Организации рационального воздухообмена основных помещений палатного отделении.

Воздухообмен в палатах и отделении должен быть организован так, чтобы максимально ограничить перемещения воздуха между палатными отделениями, между палатами н смежными этажами. Параметры микроклимата должны соответствовать гигиеническим нормативам. Проветривание палат и других помещении, нуждающихся в доступе свежего воздуха, через форточки, фрамуги, створки необходимо осуществлять не менее 4-х раз в сутки.

Для создания изолированного воздушного режима палат их следует проектировать со шлюзом, имеющим сообщение с санузлом, с преобладанием вытяжки в последнем.

В коридорах палатных отделений необходимо устройство приточной вентиляции с кратностью воздухообмена 0,5 объема коридора. При входе в отделение должен быть оборудован шлюз с уст­ройством в нем вытяжной вентиляции с самостоятельным каналом (от каждого шлюза). Для исключения возможности поступления воздушных масс из лестнично-лифтовых узлов в палатные отделения целесообразно устройство между ними центральной зоны с обеспечением в ней подпора воздуха.

Лестничные клетки, шахты лифтовые стволы подъемников, централизованные бельевые грязного белья должны быть оборудованы автономной приточно-вытяжной вентиляцией с преобладанием вытяжки.

Организации воздухообмена операционных подразделений

Для исключения возможности поступления воздушных масс из палатных отделении, лестнично-лифтового узла и других помещений в операционные, необходимо устройство между указанными помещениями и операционной шлюза с подпором воздуха. Движение воздушных потоков должно быть обеспечено из операционных и прилегающие к ним помещения (предоперационные, наркоз­ные и др.), а из этих помещений в коридор. В коридорах необходимо устройство вытяжной вентиляции.

Параметры микроклимата воздушной среды (температурный, по химическому составу и бактериальной обсемененности) должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Необходимо предусматривать обособленные (изолированные) системы вентиляции и кондиционирования для «чистых» и «гнойных» операционных, для родблоков, отделений реанимации и интенсивной терапии, перевязочных, отделений палатных секций, рентгеновских и других спецкабинетов. При этом приточные п вытяжные решетки должны быть разведены и приближены к противоположным боковым стенам палат.

В каждом ЛПО должно быть назначено лицо ответственное за эксплуатацию систем вентиляции н кондиционирования воздуха. Профилактический осмотр и ремонт систем вентиляции и кондиционирования воздуха должен проводиться согласно утвержденному графику и в соответствии с требованиями технических документов на оборудование. Устранение текущих неисправностей, дефектов должно проводиться безотлагательно.

Эксплуатирующей организацией должен осуществляться в структурных подразделениях ЛПО контроль за температурой, влажностью, загрязненностью химическими веществами и микробной обремененностью воздушной среды, а также проверка производительности вентсистем и кратности воздухообмена. Контроль воздушной среды в помещениях ЛПО может осуществляться аккредитованными Госстандартом лабораториями на договорных условиях.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ЛПО.

Естественное освещение

Помещения ЛПО должны иметь естественное освещение. Только искусственное освещение допускается в помещениях кладовых, санитарных узлов при палатах, гигиенических ванн, клизменных, комнат личной гигиены, душевых и гардеробных для персонала, термостатных, микробиологических боксов, предоперационных и операционных, аппаратных, наркозных, некоторых других помещениях, технология и правила эксплуатации которых не требуют естественного освещения.

Коридоры палатных секций (отделении) должны иметь естест­венное освещение, осуществляемое через окна в торцовых стенах здании п в световых карманах (холлах). Продолжительность инсоляции должна приниматься с учетом действующих нормативных документов. Для защиты от слепящего действия света и перегрева окна в ЛПО должны оборудоваться солнцезащитными средствами (козырьки, жалюзи и др.), доступными для мытья и дезинфекции. Шторы допускаются в качестве временных солнцезащитных приспособлений по согласованию с территориальным ЦГЭ.

Искусственное освещение

Искусственное освещение должно соответствовать назначению помещения, быть достаточным, регулируемым и безопасным, не оказывать слепящего действия и другого неблагоприятного влияния на человека и внутреннюю среду помещений.

Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех, без исключения, помещениях. Для освещения отдельных функ­циональных зон и рабочих мест, кроме общего, устраивается дополнительное местное освещение. Для освещения палат (кроме детских и психиатрических отделений) следует применять настенные комбинированные светильники (общего и местного освещения).В каждой палате должен быть специальный светильник ночного освещения, установленный около двери или над дверью.

