Диагностика эмоциональных процессов
ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС» (авторская)
Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мо-тивационная помощь), получить более общую характеристику личности, и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).
При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности.
Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.
= 54
*. Использование игры как терапевтического средства —-V
При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «лю-шеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Лющера.
Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус — такой, какой ты себе представляешь».
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).
В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:
Агрессия — наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположение внизу листа.
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм— использование ярких цветов, «радостные»
кактусы. ;
Тревога — использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Женственность — наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
55
- наличие на рисунке других как-• на рисунке изображен один как- |
Экстравертированность тусов или цветов.
Интровертированность-туе.
Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества — дикорастущие, «пустынные» кактусы.
Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существуют в детском воображении.
Рисунок 1 (мальчик 7 лет). Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремлений к лидерству и домашней защите.
Рисунок 2 (мальчик 8 лет). Агрессивно-одиноки кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; отсутствие стремления к домашней защите.
Рисунок 3 (мальчик 7 лет). Агрессивно-испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите.
---- Использование игры как терапевтического средства --
Рисунок 4 (девочка 8 лет). Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной общности; отсутствие агрессии.
Рисунок 5 (мальчик 7 лет). Агрес-
Рис.4 |
сивно-экст-равертиро-ванный кактус. Наличие агрессивности, демонстративно-сти, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремлений к лидерству и к домашней защите.
Рис. 5 |
Рисунок 6 (девочка 9 лет). Доб
рый интровер-
тированный
кактус. Нали
чие чувства семейной общности, стремле
ния к домашней защите, женственности,
интроверсии; отсутствие агрессии. \ / • » ,j
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его Рис. 6
можно потрогать?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают,
удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по-сосед-
ству? Если растет с соседом, то что это за растение?
5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки,
объем, отростки)?
Игротерапия общения
Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в выводах после обработки данного теста. Ведь кроме учета изобразительных навыков, детских стереотипов, возрастных особенностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например, I наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитанная книга о кактусах пустыни и прочее* Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.
ТЕСТ «СТРАХИ В ДОМИКАХ» (модификация М. А. Панфиловой)
Тест предназначен для диагностики страхов у детей и подростков.
В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, ко- I торые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.
В работе А. И. Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. Тест А. И. Захарова прост в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...? Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу.
В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» — говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов?
- 58 =
—-*• Использование игры как терапевтического средства ——
Учитывая эти трудности, мы предлагаем использовать метод А. И. Захарова в соединении с тестом «Красный дом - черный дом».
Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей или подростков. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ — выбросить или потерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи.) Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
Инструкция. «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком — нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома». (Дошкольники показывают соответствующий дом.)
Страхи:
1) когда остаешься дома один; 2)нападения, бандитов; 3)заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горы-
ныча, чудовищ (у школьников добавляются страхи невидимок,
скелетов, Черной руки и Пиковой Дамы (страхи сказочных пер
сонажей);
10) опоздать в детский сад (школу);
11) перед тем, как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (стра
хи стихии);
= 59 =
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, пе
реполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших улиц, площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови (когда идет кровь);
27) уколов;
28) боли (когда больно);
29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно
упадет, стукнет.
Возрастные нормы (по А. И. Захарову) Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
возраст | число страхов | возраст | число страхов | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | ||
7 дошк | |||||
7 шк | |||||
Возрастные особенности проявления страхов:
8 месяцев — боязнь незнакомых людей.
1 5 года - беспокойство при долгом отсутствии матери,,
' шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов..
После 1 года - страх одиночества, иногда страх высоты|
страх глубины.
—— Использование игры как терапевтического средства ——
2 года — страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.
Младший дошкольный возраст — страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст — страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны. У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, и сказочных персонажей.
Младший школьный возраст — страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
Подростковый возраст — страх смерти родителей, страх войны.
ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ
(Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
Американский тест тревожности, разработанный Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, представляет собой комплект из 14 сюжетных картинок, где лицо ребенка не прорисовано художником. Испытуемым (детям 4-7 лет) предлагается выбрать предлагаемое лицо на рисунке — «грустное» или «веселое». Картинки делятся по половому признаку: для девочек — картинки с девочкой, для мальчиков — с мальчиком. Для практического психолога тест удобен в использовании и в обработке. Однако существует ряд сложностей, которые необходимо учитывать и устранять при работе с данным тестом:
1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуа
тивную тревогу детей.
2. Дети с нарушениями восприятия мимики (реальной и ри
суночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется прово
дить дополнительное исследование.
8 i Дети с личной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке.
4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т.д.).
61
Игротерапия общения
В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую модификацию данного теста, состоящую из 2-х частей.
Щ
Инструкция.
«Накартинке девочки и мальчики смотрят в окошки. Раскрась грустные окошки (где грустное лицо) синим карандашом, а веселые окошки (где веселое лицо) — желтым карандашом ».
При анализе данного задания учитывается адекватность рисунка и цвета, которые использует ребенок. Если у ребенка нарушено восприятие мимики лица, то прежде, чем предлагать тест «тревожности», необходимо провести обучение, например, с помощью психогимнастики.
II.
Затем ребенку предлагаются поочередно 14 картинок без дополнительных рисунков (см. приложение 3).
—'т* Использование игры как терапевтического средства ••—--* Инструкция.
« Один знакомый художник нарисовал картинки, но не смог нарисовать лица детей. Он не знает, какое должно быть лицо у ребенка: грустное или веселое. Давай ему поможем!»
Протоколы обследования подвергаются качественному и количественному анализу.
Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (тревоги) ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14):
По ИТ дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на три группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ > 50%);
б) средний уровень тревожности (20% < ИТ < 50%);
в) низкий уровень тревожности (0% < ИТ <20%).
Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера -эмоционального опыта ребенка в данной ситуации (и подобной ей). Особенно проективным значением обладают рисунки 4 (одевание), 6 (укладывание) и 14 (еда). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование, 11 (уборка игрушек), с большой вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Подробное описание теста тревожности предлагается в работе Р. В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» (36-47).
Результаты интеллектуальной и эмоциональной диагностики оформляются в специальную таблицу, которая позволяет ежегодно (или чаще) производить сравнительный анализ развития ребенка.
Игротерапия общения
Использование игры как терапевтического средства
Коррекционный этап
Ведущей формой коррекции является игротерапия, с обязательным соблюдением основных требований [11; 22] в процессе работы:
1) непринужденные дружеские отношения с ребенком;
2) принятие ребенка таким, какой он есть (отсутствие осуж
дения и поощрения ребенка);
3) нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс; .
65
5-2992
Игротерапия общения
4) взрослый вводит лишь те ограничения, которые связыва
ют то, что происходит во время игры с реальной жизнью;
5) выбор игровых тем отражает значимость их для психоло
га, педагога и интерес к ним ребенка;
6) в любой игре ребенку предлагается возможность импро
визации;
• 7) игра не комментируется взрослым;
8) направленное воздействие на ребенка осуществляется посредством характера воспроизводимых им и взрослым персонажей.
В курсе игротерапии [5; 11; 22] выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.
Первыйблок (2 занятия) включает объединение детей и взрослых в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные игры, предметные и подвижные игры).
Второй блок(8-10 занятий) осуществляет основную коррек-ционную работу в подгруппах детей и взрослых.
Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения, добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждого ребенка.
Используются игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов; изобразительная деятельность — в детских подгруппах; мини-сочинения, обсуждение и проигрывание конфликтных ситуаций — в родительских подгруппах).
Третийблок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей и родителей.
- 66 -
---- Использование игры как терапевтического средства ---
Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей и взрослых, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения. Содержание подобранных игр меняется по следующей схеме:
первый блок— развлекательные (контактные);
второй блок•— коррекционно-направленные + обучающие;
третий блок— развлекательные + обучающие + контрольные.
