Почему женщина себя не ценит
"Влияние родителей на нашу психику капитально. Я всегда старалась сказать почаще говорить сыну, что он красив, умен и прекрасен. Но он все равно далеко не всегда уверен в себе."
Барбара Стрейзанд
Именно родители первыми закладывают основу самооценки собственного ребенка. То, что у человека есть комплексы, - в немалой степени "заслуга" его родителей. Не все родители понимают, как девочка-подросток неуверена в себе и как ей нужна их поддержка. Есть семьи, где родители никогда не говорят детям хороших, добрых слов. Они все время ругают, порицают поведение дочери, указывают на её недостатки и читают нотации, упрекают, что дочь ведет себя не так и все делает не так, как им хотелось бы, она плохая дочь и толку из неё не выйдет. Девочки, которые слышат от родителей не слова ободрения, а одни попреки, не могут правильно оценить себя и свои способности. У них вырабатывается низкая самооценка, а это основа многих комплексов.
В подростковом возрасте комплексы есть почти у всех. Этому возрасту и без того свойственна неуверенность в себе, даже если девочка-подросток прикрывает свою неуверенность напускной бравадой. Комплексы бывают не только у робких и нерешительных девочек, но и у тех, кто внешне кажутся вполне благополучными и уверенными в себе. Просто они их тщательно маскируют их, и никто об этом не догадывается.
Именно родители должны помочь своему ребенку преодолеть комплексы и повысить самооценку. Поэтому так важно, чтобы девочка с самого детства слышала больше добрых и ободряющих слов от своих родителей. Если у вас растет дочь, - учтите это. А проанализировав сказанное в этой главе вы сможете понять причину своих жизненных невзгод и неудачных отношений с мужчинами.
Влияние родителей на психику подростка огромно. Если это влияние отрицательное, если они постоянно "тюкают" дочь носом в её недостатки, постоянно ругают и упрекают, то откуда возьмется высокая самооценка? Когда родители постоянно долбят, что она "дура", "бестолковая", никчемная, то девочка в конце концов в это поверит. Девочка-подросток начинает оценивать себя глазами родителей и считает себя никчемной неудачницей, неумной, некрасивой, ничего из себя не представляющей, и потом из неё вряд ли сформируется гармоничная личность.
Оскорбления и упреки родителей так травмируют психику, что последствия этого трудноискоренимы. Потом эти комплексы и низкая самооценка переносятся во взрослую жизнь. Женщина подсознательно чувствует, что она недостойна уважения. Не уважая себя, она не в состоянии претендовать на уважение окружающих.
Так что во многом беды наших женщин - это издержки воспитания в семье. Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Женщина может перенять их от своих родителей - или от матери, или от отца, если они не разобрались со своими проблемами. Например, мать прививает дочери собственные комплексы, и в конечном счете той уготована такая же судьба, как и у её матери-неудачницы.
Недостаток любви и внимания родителей - тоже основа для низкой самооценки. Девочки, растущие в неблагополучных семья, часто имеют пониженную самооценку.
Комплексы могут развиться в том случае, если девочка плохо учится в школе, например, дома у неё нет нормальных условий для занятий. Ведь на самом деле для того, чтобы освоить школьную программу, не нужно быть "семи пядей во лбу". Она рассчитана на обычного ребенка со средними способностями. Девочка, у которой дома сложная обстановка, например, родители часто скандалят или выпивают, или они давно разошлись, а мать занята лишь собой, приводит любовников, или мать повторно вышла замуж, а девочка не ладит с отчимом, или в семье появился младший ребенок от отчима, - растет подавленной, задумчивой, одинокой. Ей не до учебы, у неё свои, недетские проблемы. Несколько раз учителя обратят внимание на её плохую успеваемость, выставят её в качестве "отрицательного примера", - и у девочки уже сформировался комплекс неполноценности, она считает, что у неё нет способностей к учебе. У неё опускаются руки. - зачем стараться, если все считают её "глупой" и ни к чему не годной?! Детская и подростковая психика чрезвычайно ранимы, и любое замечание, косой взгляд, а тем более насмешки и "ярлыки", - больно ранят и без того ранимое самолюбие подростка. Формируется стойкий комплекс неполноценности. Став взрослой, она по-прежнему считает себя ни к чему не способной и заведомо ведет себя как неудачница. А судьба не любит неудачников и больно наказывает тех, кто опустил руки и махнул на себя рукой.
Насмешки сверстников по поводу плохой учебы, внешности или фигуры девочки тоже могут создать фон для формирования низкой самооценки и комплексов. В подростковом возрасте все девочки превращаются в "гадкого утенка". Если находится бестактный одноклассник, который отпустит ехидное замечание в адрес её "плоской фигуры" в то время, как сверстницы уже носят бюстгальтер, или юношеских угрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивных игр или на занятиях по физкультуре, - то неуверенная в себе девочка начинает по этому поводу комплексовать, хотя все её мнимые "недостатки" типичны для подросткового возраста.
