А – продольный срез микроворсинок

Б – поперечный срез микроворсинок

Ресничка (жгутик).

На электронограмме можно увидеть:

А. Поперечный срез на уровне аксонемы.

Б. Поперечный срез на уровне базального тельца.

Ресничка – органелла специального назначения, производная центриоли, состоит из микротрубочек. На поперечном срезе базального тельца реснички периферические микротрубочки собраны по три, в так называемые, триплеты (3),в центре микротрубочек нет. На поперечном срезе аксонемы микротрубочки образуют девять периферических дуплетов (2) и один – центральный (4).Таким образом, расположение микротрубочек можно выразить формулами: 9х2+2 (А), 9х3+0 (Б). Реснички способны к движению, характерны для апикальной поверхности эпителиоцитов воздухоносных путей. Жгутики у млекопитающих характерны только для сперматозоидов.

Контрольно-обучающие и профессиональные задачи.

7.1. Назовите органеллы клетки, участвующие в синтезе (белков, липидов, углеводов), транспорте и выведении веществ?

7.2. В какой органелле происходит синтез липидов и углеводов?

7.3. С какой функции клетки связано обилие рибосом?

7.4. Как окрашивается участок цитоплазмы с большим содержанием рибосом?

7.5. Что общего в строении и функции клеточного центра, ресничек и жгутиков?

7.6. Назовите последовательные стадии изменения лизосом при фагоцитозе?

7.7. Какой органеллой в клетке вырабатывается большая часть энергии?

7.8. Какие функции выполняет пластинчатый комплекс Гольджи?

7.9. К какому типу органических веществ относятся гликоген и из чего он

синтезируется?

7.10. Объясните механизм исчезновения гликогена в клетках печени при

охлаждении организма.

7.11.Назовите пигмент, который образуется в коже под действием солнечных лучей и его биологическое значение.

7.12. На трех препаратах представлены клетки. У одной из них хорошо

развиты микроворсинки, у другой – реснички, третья имеет длинные

отростки. Для какой из этих клеток характерна функция всасывания?

7.13. С какой органеллой взаимодействует фагоцитированная клеткой

частица? Назовите 3 возможных варианта ее дальнейшей судьбы.

7.14. Какое количество микротрубочек характерно для реснички и ее ба-

зального тельца?

Виды включений в клетке

  ТРОФИЧЕСКИЕ (используются клеткой для питания) СЕКРЕТОРНЫЕ (секретируются клеткой на экспорт - для нужд организма)   ЭКСКРЕТОРНЫЕ (продукты метаболизма, шлаки) ПИГМЕНТНЫЕ (имеют собственную окраску)
связанные с тканевым дыханием не связанные с тканевым дыханием
примеры включений углеводы (гликоген) липиды белки витамины ферменты, гормоны мочевина, креатинин мочевая кислота гемоглобин миоглобин   меланин липофусцин
методы окрашивания кармином по Бесту, ШИК-реакция (малиновый цвет) судан- 3 (оранжевый цвет), осмиевая кислота (черный цвет) кислотные и основные красители              



8. Тестовые задания для самоконтроля.

8.1. Органеллами, отвечающими за внутриклеточное пищеварение являются

1) рибосомы;

2) лизосомы;

3. митохондрии;

4. микроворсинки;

5. реснички.

8.2. Диктиосома – это структурная единица органеллы

1) центриоли;

2) митохондрии;

3) гранулярной ЭПС;

4) гладкой ЭПС;

5) комплекса Гольджи.

8.3. Процесс окисления глюкозы с одновременным синтезом АТФ происходит в

1) рибосомах;

2) лизосомах;

3) митохондриях;

4) гранулярной ЭПС;

5) гладкой ЭПС.

8.4. Синтез липидов и углеводов, депонирование ионов кальция – основные функции органеллы

1) комплекса Гольджи;

2) гладкой ЭПС;

3) гранулярной ЭПС;

4) лизосомы;

5) митохондрии.

8.5. Меланин является включением

1) пигментным;

2) трофическим;

3) секреторным;

4) экскреторным.

Тема занятия №4: Ядро. Жизненный цикл клетки.

Деление клеток.

Мотивация

Ядро – важнейшая составная часть клетки, ее генетический и метаболический центр. Ядро обеспечивает две группы функций: одну, связанную с регуляцией синтеза белка, другую – с хранением и передачей наследственной информации. Передача наследственной информации осуществляется в процессе деления клеток, главными разновидностями которого являются митоз и мейоз. На данном занятии подробно изучаются жизненный цикл клетки и процессы, происходящие в ней во время митоза.