Рекомендуемые освещенность, источник света, тип лампы принимается в соответствии с действующими нормативными документами. Предусматриваемые для установки и применяемые люминесцентные светильники должны быть укомплектованы пускорегулирующими аппаратами с особо низким уровнем шума. Сбор, храпение и утилизация отработанных люминесцентных ламп осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов.

Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями. Осветительные приборы должны содержаться в чистоте, вышедшие из строя лампы должны немедленно заменяться.

ГИГИГЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ТРУДА И БЫТА МЕДИЦИНСКОГО

ПЕРСОНАЛА

В основных функциональных, производственных помещениях и на рабочих местах обслуживающего медицинского персонала должны быть обеспечены нормативные параметры микроклимата и воздушной среды (температура, влажность, скорость движения воздуха, химический и бактериологический состав), а также нормативный воздухообмен.

Расстановка оборудования н его эксплуатация должны проводиться в соответствии с действующими правилами техники безопасности и охраны труда.

В операционных, родильных блоках не допускается применение наркозных и других аппаратов без отводящих шлангов (воздухоотсосов) или поглощающих фильтров с активированным углем. Не допускается использование наркозных и дыхательных аппаратов с нарушенной герметизацией системы подачи газов. В процедурных, ингаляционных кабинетах, перевязочных и стерилизационных отделениях должны быть предусмотрены вытяжные шкафы.

Санитарно-бытовые помещения для персонала ЛПО должны быть оборудованы с соблюдением следующих требований:

" количество шкафов в гардеробных следует принимать равным 100% списочного состава персонала;

" площадь гардеробных уличной одежды следует принимать из расчета не менее 0,08 м" на 1 вешалку (крючок) гардеробной;

" площадь гардеробных для домашней и рабочей одежды персонала следует принимать из расчета не менее 0,4 м3 на 1 шкаф. Гардеробные должны быть обеспечены двустворчатыми закрывающимися вентилируемыми шкафами по числу работающих, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов;

" для работающих женщин должны быть предусмотрены помещения (комнаты) личной гигиены, имеющие в своем составе кабины, оборудованные гигиеническими душами с гибкими шлангами и смесителями горячей и холодной воды.

Для обеспечения обслуживающего персонала горячим питанием в ЛПО должны быть предусмотрены столовые или буфеты (в зависимости от количества работающих). В каждом структурном подразделении должны быть предусмотрены комнаты для персонала достаточной площади, оборудованные холодильником, электроводогрейным устройством и раковиной с подводкой горячей и холодной воды.

Медицинский персонал, работающий свредными химическими веществами или подвергающийся воздействию неблагоприятных производственных факторов, должен проходить необходимые предварительные и периодические медицинские обследования.

САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ, ИНВЕНТАРЯ.

Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте.

Влажная уборка помещении (мытье полов, протирка мебели, оборудования, подоконников, дверей и т.д.) должна осуществляться постоянно, но не менее 2-х раз в сутки (в хирургических и родовспомогательных учреждениях не мене 3-х раз в сутки, в том числе 1 раз с использованием разрешенных дезинфицирующих средств) с применением моющих средств, разрешенных МЗ РБ. Использование для влажной уборки порошкообразных синтетических моющих средств не допускается. В палатных отделениях дезинфицирующие средства используются после проведения смены белья, а также по эпидемическим показаниям.

Места общего пользования (входные группы, холлы, справочные и др.) должны убираться по мере загрязнения. Перед входом, а также в тамбурах оборудуются устройства для очистки обуви от песка, снега и др. Оконные рамы и стекла должны быть визуально чистыми.

Уборка помещений ЛПО должна проводиться с использованием современного оборудования (компактных тележек с набором необходимых расходных материалов и приспособлений). Инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием подразделения, использоваться строго по назначению и храниться упорядочено. Для уборки холлов, рекреационных помещений, коридоров и др. подобных помещений (кроме ЛПО хирургического, родовспомогательного, инфекционного профиля, и др. требующих соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима) разрешается привлекать специализированные службы, имеющие право на проведение данных видов работ.

Генеральная уборка помещений палатных отделений и кабинетов должна проводиться по утвержденному графику не реже 1 раза в месяц с тщательным мытьем стен, полов, всего оборудования, а также протиранием мебели, светильников, жалюзи и др. предметов от пыли. Генеральная уборка (мойка и дезинфекция) операционных, перевязочных, процедурных, манипуляционных, послеоперационных палат отделения реанимации и интенсивной терапии, помещений родильного блока проводится 1 раз в неделю. В акушерских стационарах генеральная уборка и заключительная дезинфекция родильных залов проводится каждые 3 суток.

В ЛПО должен быть в наличии неснижаемый месячный запас моющих н дезинфицирующих средств.

