Экспресс-диагностика познавательных процессов
Экспресс-диагностика представляет собой комплект из семи заданий для детей 3-7 лет. Используя игровой материал и специальные психологические методики, психолог характеризует интеллектуальные возможности ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки). Все задания подобраны таким образом, чтобы за короткий отрезок времени (15 минут) определить успешность дошкольника в обучении, сделать срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта. Условные обозначения помогают быстро фиксировать успехи ребенка в выполнении заданий, а также оформлять результаты количественно:
задание выполнено полностью + (3 балла)
1-2 ошибки в задании + - (2 балла)
3 и более ошибок - + (1 балл)
не понимает задание, не выполняет - (0 баллов)
Задание № 1 «ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯБЕСЕДА»
A. Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как их зовут?
Б. Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? (Число, месяц, время года.)
B. Ты, возможно, все про себя знаешь? А где расположен у
тебя нос? А ты можешь правой рукой дотянуться до свое
го левого уха? А левой рукой до правого глаза?
Оценивая результаты ответов на вопросы группы «А», учитывается контактность ребенка; группы «Б» — отражается особенность восприятия временных понятий; группы «В» — пространственных понятий (лево - право).
Задание № 2 «КУБИКИ-ВКЛАДЫШИ» (Можно использовать пирамидки, матрешки, «ведерки».)
A. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить?
(Взрослый разбрасывает кубики-вкладыши на полу.)
Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики. Дай самый большой кубик. Самый маленький. А теперь большой красный... маленький желтый и т.д.
B. Давай посчитаем, сколько всего кубиков? (От 1 до 9.)
Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (От 9 до 1.)
Д. Каких кубиков больше? (Четыре больших кубика, пять
маленьких.) Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе.
Оценивая результаты, анализируются;
А —• контактность ребенка, сила социальных запретов;
Б — восприятие величины, цвета, по одному признаку и по
двум признакам; В — навык прямого счета;
50
- Использование игры как терапевтического средства ——
Г•••*- навык обратного счета;
Д — сформированность понятия числа;
Е — сформированность мышления («пробы и ошибки» — наглядно-действенное мышление; внутренние представления — наглядно-образное мышление); активность руки (левая, правая).
Задание №3 «ЧУДЕСНЫЕ ОКОШКИ»
Используются 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки);
5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник).
А. Один волшебник построил дворец с «чудесными окошками». Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое «окошко».)
Б. А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме. Оценивая результаты, анализируются: А — восприятие цвета, формы; Б— эмоциональные предпочтения.
Задание № 4 «СЕМЕНА»
Используются карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) (от 3 до 9 карточек).
Для детей младшего дошкольного возраста предлагают 3 карточки, для среднего — 6 карточек, для старшего — 9 карточек.
А. Продавец семян разложил пакетики на три группы. Но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет «семена».)
Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Стол закрывается ширмой или ребенок закрывает глаза, а взрослый
51
И гротерапия общения
убирает одну карточку.) Что купили у продавца. Чего не стало? Где лежал этот пакетик?
Оценивая результаты, анализируются:
А — способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез);
Б — развитие зрительного внимания и памяти.
Задание № 5 «ПОПУГАЙЧИК» (вербальная методика)
A. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, ко
торый умел повторять все звуки. Попробуй повторить за
мной непонятные звуки, как это делал попугайчик: то -
ца (ребенок повторяет); то — ца- му (ребенок повторяет);
то — ца — му — дэ (ребенок повторяет); то — ца — му — дэ —
ни (ребенок повторяет); то —ца- му - дэ- ни — зу (ребе
нок повторяет); то — ца — му - дэ — ни - зу -па (ребенок
повторяет); то — ца - му - дэ — ни - зу — па — ки (ребенок
повторяет); то -ца — му - дэ -ни- зу -па — ки- ча (ребе
нок повторяет); то -ца- му -дэ —ни- зу -па —ки —ча
ле (ребенок повторяет).
Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.)
B. Когда попугайчик научился запоминать слова, то ему за
хотелось подсказывать нужные слова своим друзьям.
Я сейчас буду говорить начало предложения, а ты его бу
дешь заканчивать. Например: лимон кислый, а сахар
сладкий.
Днем светло, а ночью... (ребенок отвечает). Ходишь ногами, а бросаешь... (ребенок отвечает). Девочки вырастают и становятся женщинами, а мальчики... (ребенок отвечает). У птицы перья, а у рыбы... (ребенок отвечает).
Оценивая результаты, анализируются:
А — кратковременная слуховая память (эхо-память), слу
ховое внимание, фонематический слух (хороший резуль
тат — более пяти слогов);
========== 52 -
---- Использование игры как терапевтического средства ——
Б — объем слуховой памяти (словесной памяти), слухового
внимания (хороший результат — более пяти слов); В — способности ребенка к аналогиям.
Задание № 6«ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ»
Используются: а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я — на четыре части; 3-я — на шесть частей; б) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки).
А. В этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала сложный уровень — 6 частей, затем средний ;— 4 части, последний — простой — 2 части. После того как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)
Б. А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй...? Разложи их по порядку и придумай рассказ.
Оценивая результаты, анализируются:
А — целостность восприятия образа; особенности наглядно-образного мышления; умение рассказывать по одной картинке, связность речи, контекстность речи;
Б — развитие логического мышления; умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность речи.
Задание №7 «ЗАЙЧИК»
Используется простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.
А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.
Игротерапия общения
Б. Зайчик благополучно добрался до дома и решил потанцевать. Попрыгай как зайчик. Молодец! С тобой очень интересно играть!
Оценивая результаты, анализируются:
А— ведущая рука, развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линии, равномерность);
Б — развитие общей моторики, координация и выразительность движений.
Результаты обследования фиксируются в протоколе, обрабатываются количественно.
В процессе экспресс-диагностики взрослый наблюдает за эмоциональными проявлениями ребенка, оценивает произвольность, выносливость, темп деятельности.