Работоспособность стоматолога
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ
В РАБОТЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА
И ПРОФИЛАКТИКА ПОСЛЕДСТВИЙ
ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ
(УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Волгоград, 1998.
Составители:
канд. мед. наук, доцент В. Ф. Михальченко, доктор мед. наук, доцент Э. С. Темкин, канд. мед. наук, ассистент Н. М. Морозова, клин. ординатор Н. В. Калинина, канд. мед. наук, ассистент А. Г. Петрухин, ассистент А. А. Кондратенко.
Рецензент:
зав. кафедрой общей гигиены, доктор мед наук, профессор
Н. И. Латышевская.
Учебно- методическое пособие
утверждено на цикловой методической комиссии
стоматологического факультета ВМА.
Профессиональные вредности в работе врача- стоматолога и профилактика последствий их воздействия: Учебно- методическое пособие / Сост. В. Ф. Михальченко, Э. С. Темкин, Н. М. Морозова, Н. В. Калинина, А. Г. Петрухин, А. А. Кондратенко; Волгоградская медицинская академия.- Волгоград, 1998.- 26 с.
Работа стоматолога - тяжелый и напряженный труд. Интересная работа нередко полностью увлекает врача, принося ему радость, но в то же время требует большой отдачи сил. В повседневной практической деятельности врача - стоматолога встречаются неосознанные нарушения правил гигиены труда, которые влекут за собой нежелательные последствия. При этом здоровье врача подвергается многим опасностям. Незначительные отклонения от нормальных условий работы из года в год накапливаются и приводят к последствиям, которые затрудняют или делают невозможной дальнейшую профессиональную деятельность врача.
Способность человека к работе в течение трудового дня неодинакова. В начале работы работоспособность относительно невысока. Во время работы функциональная способность организма и производительность труда закономерно изменяются на протяжении рабочей смены. Изменения работоспособности в течение рабочего дня имеют несколько фаз:
1. Врабатываемость или нарастающая работоспособность. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 часов.
2. Фаза высокой устойчивости работоспособности. Для нее характерны высокие трудовые показатели. Продолжительность этой фазы 2 - 2,5 часа и более, в зависимости от степени нервно - эмоционального напряжения, физической тяжести и гигиенических условий работы.
3. Фаза снижения работоспособности проявляется снижением внимания, появлением лишних движений, ошибочных реакций.
Особенно важен внутренний распорядок работы. Если врач, переступив порог кабинета, в бешеном темпе осматривает одного больного за другим, не оставляя себе ни минуты отдыха, то он не только теряет человеческий контакт с больными, их доверие, но и вредит самому себе. Увеличивающаяся из дня в день “гонка” легко становится рабочей нормой врача. Большая нагрузка приводит к огромному расходу энергии, усталости, которую иногда удается несколько подавить использованием стимулирующих медикаментозных и других средств, но не преодолеть.
Утомление - состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, внимания, вызванное интенсивной и длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.
И. М. Сеченов показал, что утомление возникает не в самом работающем органе, не в мышце, а в ЦНС: “Источник ощущения усталости лежит не в мышце, а в нарушении деятельности нервных клеток мозга”.
И. П. Павлов считал, что торможение, возникающее при утомлении в ЦНС носит ограниченный характер - ограничивая работоспособность корковых клеток мозга, оно сохраняет нервные клетки от перенапряжения и гибели.
Пренебрежение утомлением, волевое или иное преодоление усталости всё больше ввергает нас в состояние хронического переутомления, характеризующееся рядом симптомов: усталость, вялость, безразличие, плохая способность к концентрации внимания, снижение памяти, постоянная спешка в действиях, раздражительность, плохой сон.
