Последовательность использования склероукрепляющих методов

Детям от 8 лет с профессирующей близорукостью средней степени и подросткам с высокой миопией при годичном фа-диенте профессирования не выше 1,0 дптр в качестве первого этапа показана ИСУ. Инъекцию производят сначала на одном глазу, через полгода (при наличии эффекта) - - на втором. В случае дальнейшего роста миопии не более чем на 0,5 дптр в год ИСУ повторяют. Возможно проведение до 3 ИСУ на каждом глазу при наличии эффекта от инъекции — временном торможении профессирования и заметном снижении его темпов. Если на любом этапе лечения годичный градиент профессиро­вания увеличивается вновь до 1,0 дптр и более, производят скле-ро пластику.

Детям и подросткам с высокой близорукостью при годичном фадиенте профессирования более 1,0 дптр на первом этапе производят склеропластику сначала на одном глазу, через год — на другом.

Таким образом, у детей с профессирующей близорукостью, особенно при высокой ее степени и темпе профессирования, склероукрепляющее лечение должно проводиться в несколько этапов, поскольку однократное воздействие обеспечивает лишь временную стабилизацию процесса.

Повторные склероукрепляющие вмешательства целесообраз­ны и эффективны; они снижают скорость послеоперационного профессирования близорукости в 2 раза и полностью прекра­щают его у части больных.

Разработанная система склероукрепляющего лечения профес­сирующей близорукости у детей и подростков позволяет выб­рать нужную тактику и обеспечивает в итоге лучшие результаты лечения у наиболее тяжелого контингента больных: частота возникновения периферических витреохориоретинальных дист­рофий снизилась в 2,5 раза по сравнению с контрольной фуп-пой и в 1,7 раза по сравнению с результатами однократной склеропластики [Тарутта Е.П., 1993].





ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ПРИ БЛИЗОРУКОСТИ*

Результаты исследования последних лет, особенно касающи­еся механизма происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих бли­зорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склераль­ной оболочки глаза.

И.В.Сухиненко (1980) установила, что девушки 15—17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц с эммет-ропией и гиперметропией. У них отмечается существенное сни­жение кровотока в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плава­ние, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100— 140 уд/мин) оказывают благоприятное воздействие на гемодина­мику и аккомодационную способность глаз, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагруз­ки и повышение работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивно­сти (пульс 180 уд/мин и выше), а также упражнений на гим­настических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняюща­яся длительное время, и ухудшение работоспособности цилиар­ной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней величины с учетом указанных выше эффек­тов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37,2 % случаев, осталась на прежнем уровне в 53,5 % и увеличилась у 9,3 %, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2,4; 7,4 и 90,2 % случаев соответственно.

* Подробное изложение программы, методики и содержания за­нятий по физическому воспитанию школьников и студентов с бли­зорукостью приведено в книге Э.С.Аветисова, Е.И.Ливадо и Ю.И.Кур-пана «Занятия физической культурой при близорукости».—М.: Физ­культура и спорт, 1983. Изд.2-е перераб. и доп.

Исследования Е.ИЛивадо (1977) позволили установить, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать разви­тию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на фун­кции миопического глаза. На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И.Курпан (1975, 1979) обосновал ме­тодику физического воспитания студентов, страдающих близо­рукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студен­тов, способствующего предупреждению близорукости и ее про­грессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общераз-вивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., 1977], предназначенный для лиц, чья работа связана с длительным рассматриванием близко расположенных мелких объектов. Приводим примерный комплекс таких упражнений.

1. Исходное положение (и.п.) — сидя. Крепко зажмурить глаза
на 3—5 с, а затем открыть на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Уп­
ражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению
кровообращения и расслаблению мышц.

2. И.п. — сидя. Быстро моргать в течение 1—2 мин. Упраж­
нение способствует улучшению кровообращения век.

3. И.п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2—3 с, перевести
взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по
средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, и смот­
реть на него 3—5 с, опустить руку. Повторить 10—12 раз. Уп­
ражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на
близком расстоянии.

