Технические средства коррекции речи при заикании
На разных этапах коррекции речи заикающихся можно использовать различные технические средства обучения. В настоящее время известны четыре типа изменения акустических характеристик речи с помощью аппаратов: заглушение, звукоусиление, ритмизация, «отставленная» речь или «ЭХО».
Действие этих аппаратов на речь заикающихся проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта.
1. ЗВУКОЗАГЛУШЕНИЕ собственной речи, как прием в работе по преодолению заикания, известен еще со времен Демосфена. В качестве заглушающего фона используется «БЕЛЫЙ ШУМ», акустически напоминающий шум прибоя.
А. В. Крапухин механизм влияния «БЕЛОГО ШУМА» трактует следующим образом:
— повышение громкости речи наблюдается при всех видах заглушения (эффект Ламбарди);
— возникает разрыв привычной слухоречевой связи;
— звукозаглушение выполняет роль отвлечения от речевого акта. Но главным образом положительный результат при звукозаглушении принадлежит эффекту повышения громкости.
2. ЗВУКОУСИЛЕНИЕ, как метод устранения заикания, был предложен В. А. Раздольским в 1965 г. Эффект наступает благодаря изменению привычной громкости собственной речи.
3. МЕТРОНОМ, или метод ритмической стимуляции речи, известен столь же давно, как и метод заглушения.
В 1828 году французский врач Коломбо организовал в Париже первый в мире отофонетический институт для лечения различных дефектов речи, в том числе и заикания. Он разработал метод лечения заикания, на первом этапе которого предлагал заикающимся говорить нараспев, затем читать и пересказывать прочитанный текст под ритмические удары сконструированного им специального прибора, частота ритмических ударов в котором менялась с помощью специального устройства. Усвоению навыка изменения темпа и ритма речи он придавал большое значение. Основой его метода явились ритмическое дыхание и ритмическая речь. Его исследования получили всеобщее признание и были удостоены премии Парижской Медицинской Академии.
В 1968 году Н. Азбин, используя ритмический вибротактильный стимулятор-касалку, получил эффект в 90 процентах случаев.
Положительный результат в работе по улучшению техники речи заикающихся с использованием метронома получил Дж. Бреди (1969 г.).
В 1959 г. в статье «Механизм заикания» Н.И. Жинкин писал, что как только речь переходит на скандирование, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике. Заикание возобновляется при быстрой речи, так как появляется разнометричность и разнодлителъность слов. Каждая новая мера метра должна быть упреждена. Еще К.С. Станиславский подметил, что речь следует за жестом и мимикой. Поэтому впереди надо пустить силу, которая, как на «буксире», потянет за собой переменное упреждение. В дальнейшем «буксир» можно ослабить, либо совсем убрать. Именно таким «буксиром» может стать метроном. Темпоритмические упражнения, произнесение текстов под метрономом во второй половине девятнадцатого века описал К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой». Эти упражнения являются частью его знаменитой системы.
4. «ЭХО» или ЭФФЕКТ ОТСТАВНОЙ РЕЧИ — открыт Б. Лее в 1952 г. Эффект отставной речи связывают с нарушением обратной слуховой связи. Суть эффекта отставной речи состоит в том, что сигнал, подаваемый в микрофон, говорящий слышит с запаздыванием, как в лесу или в горах. Существует много способов задержки сигнала, но самым распространенным до некоторого времени являлся магнитофонный.
Метод лечения, основанный на принципе «регуляции обратной связи» с помощью «ЭХО-аппарата», предложил польский автор Б. Адамчик в 1959 г. При применении этого метода пациент говорит в микрофон, который соединен со звукозаписывающей головкой магнитофона. Записанный текст поступает на звукоснимающую головку, усиливается, а затем передается в наушники, через которые пациент слышит свою собственную речь с некоторым запаздыванием.
В 1981 году А.В. Крапухин в установке «Логос», наряду со звукозаглушением и звукоусилением, использовал эффект «Эхо». В отличие от ранее применяемых аппаратов, задержка обратного речевого сигнала была основана на электронном принципе, что позволило получить значительное улучшение качества звучания и снизить время задержки без снижения эффективности воздействия. В 1988 году на смену первого поколения «ЭХО-магнитофонов» пришли более портативные и удобные для использования в различных ситуациях аппараты «АИР» (Л.Я. Миссуловин).