Многие девочки переживают ощущение собственной неполноценности. В этом возрасте все подростки крайне ранимы. И здесь много зависит от родителей. Они должны постоянно внушать дочери, что она самая красивая, самая любимая, самая привлекательная и лучше её нет на свете. Только так они могут поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироваться чувству собственной неполноценности.
В этом возрасте всем трудно. И при этом каждому подростку нужна поддержка взрослых. Не опека, не мелочный контроль и нотации, а именно психологическая поддержка. Те девочки, которые растут в семье с хорошим эмоциональным климатом, когда родители всегда рядом, когда у неё возникают проблемы, и ненавязчиво помогают их решить, ободряют её, если она огорчена или попала в сложную ситуацию, постоянно говорят, что она не хуже, а лучше других, - у тех обычно не бывает комплекса неполноценности. И не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или "захвалить" девочку, и она слишком "возомнит" о себе. Она лишь приобретет уверенность в себе и научится себя реально оценивать.
Моя десятилетняя дочь очень сенситивна - то есть, ранима, чувствительна. Она как мимоза, хотя мы с мужем постоянно её ободряем и поддерживаем. Я тоже в её возрасте была очень ранимой и обидчивой, чуть что - плакала и замыкалась в себе, хотя моя мама - уверенная в себе, сильная женщина. Дочь вся в меня, какой я была в её возрасте, болезненно переживает неудачи, и мы её всегда хвалим. Она хорошо учится, но огорчается из-за каждой отметки, если считает её незаслуженной, хотя мы никогда не требуем от неё "пятерок", я ей говорю: "Двойка - тоже отметка", хотя "двоек" у неё никогда не было, но даже если и будут, я говорю, что не стоит по этому поводу сильно переживать. Я сама пережила типичный "комплекс отличницы". И в школе, и в институте у меня были одни "пятерки", и когда я на 5 курсе получила "четверку" по педиатрии, для меня это было настоящей трагедией, хотя теперь мне это смешно вспоминать - какая разница? "Комплекс отличницы" - это тоже комплекс, таким образом девочка, не уверенная в себе, самоутверждается.
Хотя мы постоянно внушаем дочери, что она у нас умница и красавица (а она такая и есть), я уверена, что она никогда не "возомнит" о себе - характер не тот. Но надеюсь, что моя поддержка поможет ей преодолеть трудности подросткового возраста. По крайней мере, на "подколы" одноклассников она совершенно не реагирует. Она уже учится вести себя с достоинством, в ней уже заложена маленькая женщина. Она кокетлива, часто вертится перед зеркалом, трет нос и щеки моим "Скрабом" для очистки кожи, чтобы в будущем у неё не было угрей, любит красиво одеваться. Так что даже если она не станет красавицей, то недостатка в кавалерах, я уверена, у неё не будет. Комплексов у неё нет и надеюсь, не будет. О её самооценке я уж позабочусь.
Низкая самооценка может быть связана с личностными проблемами женщины - робостью, застенчивостью, стеснительностью, нерешительностью, замкнутость, необщительностью, неуверенностью в себе и своей привлекательности, неумением вести себя в определенных ситуациях, недостатком житейских навыков. От этого происходит неспособность к нормальному, партнерскому общению. В наибольшей степени это распространяется на лиц противоположного пола. Женщина с заниженной самооценкой, считая себя непривлекательной, сама не осознавая этого, дает понять мужчине, что ощущает себя неполноценной.
Некоторые черты характера как бы создают фон, почву, для того, чтобы жизнь постоянно "била" эту женщину. Каждое новое негативное событие ещё больше понижает её самооценку. Такая женщина помимо своей воли как бы притягивает неприятности и плохое отношение к себе. Мужчины относятся к ней потребительски, не считаются с нею, а она смиренно мирится с этим, полагая, что большего не заслуживает. Это типичная позиция "жертвы", которую безошибочно чувствует любой "хищник".
Так что когда женщины жалуются, что им "везет" лишь на подлецов и мерзавцев, которые её лишь используют, а потом безжалостно бросают, - в определенной мере они сами в этом повинны. Свои пациенткам я этого, конечно, не говорю, чтобы ещё больше не снизить их самооценку и не вселить в них пессимизм. Я объясняю им, с какими недостатками характера нужно бороться, как это делать, прививаю оптимизм и уверенность в себе.
Человек рождается с определенными чертами характера. Но это не означает, что характер - нечто неизменное и вечное. Какие-то черты остаются неизменными, а какие-то могут меняться под влиянием воспитания, событий окружающего мира. Можно исправить собственный характер и с помощью самовоспитания.