4. И.п. — стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца
вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, мед­
ленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока
палец не начнет двоиться. Повторить 6—8 раз. Упражнение
облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5. И.п. — сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми

движениями пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.

6. И.п. — стоя. Поставить палец правой руки по средней линии
лица на расстоянии 25—30 см от глаз, смотреть двумя глазами
на конец пальца 3—5 с, прикрыть ладонью левой руки левый
глаз на 3—5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец
пальца 3—5 с, расположить палец левой руки по средней линии
лица на расстоянии 25—30 см от глаз, смотреть обоими глазами
на конец пальца 3—5 с, прикрыть ладонью правой руки правый
глаз на 3—5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец
пальца 3—5 с. Повторить 5—6 раз. Упражнение укрепляет мыш­
цы обоих глаз (бинокулярное зрение).

7. И.п. — стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно
передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая
головой, следить глазами за пальцем; медленно передвигать палец
полусогнутой руки слева направо и, не двигая головой, следить
глазами за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет
мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их

координацию.

8. И.п. — сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать
на верхнее веко, через 1—2 с снять пальцы с век. Повторить
3—4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной
жидкости.

Способствуют улучшению работоспособности цилиарной мышцы следующие общие упражнения.

1. Передача мяча (волейбольный, баскетбольный, набивной)
от груди к партнеру, стоящему на расстоянии 5—7 м. Повторить

12—15 раз.

2. Передача мяча партнеру из-за головы. Повторить 10—12 раз.

3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить
7—10 раз каждой рукой.

4. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Повторить

7—8 раз.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо

двумя). Повторить 8—10 раз.

6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать
одной или двумя руками. Повторить 6—7 раз.

7. Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5—8 м.
Повторить по 6—8 раз каждой рукой.

8. Броски теннисного мяча в мишень. Повторить по 6—8 раз

каждой рукой.

9. Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он от­
скочил от пола и ударился о стену, а затем поймать его. По­
вторить по 6—8 раз каждой рукой.

10. Броски мяча в баскетбольное кольцо одной и двумя руками
с расстояния 3—5 м. Повторить 12—15 раз.

11. Верхняя передача партнеру волейбольного мяча. Выпол­
нять в течение 5—7 мин.

12. Нижняя передача волейбольного мяча партнеру. Выпол­
нять в течение 5—7 мин.

13. Подача волейбольного мяча через сетку (прямая нижняя,
боковая нижняя). Повторить 10—12 раз.

14. Игра в бадминтон через сетку и без нее — 15—20 мин.

15. Игра в настольный теннис — 20—25 мин.

16. Игра в большой теннис у стенки и через сетку -- 15—
20 мин.

17. Игра в волейбол — 15—20 мин.

18. Удары футбольным мячом по стенке и в квадраты с
расстояния 8—10 м -- 15—20 мин.

19. Передача футбольного мяча в парах (пас) на расстоянии
10-12 м — 15-20 мин.

20. Броски обруча вперед с приданием ему обратного враще­
ния.

Ниже приведены общеразвивающие упражнения, выполняе­мые в сочетании с движениями глаз. При их выполнении ре­комендуется голову не поворачивать, движения глазами выпол­нять медленно.

1. И.п. — лежа на спине, руки в стороны, в правой руке
теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую
руку. Вернуться в и.п. Руки соединить впереди, переложить мяч
в правую руку. Вернуться в и.п. Смотреть на мяч. Повторить 10—
12 раз.

2. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой
руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, пе­
реложить мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на
мяч. Повторить 5—6 раз другой рукой. При поднимании рук -
вдох, при опускании — выдох.

3.* И.п. — лежа на спине, руки вперед — в стороны. Вы­полнять скрестные движения прямыми руками в течение 15— 20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

4. И.п. — то же. Махи одной ногой к разноименной руке.
Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах
выполнять быстро. Во время маха — выдох.

5. И.п. — лежа на спине, в поднятых вперед руках держать

* Упражнения 3 и 4 можно выполнять с гантелью массой 3—4 кг.

волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повто­рить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Во время маха —

выдох.

6. И.п. — лежа на спине, руки вперед. Выполнять скрестные
движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью
одной, затем другой руки. Выполнять 15—20 с.

7. И.п. — лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед,
теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и
назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление
движения через 5 с.

8. И.п. — сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги
слегка подняты. Выполнять скрестные движения 15—20 с. Смот­
реть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не
задерживать.

9. И.п. — то же. Поочередно поднимать и опускать ноги.
Выполнять 15—20 с. Смотреть на носок одной ноги.

10. И.п. -- сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой
ногой вверх—влево, вернуть в и.п. То же левой ногой вверх-
вправо. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на носок.

11. И.п. — то же. Правую ногу отвести вправо, вернуть в и.п.
То же другой ногой влево. Смотреть на носок. Повторить 6—8
раз каждой ногой.

12. И.п. — то же, прямая нога слегка приподнята. Выполнять
круговые движения ногой в одном и другом направлении. То
же другой ногой. Выполнять 10—15 с каждой ногой. Смотреть

на носок.

13. И.п. — то же, но подняты обе ноги. Выполнять круговые
движения в одном и другом направлении 10—15 с. Смотреть на

носки.

14. И.п. — стоя, держать гимнастическую палку внизу. Под­
нять палку вверх, прогнуться — вдох, опустить палку — выдох.
Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

15. И.п. — то же. Присесть и поднять гимнастическую палку
вверх, вернуться в и.п. Смотреть на палку. Повторить 8—12
раз.

16. И.п. — стоя, держать гантели впереди. Круговые движения
руками в одном и другом направлении — 15—20 с. Смотреть то
на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения
5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

17. И.п. — то же. Одну руку поднимать, другую — опускать,
затем наоборот — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую
гантель.

18. И.п. — стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели
вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем
на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять

движения глазами в одном и другом направлении 15—20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19. И.п. — стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в
одну, затем в другую сторону 20—30 с. Смотреть на кисть.
Выполнять одной и другой рукой.

20. И.п. — стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет.
Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8—10 раз в
каждую сторону.

21. И.п. — то же. Голову поднять, затем опустить, не изменяя
взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Специальные упражнения чередуют с упражнениями для укрепления мышц шеи и спины, передней брюшной стенки, а также дыхательными упражнениями. Лицам с близорукостью высокой степени нежелательно назначать упражнения с продол­жительными и напряженными переходами из положения сидя в положение лежа и обратно.

Подвижные игры — прекрасное средство тренировки орга­низма и повышения эмоционального состояния играющих. Необходимо исключить игры, при которых имеется вероятность столкновения играющих, ударов по лицу и голове, а также игры, требующие большого напряжения и натуживания.

Желательно проводить игры с непродолжительным быстрым бегом (10—15 м), передачей и ловлей мяча, бросками в стену или мишень. На одном занятии можно использовать три-четыре игры, с повторениями каждой по 2—3 раза. Если занимающиеся устали, между отдельными играми рекомендуется выполнять дыхательные упражнения. Приводим перечень подвижных игр, которые можно использовать на занятиях физкультурой.

1. Эстафета с бегом, броском мяча в сторону с последующей
ловлей мяча.

2. Эстафета с передачей мяча во встречных колоннах.

3. Игры с метанием мяча в мишень.

4. Игры с метанием мешочка с песком на стул либо в квадрат,
начерченный на полу.

5. Игры с метанием теннисного мяча в корзину (ведро).

6. Игра в «челнок» с метанием набивного мяча.

7. Гонка мячей по кругу.

