Профессиональные интересы, склонности и способности
Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии, являются интересы и склонности.
Ø Интересы — это побуждения познавательного характера. Интересы связаны с потребностями человека. Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности. Интерес заставляет действовать в определенном направлении, выступая мотивом деятельности. Профессиональный интерес— эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.
Ø Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных на усвоение разных знаний или на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес (схема 24, рис. 100).
Схема 24
Рис. 1. Различие в проявлении интересов и склонностей
Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, подлинность своих склонностей можно только в деятельности, на практике.
Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные ее виды, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности.
Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.
Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности.
Ø От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков.
Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например,
Ø если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это — способность чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора.
Ø Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др.
Ø Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.
Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения.
Задатки выступают как исходный момент, предпосылки формирования и развития способностей. Они проявляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность (схема 25).
Схема 25. Виды способностей
В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности.
Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности.
Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности (табл. 19).
Таблица 19. Ведущие свойства специальных способностей (по Е.А. Климову)
Литературные | Творческое воображение и мышление; хорошо развитая речь; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; языковое чутье |
Технические | Интерес к технике, техническому творчеству; стремление работать на машинах и станках, с инструментом; успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п. |
Организаторские | Умение легко входить в контакт с людьми; понимание психологии человека; умение распределить работу между людьми; умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца. |
Математические | Умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей; логическое мышление. |
Педагогические | Педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний. |
Художественные | Особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность. |
Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность. Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности. Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.
Интернет-ресурсы по данной теме:
• http://www.nesterova.ru/cgi-bin/proftest/proftest.cgi?view=0 - тест, в котором надо ответить на четыре группы вопросов (всего 64 вопроса): 1) люди и общество; 2) технологические процессы и системы; 3) общение и искусство; 4) наука и техника. После ответов на во просы компьютер обрабатывает результаты теста и выдает список наиболее подходящих для тестируемого специальностей и соответствующую сферу деятельности.
Практическая работа
Задание 1. Определите свои склонности, выполнив задания теста «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).
II МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