Движения переутомленного человека становятся замедленными и плохо координированными. Производительность труда снижается в значительной степени как в качественном, так и в количественном отношении. Общее состояние характеризуется скорей не сонливостью, а наоборот, повышенной возбудимостью. В результате измененной реактивной способности появляется типичная картина нервно - циркуляторной дистонии, различные функциональные нарушения (желудок, кишечник, сосуды и кожа). В результате нарушений кровообращения наступает кислородная недостаточность и развиваются такие заболевания как ИБС, инфаркт миокарда, гастрит, язвенная болезнь желудка, апоплексия - болезни, нередко наблюдаемые в кругу наших коллег, которые очень много работают и слишком часто раздражаются. Причиной повышенной раздражительности является постоянная спешка и напряженность в работе. В спешке смещаются все нормальные представления: ничтожные мелочи обретают внезапный вес, мелкие неудачи принимают характер катастрофы. Потеряв внутреннее равновесие, мы теряем способность четко видеть, рука перестает подчиняться мозгу. Если такое состояние длится несколько лет, оно может вызвать описанные выше тяжелые последствия. Чтобы их избежать, необходимо придерживаться некоторых правил:
1) чтобы равномерно входить в работу нецелесообразно планировать на начало рабочего дня сложные работы, требующие больших затрат времени и энергии;
2) в течение первого часа следует заниматься работой несложной и непродолжительной;
3) через 2 часа целесообразно делать перерыв на 10 - 15 минут;
4) иметь двух - трехминутный отдых между пациентами;
5) в середине рабочего дня следует делать перерыв на 30 - 60 минут.
Во время отдыха необходимо проветрить комнату, сделать несколько движений для снятия напряженности и произвести 2 - 3 глубоких вдоха. В течение первой половины паузы нужно посидеть, расслабиться, во второй половине ходить и делать активные движения, тем самым усиливая кровообращение.
УСЛОВИЯ РАБОТЫ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ
В РАБОТЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА
И ПРОФИЛАКТИКА ПОСЛЕДСТВИЙ
ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ
(УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Волгоград, 1998.
Составители:
канд. мед. наук, доцент В. Ф. Михальченко, доктор мед. наук, доцент Э. С. Темкин, канд. мед. наук, ассистент Н. М. Морозова, клин. ординатор Н. В. Калинина, канд. мед. наук, ассистент А. Г. Петрухин, ассистент А. А. Кондратенко.
Рецензент:
зав. кафедрой общей гигиены, доктор мед наук, профессор
Н. И. Латышевская.
Учебно- методическое пособие
утверждено на цикловой методической комиссии
стоматологического факультета ВМА.
Профессиональные вредности в работе врача- стоматолога и профилактика последствий их воздействия: Учебно- методическое пособие / Сост. В. Ф. Михальченко, Э. С. Темкин, Н. М. Морозова, Н. В. Калинина, А. Г. Петрухин, А. А. Кондратенко; Волгоградская медицинская академия.- Волгоград, 1998.- 26 с.
Работа стоматолога - тяжелый и напряженный труд. Интересная работа нередко полностью увлекает врача, принося ему радость, но в то же время требует большой отдачи сил. В повседневной практической деятельности врача - стоматолога встречаются неосознанные нарушения правил гигиены труда, которые влекут за собой нежелательные последствия. При этом здоровье врача подвергается многим опасностям. Незначительные отклонения от нормальных условий работы из года в год накапливаются и приводят к последствиям, которые затрудняют или делают невозможной дальнейшую профессиональную деятельность врача.
Способность человека к работе в течение трудового дня неодинакова. В начале работы работоспособность относительно невысока. Во время работы функциональная способность организма и производительность труда закономерно изменяются на протяжении рабочей смены. Изменения работоспособности в течение рабочего дня имеют несколько фаз:
1. Врабатываемость или нарастающая работоспособность. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 часов.
2. Фаза высокой устойчивости работоспособности. Для нее характерны высокие трудовые показатели. Продолжительность этой фазы 2 - 2,5 часа и более, в зависимости от степени нервно - эмоционального напряжения, физической тяжести и гигиенических условий работы.
3. Фаза снижения работоспособности проявляется снижением внимания, появлением лишних движений, ошибочных реакций.