Физическая культура для школьников с близорукостью.Веду­щее место в системе физического воспитания учащихся обще­образовательных школ занимают уроки физической культуры. Однако они не всегда обеспечивают нужное физическое разви­тие школьников, у которых отмечается состояние гиподинамии. В связи с этим особое значение приобретают дополнительные формы физического воспитания: утренняя гигиеническая гим-


последовательность использования склероукрепляющих методов - student2.ru

настика гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, игры на переменах, внеклассные спортивные занятия. Различ­ные формы физического воспитания необходимо использовать для перестройки двигательного режима ребенка, который в течение 4—5 ч сидит за партой. Снижение двигательной актив­ности неблагоприятно влияет и на аккомодационный аппарат

глаза.

Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр. В подготовительной группе основную программу физическо­го воспитания осуществляют в течение 1—1 '/2 лет. Спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гипермет-ропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр не­зависимо от остроты зрения, а также с хроническими и деге­неративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 15 ноября 1974 г. (табл.40).

Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Учитывая, что физическая культура может не только спо­собствовать замедлению или задержке прогрессирования уже имеющейся близорукости, но и препятствовать ее возникнове­нию, целесообразно включать ряд специальных упражнений в общий комплекс физических упражнений для всех школьни­ков, занимающихся в основной и подготовительной группах. Специальные упражнения для глаз на уроке физкультуры необходимо выполнять вместе с общеразвивающими и корри­гирующими упражнениями. При выполнении многих общераз-вивающих упражнений, особенно связанных с движениями рук, можно одновременно выполнять упражнения для цилиарнои мышцы и наружных мышц глаза, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Эти упражнения необходимо вы­полнять для того, чтобы функция аккомодационного аппарата не снижалась и адаптация к повышенной зрительной нагрузке проходила бы в более благоприятных условиях.

Кроме уроков физкультуры, необходим активный отдых для



глаз на общеобразовательных уроках. Через 25—30 мин после начала урока школьникам предлагают быстро поморгать глазами в течение 20—30 с, затем закрыть глаза и посидеть спокойно 1 мин, откинувшись на спинку парты.

Особое внимание следует уделять школьникам 1—4-х клас­сов, у которых в этот период глаза приспосабливаются к воз­растающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность. В связи с этим на уроках физкультуры в 1—4-х классах для всех школьников, кроме общеразвивающих и корригирующих упражнений, рекомендуется включать 2—3 упражнения для глаз, способствующих укреплению аккомода­ционного аппарата. Школьникам младших классов с близоруко­стью, направленным в подготовительную или специальную группу, целесообразно рекомендовать, помимо уроков физкуль­туры, занятия лечебной физкультурой.

В 5—7-х классах школьникам, страдающим близорукостью до 6,0 дптр, при отсутствии патологических изменений на глазном дне разрешаются занятия физкультурой в достаточно полном объеме. Особую пользу им принесут уроки, на которых исполь­зуются спортивные игры, плавание и туризм.

К школьникам с близорукостью более 6,0 дптр, занимаю­щимся в 5—7-х классах, необходим индивидуальный подход. Если у таких школьников нет патологических изменений на глазном дне и близорукость не прогрессирует, то их можно допускать к занятиям в специальной группе, исключив упражнения высокой интенсивности, а также упражнения, связанные с сотрясением тела (прыжки, подскоки) или требующие большо­го напряжения (стойки, упоры, висы, подтягивания на пере­кладине, поднятие тяжестей).

В 8—10-х классах в связи с увеличением объема и интенсив­ности учебного процесса, дефицитом свободного времени, даль­нейшим снижением двигательной активности значение физи­ческой культуры в профилактике близорукости и ее прогрес-сирования еще больше возрастает.

Для юношей с близорукостью до 6,0 дптр необходимо исклю­чить упражнения на перекладине в программе по гимнастике преодоление полосы препятствий, а также классическую борьб^ Занятия легкой атлетикой, лыжами, плаванием и спортивный играми проводятся без ограничений, исключаются силовые у? ражнения на перекладине, подтягивание и подъем из виса в yni их можно заменить подъемом по канату с помощью ног. № Школьники старших классов с неосложненной близорук? тью более 6,0 дптр могут заниматься в специальной группе в: группе лечебной физкультуры. Для школьников с осложнение близорукостью рекомендуются индивидуальные занятия физ»,

ческой культурой, методику которых целесообразно определить совместно с опытным окулистом.

