Развитие речи ребенка второго года жизни
К концу первого года жизни ребенок пытается вслед за взрослыми повторять отдельные слова. Девочки начинают говорить раньше — на 8—9-м месяце жизни, мальчики позже— на 11—12-м. Первые слова, которые произносит ребенок, как правило, МА-МА, ПА-ПА, БА-БА, ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ, АМ-АМ и т.д. Все существительные употребляются в именительным падеже и единственном числе.
К полутора годам ребенок попытается связать два слова: «Мама! Дай!», усваивает повелительное наклонение глаголов: «ИДИ!», «Дай!», «Положи!», выражающих его желание и потому имеющих для него важное значение. Месяца через два появляются формы множественного числа: КИСКА — КИСКИ. К двум годам жизни активный словарь ребенка включает до 1000 слов.
Поскольку он уже задает первый .вопрос: «Что это?», он усваивает названия многих предметов, и в начале второго года жизни слова становятся для него сигналами соответствующих предметов: ЭТО СТОЛ, ЭТО ЛИСА. Одновременно запоминаются и названия действий: ДАЙ, ВОЗЬМИ, ПОКАЖИ, ПОЛОЖИ.
От слова к понятию
Для того, чтобы вычленить из словосочетания (ДАЙ РУЧКУ) отдельные слова (ДАЙ и РУЧКУ), и ребенку, и взрослому надо немало потрудиться. Мама моет сыну ручки и говорит: «Где ручка? Вот ручка у Мити! Вымоем ручки чисто-чисто!»
Слово ДАЙ тоже употребляется в сочетании с различными словами и по отношению к разным предметам: «Дай куклу!», «Дай ложку!».
Предмет не только много раз показывается малышу, ему дают его потрогать, просят назвать его. Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово ПОМИДОР. Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начинают самостоятельную жизнь.
Родители должны знать, что для превращения слова-названия в слово-понятие важно выработать на него большое число двигательных условных связей. Интересный эксперимент, проведенный психологами в Доме ребенка, описан М.М. Кольцовой в книге «Ребенок учится говорить».
Изучали две группы детей от 1 года до 1 года 3 месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев ежедневно 10 раз по пять секунд показывали незнакомый предмет (КНИГУ) и говорили: «Книга, это книга». Дети каждый раз обращали взгляд в сторону показываемого предмета. За время наблюдения реакция была повторена 500 раз.
С детьми второй группы также использовали КНИГУ, но производили большое количество действий: «ВОТ КНИГА», «ОТКРОЙ КНИГУ», «ЗАКРОЙ КНИГУ», «ПОЛОЖИ КНИГУ» и т.д. — всего 20 такого рода команд, каждая из которых требовала двигательных реакций.
В результате на просьбу дать книгу дети из первой группы брали ту книгу, с которой имели дело в предыдущих опытах, и отдавали ее.
Когда просили взять еще какую-нибудь книгу, то они либо брали любой другой предмет (куклу, машинку), либо двигательной реакции не следовало вообще. То есть для них слово КНИГА осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело.
Все малыши второй группы выбрали из лежащих перед ними предметов сначала знакомую им книгу, а затем и все остальные. Они не только отличали книги от других предметов, но и смогли обобщить их словом КНИГА. Значит, слово стало для них понятием, относящимся ко многим предметам, в чем-то сходным, а в чем-то различающимся между собой.
Следовательно, родители должны учить ребенка производить как можно больше действий с любым предметом: ВОЗЬМИ, ПОЛОЖИ, ОТКРОЙ, ЗАКРОЙ и т.д. Малыш не должен быть предоставлен себе — он должен под руководством взрослого учиться нужным действиям с предметами, потому что это развивает его мышление.
Пока сам ребенок не знает, что и как делать, ему надо показать и подсказывать даже самые простые действия, научить его этим действиям. Девочек, скажем, играть в куклы, одевать и раздевать их, кормить, купать и т.д. Мальчиков — складывать из кубиков дом, катать машинки и т.д.
Все действия необходимо комментировать: «Вот белое платье. Надень кукле Маше платье, а я тебе помогу. Сейчас мама идет в гости к кукле Кате — топ, топ...» Мама включается в игру и говорит о том, что делает кукла. Так действия с предметами способствуют формированию обобщающих понятий.
Различают четыре степени обобщения:
1 степень— слово обозначает один конкретный предмет (ЭТО КУКЛА; ЭТО КУБИК). Оно совпало с ощущениями от него и между ними образовалась прочная связь.
2 степень— слово обозначает уже группу однородных предметов (КУКЛА относится к любой кукле). Значение его шире, менее конкретно, менее связано с каким-то определенным предметом. 1 и 2 степени обобщения доступны детям второго года жизни.
3 степень— слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее название (ОДЕЖДА, ПОСУДА, ИГРУШКИ). Эта степень обобщения достигается детьми к трем годам.
4 степень— слово как бы аккумулирует предыдущие уровни обобщения (ДОБРЫЙ, ЗЛОЙ и т.д.) Такой уровень обобщения доступен лишь к четырем годам.
При 1 и 2 степени обобщения ребенок должен связать слово с ощущениями от данного предметами и, главное, действиями, которые он с ним производит. В свое время И.М. Сеченов приводил наглядный пример с колокольчиком: малыш видит его — получает зрительное ощущение, трогает — получает осязательное ощущение, колокольчик издает звук — слуховое ощущение, и, наконец, взрослый говорит «динь-динь».
На втором году жизни ребенок уже понимает, что каждый предмет имеет название, что каждое свойство предмета — большой или маленький, красный — синий, соленый — сладкий — тоже имеет название, как и всякое действие — съел, пошел* заговорил. Малыш узнает, что предметы и действия объединяются в группы, имеющие словесные обозначения: еда, игра, посуда и т.д.