Контрольный этап
Данный этап позволяет увидеть эффективность коррекци-онной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики.
Глубокий анализ результатов поможет определить дальнейшую работу с детьми, дать рекомендации родителям.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ
(12 занятий)
Требования к составлению плана занятий:
1. Учитывается принцип постепенного погружения и выхо
да из травмирующей ситуации (внутри упражнения, внутри за-
нятия, внутри занятия, внутри коррекционной работы).
2. Начало и конец занятия должны быть ритуальными, что
бы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершеннос
ти занятия.
3. В занятия включаются игры (упражнения, приемы), ко
торые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа за
нятия, индивидуальным запросам каждого ребенка.
4. При реализации недирективного, гибкого подхода к за
нятиям используются дополнительные, альтернативные игры,
приемы, упражнения.
I. Ориентировочные занятия
Занятие 1 «МУЗЫКАНТЫ»
Коррекционные задачи:
• раскрепощение участников;
• объединение их в группу.
1. «Петушок» зовет всех играть (кукла драматизации «петушок» поет веселую песню приглашение):
Всех ребят зову,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Очень я играть люблю, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Будем вместе мы играть, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Будем сказки сочинять, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. (Можно использовать аудиозапись.)
————— Примерный план игровой терапии с детьми --------- —
2. Знакомство с участниками игры с помощью кукол дра
матизации (петушок, заяц, лисичка, белочка, ежик). Дети рас
сказывают куклам и участникам игры о любимых игрушках,
занятиях, лакомствах.
3. Игра «Съедобное - несъедобное» (объединение участников).
4. Предметная игра с музыкальными инструментами: ме
таллофоном, гармошкой, детским пианино, бубном.
5. Игра в оркестр.
6. Танцы с куклами, хоровод.
7. «Петушок» расстается с друзьями (медленно поет песню -
прощание):
Вот закончилась игра,
Ку - ка— ре - ку, ку - ка - ре - ку.
Расставаться нам пора,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.
Буду встречи с вами ждать,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.
Буду всех вас вспоминать,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.
(Можно использовать аудиозапись.)
Занятие 2 «ТРАНСПОРТ»
Коррекционные задачи:
• раскрепощение участников;
• объединение их в группу.
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игрушки
автомобили (введение в игру).
2. Предметная игра с автомобилями.
3. Беседа о любимых машинах (дома, в детском саду и т.д.).
4. Совместная игра «Дорога». Роли распределяются по же
ланию детей — одни управляют машинами, другие участвуют в
игре, исполняя роли светофора, шлагбаума, моста, здания, де
рева и т.п.
5. Подвижная игра «Воробушки и автомобили» (раскрепо
щение).
6. Подвижная игра «Паровозик» (объединение).
7. «Петушок» завершает игру.
Игротерапия общения
Примерный план игровой терапии с детьми
II. Терапевтические занятия
Занятие 3 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Коррекционные задачи:
• развитие мимики, пантомимики у детей;
• развитие адекватных форм проявления эмоций.
1. «Петушок» называет тему занятия, вспоминает «Сказку
о рыбаке и рыбке» (введение в игру).
2. Игра «Кто позвал? »(закрепление знания имен участников).
3. Этюды: «Старуха», «Сердитая старуха», «Грустная ста
руха» (мимика, пантомимика).
4. Этюды: «Старик», «Грустный старик», «Радостный ста
рик», «Удивленный старик», «Испуганный старик» (мимика,
пантомимика).
5. Театрализованная игра «Сказка о рыбаке и рыбке». Взрос
лый пересказывает краткое содержание сказки. Дети исполня
ют роли героев сказки (мимика, пантомимика).
6. Подвижная игра «Поймай рыбку».
7. Подвижная игра «Золотая рыбка» (под медленную музы
ку с морскими звуками все дети танцуют).
8. «Петушок» завершает игру.
