И эксплуатации лечебно-профилактических организаций.

И эксплуатации лечебно-профилактических организаций.

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА

УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЯ и ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Настоящие санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации лечебно-профилактических организаций (далее - Правила) предназначены для всех лечебно-профилактических организации (далее – ЛПО) независимо о ведомственной принадлежности и формы собственности, а также для проектных, строительных и других организаций, занимающихся вопросами выбора земельных участков, проектирование строительства, реконструкции и эксплуатации указанных учреждений. При проектировании, строительстве или реконструкции ЛПО, кроме настоящих правил, необходимо руководствоваться требованиями действующих нормативных документов МЗ РБ.

Выбор земельного участка для размещения ЛПО, проекты привязки проектов, а также проекты реконструкции и переоборудования (перепланировки) ЛПО подлежат согласованию с территориальными центрами гигиены и эпидемиологии (далее ЦГЭ). Открытие вновь построенных реконструированных, подвергавшихся капитальному ремонту перепланировке или переоборудованию ЛПО допускается после получения заключения ЦГЭ, разрешающего эксплуатацию зданий и помещений. У руководителя ЛПО должен быть план размещения структурных подразделений с указанием всех функциональных помещений, согласованный с территориальным ЦГЭ.

Не допускается размещение стационаров с круглосуточным пребыванием пациентов в жилых зданиях.

Разрешается размещение в жилых зданиях и пристройках к ним амбулаторно-поликлинических учреждений, не имеющих в составе зуботехнических лабораторий, рентгеновских кабинетов, являющихся источником ионизирующего излечения, а также раздаточные пункты молочных кухонь.

Ответственность за выполнение правил возлагается на руководителя ЛПО и других должностных дни. Главный врач ЛПО регулярно организует и проводит административные обходы структурных подразделений н территории с последующим документальным оформлением результатов.

Контроль за выполнением Правил осуществляют руководители ЛПО и специалисты вышестоящих органов здравоохранения, а надзор осуществляют уполномоченные специалисты государственных санитарно-эпидемиологических организаций.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ.

Участки ЛПО должны располагаться в селитебной, зеленой или пригородной зонах. Специализированные больницы или комплексы мощностью свыше 1000 коек, а также стационары с особым режимом (психиатрические, туберкулезные) необходимо располагать в пригородной зоне или окраинных районах, по возможности в зеленых массивах, ссоблюдением разрывов от селитебной территории не менее 1000 м.

Для существующих туберкулезных и инфекционных стационаров в условиях сложившейся застройки разрыв между палатными корпусами и жилыми домами должен располагаться не ближе 30м от красной линии застройки и 30-50 метров от жилых зданий. При этом основное внимание должно быть обращено на соблюдение внутреннего режима, предъявляемого к подобным стационарам.

При выборе участка следует учитывать окружающую санитарную ситуацию и господствующее направление ветров.

Запрещается размещение ЛПО на участках, использовавшихся ранне под свалки, поля ассенизации, скотомогильники, кладбища и т. п., а также имеющие загрязнение почвы органического, химического и другого характера.

Участки ЛПО должны быть удалены от железных дорог, аэропортов, скоростных автомагистралей и других мощных источников воздействия физических факторов с учетом обеспечения уровней шума в пределах санитарных норм, установленных для помещений жилых и общественных зданий.

При размещении ЛПО в селитебной зоне населенного пункта лечебные и палатные корпуса необходимо размещать не ближе 30 м от красной линии застройки и 30-50 метров от жилых зданий в зависимости от этажности здании.

Размеры земельных участков ЛПО, а также требования к размещению этих участков следует принимать в соответствии с действующиминормативными документами по планировке и застройке городов, поселков и населенных мест

Территория участка ЛПО должна быть благоустроена, озеленена, ограждена. Ограждение должно быть целостным. В темное время суток территория должна достаточно освещаться.

Участок ЛПО, расположенный на территории жилой застройки населенного, пункта, должен иметь по периметру полосу зеленых насаждений, достаточной для обеспечения лечебно-охранительного режима. Деревья с широкой кроной должны располагаться не ближе 10 м от стен здания.

На территории стационара должна быть предусмотрена зона для прогулок и отдыха больных, оборудованная скамейками и беседками, которые должны быть окрашены и содержаться в удовлетворительном санитарном состоянии.