Звуки речи
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает: губные звуки — п, пь, б, бь, м, мь; губно-зубные — ф, фь, в, вь; переднеязычные — т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль; заднеязычные — к, кь, г, гь, х, хь.
Свистящие звуки (с, сь, з, зь), шипящие (ш, щ, ж, ч) и сонорные (р, рь, л, ль) ребенок в этом возрасте пропускает или заменяет. Задача родителей — проводить подготовительную работу, которая поможет ему овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ему определить игрушку по звукоподражанию (используя озвученные собачку, кошку и т.д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан и т.д.).
Мы произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Точность, сила, объем этих движений развиваются у ребенка постепенно. Мы можем помочь ему в этом упражнениями артикуляционной гимнастики. С детьми от 1 года до 2 лет можно поиграть в ЛОШАДКУ — пощелкать языком, широко раскрывая рот, причем лошадка едет то медленно, то быстро. Упражнение «Лошадка» способствует укреплению мышц языка и его подъему вверх за счет подтягивания подъязычной связки.
Пользуясь тем, что от 1 года до 2 лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков, очень важно воспитывать у него потребность в общении, внимание к речи окружающих, а также речевую память и умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.
ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА
«Мама просит мазелин»
«На голове холодный мокресс»
«Возьми меня, мама, к вихрахеру»
«Мама пила болерьянку»
«У зубного врача больмашина»
К. И. Чуковский
Ваш ребенок растет. Он уже многое умеет, все более разнообразными становятся его действия. Как и предметные действия, игровые действия ребенка проходят свой путь развития. В начале второго года жизни игрушка выступает в том же качестве, как и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, тянет ее в рот, то есть познает с помощью действий ее предметные свойства. Постепенно, на протяжении второго года жизни, дети с помощью взрослых усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать ее спать, моют посуду, словом, отражают в игре реальные жизненные явления, участниками и наблюдателями которых они являются.
Наличие различных впечатлений — необходимая предпосылка возникновения игры. Ребенок, постоянно находящийся в манеже, не знающий названия и назначения простых вещей, используемых в повседневной жизни, лишается основы для воссоздания ее в воображаемой ситуации, в игре.
Еще одно условие возникновения игры — умение ребенка подражать действиям взрослого. На втором году жизни игровые действия совершаются только с небольшим числом игрушек, чаще всего с теми, которые продемонстрировал ребенку взрослый. Воображаемая ситуация, которая необходима для возникновения игры, только-только начинает быть доступной ребенку. Элементы игры в этом возрасте переплетаются с манипуляциями, ни одно действие логически не следует из другого и не доводится до конца. Ребенок в игре еще не способен выстроить логическую цепочку действий.
Расширение жизненного опыта, взросление ребенка приводит к тому, что игра ребенка третьего года жизни становится более разнообразной и зрелой. Расширение диапазона отражаемых в игре ситуаций, развитие игровых навыков приводят к тому, что ребенок начинает заменять недостающие вещи другими или словом, начинает действовать в воображаемом плане. На третьем году жизни дети, как правило, увлечены игрой, в их действиях есть определенная логика, ни одно из них не повторяется, игра строится как последовательная цепочка событий. Дети третьего года жизни подчас сами придумывают сюжет игры, активно используют замещения одних предметов другими. Такая игра — это важное средство познания окружающего мира, ведущая деятельность ребенка, в которой лучше всего происходит его психическое развитие: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение. Малыш получает возможность проявить фантазию, испытать ощущение всесилия и свободы. Игра — приятная, доставляющая удовольствие ребенку деятельность. Поэтому так важно родителям серьезно относиться к играющему ребенку — если ребенок играет, он занят очень важным, и с взрослой точки зрения делом — он развивается и учится. Ребенку надо не только не мешать играть, но и всячески помогать и стимулировать его к этому.
Исследования показали, что игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Поэтому — учите детей играть! Прежде всего нужно заинтересовать малыша игрой. Можно разыграть перед ним какую-нибудь несложную ситуацию, перевести в игровой план любимое стихотворение малыша, сказку. Важно, чтобы игра не превращалась в занятие — чтобы увлечь малыша, вы должны быть увлечены сами. Итак, задача взрослого — увлечь малыша и дать ему образцы игровых действий, из которых впоследствии разовьется самостоятельная игра. Но для того, чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужно строить не только отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала следует закладывать в игру элементы планирования, перехода от одного действия к другому. Надо чтобы ребенок учился удерживать цель игры, выполнять одно действие ради другого. При этом полезно словесно обозначать окончание одного действия и начало другого, например: «Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять». Первое время ребенок играет с игрушками, имеющими внешнее сходство с реальными вещами. Через некоторое время в игру можно постепенно вводить предметы-заместители. Сделайте вид, что вы ищете на столе отсутствующий, но совершенно необходимый для игры предмет, подключите к поискам малыша. Старайтесь стимулировать его речь, разговаривая с куклой, обращайтесь к ребенку, радуйтесь совместным находкам. Вначале малыш будет только подражать вам, не слишком осознавая смысл предлагаемых замещений.
Не навязывайте ему своих действий, не ругайте за непонятливость или неловкость. Если ребенок не понимает смысла замещения, не настаивайте, вернитесь к этой игре позже.
Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность, уступая ему первенство в игре. Спустя некоторое время малыш не будет нуждаться в вашем постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго будут необходимы, потому что ребенок не всегда в состоянии сам оценить достигнутое.