннего Кощея, Иван-царевич, как развивающаяся мужская часть личности сына или дочери не отпускающего отца, в момент победы приобретает весь огромный потенциал кощеевых сил. Теперь этот потенциал может идти на реализацию любых целей личности, в том числе и на строительство прекрасных дворцов для внутренних Ивана-царевича и Василисы.

Мы с вами можем вспомнить немало примеров из жизни на тему острой конфронтации реальных отцов с подрастающими сыновьями, где явно проявляется "кощейская" позиция не благословляющего, конкурирующего с сыном отца. Вместо того, чтобы научить сына сражаться с соперниками, с его страхами перед миром, в том числе, — и страхами перед миром женщин, такой отец сам полуосознанно "сражается" с сыном, как Кощей с Иваном-царевичем. Такой отец отчужден от женских целебных энергий внутри своей личности, он до сих пор еще не достиг союза со своей внутренней женственностью, и поэтому препятствует сыну в установлении контакта с нею.

В отличие от сказок, где герой побеждает Кощея в ходе одного единственного сражения, в реальной жизни таких сражений может быть много: столько, сколько обнаружится внутренних запретов, страхов и слабостей, препятствующих мужчине в достижении своих целей и гармоничных отношений с миром женщин. Когда поход против отца-Кощея затягивается, возмужание сына затормаживается, что наряду с материнской гиперопекой становится еще одной важнейшей причиной инфантильного поведения у мужчин. Это отражается в возникновении у них зависимых форм поведения. Пользуясь языком архетипического анализа, можно утверждать, что происхождение всех зависимых форм поведения (пищевой, алкогольной, наркотической, игровой и эмоциональной) — это прямой результат удерживающего, давящего влияния не только внутренней гиперматеринской структуры ("злой матери"), но и — внутреннего не благословляющего "злого отца", который, как и Кощей, стремится победить растущую мужскую силу (Ивана-царевича).

Дочерям же реальных "злых отцов" достается участь "вечных невест", так как не благословляющий на женское счастье отец сдерживает своевременное созревание женственности.

Наши рекомендации