К территории ЛПО должны быть устроены удобные подъездные пути с твердым покрытием. Твердые покрытия должны иметь внутренние проезды и пешеходные дорожки, которые должны содержаться в удовлетворительном состоянии и своевременно ремонтироваться.

Въезд на территорию ЛПО индивидуального автотранспорта должен быть ограничен соответствующими устройствами и упорядочен при наличии условий для временной их стоянки.

На территории ЛПО должны быть выделены зоны:

" лечебных корпусов для инфекционных и неинфекционных больных;

" педиатрических, психиатрических, радиологических корпусов,

" родильных домов;

" поликлиники;

" вивария, патологоанатомического корпуса;

" рекреационную;

" хозяйственных и инженерных сооружений.

При въезде на территорию должна быть установлена схема размещения основных корпусов и служб с указанием пешеходных и транспортных потоков движения, и том числе к приемному покою.

Инфекционные, акушерские, психиатрические, кожно-венерологические, детские отделения, входящие в состав многопрофильных больниц, должны размещаться в отдельных зданиях. Поликлинический корпус должен быть приближен к периферии участка, иметь самостоятельный вход, удобный и доступный для населения. Патологоанатомический корпус с ритуальном зоной должен быть максимально изолирован от штатных корпусов и не просматриваться из окон лечебных помещений. Ритуальная зона должна иметь изолированный въезд.

На территории ЛПО не допускается расположение посторонних учреждений, жилья, а также размещение построек и сооружений, несвязанных функционально с ЛПО без согласования с вышестоящим органом управления здравоохранения и территориальным ЦГЭ. Не допускается нахождение и выпас животных на участке ЛПО.

На территории инфекционной больницы (корпуса) должны быть выделены «чистая» и «грязная» зоны, изолированные друг от друга полосой зеленых насаждении. На выезде из «грязной» зоны должна быть предусмотрена площадка для дезинфекции транспорта.

Расстояния между корпусами и другими зданиями на участке ЛПО должны исключать неблагоприятное воздействие и обеспечивать оптимальные условия инсоляции, освещенности, проветривания, шумозащиты н т. д.

Расстояние между корпусами с окнами палат должно быть 2,5 вы­соты противостоящего здания, по не менее 24 м.

Территория ЛПО должна содержаться в удовлетворительном санитарном состоянии. Уборка территории должна проводиться постоянно. В летнее время должно своевременно проводиться скашивание травы и ее уборка, в осеннее время - уборка опавшей листвы, в зимнее - уборка снега, а также посыпка проездов, лестниц и пешеходных дорожек песком или другим антиобледенительным материалом.

Для сбора мусора и бытовых отходов на территории устанавливаются мусоросборники с плотно закрывающимися крышками, для которых должны быть предусмотрены и оборудованы специальные площадки с непроницаемым покрытием, а также ограждением с 3-х сторон.

Расположение площадки с мусоросборниками от палатных и лечебно-диагностических корпусов должно быть максимально удаленным. Мусоросборники и площадка должны систематически промываться и дезинфицироваться. Вывоз мусора должен осуществляться ежедневно.

Для сбора мусора у входов в здания, в местах отдыха и на территории должны быть установлены урны в достаточном количестве, которые должны очищаться от мусора ежедневно и содержаться в чистоте.

ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ И КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЯМ И ОТДЕЛЬНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ.

Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений ЛПО должны обеспечивать оптимальные санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы, а также благоприятные условия для пребывания больных, для труда и отдыха обслуживающего персонала.

Структура и планировка помещений ЛПО должна исключать возможность перекрещивания «чистых» и «грязных» потоков. Состав и площади основных и вспомогательных помещений должны определяться заданием на проектирование и в соответствии с действующими нормативными документами.

В ЛПО, являющихся учебными или научными базами, должны быть дополнительно предусмотрены необходимые учебные помещения и кабинеты для преподавательского состава, а также вспомогательные помещения (раздевалки, туалеты, кладовые и др.), обособленные от основных функциональных подразделений учреждения.

Не допускается размещение под окнами палат травматологических пунктов, приемно-смотровых боксов, входов в приемное отделение, экспедиционных и других помещений, к которым имеется подъезд автомашин.

В подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических корпусов допускается размещение складских помещений, санитарно-бытовых помещений для персонала (гардеробные, душевые), санитарных пропускников, помещений для хранения вещей больных, буфетов и столовых для персонала, помещений для сбора и сортировки грязного белья, помещений для дезинфекции инвентаря.