Занятие 4 «ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ»
Коррекционные задачи:
• развитие вербальных форм проявления эмоций (интона
ции);
• актуализация семейных переживаний: конфликт, пере
мирие, родительская ласка.
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает поиграть
(введение в игру). ,
2. Игра «Летает - не летает» (объединение участников),
3. Этюды: «Воробей-сын», «Хвастливый воробей», «Зади
ристый воробей» (мимика, пантомимика, интонации).
4. Этюды: «Воробей-папа», «Сердитый воробей», «Добрый
воробей» (мимика, пантомимика, интонации).
5. Этюды: «Воробьиха-мама», «Грустнаяворобьиха», «Лас
ковая воробьиха» (мимика, пантомимика, интонации).
= 70 -
6. Театрализованная игра «Воробьиные шалости». Взрослый
рассказывает сказку (см. текст в описании игр). Дети исполня
ют роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонации).
7. Игра «Воробьиные драки» (раскрепощение, реализация
агрессивных потребностей).
8. Игра-сказка «Дождь в лесу» (расслабление).
9. «Петушок» завершает игру.
Занятие 5 «ТРИ ПОРОСЕНКА»
Коррекционные задачи: <
• актуализация эмоций;
• коррекция страхов (метод беседы, арттерапия);
• развитие творчества.
1. «Петушок» называет тему занятия, вспоминает сказку
«Три поросенка» (введение в игру).
2. Игра «Займи свой домик».
3. Этюды: «Поросенок», «Испуганный поросенок», «Весе
лый поросенок» (мимика, пантомимика, интонации).
4. Этюды: «Волк», «Веселый волк», «Испуганный волк»
(мимика, пантомимика, интонации).
5. Театрализованная игра «Три поросенка» Взрослый рас
сказывает последнюю часть сказки. Дети исполняют роди геро
ев сказки (мимика, пантомимика, интонации).
6. Беседа «Кто кого или чего боится?»
7. Рисование на тему «Кого или чего я боюсь?» После рисо
вания дается задание — наказать свой страх.
8. Придумывание детьми смешного продолжения сказки.
9. «Петушок» завершает игру.
Занятие 6 «ПЧЕЛКА»
Коррекционные задачи:
• разрядка агрессивных импульсов;
• коррекция страха темноты;
• релаксация.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).
2. Игра «Съедобное — несъедобное» (объединение участни-
ков).
Игротерапия общения
3. Этюд «Веселая пчелка».
4. Подвижная игра с вербальной активностью «Пчелкины
песни».
5. Подвижная игра «Пчелкины шалости».
6. Театрализованная игра «Пчелка в темноте» (снятие стра
ха темноты, страха замкнутого пространства).
7. Игра «Летает — не летает».
8. Этюд на расслабление «Пчелка спит» (используется му
зыка с природными звуками).
9. «Петушок» завершает игру.
Занятие 7 «КОШКИ»
Коррекционные задачи:
• разрядка агрессивных импульсов;
• коррекция страха темноты;
• релаксация.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).
2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».
3. Этюды: «Удивление», «Страх».
4. Игра «Злые - добрые кошки».
5. Рисование на тему «Кого или чего я уже не боюсь». После
того как дети изобразят свои страхи, им предлагается сделать
рисунки смешными и наказать страх.
6. Подвижная игра «Смелые мышки».
7. Придумывание историй про шаловливых котят.
8. «Петушок» завершает игру.
Занятие 8 «СМЕШНЫЕ КЛОУНЫ»
Коррекционные задачи:
• коррекция страхов;
• разрядка вербальной агрессии;
• релаксация.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).
2. Сочинение детьми волшебной истории про сказочных зло
деев, создание смешных небылиц.
3. Инсценировка «Общей веселой истории».
Примерный план игровой терапии с детьми
4. Рисование пальцами «смешных злодеев». Используется
материал: гуашь с зубной пастой, большие листы бумаги.
5. Игра «Веселые клоуны» (развитие воли, воображения).