Предлагаемый аппарат «МОНОЛОГ» объединяет функции звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции, воспроизведения речи с определенной задержкой («ЭХО»).
Используя четыре основные технические средства, аппарат позволяет получать разнообразные комбинации.
Эффект ЗВУКОЗАГЛУШЕНИЯ может быть использован на всех этапах занятий как самостоятельно, так и в комбинаций с другими показателями. Исследования показали, что максимальный эффект может быть достигнут в комбинации с метрономом, а также с «ЭХО».
ЗВУКОУСИЛЕНИЕ — осуществляется в диапазоне от нормального звучания до дискомфортного восприятия, что обеспечивает возможность добиться резкого снижения громкости собственной речи говорящего. Звукоусиление рекомендуется использовать на ранних этапах работы. Так как эффект изменения громкости речи способствует уменьшению фиксации «а речевом дефекте, а также снижению судорожного компонента заикания.
На более поздних этапах работы —- звукоусиление в комбинации с «ЭХО» дает положительный результат в период автоматизации полученных навыков.
МЕТРОНОМ — в работе с аппаратом «МОНОЛОГ» ритмическая стимуляция осуществляется путем подачи в наушники щелчков метронома в диапазоне от 40 до 140 ударов в минуту.
На ранних этапах формирования навыка равнометричной речи метроном желательно сочетать с задержкой речевого сигнала. В этом случае параллельно будут отрабатываться навыки интонационно-мелодической выразительности, плавности и слитности речи.
«ЭХО» — дает задержку речевого сигнала в диапазоне от 10 до 200 мл/сек., что, в свою очередь, улучшает качество звучания, замедляет речь, способствует коррекции просодической стороны речи и, наконец, что, пожалуй, является самым важным — СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ.
Заложенные в аппарате «Монолог» функции звукоусиления, звукозаглушения, ритмической стимуляции, «эхо» — не только способствуют снижению выраженности судорожного компонента заикания, но и помогают преодолеть некоторые нарушения звукопроизношения, недостатки темпоритмической и интонационно-мелодической организации речи как при органических, так и при функциональных речевых расстройствах. Людям речевых специальностей аппарат помогает овладеть навыками голосоведения, паузирования, а также навыками слитной, плавной, благозвучной, выразительной речи.
Возможность варьировать в различных комбинациях и сочетаниях заложенные в аппарате функции позволит осуществить индивидуальный подход и индивидуальный режим работы для каждого, добиваясь тем самым высокой эффективности в преодолении различных речевых расстройств.
Одним из основных достоинств аппарата является его малый размер и вес, техническая простота и доступность для каждого пользователя, автономное питание от батарейки, что позволяет использовать прибор для отработки правильной речи не только в условиях стационара и домашних условиях, но и в общественных местах.
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВША
Большая часть человечества — праворукие и только — 5—12% из всех леворукие. Зарубежные ученые отмечают, что из года в год количество леворуких нарастает: в 1928 г. среди взрослых было выявлено 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин. В 1973 г. число леворуких женщин увеличилось до 8,8%, а мужчин до 10,4%, а в 1979—88 годах достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди мужчин. Конечно, леворуких меньшинство и еще меньше их становится по мере взросления. Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучитывают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии.
Негативное отношение к леворукости имеет давнюю и длительную историю. Как правило, в различных культурах положительные качества соотносились с правым, отрицательные — с левым. Древность этого предрассудка подтверждает и лингвистический анализ. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов «неловкий», «неуклюжий», но и «нечистый», «неискренний», «зловещий».
«Я все понимаю, — жалуется мама леворукого сына, — но ничего с собой поделать не могу, воспринимаю леворукость как недостаток, даже, признаюсь, как ущербность». «Что бы вы ни говорили, — продолжает разговор учительница начальных классов, — это должно быть очень неудобно — писать левой рукой. И я тоже, может быть, невольно, смотрю на леворукого как на неспособного сделать все как надо». «Нет, нет, нет, — настаивает бабушка, — у него (у леворукого внука) не может быть все в порядке, что-то нарушено, что-то не так. Иначе отчего это несчастье?»