Особенно важен внутренний распорядок работы. Если врач, переступив порог кабинета, в бешеном темпе осматривает одного больного за другим, не оставляя себе ни минуты отдыха, то он не только теряет человеческий контакт с больными, их доверие, но и вредит самому себе. Увеличивающаяся из дня в день “гонка” легко становится рабочей нормой врача. Большая нагрузка приводит к огромному расходу энергии, усталости, которую иногда удается несколько подавить использованием стимулирующих медикаментозных и других средств, но не преодолеть.
Утомление - состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, внимания, вызванное интенсивной и длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.
И. М. Сеченов показал, что утомление возникает не в самом работающем органе, не в мышце, а в ЦНС: “Источник ощущения усталости лежит не в мышце, а в нарушении деятельности нервных клеток мозга”.
И. П. Павлов считал, что торможение, возникающее при утомлении в ЦНС носит ограниченный характер - ограничивая работоспособность корковых клеток мозга, оно сохраняет нервные клетки от перенапряжения и гибели.
Пренебрежение утомлением, волевое или иное преодоление усталости всё больше ввергает нас в состояние хронического переутомления, характеризующееся рядом симптомов: усталость, вялость, безразличие, плохая способность к концентрации внимания, снижение памяти, постоянная спешка в действиях, раздражительность, плохой сон.
Движения переутомленного человека становятся замедленными и плохо координированными. Производительность труда снижается в значительной степени как в качественном, так и в количественном отношении. Общее состояние характеризуется скорей не сонливостью, а наоборот, повышенной возбудимостью. В результате измененной реактивной способности появляется типичная картина нервно - циркуляторной дистонии, различные функциональные нарушения (желудок, кишечник, сосуды и кожа). В результате нарушений кровообращения наступает кислородная недостаточность и развиваются такие заболевания как ИБС, инфаркт миокарда, гастрит, язвенная болезнь желудка, апоплексия - болезни, нередко наблюдаемые в кругу наших коллег, которые очень много работают и слишком часто раздражаются. Причиной повышенной раздражительности является постоянная спешка и напряженность в работе. В спешке смещаются все нормальные представления: ничтожные мелочи обретают внезапный вес, мелкие неудачи принимают характер катастрофы. Потеряв внутреннее равновесие, мы теряем способность четко видеть, рука перестает подчиняться мозгу. Если такое состояние длится несколько лет, оно может вызвать описанные выше тяжелые последствия. Чтобы их избежать, необходимо придерживаться некоторых правил:
1) чтобы равномерно входить в работу нецелесообразно планировать на начало рабочего дня сложные работы, требующие больших затрат времени и энергии;
2) в течение первого часа следует заниматься работой несложной и непродолжительной;
3) через 2 часа целесообразно делать перерыв на 10 - 15 минут;
4) иметь двух - трехминутный отдых между пациентами;
5) в середине рабочего дня следует делать перерыв на 30 - 60 минут.
Во время отдыха необходимо проветрить комнату, сделать несколько движений для снятия напряженности и произвести 2 - 3 глубоких вдоха. В течение первой половины паузы нужно посидеть, расслабиться, во второй половине ходить и делать активные движения, тем самым усиливая кровообращение.
УСЛОВИЯ РАБОТЫ И
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТОМАТОЛОГА
Огромное значение для производительности труда имеет рабочее место врача. Рациональное распределение мебели, частое проветривание помещения в течение рабочего дня обеспечивают приемлемые условия работы.
Температура воздуха в помещении должна быть 18 - 20°С, относительная влажность воздуха 30 - 45%. Воздух в помещении должен двигаться. Скопление застоявшегося теплого воздуха неблагоприятно влияет на самочувствие человека.
Необходимо стремиться к доступу естественного света в кабинет. Окна должны выходить на север или восток. Стены и потолок должны быть окрашены в светлые тона. Предпочтительные тона: светло - голубой, светло - зеленый, светло - серый, бежевый.
Мебель, аппараты, инструменты должны быть расположены так, чтобы врачу было удобно без дополнительных усилий и напряжения использовать их в своей работе.