Занятия лечебной физкультурой включают как общеразви-ваюшие, так и специальные упражнения в соотношении 1:2;

1:3.

Учитывая, что у лиц, страдающих близорукостью, чаще наблюдают нарушения осанки, слабость соединительно-ткане­вого аппарата, а также тенденция чрезмерно наклонять кпе­реди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии, большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей и корригирующим упраж­нениям.

Важную роль играют и дыхательные упражнения, усилива­ющие легочную вентиляцию, кровообращение, улучшающие окислительно-восстановительные процессы в организме. Кроме того, дыхательные упражнения служат средством периодическо­го снижения физической нагрузки.

При построении методики лечебной физкультуры необходи­мо соблюдать все ее основные принципы:

• системность воздействия физических упражнений и после­
довательность их применения;

• регулярность воздействий;

• длительное применение физических упражнений;

• постепенное увеличение физической нагрузки на протяже­
нии как отдельной процедуры, так и всего лечебного курса;

• индивидуализация физических упражнений в зависимости
от возраста, пола, состояния здоровья занимающихся;

• сочетание общей и специальной тренировки во время курса
лечения.

Курс лечебной физкультуры для школьников, страдающих близорукостью, целесообразно разделить на два периода — под­готовительный и основной (тренировочный). Подготовительный период обычно продолжается 12—15 дней. Он характеризуется выполнением преимущественно общеразвивающих упражнений и постепенным увеличением специальной тренировки разгиба­телей головы и туловища. Особое внимание уделяют обучению травильному дыханию. Соотношение дыхательных и общеразви-ающих упражнений должно быть сначала 1:1, затем 1:2. Правильным следует считать полное дыхание с использова-1ем всего дыхательного аппарата. Начинать обучение нужно с воения статического дыхания, а затем постепенно усложнять зличные сочетания дыхания с движениями. Динамические лхательные упражнения должны быть просты по построению, ыполнять их следует свободно, без усилий.

К специальным упражнениям, выполняемым в этот период, относятся дыхательные и корригирующие упражнения, а также упражнения, укрепляющие своды стоп. Упражнения выполня­ются в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя. Корригирующие упражнения в основном проводят в условиях разгрузки позвоночника — лежа. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Используют гимнастические снаряды, палки, мячи, набивной мяч и др.

Помимо гимнастических упражнений, используют подвиж­ные игры и отдельные элементы из спортивных игр для обще­оздоровительных воздействий, а также повышения эмоциональ­ного тонуса, что имеет важное значение в детском возрасте. Спортивные игры проводятся в исходном положении сидя и стоя. В игры с передачей мяча или бросками мяча в баскетболь­ную корзину включают элементы соревнования.

Основной период длится 2 '/2 мес. На фоне общеразвиваю-щих, дыхательных и корригирующих упражнений применяют специальные упражнения, укрепляющие наружные мышцы глаза и цилиарную мышцу. Эти упражнения должны быть строго дозированы. Вначале их повторяют 2 раза, а затем число повто­рений доводят до четырех-шести. Целесообразно выполнять упражнения для наружных мышц глаза одновременно с обще-развивающими упражнениями в исходном положении лежа или стоя у гимнастической стенки, наиболее оптимальном для со­хранения правильной осанки.

По окончании курса лечения школьники получают индиви­дуальные рекомендации об общем и зрительном режиме, о проведении комплекса лечебной гимнастики. Важно, чтобы ре­бенок не прекращал выполнение рекомендованных ему упраж­нений дома. В школе от занятий физкультурой детей не осво­бождают.

Физическое воспитание студентов с близорукостью.Значитель­ная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недо­статочной двигательной активностью, нарушением гигиеничес­ких условий труда и быта.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятий физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями к занятиям физической культурой школь­ников по состоянию органа зрения.

