Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.
Данная модель акцентирует акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические, а затем – на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу.
Главное в этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
В. Хендерсон предусматривает непременное участие пациента во всех этапах сестринского процесса.
В. Хендерсон утверждает:
- что сестринский процесс должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека в удовлетворении потребностей повседневной жизни;
-что способность человека удовлетворять свои ежедневные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния.
Планирование сестринского ухода по модели В. Хендерсон предусматривает, что пациент должен полностью и самостоятельно удовлетворять свои повседневные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода заключается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости. Сестринское вмешательство направлено на укрепление здоровья пациента, полное решение задач, поставленных перед ним. В конечном итоге вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости, насколько это возможно. Итоговую оценку выполнения плана по уходу начинают с оценки каждой повседневной потребности, при удовлетворении которой были выявлены проблемы. При недостижении цели изменяют формулировки цели и планируют новые сестринские вмешательства.
3. Требования к профессиональному уходу: научность системность, индивидуальный подход.
Профессиональный уход- тщательно планируемая и научно-обоснованная система мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию каждого конкретного пациента к жизни в условиях болезни.
Уход тогда является профессиональным, когда он отвечает трём необходимым требованиям:
1) научность, использование в сестринской практике научно обоснованных стандартов сестринского дела;
2) системность,то есть продуманность, спланированность, обязательная документация сестринской помощи;
3) индивидуальностьпредоставляемого ухода.
4. Сестринский процесс: понятия и термины.
Сестринский процесс -научно- обоснованная методология профессиональной сестринской помощи, ориентированной на удовлетворение потребностей пациента в уходе с непременным его участием или членов его семьи.
Симптом- признак болезни.
Холистический подход- целостный подход, с учётом физических, психологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и духовных потребностей.
Конфиденциальность- с англ. Confidential- секретный. В медицине- сохранение тайны, защита информации личного характера.
Оценка- это непрерывный, систематический процесс, требующий навыков наблюдения и общения.
История вопроса.
Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов прошлого столетия. В настоящее время оно получило широкое развитие в американской и в западно- европейских моделях сестринского дела.
Цель сестринского процесса.
Сестринский процесс-это научный методорганизации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Сестринский процесс - динамичный, цикличный процесс.
Целью сестринского процесса являются поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующего комплексного (холистического) подхода к личности пациента.
7.Преимущества внедрения сестринского процесса в сестринское образование и сестринскую практику.
Сестринский процесс обеспечивает:
1. Системный, т.е. тщательно продуманный и спланированный подход к организации сестринского ухода.
2. Индивидуальный подход и организацию сестринского ухода, учёт всех личностных особенностей пациента и своеобразия конкретной клинической ситуации.
3. Активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.
4. Возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности.
5. Эффективное использование времени и ресурсов медсестры, сосредотачиваемых на основной проблеме пациента.
6. Повышение компетентности, независимости, творческой активности медсестры, а значит, престижа профессии в целом.
7. Универсальность метода.
8.Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа.
¾ Первый этап: сестринское обследование.
Сестринское обследование или оценка ситуации с целью определения конкретных потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов. Этот этап включает в себя процесс сбора информации для оценки ситуации методами сестринского обследования.
Существуют следующие методы обследования: субъективный (собственное мнение пациента и мнение его немедицинского окружения о состоянии здоровья), объективный (профессиональное представление медицинского окружения о состоянии здоровья пациента) и дополнительные методы для определения потребностей пациента в уходе (сбор дополнительной информации о психологическом, духовном статусе пациента и т.д.).
Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно важных потребностях человека.
Сбор необходимой информации начинается с момента поступления пациента в стационар или обращения за медицинской помощью до выздоровления.
С целью определения приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных потребностей или проблем пациента, степени независимости пациента в уходе проводится анализ собранной информации.
¾ Второй этап: выявление проблем пациента или сестринская диагностика.
Сестринский диагноз-это состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведённого сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.
Анализ полученной на первом этапе информации является основанием для формулирования проблем пациента (сестринских диагнозов) существующих (настоящих, явных) или потенциальных (скрытых, которые могут появиться в будущем). При определении приоритетности медицинская сестра должна опираться на врачебный диагноз, знать образ жизни пациента, факторы риска, ухудшающие его состояние, помнить о его эмоциональном и психологическом состоянии. По приоритетности проблемы пациента могут быть первичными, промежуточными или вторичными.