Не допускается размещение в подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических корпусов складов ядовитых, сильнодей­ствующих, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

В цокольных этажах с отметкой 1,2 м ниже отмостки допускается размешать служебные помещения, помещения для выписки больных, медицинские архивы вестибюли.

В цокольных этажах с отметкой пола не более 0.5 м ниже отмостки допускается размешать все помещения, кроме палатных отделении, родовых, операционных, процедурных, перевязочных, врачебных кабинетов, рентгенологических кабинетов, а также других лечебных помещений.

Помещения для вентиляционного оборудования, электрощитовые, машинные отделения, шахты лифтов и подъемников и другие помещения, являющиеся источниками шума и вибрации, а также автоклавные и дезкамеры не допускается размешать смежно с палатами, лечебными и процедурными кабинетами, а также над ними и под ними.

Размещение рентгеновских кабинетов, помещений, связанных с работой с радиоактивными веществами осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами.

Запрещается изменение планировки помещений ЛПО а также любое дополнительное развертывание больничных коек сверх предусмотренной проектом мощности учреждения без согласования с территориальным ЦГЭ. Не допускается размещение больных в коридорах палатных секции или других приспособленных помещениях, а также использование помещений не по прямому функциональному назначению.

Операционные подразделения размешаются в изолированном блоке (отдельном здании или изолированных секциях, соединенных со стационаром переходами или коридорами) и должны быть максимально удалены от вертикальных коммуникаций (технических шахт, лифтов, мусоропроводов). Операционные для оказания экстренной хирургической помощи могут размешаться в составе приемных отделений. Входы в операционные подразделения для персонала должны быть организованы через санпропускники, а для больных - через шлюзы. Операционное подразделение должно иметь два изолированных непроходных отделения - септическое и асептическое, строгое зонирование внутренних помещений (стерильная зона, зона строгого режима). При размещении операционных друг над другом септические операционные следует размешать выше асептических. Потоки в операционном подразделении должны быть разделены на «стерильный» - проход хирургов и операционных сестер, а также «чистый» - для доставки больного, прохода анестезиологов, младшего и технического персонала, удаления отходов, использованного белья и т. д. Эти потоки не должны перекрещиваться.

В родовспомогательных учреждениях архитектурно-планировочные решения должны обеспечивать четкое зонирование отделений, цикличность их -заполнении и санитарной обработки упорядочение больничных потоков, оптимальные условия работы персонала.

В приемном отделении санитарная обработка беременных должна проводиться по двум потокам: «чистый» - в физиологическое отделение и отделение патологии беременности; «грязный» - в обсервационное отделение. Обсервационные отделения должны быть размещены на 1 этаже и смещены относительно основного здания пли на верхнем этаже над отделениями патологии беременных, физиологическим и гинекологическим. В действующем родовспомогательном учреждении схема потоков должна быть согласована с территориальным ЦГЭ с учетом имеющихся технических возможностей.

Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны обеспечивать непроницаемость для грызунов и насекомых.

ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРЕННЕЙ ОТДЕЛКЕ ПОМЕЩЕНИЙ

Внутренняя отделка помещений ЛПО должна быть выполнена в соответствии их функциональным назначением. Поверхности стен, перегородок и потолков помещений должны быть гладкими, легкодоступными для влажной уборки и дезинфекции. Все применяемые материалы для внутренней отделки помещений, воздуховодов, вентиляционных систем, а также фильтров должны быть зарегистрированы Минздравом Республики Беларусь и разрешены для этих целей.

Для отделки степ палат, кабинетов врачей, холлов, вестибюлей, столовых, физиотерапевтических и других лечебно-диагностических кабинетов с «сухим» режимом работы рекомендуется применять водостойкие материалы, разрешенные к применению Минздравом Республики Беларусь.

Поверхности стен и потолков должны быть целостными, гладкими и не иметь следов затеков, плесени и др. Для отделки потолков в этих помещениях может применяться известковая или водоэмульсионная побелка; полы должны быть изготовлены из материалов, обладающих повышенными теплоизоляционными свойствами. В вестибюлях следует делать полы устойчивые к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и т. д.).

В помещениях с «влажным» режимом работы, а также подвергающихся влажной текущей дезинфекции (операционные, перевязочные, родовые, предоперационные, наркозные, процедурные и др. аналогичные помещения, а также ванные, душевые, санитарные узлы, клизменные, помещения для храпения и разборки грязного белья и др.) стены следует облицовывать влагостойкими материалами на полную высоту. Для покрытия полов необходимо применять водонепроницаемые материалы.

Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должна быть безыскровые, антистатические. Покрытия полов в ЛПО должны быть без дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), гладкими, плотно пригнанными к основанию. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума тщательно пропаиваются. Края линолеума у стен должны быть подведены под плинтуса, которые плотно закрепляются (без щелей) между стеной и полом.

В местах установки раковин и других санитарно-технических приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением степ и перегородок, следует предусматривать отделку влагостойкими материалами, препятствующими разбрызгиванию на прилегающие поверхности.

Потолки в помещениях с "влажным" режимом должны иметь водостойкие покрытия без щелей и стыков. Применение подвесных потолков до­пускается только в помещениях, не требующих соблюдения противо­эпидемического, дезинфекционного режима, асептики н антисептики. При этом конструкции и материалы подвесных потолков должны обеспечивать возможность проведения их уборки и очистки, дезинфекции.

Отделка помещении, связанных с работой с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, рентгенкабинетов, кабинетов электросветолечения, зубоврачебных, офтальмологических кабинетов, лабораторий и других функциональных помещений, специфика работы которых требует специальных условий, должна быть выполнена в соответствии с требованиями к этим помещениям, изложенными в соответствующих нормативных документах.

ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ, МЕДИЦИНСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ДРУГОМУ ОБОРУДОВАНИЮ, МЕБЕЛИ, ИНВЕНТАРЮ.

Все вновь строящиеся н действующие ЛПО должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением, теплоснабжением, вентиляцией, а при необходимости системами кондиционирования воздуха. Здания высотой 2-х н более этажей должны быть оборудованы лифтами, современными системами мусоросбора и мусороудаления.

Мусоропровод н мусороприемная камера должны находиться в исправном состоянии. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов должны иметь плотный привод, снабжены резиновыми прокладками в целях герметизации и шумоглушения. Ствол мусоропровода подвергается ежемесячной очистке и дезинфекции, а также дезинсекции и дератизации препаратами, не обладающими коррозионными свойствами.

Емкости с отходами не допускаемся выставлять за пределы мусоросборного помещения заблаговременно (более 1 часа) до прибытия спецавтотранспорта.

Порядок очистки, обеззараживания и сброса сточных вод от ЛПО должен быть согласован с территориальным ЦГЭ. Специфические (послеоперационные, паталогоанатомические и др.) больничные отходы подлежат обязательному централизованному сжиганию в специальных печах или другими регламентированными методами.

Во вновь строящихся ЛПО, а также подвергающихся реконструкции на случай выхода из строя или профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное (аварийное) горячее водоснабжение с использованием автоматических водогрейных устройств непрерывного действия с разводкой сети в санпропускники, предоперационные и родовые залы, процедурные, отделения грудных детей, ванные, санитарные комнаты, моечные, буфеты, раздаточные, пищеблоки и другие функциональные помещения, требующих особого санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

Все имеющееся в ЛПО медицинское, технологическое, инженерное и другое оборудование, мебель и инвентарь должны соответствовать действующим техническим условиям и стандартам. находиться в исправном состоянии, иметь гигиеническое покрытие, обеспечивающее возможность и доступность проведения влажной уборки и дезинфекции. Вышедшее из строя, неисправное оборудование, мебель, инвентарь подлежат немедленному ремонту или замене.

Использование неисправного или имеющего дефекты оборудования, мебели и инвентаря не допускается. Временное хранение неиспользованного оборудования, мебели и инвентаря должно осуществляться в кладовых. Запрещается хранение неиспользованного оборудования в функциональных помещениях.

Санитарно-технические приборы и устройства (краны, раковины, ванны, унитазы, писсуары и др.) должны быть современными по дизайну и техническому устройству и эксплуатироваться в исправном состоянии, очищаться от ржавчины и других наслоений, не должны иметь трещин и других дефектов. Неисправные и поврежденные приборы подлежат срочной замене.

Туалеты для больных должны быть оборудованы кабинами, вешалками, электросушильными устройствами для рук или комплектами с одноразовыми салфетками, зеркалами. Туалеты, женских палатных секций должна быть оборудована кабиной с восходящим душем.