6. Игра «Клоуны ругаются» (вербальная активность).
7. Подвижная игра «Паровозик с клоунами».
8. Этюд на расслабление «Отдых в лесу» (используется му
зыка с природными звуками). ч
9. «Петушок» завершает игру.
Занятие 9 «КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА»
Коррекционные задачи:
• разрядка агрессивных импульсов;
• актуализация упрямства;
• коррекция упрямства.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).
2. Этюды: «Капризная лошадка», «Шаловливая лошадка».
3. Этюд «Упрямая лошадка».
4. Театрализованная игра «Брыкающаяся лошадка» (мими
ка, пантомимика, интонации).
5. Беседа «Когда я был упрямым».
6. Игра «Упрямый, капризный ребенок».
7. Рисование пальцами на тему «Наши капризки-упрямки».
После рисования дается задание прогнать свои упрямки.
8. Игра «Упрямая подушка».
9. «Петушок» завершает игру.
Занятие 10 «ЖАДНЫЕ МЕДВЕЖАТА»
Коррекционные задачи:
• актуализация жадности;
• коррекция жадности;
• релаксация.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).
2. Этюд «Жадный».
3. Театрализованная игра «Два жадных медвежонка».
4. Беседа о жадности.
5. Театрализованная игра «Два щедрых медвежонка».
Игротерапия общения
6. Соревновательная игра «Апельсин».
7. Релаксационный комплекс «Подснежник».
8. «Петушок» завершает игру.
III. Обучающие занятия
Занятие 11 «МИР НАОБОРОТ»
Коррекционные задачи:
• объединение взрослых и детей в совместных играх;
• раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных
импульсов);
• переформирование стереотипов восприятия у детей -
взрослых, у взрослых - детей.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).
2. Игра «Съедобное - несъедобное» (объединение).
3. Театрализованная игра «Мир наоборот» (снятие автори
тарности со взрослого образа).
4. Подвижная игра «Жужа» (разрядка агрессивных импуль
сов).
5. Игра «Иголочка и ниточка» (ведущие — дети).
6. Игра « Да » и « Нет » не говори » (развитие волевых качеств).
7. Соревновательная игра «Волшебные картинки» (склады
вание разрезных картинок).
8. Релаксационный комплекс «Гусли-самогуды».
9. «Петушок» завершает игру.
Занятие 12 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Коррекционные задачи:
• формирование навыков общения у детей со взрослыми, у|
взрослых — с детьми;
"•• актуализация потребностей в совместных детско-роди-тельских играх;
• развитие взаимной эмпатии у детей и взрослых.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).
2. Игра «Летает - не летает» (объединение).
3. Игра «Колечко» (объединение, развитие воли).
4. Соревновательная игра «Найди свой цветок» (развитие
зрительного внимания, памяти).
5. Развлекательная игра «Найди своего ребенка».
6. Детско-родительская игра «Цветик-семицветик» (разви
тие сотрудничества, взаимной эмпатии).
7. Танцы с детьми.
8. «Петушок» завершает игру.
9. «Петушок» награждает детей и взрослых памятными ме
далями.
На каждом занятии курса игровой терапии для снятия агрессии рекомендуется использовать барабан, а для психической разгрузки — «Минуту шалости».
В процессе игровой терапии психолог наблюдает за детьми и фиксирует в протоколах особенности их поведения, эмоциональные реакции, включенность в игры, отношение к детям, к занятиям, проблемы ребенка.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С РОДИТЕЛЯМИ
(12 занятий)
I. Ориентировочные занятия
Занятие 1 «ЗНАКОМСТВО»
Коррекционные задачи:
• знакомство;
• объединение участников в группу;
• актуализация проблем детско-родительских отношений.
1. Знакомство, выбор имени.
2. Выбор вида занятий (индивидуально заполняется блаш
с желаемыми формами занятий).
3. Мини-сочинения (тесты) на темы: «Кто я?» (10 сущ., 10 j
прилаг.), «Я как родитель», «Портрет моего ребенка».