С подобными взглядами на леворукость и таким отношением мы сталкиваемся очень часто. Отчего это? От нашего всеобщего нетерпения и нетерпимости к иному, другому? От желания, чтобы ребенок ничем не отличался от «обычных детей» и был «как все»? К сожалению, и сейчас бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями, несмотря на то, что специальные психико-физиологические исследования не дают для этого никаких оснований.
И все же тревога за здоровье и развитие леворуких детей не лишена основания. Известен факт, что среди подростков с девиантным поведением (поведением, отклоняющимся от принятых норм) и среди тех, кто совершил противоправные действия, отмечается значительное число леворуких. Однако, и это важно подчеркнуть, причина кроется не в леворукости как таковой, а в отрицательном отношении к этим людям в детстве, возможно, в насильственном переучивании, которое травмирует личность ребенка, создавая ситуацию так называемого «декстра-стресса» (декстра (лат.) — правый, стресс (англ.) — давление, напряжение) — стрессовых воздействий праворукой среды. Ученые предполагают, что отказ от переучивания, истинное внимание и бережное отношение к леворуким детям позволяют уменьшить отрицательное влияние декстра-стресса на здоровье и формирование личности, снижают нарушения физического и психического здоровья.
Люди так долго и упорно боролись за право леворукого оставаться леворуким, так убедительно доказывали, что среди левшей немало известных и даже гениальных людей, что в последние годы появились сторонники другой и тоже крайней точки зрения — все левши гениальны, творчески одарены, имеют блестящие математические способности. Однако и такие взгляды могут нанести не меньше вреда, чем нетерпимость и негативное отношение к леворукости, вызывая у ребенка тревожность и неуверенность из-за невозможности соответствовать завышенным ожиданиям родителей.
Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди, одно несомненно — леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое — преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.
Мнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. Естественно, что в теориях происхождения леворукости за основу принимаются не только различные факторы (социокультурные, патологические, генетические), но и их комплексное сочетание.
Одной из первых теорий возникновения леворукости была социальная теория английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом привычки, влияния социальных условий среды. Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин, становятся левшами. Наиболее частыми причинами такой леворукости (иногда называемой вынужденной) являются травмы правой руки (переломы, вывихи, растяжения связок), перенесенные в раннем детстве.
Исследования, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей стране, показывают, что среди леворуких детей очень высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Нельзя исключить, что существует генетически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в разных поколениях. Вероятность появления леворукого ребенка увеличивает так называемый родовой стресс. Родовой стресс обычно определяют наличием не менее, чем двух неблагоприятных факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других. Следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, возможно, как единую причину возникновения и леворукости, и нарушений в развитии ребенка патологические факторы, связанные с течением беременности и родов.
Факт существенного преобладания леворуких в клинических выборках, в группах детей со школьными проблемами неоспорим, однако это не дает основания делать выводы о причинно-следственной связи леворукости и этих влияний. Еще раз подчеркнем — леворукость в таких случаях скорее сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.
Часто встречающаяся семейная леворукость заставила ученых ответить на вопрос о возможности передачи этого признака по наследству. Еще в 20-х годах было доказано, что вероятность обнаружить леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, она возрастает до 17%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46%, если леворуки оба родителя. В пятидесятые годы нашего столетия эти цифры уточнили, но они не сильно различаются: 50% детей становятся левшами, если оба родителя левши, 16,7% — если один из родителей левша, и 6,3% — если в семье не было леворукого.
Генетические модели происхождения леворукости предполагают, что здесь важное значение имеют факторы дородового развития, в том числе и эндокринный статус матери и ребенка, определяющий развитие правого и левого полушария мозга в период внутриутробного развития. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.
Во многих теориях возникновения леворукости используется идея различной функциональной организации мозга у правшей и левшей, факт асимметрии мозга. Мы привыкли говорить о мозге как о едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое строение, имеет и свои специфические особенности, и свои функции. Различия левой и правой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга — левого и правого. Уточним: у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.