В палатах для больных (в том числе в детских палатах и палатах новорожденных, врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, бельевым, в шлюзах боксов и полубоксов материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в детских палатах не должна превышать 37° С.

Предоперационные, перевязочные, родовые залы, процедурные кабинеты, реанимационные залы и палаты, посты медсестер при палатах новорожденных в другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальники с установкой локтевых кранов со смесителями, а также настенными дозирующими устройствами для жидкого мыла и антисептика.

В палатах новорожденных, совместного пребывания матери и ребенка устанавливаются раковины с широкой чашей и смесителями, обеспечивающими удобства для подмывания детей.

Санитарные комнаты палатных отделений должны быть оборудованы средствами малой механизации для обработки и сушки суден, клеенок и пр.

Количество санитарных, приборов для больных в палатных отделениях соматических больниц следует принимать из расчета - I прибор на 15 человек в мужских уборных и на 10 человек - в женских, но не менее I прибора. Количество писсуаров в мужских уборных должно быть равно количеству унитазов.

В ЛПО хирургического, травматологического и др. аналогичного профиля туалеты должны быть оборудованы специальными устройствами для пользования инвалидами. Запрещается использование помещений туалетов не по назначению (для хранения инвентаря, кладовых и др.

В санитарно-бытовых помещениях для обслуживающего персонала количество санитарных приборов для персонала отделения должно быть из расчета не менее 2-х приборов на женщин и 1-го прибора для мужчин; количество душевых кабин из расчета 1 душевая кабина на 10 человек в инфекционных и туберкулезных отделениях, а в остальных отделениях - 1 душевая кабина на 15 человек, работающих в наибольшей смене среднего и младшего персонала. При меньшем числе персонала следует предусматривать 1 душевую кабину на отделение.

В операционных подразделениях санитарные пропускники, для персонала (мужской и женский) следует проектировать каждый в составе двух смежных помещений - раздевальной и одевальной с душем. Душевые (из расчета 1 кабина в каждом санпропускнике на 2-4 операционные) должны быть размещены таким образом, чтобы проход через них был на выходе. В акушерских обсервационных, приемных и детских отделениях должны быть оборудованы санпропускники для персонала с гардеробной и душевыми из расчета 1 душевая кабина на 5 человек в смену.

В палатах койки должны быть установлены в строгом соответствии с гигиеническими нормативами на 1 койку, но не более 4. В палатах должны быть в наличии прикроватные тумбочки н стулья по числу коек. В послеродовом отделении может быть размещено не более 2-х родильниц с детьми в палате совместного пребывания.

Каждое отделение должно быть оснащено средствами малой механизации (каталками, креслами-каталками, тележками для транспортировки лекарств, белья, пищи и т. д.) в необходимом количестве в зависимости от профиля отделения.

Кладовые для храпения чистого белья в отделениях оборудуются полками с гигиеническим покрытием, доступным для влажной уборки и дезинфекции. Общие бельевые оборудуются стеллажами, а также столами для подборки и сортировки белья, а при необходимости, приемными люками для белья с пандусами или подъемными механизмами.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТОПЛЕНИЮ, ВЕНТИЛЯЦИИ, МИКРОКЛИМАТУ И ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ ПОМЕЩЕНИЙ.

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата и воздушной среды помещений ЛПО.

В ЛПО должно быть центральное отопление. Системы отопления в ЛПО должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях в течение всего отопительного периода, исключать загрязнение воздуха вредными веществами и запахами, выделяемыми в процессе эксплуатации, не создавать шума, превышающего допустимые уровни, допустимые быть обеспечены регулирующими устройствами и быть удобными для текущего обслуживания н ремонта. Должен быть обеспечен свободный доступ для уборки приборов. Поверхности приборов и ограждений должны быть окрашенными, легко подвергающимися влажной уборке и содержаться в чистоте.

Здание ЛПО должно быть оборудовано системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, за исключением инфекционных отделений. В последних вытяжную вентиляцию необходимо устраивать из каждого бокса и полубокса и от каждой палатной секции отдельно с гравитационным побуждением и с установкой дефлектора, а приточная вентиляция - с механическим побуждением и подачей воздуха в коридор. Вытяжная вентиляция из палат должна осуществляться посредством индивидуальных каналов, исключающих перетекание воздуха по вертикали.

Во всех помещениях ЛПО, кроме операционных, помимо приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, должна устраиваться естественная вентиляция посредством форточек, фрамуг и других приспособлений, а также вентиляционных каналов без механического побуждения воздуха.