Используются следующие формы физического воспитания: обязательные и факультативные занятия; физкультурно-массо­вые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие ут-

реннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготови­тельном отделении или в отделении спортивного совершенство­вания. Программные требования выполняются ими без ограниче­ний. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переклю­чение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомо­дации и профилактике прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов вклю­чают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить от­дельно от студентов основной медицинской группы. В программ­ные требования для них целесообразно ввести некоторые огра­ничения: исключить прыжки с высоты более 1,5 м, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряже­ния. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для студентов подготовительной медицинской группы наря­ду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражне­ния для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Если нет возможности выделить студентов с близорукостью средней степени в самостоятельную группу, то их целесообразно разделить на две подгруппы: студентов с миопией 3,5—4,5 дптр включить в подготовительную группу, а студентов с близору­костью 5,0—5,5 дптр — в специальную медицинскую группу.

Студенты с близорукостью высокой степени (6,0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специаль­ном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия; б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносли­вости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультурой.

Лучше комплектовать группы из студентов одного курса (потока). Численность таких групп должна быть по 12 человек. Если нет возможности выделить студентов с близорукостью в самостоятельную группу, то их целесообразно объединить со студентами, страдающими заболеваниями органов дыхания.


последовательность использования склероукрепляющих методов - student2.ru

последовательность использования склероукрепляющих методов - student2.ru





последовательность использования склероукрепляющих методов - student2.ru

Продолжение

Студенты с близорукостью до 8,0 дптр, у которых не вы­явлены патологические изменения на глазном дне, при хорошей физической подготовленности могут выполнять почти все уп­ражнения из программы по физическому воспитанию для прак­тически здоровых студентов. Помимо особенностей физического воспитания, на которые было указано выше, важно также учитывать, что для студентов этой группы, страдающих бли­зорукостью, нежелательны упражнения на высоком и среднем бревне типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на гимна­стической стенке на высоте более 2 м, прыжки с подкидного мостика, прыжки в воду вниз головой, продолжительные уп­ражнения со скакалкой, а также другие упражнения, при выполнении которых возможны падения и резкие сотрясения тела. В этой группе следует более широко использовать дыха­тельные и корригирующие упражнения, а также специальные упражнения для глаз.

Установлено, что занятия по физической культуре, прово­димые 2 раза в неделю, не вызывают существенных изменений в физическом развитии студентов и что на протяжении большей части учебного года у них наблюдается явление гипокинезии. В связи с этим необходимы самостоятельные занятия физичес­кой культурой.

Рекомендуются следующие формы самостоятельных занятий:

• ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнасти­
ки и процедур по закаливанию организма;

• выполнение общеразвивающих упражнений по заданию пре­
подавателя;

• выполнение упражнений по улучшению аккомодационной
способности.

Прежде чем приступить к организации самостоятельных за­нятий физической культурой, важно убедить студентов в их необходимости и пользе. Для наглядности используют резуль­таты медицинского осмотра, антропометрических измерений и оценки физической подготовленности студентов.

При близорукости 8,5 дптр и более без нарушения состояния глазного дна студентам рекомендуют заниматься лечебной физ­культурой. Помимо занятий лечебной гимнастикой, студентам необходимо проводить самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и процедуры по закали­ванию организма.

Занятия лечебной гимнастикой проводят во внеучебное вре­мя групповым методом (по 6—8 человек в группе) не менее 2 раз в неделю. Продолжительность занятий от 15 до 30 мин в зависимости от состояния глаз и уровня физического разви­тия студентов.

Занятия лечебной гимнастикой начинают с ходьбы и дыха­тельных упражнений. Затем следуют общеразвивающие упраж­нения для мышц конечностей и туловища с передачей предме­тов, перебрасывание набивного мяча массой 2—3 кг, несложные упражнения у гимнастической стенки, элементы танца, медлен­ный бег на носках и другие упражнения. Завершают занятия медленной ходьбой, дыхательными упражнениями на расслаб­ление мышц.

На занятиях лечебной физкультурой необходимо полностью исключить все прыжковые упражнения, резкие движения ту­ловищем, резкие наклоны туловища и приседания. Степень не­рвно-мышечного напряжения должна быть средней. Занятия не должны вызвать утомления, поэтому общеразвивающие упраж­нения чередуют с дыхательными.