Изучение функциональной организации мозга у леворуких детей и, особенно, характера межполушарного взаимодействия у них обнаруживает следующие факты. Предпочтение правой руки связано с несколько большим функциональным объединением корковых структур, то есть более жестко «завязаны» не только все зоны каждого полушария, но и полушария между собой. У леворуких — более автономны не только полушария, но и выявлена меньшая жесткость взаимодействия корковых структур в каждом полушарии. Вполне вероятно, что большее разнообразие картины функциональной организации мозга в процессе деятельности леворуких связано именно с меньшей жесткостью функциональной организации, с большим количеством «степеней свободы», позволяющим более гибко, разнообразно и незапрограммированно выбирать варианты стратегии деятельности. Гибкость выбора и смены стратегий деятельности у леворуких напрямую связаны с неустойчивостью выбора и сохранения этой стратегии. В этих вопросах еще много неизвестного, спорного, противоречивого, но то, что функциональная организация мозга левшей не зеркальна и не симметрична правшам, не оспаривается. Все это еще раз обращает наше внимание на тот факт, что заставляя леворукого ребенка работать правой рукой, мы пытаемся изменить не характер предпочтения руки, а переделать его биологическую природу.
Учитывая все эти факты, по-видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопричинной) природе леворукости. Можно выделить: леворукость, обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочтения руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и др. причин. Фактически можно выделить три основных варианта предпочтения левой руки: (1) генетическую леворукость; (2) патологическую леворукость, обусловленную в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; (3) вынужденную леворукость. Причем возможны различные сочетания этих вариантов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.
Итак, мы пока не знаем, почему у большинства людей на земле более ловкой, сильной и точной оказывается правая рука, и почему только часть — их зеркальное отражение. А значит, мы еще далеки от разгадки тайны происхождения леворукости.
Человеку издавна было известно, что преимущественное владение одной из рук (леворукость или праворукость) — не единственный вариант асимметрии двигательной активности левой и правой половины человеческого тела и органов чувств. Асимметрия рук, как правило, сочетается с другими видами асимметрии — асимметрией ног, лица и тела, зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
В процессе индивидуального развития ребенка формируется свой, характерный для каждого человека тип сочетаний моторной (двигательной) и сенсорной (чувствительной) асимметрии. По-видимому, для праворуких более характерна правосторонняя двигательная и чувствительная асимметрия. У левшей соотношение моторной и сенсорной асимметрии не выражено столь четко, и это еще одна тайна левшей, которая ждет своей разгадки. Многообразие видов двигательной и чувствительной асимметрии, различное их сочетание объясняют небольшой процент «чистых», или абсолютных левшей и правшей. И, по-видимому, чистые левши и правши — не самые оптимальные варианты. Исследования показали, что и сильно праворукие, и сильно леворукие дети имеют худшие показатели организации деятельности, а также более низкий коэффициент интеллекта. Можно предположить, что у сильных левшей, как и у сильных правшей, нарушается не какая-то отдельная функция, а баланс взаимодействия правого и левого полушарий мозга, что, возможно, и дает «сбой» в организации деятельности.
Многочисленные исследования особенностей и отличий левшей и правшей, к сожалению, пока не дают ясного и четкого представления о том, чем отличаются левша и правша по организации высших психических функций. Нет однозначных данных, кто способнее, у кого выше интеллект, для кого характерно творческое мышление, кто более конкретный, а кто абстрактный, кто эмоциональнее и музыкальнее. Как показывает опыт, левши, как и правши, могут быть самыми разными. Несомненно другое — индивидуальные различия среди правшей и левшей могут быть значительно большими, чем между правшами и левшами. Есть гениальные левши и гениальные правши, есть неловкие левши и еще более неловкие правши. Есть еще много других, непохожих ни на кого и отличающихся от всех и левшей и правшей. И это еще раз подтверждает, что леворукость— индивидуальный вариант нормы.
Как определить левшу?
Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-то сомнения, то лучше сделать это раньше, в четырех-пятилетнем возрасте). Ведь именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, привести к серьезным нарушениям здоровья. Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети стараются выполнять новые для них действия так, как учат их взрослые и подражая им. «Возьмите ложку в правую руку», — учит детей воспитательница в детском саду, и дети обычно безропотно выполняют ее указание. Так происходит насильственное переучивание в дошкольном возрасте, и многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили.
Существует несколько вариантов определения рукости.