Забор наружного воздуха для систем вентиляции должен производиться из чистой зоны на высоте не менее 1 м от поверхности земли. Воздухозаборное окно должно быть зарешечено. Воздухозаборные шахты должны быть свободны от посторонних предметов, поверхности стен должны быть гладкими. Наружный воздух, подаваемый приточными установками, надлежит очищать в фильтрах.

Воздух, подаваемый в операционные, наркозные, родовые реанимационные, послеоперационные палаты, палаты интенсивной терапии, а также в палаты для больных с ожогами кожи, должен очищаться на бактерицидных фильтрах. Бактериальная обсемененность воздушной среды помещений, требующих повышенной чистоты (операционных, родзалов н др.), не должна превышать допустимых уровней.

Помещения операционных, палат интенсивной терапии, реанимации, родовых, процедурных и других помещений, технологический процесс в которых сопровождается выделением в воздух вредных веществ, должны быть оборудованы местными отсосами или вытяжными шкафами.

Содержание химических веществ в воздухе операционных, родовых палат, палат интенсивной терапии, реанимации, процедурных и других помещениях лечебных учреждении не должно превышать предельно допустимых концентраций. Воздуховоды, воздухораздающие и воздухоприемные решетки, венткамеры, ветустановки н другие устройства должны содержаться в чистоте, не иметь механических повреждений, следов коррозии, нарушения герметичности. Все дросселирующие устройства должны быть легкоподвижными и иметь указатели степени их закрытия. Работающие вентиляторы и электродвигатели должны быть отрегулированы, иметь плавный ход без посторонних шумов и не вызывать вибрацию конструкций. Вентустановки должны размещаться на технических этажах.

Кондиционирование воздуха следует предусматривать иоперационных, наркозных, родовых, послеоперационных палатах, палатах интенсивной терапии, реанимационных и одноместных в двухместных палатах для больных с ожогами кожи, а также в палатах для детей грудного возраста. В палатах, которые полностью оборудуются кювезами, кондиционирование не предусматривается.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ЛПО.

Естественное освещение

Помещения ЛПО должны иметь естественное освещение. Только искусственное освещение допускается в помещениях кладовых, санитарных узлов при палатах, гигиенических ванн, клизменных, комнат личной гигиены, душевых и гардеробных для персонала, термостатных, микробиологических боксов, предоперационных и операционных, аппаратных, наркозных, некоторых других помещениях, технология и правила эксплуатации которых не требуют естественного освещения.

Коридоры палатных секций (отделении) должны иметь естест­венное освещение, осуществляемое через окна в торцовых стенах здании п в световых карманах (холлах). Продолжительность инсоляции должна приниматься с учетом действующих нормативных документов. Для защиты от слепящего действия света и перегрева окна в ЛПО должны оборудоваться солнцезащитными средствами (козырьки, жалюзи и др.), доступными для мытья и дезинфекции. Шторы допускаются в качестве временных солнцезащитных приспособлений по согласованию с территориальным ЦГЭ.

Искусственное освещение

Искусственное освещение должно соответствовать назначению помещения, быть достаточным, регулируемым и безопасным, не оказывать слепящего действия и другого неблагоприятного влияния на человека и внутреннюю среду помещений.

Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех, без исключения, помещениях. Для освещения отдельных функ­циональных зон и рабочих мест, кроме общего, устраивается дополнительное местное освещение. Для освещения палат (кроме детских и психиатрических отделений) следует применять настенные комбинированные светильники (общего и местного освещения).В каждой палате должен быть специальный светильник ночного освещения, установленный около двери или над дверью.

Рекомендуемые освещенность, источник света, тип лампы принимается в соответствии с действующими нормативными документами. Предусматриваемые для установки и применяемые люминесцентные светильники должны быть укомплектованы пускорегулирующими аппаратами с особо низким уровнем шума. Сбор, храпение и утилизация отработанных люминесцентных ламп осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов.

Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями. Осветительные приборы должны содержаться в чистоте, вышедшие из строя лампы должны немедленно заменяться.

ГИГИГЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ТРУДА И БЫТА МЕДИЦИНСКОГО

ПЕРСОНАЛА

В основных функциональных, производственных помещениях и на рабочих местах обслуживающего медицинского персонала должны быть обеспечены нормативные параметры микроклимата и воздушной среды (температура, влажность, скорость движения воздуха, химический и бактериологический состав), а также нормативный воздухообмен.