Близорукость и занятия спортом. Физические упражнения и спорт — это основные средства укрепления здоровья и поддер­жания хорошей работоспособности в любом возрасте. Спорт отличают высокая эмоциональность, соревновательный харак­тер, стремление к достижению наивысших результатов. Однако во время занятий многими видами спорта (особенно на уровне высоких достижений) спортсмены испытывают значительные по

объему и интенсивности тренировочные нагрузки, от них тре­буется предельное напряжение физических и психических сил. В связи с этим очень важно правильно выбрать вид спорта для лиц с близорукостью и обеспечить систематический врачебный контроль за состоянием их органа зрения. Спортивные трениров­ки могут благотворно повлиять на состояние глаз при миопии и способствовать ее стабилизации, но в то же время могут ока­зать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к осложнениям близорукостью. Все зависит от степени близорукости, состояния глаз, а также от специфики данного вида спорта и интенсивности спортивных нагрузок.

При неосложненной стационарной близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если занятия данным видом спорта несовместимы с ношением очков и воз­можны без оптической коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать. В некоторых видах спорта требуется высо­кая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция.

При прогрессирующей миопии, особенно осложненной, противопоказаны виды спорта, связанные с большим физичес­ким напряжением, быстрым перемещением тела и возможнос­тью его сотрясения.

В табл.41 приведены основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью, а также даны рекомендации по использованию оптической коррекции во время спортивных занятий.

В системе медицинского обеспечения физкультурного движе­ния важное место занимает проблема исследования анализатор­ных систем, прежде всего органа зрения. Особые трудности вызывает прогностическая оценка близорукости. Вследствие этого офтальмологи часто оказываются в затруднительном положе­нии, когда изменение рефракции превышает допустимые гра­дации, особенно у спортсменов высокой квалификации, при подготовке которых нередко используются предельные нагруз­ки. Важность этого вопроса для современного спорта заключа­ется в том, что в последние годы в большом спорте все чаще встречаются спортсмены, страдающие близорукостью. В связи с этим появилась настоятельная необходимость уточнить так­тику спортивного врача при данном виде патологии органа зре­ния.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема имеет два аспекта: первый — близорукость и массовый спорт, второй -близорукость и большой спорт. По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям спортом не допускаются лица с близорукостью более 3,0 дптр, а в том

случае, если миопия в процессе занятий спортом увеличилась до 6,0 дгар, спортсмену рекомендуется прекратить занятия. Однако если на начальном этапе спортивной подготовки вопрос о недопуске к тренировкам лиц с близорукостью решается срав­нительно просто, то вопрос о судьбе спортсменов олимпийско­го резерва, имеющих миопию, требует тщательного изучения. Мы считаем, что решать данный вопрос необходимо сугубо ин­дивидуально. При этом важно учитывать спортивную квалифи­кацию и перспективность спортсмена. Известно немало приме­ров, когда спортсмены с миопией средней степени с успехом защищали спортивную честь нашей Родины на международной арене. Так, близорукость не помешала тяжелоатлетам Ю.Власову и Ю.Зайцеву стать олимпийскими чемпионами, а фигуристу Ю.Овчинникову — призером чемпионата Европы. В настоящее время в составе сборных команд страны и резерва находятся спортсмены с близорукостью слабой и средней степени. Спортив­ным врачам необходимо обращать внимание на состояние органа зрения этих спортсменов и проводить необходимое восстанови­тельное лечение. Офтальмологам следует обследовать их не реже одного раза в 3 мес. Вопрос о пользовании оптической коррек­цией во время спортивных занятий и соревнований решают в зависимости от вида спорта и от того, какая коррекция явля­ется для спортсмена привычной. Спортивный врач должен в полной мере применять все средства профилактики прогресси-рования близорукости, включая специальные упражнения для наружных и внутренних мышц глаза.

Приведенной выше таблицей с

Наши рекомендации