Есть отдельные тесты — пробы, которые традиционно используются для определения леворукости. Например, переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Правда, несмотря на большую популярность, тест мало информативен.
Еще один известный тест — «поза Наполеона» :— скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.
Третий — аплодирование. У правшей при аплодировании более активная правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще хлопают обеими ладошками.
Очень информативны и интересны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, менее выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
Учитывая, что скорость движения и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой руки. Для оценки скорости можно использовать число постукиваний указательным пальцем за 10 секунд, число касаний ручкой плоскости листа при постукивании за 10 секунд.
Однако наиболее распространенным является метод количественной оценки рукости с помощью опросников. Опросники для определения рукостиочень разнообразны, но практически все они содержат стандартный набор вопросов. Первый — почти всегда: какой рукой человек пишет легче, красивее, затем — какой рукой бросает мяч, зажигает спичку, режет ножом, ножницами, раздает карты, забивает гвоздь, держит расческу и т.д.
Однако любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что самооценка не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Еще сложнее использовать опросники при оценке рукости у детей, поэтому исследователи предпочитают оценивать рукость у детей в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна и чаще используется в деятельности, какой рукой движения выполняются более ловко и точно.
Французская исследовательница М. Озъянс предложила следующий набор проб для определения рукости. Полный набор состоит из двадцати заданий.
1) Завинтить крышки на бутылках.
2) Зажечь спички.
3) Разрезать бумагу ножницами.
4) Вставлять стержень, иголку в небольшие отверстия пуговиц, бусин, геометрических фигур.
5) Почистить обувь щеткой.
6) Намотать нитку на катушку.
7) Перелить воду из одного сосуда в другой.
8) Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
9) Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10) Сложить мелкие предметы в узкий цилиндр.
11) Разложить (раздать) карточки (карты).
12) Проколоть дырочки (5—6 укалываний).
13) Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
14) Продеть нитку в иголку.
15) Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16) Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки.
17) Достать бусинку ложкой из стакана.
18) Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
19) Закрыть, открыть молнию на сумке.
20) Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озъянс советует выбирать для ребенка следующие задания: зажигание спичек, накалывание бусин, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доставание бусинки из стакана, звонок в колокольчик. В этой сокращенной батарее тестов используются в основном бытовые действия, требующие ловкости и точной координации движений. Важно, что все они непривычны и не натренированы, что позволяет получить более надежное представление о превосходстве одной руки над другой.
Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых важных условий. Во-первых, тестирование проводится один на один с ребенком. Во-вторых, обстановка должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете «рукость». В-третьих, исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка. В-четвертых, все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки ребенка.
Отечественные исследователи для определения рукости часто используют батарею тестов, предложенную М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским, состоящую из следующих заданий.
Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). После того, как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. При анализе рисунков будут отчетливо видны различия в выполнении одних и тех же заданий ведущей и неведущей рукой. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий.
Второе задание — открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробок». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).
Третье задание —- «Построй колодец из палочек (спичек)». Ведущая рука — та, которая используется более активно.
Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить ему и поймать его несколько раз.
Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, узор). Ведущая — более активная рука, причем это не обязательно та рука, в которой ребенок держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10—15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.
Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.
Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.
Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую пытается присоединить.
Девятое задание — «Построй из кубиков дом, ограду, сложи рисунок по образцу». Как ведущая, оценивается рука чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики, детали.
Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.
Возраст ____________________ Дата тестирования _______________ | |||
Тесты | Левая рука | Обе руки | Правая рука |
1. | + | ||
2. | + | ||
3. | + | ||
,,,,, |
При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении тестов ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак (+) ставится в графу «Обе руки».
Казалось бы, все очень просто. Однако, нередко все бытовые действия ребенок может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. Существуют даже специальные термины «графическое функциональное превосходство» (то есть могут быть «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство», характеризующее преимущественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (то есть могут быть «бытовые левши» и «бытовые правши»). Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические» левши оказываются и бытовыми левшами, а графические правши бытовыми правшами. Есть дети — амбидекстры (не проявляющие явного предпочтения правой руки, одинаково владеющие и правой, и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях. Все это разнообразие вариантов необходимо принимать во внимание при выборе руки для письма. Оно показывает, как важно вовремя, еще до начала активного обучения письму, правильно определить ведущую руку. От взрослых требуется внимание и терпение, умение во всех случаях с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой. Если на этом этапе у вас возникают трудности и сомнения — обратитесь к специалистам.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть: леворукость — это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Все это будет проявляться и в высших психических функциях ребенка, и в его деятельности, в приспособлении к различным влияниям среды.