Расстановка оборудования н его эксплуатация должны проводиться в соответствии с действующими правилами техники безопасности и охраны труда.

В операционных, родильных блоках не допускается применение наркозных и других аппаратов без отводящих шлангов (воздухоотсосов) или поглощающих фильтров с активированным углем. Не допускается использование наркозных и дыхательных аппаратов с нарушенной герметизацией системы подачи газов. В процедурных, ингаляционных кабинетах, перевязочных и стерилизационных отделениях должны быть предусмотрены вытяжные шкафы.

Санитарно-бытовые помещения для персонала ЛПО должны быть оборудованы с соблюдением следующих требований:

" количество шкафов в гардеробных следует принимать равным 100% списочного состава персонала;

" площадь гардеробных уличной одежды следует принимать из расчета не менее 0,08 м" на 1 вешалку (крючок) гардеробной;

" площадь гардеробных для домашней и рабочей одежды персонала следует принимать из расчета не менее 0,4 м3 на 1 шкаф. Гардеробные должны быть обеспечены двустворчатыми закрывающимися вентилируемыми шкафами по числу работающих, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов;

" для работающих женщин должны быть предусмотрены помещения (комнаты) личной гигиены, имеющие в своем составе кабины, оборудованные гигиеническими душами с гибкими шлангами и смесителями горячей и холодной воды.

Для обеспечения обслуживающего персонала горячим питанием в ЛПО должны быть предусмотрены столовые или буфеты (в зависимости от количества работающих). В каждом структурном подразделении должны быть предусмотрены комнаты для персонала достаточной площади, оборудованные холодильником, электроводогрейным устройством и раковиной с подводкой горячей и холодной воды.

Медицинский персонал, работающий свредными химическими веществами или подвергающийся воздействию неблагоприятных производственных факторов, должен проходить необходимые предварительные и периодические медицинские обследования.

САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ, ИНВЕНТАРЯ.

Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте.

Влажная уборка помещении (мытье полов, протирка мебели, оборудования, подоконников, дверей и т.д.) должна осуществляться постоянно, но не менее 2-х раз в сутки (в хирургических и родовспомогательных учреждениях не мене 3-х раз в сутки, в том числе 1 раз с использованием разрешенных дезинфицирующих средств) с применением моющих средств, разрешенных МЗ РБ. Использование для влажной уборки порошкообразных синтетических моющих средств не допускается. В палатных отделениях дезинфицирующие средства используются после проведения смены белья, а также по эпидемическим показаниям.

Места общего пользования (входные группы, холлы, справочные и др.) должны убираться по мере загрязнения. Перед входом, а также в тамбурах оборудуются устройства для очистки обуви от песка, снега и др. Оконные рамы и стекла должны быть визуально чистыми.

Уборка помещений ЛПО должна проводиться с использованием современного оборудования (компактных тележек с набором необходимых расходных материалов и приспособлений). Инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием подразделения, использоваться строго по назначению и храниться упорядочено. Для уборки холлов, рекреационных помещений, коридоров и др. подобных помещений (кроме ЛПО хирургического, родовспомогательного, инфекционного профиля, и др. требующих соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима) разрешается привлекать специализированные службы, имеющие право на проведение данных видов работ.

Генеральная уборка помещений палатных отделений и кабинетов должна проводиться по утвержденному графику не реже 1 раза в месяц с тщательным мытьем стен, полов, всего оборудования, а также протиранием мебели, светильников, жалюзи и др. предметов от пыли. Генеральная уборка (мойка и дезинфекция) операционных, перевязочных, процедурных, манипуляционных, послеоперационных палат отделения реанимации и интенсивной терапии, помещений родильного блока проводится 1 раз в неделю. В акушерских стационарах генеральная уборка и заключительная дезинфекция родильных залов проводится каждые 3 суток.

В ЛПО должен быть в наличии неснижаемый месячный запас моющих н дезинфицирующих средств.

Для сбора мусора и других отходов в коридорах, туалетах и других вспомогательных помещениях должны быть установлены урны, в процедурных и других аналогичных помещения, связанных с медико-техническим процессом - с педальным механизмом.

Не реже одного раза в год должен проводиться освежающий косметический ремонт помещений. Устранение текущих дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырос

Наши рекомендации