Периферические лимфатические узлы

Обследование периферических лимфатических узлов проводится путем осмотра и пальпации, которую проводят указательным и средними пальцами обеих рук симметрично, пытаясь прижать пальпируемые узлы к более плотной ткани. При этом прощупываются лимфоузлы, расположенные в подкожной клетчатке.

Пальпация проводится в следующей последовательности:

- затылочные,

- заушные (на сосцевидном отростке),

- подчелюстные (под углом нижней челюсти),

- подбородочные (в подбородочной области),

- передние шейные (по ходу переднего края, грудино-ключично-сосцевидной мышцы),

- задние шейные (сзади этой же мышцы),

- надключичные (в надключичных ямках),

- подключичные (в подключичных ямках),

- паховые (в паховых областях).

Если лимфатические узлы удалось прощупать, то необходимо отметить следующие их особенности:

- количество (единичные, множественные),

- величину:

I размер – 1-2 мм – просяное зерно,

II размер – до 5 мм – чечевица,

III размер – 5-7 мм – горошина,

IV размер – 1 см – боб,

V размер – 1,5 см – лесной орех,

VI размер – 2 см – голубиное яйцо,

- отношение к окружающим тканям (спаяны или нет),

- цвет кож и над ними,

- чувствительность при пальпации (наличие болезненности).

периферические лимфатические узлы - student2.ru Нормальной величиной является I-II размер, консистенция лимфоузлов у здоровых детей эластичная, пальпация безболезненная, пальпируются не более чем в 2-3-х группах, единичные.

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

При оценке состояния мышечной системы у детей необходимо провести ОСМОТР, при котором обратить внимание на степень развития мышц, наличие атрофии или гипертрофии отдельных мышц. Для этого сравнивают симметричные мышцы лица туловища, конечностей.

Методом ПАЛЬПАЦИИ уточняются и дополняются данные осмотра. Определяется ТОНУС МЫШЦ, о котором можно судить по консистенции мышечной ткани, определяемой пальпаторно. Мышечный тонус считается нормальным, если мышцы при пальпации достаточно упругие; сниженным – мышцы кажутся мягкими, дряблыми; повышены – мышцы тверды на ощупь. Кроме того, мышечный тонус оценивается степенью сопротивления, получаемого при пассивных движениях, например, при сгибании или разгибании верхних и нижних конечностей. При снижении мышечного тонуса сопротивление ребенка при пассивных движениях недостаточное, объем движений в суставах может быть увеличенным. При повышении тонуса движения ограничены или невозможны.

Помимо тонуса определяется СИЛА МЫШЦ. У детей раннего возраста о силе мышц судят по сопротивлению или степени усилия, которое оказывает ребенок при активных движениях, например, при отнятии игрушки. Силу мышц у детей старшего возраста (дошкольного и школьного) можно определить при помощи следующих приемов: по силе рукопожатия, по возможности поднимать груз посильной тяжести, по способности сопротивлению, которое ребенок оказывает при сгибании и разгибании конечностей. У детей школьного возраста сила мышц кисти оценивается с помощью ручного динамометра.

КОСТНАЯ СИСТЕМА

При обследовании костной системы необходимо провести осмотр всех частей скелета (черепа грудной клетки, позвоночника, конечностей), отметить имеющиеся деформации. Затем в той же последовательности провести пальпацию.

При пальпации головы, положив большие пальцы обеих рук на лоб, ладони на височные области, средними и указательными пальцами обследовать теменные кости, затылочную область, швы и роднички.

Пальпируя большой родничок, необходимо определить его величину – расстояние между двумя противоположными сторонами, обратить внимание на состояние его краев, выбухание или западение. При пальпации позвоночника определяют нет ли его искривления – для этого ребенка просят скрестить руки на груди и одновременно нагнутся вперед, а затем провести средним и указательным пальцами по остистым отросткам от VI шейного позвонка до крестца, выявляя отклонения от срединной линии.

СУСТАВЫ. Необходимо провести их осмотр и пальпацию, при этом обращают внимание на их размеры, объем движений в данном суставе, местную температуру, окраску кожи, отечность мягких тканей.

В конце исследования костной системы измеряют окружность головы и грудной клетки с помощью сантиметровой ленты.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

При обследовании органов дыхания проводится осмотр, перкуссия, аускультация.

ОСМОТР: При общем осмотре обращают внимание на положение больного, окраску кожи и слизистых.

При осмотре лица уточните: свободно или затруднено дыхание через нос, есть ли выделения из носа, их характер (слизистые, серозные, гнойные, сукровичные, корочки в носовых ходах), цвет лица, наличие цианоза, степень его выраженности (умеренный – резкий, постоянный – переменный, появляется при перемени положения ребенка, крике, сосании). Следует помнить, что цианоз у ребенка раньше появляется в области носогубного треугольника – пероральный. Нет ли раздувания крыльев носа при дыхании, покачивание головы в такт дыханию, пенистых выделений в углах рта. При осмотре грудной клетки обращают внимание на наличие отдышки, участия в акте дыхательных, вспомогательных мышц.