Для сбора мусора и других отходов в коридорах, туалетах и других вспомогательных помещениях должны быть установлены урны, в процедурных и других аналогичных помещения, связанных с медико-техническим процессом - с педальным механизмом.

Не реже одного раза в год должен проводиться освежающий косметический ремонт помещений. Устранение текущих дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.) должно проводиться незамедлительно.

Акушерский стационар не реже 2-х раз в год должен закрываться для проведения плановой заключительной дезинфекции, в том числе не менее 1 раза - для проведения косметического ремонта помещений. Капитальный ремонт зданий и помещении с заменой пришедшего в негодность или устаревшего инженерного оборудования, систем отопления, вентиляции, канализационно-водопроводных сетей, санитарно-технического оборудования и приборов, электросетей и т. д. должен проводиться в зависимости от их санитарно-технического состояния, а в случае необходимости капитальный ремонт может быть совмещен с реконструкцией. В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование помещений должно быть прекращено. При невозможности полного закрытия подразделения ЛПО в связи с его значимостью для оказания медицинской помощи пациентам, допускается его поэтапное закрытие с обеспечением условии для соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований. Документация на проведение капитального ремонта должна быть согласована с территориальным ЦГЭ.

Отремонтированное здание или помещение предъявляются приемной комиссии с обязательным участием представителей санэпидслужбы и оформлением Акта приемки.

Ежегодно, но не позже, чем за 2 недели до отопительного сезона должна быть проведена профилактическая проверка и ремонт системы отопления, вен­тиляции и кондиционирования воздуха, тепловых воздушных завес, остеклений, утепление и оклейка окон, утепление дверей, тамбуров и др.

Администрация ЛПО должна организовать постоянное прове­дение профилактической обработки помещении стационаров против насекомых и грызунов, а также обеспечить соответствующую подготовку (освобождение, уборку, насекомо- и грызунонепроницаемость) помещений.

Запрещается содержание и временное пребывание в помещениях и на территории ЛПО домашних или бродячих животных.

Бельевой режим

Бельевой режим в ЛПО должен быть согласован с территориальным ЦГЭ. Смена белья больным должна проводиться не реже I раза в 7 дней. Загрязненное выделениями больных белье подлежит замене незамедлительно. Смену постельного белья родильницам следует проводить I раз в 3 дня, нательного белья и полотенец - ежедневно, подкладных салфеток - по необходимости. Смена белья больным после операций должна проводиться до прекращения выделений из ран. В операционных подразделениях, отделениях интенсивной терапии и реанимации, родовспомогательных, послеоперационных палатах должно применяться белье одноразового использования. Допускается использование современных средств гигиены (памперсы, салфетки и др.).

Сбор грязного белья от больных в отделениях должен осуществляться в специальную непромокаемую тару (пластиковые или полиэтиленовые метки, специально оборудованные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) с применением современных технических устройств и передаваться в центральную грязную бельевую. Запрещается разборка грязного белья в отделениях. Все процессы, связанные с транспортировкой, погрузкой, разгрузкой белья, должны быть максимально механизированы.

Временное хранение (не более 12 часов) грязного белья в отделениях следует осуществлять в санитарных комнатах или других спе­циально отведенных для этой цели помещениях в закрытой таре (металлических, пластмассовых бачках, плотных ящиках и других емкостях, подвергающихся дезинфекции). Для работы с грязным бельем персонал должен быть обеспечен сменной санитарной одеждой (халат, косынка, перчатки, маска).

Чистое белье должно храниться в специально выделенных помещениях (бельевых). В отделениях должен храниться суточный запас чистого белья. Белье и тара должны быть промаркированы, хранение в отделениях немаркированного белья не допускается.

Стирка больничного белья должна осуществляться централизованно в специальных прачечных при больницах. Допускается стирка больничного белья в городских коммунальных прачечных при условии исключения возможности контакта больничного белья с не больничным. Белье инфекционных, обсервационных и гнойно-хирургических отделений перед стиркой должно подвергаться обеззараживанию одним из регламентированных методов.

Доставка грязного белья в прачечную и чистого в ЛПО должна осуществляться транспортом в упакованном виде в закрытую тару из плотной ткани или в специальных закрытых контейнерах па колесах. Тара не должна иметь дефектов, способствующих загрязнению белья при транспортировке и иметь маркировку с указанием «чистое» пли «грязное» белье, его принадлежности учреждению. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем. Автотранспорт после доставки грязного белья должен дезинфицироваться.

Из отделений инфекционного, хирургического, акушерского профиля, а по эпидпоказаниям из терапевтического, после выписки каждого больного или умершего постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) должны подвергаться камерной дезинфекции.

Наши рекомендации