4. Игра «Кто позвал?» (закрепление знания имен участии-,
ков).
Домашнее задание: ведение дневника — фиксировать эмо-1 циональные реакции на поведение ребенка, эмоциональное I ощущение семьи, настроение.
Занятие 2 «ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА»
Коррекционные задачи:
• развитие рефлексии и саморефлексии в общении с ребенком; а
• актуализация проблем детско-родительских отношений; I
• объединение участников в группу, развитие способностей I
децентрации.
1. Беседа о записях в дневнике эмоций.
2. Мини-сочинения (тесты) на темы: «Каким бы я хотел
быть», «Каким видят моего ребенка другие», «Каким я хочу ви-)
деть своего ребенка».
============ 76 ===========
------ Примерный план игровой терапии с родителями ——
3. Рассказы о проблемах ребенка.
4. Игра «Угадай, что я придумал?» (объединение участни
ков, развитие способностей к децентрации).
Домашнее задание: принести рисунки детей.
II. Терапевтические занятия
Занятие 3 «КОНФЛИКТЫ»
Коррекционные задачи:
• раскрепощение, объединение участников в группу;
• актуализация негативного опыта общения с детьми;
• формирование позитивных образов решения конфликт
ных ситуаций.
1. Игра «Скажи другому комплимент» (раскрепощение,
объединение, создание хорошего настроения).
2. Беседа о конфликтах с детьми.
3. Игра «Как поступят родители?» (проигрывание возмож
ных вариантов негативного решения конфликтной ситуации).
4. Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением.
Занятие 4 «ГРУСТНЫЙ - РАДОСТНЫЙ ДЕНЬ»
Коррекционные задачи:
• раскрепощение, объединение участников в группу;
• актуализация негативного позитивного опыта общения с
ребенком;
• развитие саморефлексии.
1. Игра «Продолжение фразы» (объединение).
2. Игра «Одна минута на разговор» (вербальная активность,
раскрепощение).
3. Этюд-беседа «Самый грустный день с моим ребенком».
4. Этюд-беседа «Самый веселый день с моим ребенком».
5. Игровые тесты на умение общаться.
Игротерапия общения •___
Занятие 5 «НАСТРОЕНИЯ»
Коррекционные задачи:
• объединение участников в группу;
• развитие саморефлексии, рефлексии, невербальных
средств общения (мимики, жестов). j
1. Игра «Продолжение фразы» (объединение).
2. Беседа о настроении детей.
3. Практическое групповое упражнение: каждый рисует на
строение (брови, нос, рот, овал) и передает другому для отгады
вания.
4. Изображение настроения мимикой (используются рисунки).
Домашнее задание: дома 1 час в день разговаривать с детьми при помощи мимики и жестов (развитие мимики и пантомимики, развитие взаимопонимания).
Занятие 6«ОБРАЗ МАТЕРИ И ОТЦА»
Коррекционные задачи:
• объединение, раскрепощение участников группы;
• переформирование родительских стереотипов; ,
• развитие адекватного восприятия родительской роли;
• ознакомление с детскими играми.
1. Игра « Продолжи фигуру » (объединение, раскрепощение,
взаимопонимание).
2. Этюд-беседа «Идеальные мать и отец».
3. Этюд-беседа «Плохие мать и отец».
4. Разговор о себе как о матери, об отце (принятие себя, раз-;
витие рефлексии родительской роли).
5. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими!
восприятие, моторику руки у ребенка».
Занятие 7 «СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ»
Коррекционные задачи:
• развитие взаимопонимания, используя невербальные;
средства общения (мимику, жесты);
формирование позитивных образов общения в семье;
• ознакомление с детскими играми.
1. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, пока
жем» (мимика, пантомимика, взаимопонимание).
2. Беседа на тему «Досуг в семье и в гостях».
3. Ролевое исполнение ярких образов.
4. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, способствующи
ми эмоциональному сближению».