Еще более сильны различия между детьми, имеющими леворукость разного происхождения, а именно: генетически закрепленную леворукость, патологическую леворукость, вынужденную леворукость. Леворукие дети не однородная группа и трудности обучения в каждом отдельном случае имеют свои причины. Исследователи, изучающие особенности развития леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого внимания, и это наиболее существенно при поступлении в школу. Многие рассматривают леворуких | детей как группу риска — риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. Школа, учеба, особенно в первые месяцы, в первый год требуют от ребенка длительного напряжения, вызывают значительное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам ребенка. Новый коллектив, новые друзья, новые требования — это совсем не просто для любого ребенка, а для леворуких — тем более, так как значительная часть леворуких детей имеет факторы риска и нарушения в развитии, а значит они будут более чувствительны к действию любых неблагоприятных воздействий — будь то эмоциональные перегрузки или большой объем учебной работы.
Период приспособления к школе довольно продолжителен по времени — А—6 недель. Опросы показывают, что родители «отводят» на адаптацию не больше одной-двух недель, учителя — больше: две-три недели. А реальные сроки продолжительнее в два раза. В этот период трудно все: и следующие друг за другом новые уроки (нужно быстро переключаться с одного непривычного вида деятельности на другой, столь же непривычный), и значительная статическая нагрузка (нужно сидеть в относительно неподвижной позе, не вертясь), и незнакомые дети (хорошо еще тем, кто ходил в детский сад, а как справиться с неловкостью тем, кто был до школы дома). Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации в школе: им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, повышенный уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов. Они, как и другие дети 6—8 лет, ориентированы на общение со сверстниками, которое служит для них источником положительного эмоционального подкрепления. Поэтому возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для левшей сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе.
Переучивать или нет?
Чаще всего дилемма переучивать или нет возникает в начале школьного обучения. Ведь в реальной жизни у левшей в праворуком мире возникает много проблем. Бытовая техника, приборы, станки, пульты управления рассчитаны в основном на праворуких людей, а значит возможны ограничения в выборе профессии. Пусть они не широки, но все же. Оправдывая переучивание, многие родители объясняют это желанием помочь ребенку «спокойно жить потом», в праворуком мире. Родители говорят: «Вдруг это как-то помешает ему в жизни», «В школе все дети пишут правой рукой. Зачем же ему выделяться?», «Мне кажется это какое-то упрямство, можно научиться и правой работать». Результаты опросов показывают, что около 42% родителей леворуких детей хотят переучить своего ребенка и, переучивая, считают, что в этом нет ничего особенного.
Однако, надо четко осознавать чемможет заплатить леворукий ребенок за переучиваниеи удобства жить в праворуком мире.
Накоплено огромное количество наблюдений, что у переученных левшей на всю жизнь остается более тонкая координация левой руки. Очень часто переученные левши только пишут правой рукой (причем почерк их, как правило, далек от совершенства), а все остальные бытовые и профессиональные действия выполняют все же левой рукой. Кроме того, навязывание ребенку несвойственного ему варианта двигательной деятельности чрезмерно напрягает его, приводит к неустойчивости внимания (то, что учитель отмечает как неусидчивость и невнимательность), высокой истощаемости, резкому снижению работоспособности (при выполнении письменных работ первые предложения написаны аккуратно, четко, без ошибок, но вдруг все резко меняется, и учитель жалуется на то, что «ребенок не старается»). Ребенку трудно включиться в новую работу, переключиться на другой вид деятельности. Переучивание может даже становиться психогенным фактором риска возникновения неврозов. Ведь переучивая ребенка, навязывая не свойственный его биологической природе тип деятельности, мы нарушаем баланс взаимодействия полушарий головного мозга, вторгаемся в чрезвычайно сложные и несформированные еще механизмы координации и управления движениями, нарушаем естественный хо