ПРОВОДЯТ ПОДСЧЕТ ЧАСТОТЫ ДЫХАНИЯ. Для этого положите Вашу руку на грудь или живот ребенку и подсчитайте число дыхательных движений за 1 мин. При этом ребенок должен находится в спокойном состоянии, маленьким детям лучше подсчитывать во время сна. У новорожденных и грудных детей подсчет дыхания лучше провести путем поднесения фонендоскопа к носу ребенку.

ЧАСТОТА ДЫХАНИЯ В 1 МИН:

- новорожденные – 40-60,

- 1-ый и 2-ой год жизни – 30-35,

- 5-6 лет – 25-26,

- 7-10 лет – 18-20,

- старше 12 лет – 15-16.

ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРКУССИИ ЛЕГКИХ:

При перкуссии легких важно придать ребенку правильное положение, обеспечивающее симметричность грудной клетки. Переднюю поверхность грудной клетки детям раннего возраста удобнее перкутировать при лежачем положении ребенка на спине; спину – в сидячем; детей не умеющих еще сидеть, можно положить на живот. Детей старшего возраста лучше всего перкутировать в положении сидя или стоя. При перкуссии задней поверхности предлагают ребенку скрестить руки на груди и слегка нагнуться вперед; передней – ребенок должен опустить руки вдоль тела; боковых – отвести руки слегка в сторону.

У старших детей применяют ОПОСРЕДОВАННУЮ перкуссию, у младших – НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ.

Опосредованная перкуссия: средний палец левой руки («плессиметр») плотно прилегает к грудной клетке, перкуссионные удары производятся средним пальцем правой руки, согнутым в межфаланговых суставах по средней фаланге среднего пальца левой руки.

Непосредственная перкуссия: средним пальцем правой руки, согнутым в поясно-фаланговых суставах, наносят легкий удар по грудной клетке.

При проведении сравнительной перкуссии сравнивают одинаково расположенные участки легких с правой и левой сторон:

над и под ключицами,

по средним подмышечным линиям, начиная с подмышечных впадин, опускаясь на одно межреберье вниз,

по лопаточным (над, между и под лопатками) и паравертебральными линиями. Палец-плессиметр во всех участках ребер становится по межреберьям, кроме межлопаточной и подмышечной областей. В межлопаточной области располагается параллельно позвоночнику, а подмышечной области – перпендикулярно, а затем параллельно ребрам.

У здорового ребенка перкуторный звук ясный легочный и на симметричных участках одинаков.

При патологии возможно:

- УКОРОЧЕНИЕ, ПРИГЛУШЕНИЕ перкуторного звука – когда уменьшается воздушность ткани легкого, например, при воспалительном процессе.

- УСИЛЕНИЕ перкуторного звука, которое называется ТИМПАНИЧЕСКИМ, вплоть до КОРОБОКНОГО – появляется при повышении воздушности ткани легкого (например, эмфизема), над полостями.

АУСКУЛЬТАЦИЯ: проводится при спокойном и усиленном дыхании, при кашле, удобнее в сидячем положением ребенка, но если состояние тяжелое, можно и лежачем.

Аускультацию проводят в симметричных участках, в тех же, что и при сравнительной перкуссии.

Прежде всего, нужно определить характер дыхания:

- в норме выслушивается ВЕЗИКУЛЯРНОЕ ДЫХАНИЕ, (выдох составляет 1/3 вдоха). У детей до трех лет вследствие анатомо-физиологических особенностей (значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающее воздушность легочной ткани, узкий просвет бронхов, тонкая стенка грудной клетки) везикулярное дыхание будет усиленным и называется ПУЭРИЛЬНЫМ,

- при патологических состояниях может выслушиваться:

а) ОСЛАБЛЕННОЕ ДЫХАНИЕ – если в альвеолы поступает меньше воздуха (сужение гортани, трахеи, бронхов, ателектаз), при плеврите, воспалительном процессе (начальная и конечная стадии).

б) ЖЕСТКОЕ ДЫХАНИЕ (выдох составляет более половины вдоха или равен ему) – оно обычно указывает на поражение мелких бронхов, встречается при бронхитах и бронхопневмониях.

в) БРОНХИАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – выдох прослушивается лучше вдоха, может быть воспроизведено, если дуть в отверстие стетоскопа, а норме выслушивается над гортанью, трахеей; при патологических состояниях можно выслушивать побочные звуковые явления – ХРИПЫ – они бывают сухие и влажные.

СУХИЕ– выслушиваются при сужении бронхов или образуются от колебания густой мокроты, особенно в крупных бронхах; сухими их называют потому, что в их образовании жидкость не играет большой роли.

ВЛАЖНЫЕ ХРИПЫ образуются от прохождения воздуха через жидкость, в зависимости от калибра бронха, где они образуются, они бывают мелко- средне- и крупнопузырчатыми.

Аускультацией можно определить также крепитацию (образуется при разлипании терминальных отделом бронхиол).

Наши рекомендации