Интегративный лечебно-педагогический/ терапевтический цирк

Пример: «Цирк Миньон», «Клоуны и Компания»

Интегративный детско-юношеский проект Дома Миньон, ин­ститута амбулаторной лечебной педагогики и раннего разви­тия на западе Гамбурга, был начат в 1992 году в результате поиска новых форм терапии движением для детей-инвалидов или подростков с угрозой инвалидности в возрасте 12-16 лет.

В настоящее время в проекте участвуют около 100 детей и подростков под руководством директора цирка Мартина Кли­вера и двух других взрослых. Каждые два года образуется но­вая группа из 40 детей, приступающих к изучению цирковых искусств.

Ежегодно цирк отправляется на гастроли - со своим собст­венным шатром, 13 фургонами, двумя тракторами и тягачом -по приглашениям на выступления в Гамбурге и окрестностях, а также на фестивали и конгрессы по всей Германии.

Цирковое представление с жонглерами, акробатами на одно­колесных и высоких велосипедах, хождением на ходулях, гим­настами на шаре и на канате, клоунами, фокусниками, факи­рами и даже огнеглотателями каждые два года получает новое оформление в виде небольшой поэтической истории. Юные ар­тисты сами сочиняют музыку для своего оркестра, самостоя­тельно и при этом практически профессионально разрабаты­вают костюмы и грим.

Чтобы установить и собрать цирковой шатер, привести в порядок фургоны и принадлежащие цирку лодочные качели, соорудить необходимый реквизит, подросткам нужны не толь-



ко технические и ремесленные навыки, от них требуется спо­собность работать самостоятельно и ответственно.

Важнейшими, однако, представляются те педагогические задачи, которые ложатся на плечи юных артистов. Они сами обу­чают начинающих и младших детей из интегративного цирка!

Этот проект способствует интеграции чувств на самых раз­ных уровнях и потому рекомендуется для подражания.

Интегративный лечебно-педагогический/ терапевтический цирк - student2.ru

фото 53: Большие помогают маленьким (фото - цирк Миньон)

...Акробаты же и клоуны выступают по ту сторону наших

возможностей.

Карл Краус

Когда

Заканчивается терапия?

В идеале терапия заканчивается тогда, когда исчезают жало­бы и ребенок научается регулировать себя сам. Часто к этому моменту он теряет интерес к занятиям, ему больше не хочется приходить каждую неделю. Наступает «насыщение».

В реальности продолжительность терапии ограничивается числом занятий, оплачиваемых страховой компанией.

Кроме того, бывают и такие дети, как Олаф, на описывае­мый момент - семи с половиной лет.

Олаф ходил ко мне на занятия в Институт Инге Флемиг три года. Как-то мы с его мамой сидели рядом на скамейке, наблюдая за пестрой игрой группы. Олаф на полной скорости скатился на роликовой доске с горы и медленно ездил мимо нас из стороны в сторону.

Его мама сказала мне, что на следующей неделе им назна­чен очередной медицинский осмотр у Инге Флемиг. Мы реши­ли предложить Инге Флемиг завершить терапию. Олаф хоро­шо развивался, и в школе тоже все складывалось прекрасно.

На следующей неделе мы встретились на приеме у Инге Фле­миг, и перед этим я уже сообщила ей о нашем предложении.

Инге Флемиг попросила Олафа для начала проскакать по комнате на одной ноге. И что же он сделал? Чрезвычайно ар­тистично изобразил неловкие движения неумехи. Инге Флемиг бросила на меня вопросительный взгляд, - я была удивлена не меньше нее! Но потом я догадалась, в чем тут дело. Я знаком попросила Инге Флемиг не комментировать происходящего и написала ей записку: «Пожалуйста, пусть продолжает, попро­сите его потом поиграть снаружи, пока мы не закончим».

Олаф разыграл великолепный спектакль! Как только он нышел за дверь, мы с его мамой рассмеялись и объяснили все Инге Флемиг.

Олаф прекрасно знал, как проходит обследование. Он слы­шал, как мы говорили о завершении терапии и, ни слова ни

говоря, решил оказать сопротивление! Его моторные способ­ности оказались развиты так хорошо, что ему ничего не стоило разыграть искусственную неловкость. Он хотел и дальше хо­дить на занятия!

Инге Флемиг сказала тогда примерно следующее: «Если это ему так важно, значит, терапия ему еще нужна. Что-то в нем еще не пришло в равновесие».

Получив разрешение на следующие полгода занятий, Олаф отходил ко мне только месяц. Помимо вольтижировки, он еще хотел по-настоящему освоить верховую езду.

Для его психического равновесия было важно самому ре­шить, когда закончить терапию.

На этом примере ясно видно, что решение о завершении те­рапии должно быть принято совместно всеми участниками раз­вивающего процесса, причем главным тут является ребенок.

С моей точки зрения, важно, чтобы «наши» дети начинали параллельно заниматься сенсорно-интегрирующим видом спор­та. По окончании терапии им предоставляется возможность сделать эти занятия более интенсивными или начать новые. Таким образом, переходный период «после терапии» получает­ся более плавным, в том числе и для родителей. Нередко имен­но матери озабочены тем, как все пойдет дальше, без привыч­ной поддержки. Дети быстрее привыкают к самостоятельности, потому что они «готовы» к новым задачам.