Изучение изменений в строении, химическом составе ядер, нарушения клеточного размножения широко используются исследователями разного профиля для оценки состояния тканей и органов, особенностей онтогенеза, физиологической и репаративной регенерации, патологических процессов, например, опухолевого роста и др.

Цели занятия

3.1. Общая цель.

Изучить строение ядра на светооптическом и субмикроскопическом уровнях исследования, рассмотреть понятие жизненного цикла клетки, изучить процессы, происходящие в разные периоды жизненного цикла, в том числе в разные периоды митоза.

3.2. Конкретные цели.

Знать Уметь

3.1.1.Строение ядра на светооптическом и субмикроскопическом уровнях 3.1.2.Химический состав структур ядра 3.1.3.Понятие жизненного цикла клетки 3.1.4.Понятие гетеросинтетической интерфазы 3.1.5.Понятие аутосинтетической интерфазы и ее периоды 3.1.6.Разновидности обновляющихся и необновляющихся клеточных популяций 3.1.7.Значение стволовых клеток 3.1.8.Понятие физиологической и репаративной регенерации 3.1.9.Фазы митоза и суть процессов, происходящих в каждую из фаз 3.1.10. Понятие внутриклеточного конвейера синтеза белка и других веществ 3.1.11. Уровни и механизмы регуляции клеточных делений   3.1.12. Различать интерфазное ядро 3.1.13. Различать части ядра: ядрышко, ядерную оболочку, кариоплазму, эухроматин, гетерохроматин 3.1.14. Различать клетки, находящиеся в разных фазах митоза: профазе, метафазе, анафазе, телофазе.

Необходимый уровень знаний

4.1. Из биологии – генетический механизм регуляции синтеза белка, характеристика фаз митоза. – Учебник биологии.

4.2. Из предыдущих занятий по гистологии – органеллы, микротрубочки, центриоли. – Учебник гистологии. Конспекты лекций по гистологии.

Новый материал

5.1. Строение ядра на светооптическом и субмикроскопическом уровнях.

5.2. Жизненный цикл клетки, митотический цикл, интерфаза.

5.3. Виды репродукции клеток.

5.4. Регуляция клеточного деления.

5.5. Виды гибели клеток. Понятие о регенерации.

Конспекты лекций

Учебник гистологии/Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Е.Ф.Котовский и др., глава IV «Учение о клетке» разделы:

«Ядро»

«Воспроизведение клеток»

«Реакция клеток на внешние воздействия»

«Гибель клеток»

Конспекты лекций

Учебник гистологии/Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Е.Ф.Котовский и др., глава IV «Учение о клетке» разделы:

«Ядро»

«Воспроизведение клеток»

«Реакция клеток на внешние воздействия»

«Гибель клеток»

6.1.1. Ядро клетки (овоцит в яичнике новорожденной девочки). Окраска гематоксилином и эозином.

Овоциты располагаются диффузно по всему яичнику. Они имеют округлую форму и оружены одним слоем мелких фолликулярных клеток. При большом увеличении рассмотреть наиболее крупные овоциты, в ядрах которых можно найти ядерную оболочку (1), ядрышко (2), прозрачную кариоплазму (3) со слабо заметными нитями эухроматина (4), хроматин в виде глыбок – гетерохроматин (5).

Зарисовать один овоцит, окруженный слоем фолликулярных клеток, и обозначить в его ядре характерные структуры.

6.1.2. Митоз в растительной клетке (корешок лука). Окраска железным гематоксилином.

При малом увеличении найти на срезе корешка (в области кончика) зону роста, для которой характерны темноокрашенные клетки кубической формы. При большом увеличении здесь видны клетки с обычными ядрами – интерфаза (1) и клетки, где в ядрах видны хромосомы (2), а иногда удается рассмотреть веретено деления (3). Передвигая препарат, найти и зарисовать все стадии митоза: профазу (4), метафазу (5), анафазу (6), телофазу (7). Отметить особенности деления растительных клеток: отсутствие центриолей, сохранение формы клетки и образование перегородки (8) в телофазе.

Зарисовать и сделать обозначения.

6.1.3. Редупликация ДНК в ядрах эпителиальных клеток (язык).Окраска: включение меченого 3H-тимидина и гематоксилин.

Наши рекомендации