По-другому дело обстоит с детьми с тяжелыми нарушения­ми. Многим всю жизнь необходима терапия, чтобы удержать достигнутое, чтобы развитие не обратилось вспять. В большин­стве случаев одного вида терапии недостаточно для поддержа­ния определенного качества жизни. Некоторых детей только терапия спасает от болей.



(Финиш»



Прежде чем «прийти к финишу», нам надо начать движение. Каждый человек располагает способностями привести что-то в движение. Достаточно принять решение сделать «первый шаг».

Я хочу поддержать родителей, особенно матерей, в их стрем­лении найти помощь, если их что-то беспокоит, я обращаюсь к ним с просьбой не утрачивать доверия и не сдаваться.

Как часто я выслушиваю рассказы о том, как по году при­ходится ждать очереди на консультацию или терапевтические занятия! Эту проблему вам не решить. Но этим временем мож­но воспользоваться, если самим приняться за дело: так можно найти новые, собственные решения проблемы.

Начните сегодня жевоплощать в жизнь какую-нибудь идею из этой книги!

Сенсорная интеграция - не «искусственный продукт». Че­ловеку свойственно развиваться, стремление кразвитию зало­жено в каждом из нас. Иногда его нужно только «пробудить».

Если моя книга побудила вас к чему-то в этом духе, значит, я достигла своей цели.

Интегративный лечебно-педагогический/ терапевтический цирк - student2.ru

фото 54

Редко речь идет о том...

Редко речь идет о том, о чем кажется. Если нам удастся свести нечто сложное к тому простому, что лежит в основе всего, мы будем вправе считать сложное простым. Только в простом найдется место сложному. Упрощая, мы обретаем силу. Эта сила дает нам мудрость.

Только то, что стало простым, может снова стать сложным.

Ульрих Шаффер

Литература

Amirpour, Khosrow. Judo als Rehabilitationssport. Bonn: Rehabi-

litationsverlag, 1984. Ayres,A. Jean. Bausteine der kindlichen Entwicklung. Heidelberg:

Springer-Verlag, 1984.* Blechschmidt, Erich. Wie beginnt das menschliche Leben. Stein

am Rhein, CH: Christiana-Verlag, 1968. Brown, Christie. Mein linker Fuft. Zurich: Diogenes-Verlag, 1994. Buchwald, Gerald. IMPFEN Das Geschaft mit der Angst. Lahn-

stein: emu-Verlag, 1995. Delarue, E, Delarue S. Impfungen, der unglaubliche Irrtum. Miin-

chen: Hirthammer Verlag, 1990. Dennison, Paul E. Befreite Bahnen. Freiburg im Breisgau: Verlag

fur angewandte Kinesiologie. Feldenkrais, Moshe. Abenteuer im Dschungel des Gehirns. Der

Fall Doris. Deutsche Ubertragung von Franz Wurm. Frankfurt

a. M.: Suhrkamp, 1981. Feldenkrais, Moshe. Bewufitheit durch Bewegung. Frankfurt a.

M.: Suhrkamp, 1978. Feldenkrais, Moshe. Die Entdeckung des Selbstverstandlichen.

Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1987. Flehmig, Inge. Die normale Entwicklung des Sauglings und ihre

Abweichungen. Stuttgart: G.-Thieme-Verlag, 1979. Liedloff, Jean. Auf der Suche nach dem verlorenen Gliick. Mun-

chen: Beck, 1992." Molcho, Samy. Korpersprache der Kinder. Munchen: Mosaik-Ver­lag, 1983. Molcho, Sammy. Korpersprache als Dialog. Ganzheitliche Kommu-

nikation in Beruf und Alltag. Munchen: Mosaik-Verlag, 1988.

* Айрес Дж. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития. М.: Теревинф, 2009. -Примеч. пер. ** Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым: принцип преем­ственности. М.: Генезис, 2007. -Примеч. пер.

Montagu, Ashley. Korperkontakt. Stuttgart: Klett, 1974.

Muths, Christa. Farbtherapie. Munchen: Heyne-Verlag, 1989.

Nilsson, Lennart. Ein Kind entsteht. Munchen: Mosaik Verlag, 1990.

Sanders, Lea. Die Farben deiner Aura. Munchen: Goldmann-Ver­lag, 1999.

Schmidt, Lilo. Stubenhocker und Zappelphilipp. Dortmund: Verlag Modernes Lernen, 2000.

Sellin, Birger. Ich will kein inmich mehr sein. Koln: Kiepenheuer &Witsch, 1995.

Rogge, Jan-Uwe. Kinder brauchen Grenzen. Hamburg: Rowohlt Taschenbuch-Verlag, 1995.

Tikkanen, Marta. Aifos heiftt Sofia. Hamburg: Rowohlt Taschen­buch-Verlag, 1985.

Tomatis, Alfred. Der Klang des Lebens. Hamburg: Rowohlt Ta­schenbuch-Verlag, 1987.

Tomatis, Alfred. Klangwelt Mutterleib. Munchen: Kbsel-Verlag, 1994.

Tomatis, Alfred. Das Ohr und das Leben. Meilen: Walter-Verlag, 1995.

Williams, Donna. Ich konnte verschwinden, wenn du mich be-ruhrst. Hamburg : Hoffmann & Campe Verlag, 1992.

Zimmer, Katharina. Das Leben vor dem Leben. Munchen: Kosel-Verlag,

Наши рекомендации