Безоперационныи метод укрепления склеры
Успешно реализована идея безоперационного укрепления склеры при прогрессирующей миопии. Суть метода [Авети-сов Э.С. и др., 1981] состоит в том, что под тенонову капсулу в задненаружном отделе глаза инъекционным путем вводят вспенивающуюся полимерную композицию, образующую на поверхности склеры после полимеризации упругий пеногель.
К имплантируемому материалу предъявлялся ряд строгих требований. Он должен: 1) создавать упругий каркас, механическим путем укрепляющий наружную оболочку глаза; 2) стимулировать рост соединительной ткани на необходимом участке и тем самым повышать жесткость и прочность склеры на этом участке; 3) не быть токсичным и не раздражать окружающие ткани глаза и орбиты.
С учетом этих требований для склероукрепляющих инъекций была подобрана специальная полимерная композиция. В ее состав входят этилакрилат, поливинилпирролидон, акриламидгид-разил, соли железа, меди и другие компоненты. Этот состав был разрешен для клинического применения и использовался в общей хирургии для заполнения полостей в организме.
Для комплексных экспериментальных биомеханических, биохимических и морфологических исследований было использовано 220 опытных и 78 контрольных глаз кроликов.
Стерильный раствор полимерной композиции готовили непосредственно перед инъекцией путем смешивания сухого и жидкого компонентов препарата в соотношении 1:2,7. После добавления активатора (1 капля перекиси водорода) определенную дозу полученной смеси вводили загнутой иглой для внутримышечных инъекций за глазное яблоко так, чтобы, растекаясь, пеноматериал расположился на склере задненаружного отдела глаза. Вспенивание композиции завершалось примерно через 1—
Таблица 39
Деформационно-прочностные показатели и уровень коллагена склеры (М±т) в различные сроки после введения полимерной композиции
1'/2 мин после введения, а окончательная полимеризация наступала через 5—7 мин. При этом объем композиции увеличивался в 2—2 '/з раза. Формировался эластичный гель с объемной массой около 0,5 г/см3. Энуклеацию глаз производили в сроки от 2 нед до 15 мес.
Для оценки воздействия полимерной композиции на биомеханические и биохимические параметры склеральной ткани определяли ее прочностные свойства и уровень коллагена склеры. Методом одноосного растяжения испытывали образцы склеры стандартного размера (4x10 мм), вырезанные в задненаружном отделе глаза, непосредственно контактировавшие с имплантатом. Образцы нагружали с постоянной скоростью до разрыва на универсальной испытательной машине «Instron». Определяли механическую прочность (Е), секущий модуль упругости (е), характеризующий жесткость ткани, величину максимальной продольной деформации (е), а также общее количество основного биополимера склеры — коллагена по аминокислоте — оксипролину. Полученные данные приведены в табл.39.
Данные таблицы достоверно показывают (р<0,05), что введение полимерной композиции приводит к увеличению уровня коллагена, а также к существенному улучшению прочностных характеристик участка склеры, контактировавшего с пеногелем: повышается предел прочности ткани склеры, снижается ее растяжимость, модуль упругости возрастает в 1 '/2 раза. В отдаленные сроки наблюдения (10—15 мес) полученный эффект стабильно удерживался, сохранялся также повышенный уровень коллагена.
Рис.68. Локальное скопление пеногеля на месте введения.
Для морфологического исследования глаза фиксировали в 10 % нейтральном формалине. Целлоидиновые срезы окрашивали гематоксилин-эозином и пикрофуксином по методу Ван-Ги-зона.
В задачи морфологического исследования материалов входило: 1) определение локального скопления вспенивающейся композиции — пеногеля — в месте введения в форме «пломбы»; 2) выявление способности имплантата в условиях орбиты стать пусковым агентом для формирования гранулемы с последующей трансформацией ее в грануляционную, а затем и в зрелую соединительную ткань; 3) выяснение возможности полного рассасывания имплантата; 4) изучение ответной реакции тканей глаза и орбиты на введение вспенивающейся полимерной композиции в зависимости от ее дозы.
При световой микроскопии глаз, энуклеированных через 2 нед от начала эксперимента, выявлено наличие локального скопле-
Рис.69. Активная резорбция, увеличение количества сосудов в гранулеме, формирование нежноволокнистой соединительной ткани на поверхности эписклеры и гранулемы, обращенной в сторону орбиты (а, б).
ния пеногеля в месте введения (рис.68). Его наружную поверхность покрывают тонкие фасциальные листки теноновой капсулы и ближайших экстраокулярных мышц. Как ответ на введенный чужеродный материал наблюдается иммунная реакция в виде скопления макрофагов с формированием гранулемы инородных тел.
Через месяц отмечается прогрессивное развитие этой реакции: среди густых скоплений одноядерных макрофагов появляются гигантские многоядерные клетки. На протяжении последующих 2—3 мес продолжает преобладать макрофагальная ре-зорбтивная реакция, что приводит к некоторому уменьшению объема пеногеля. Обнаруживаются первые проявления фибро-бластической трансформации в виде эпителиоидных, фибробла-стических клеток и отдельных тонких пучков коллагеновых волокон как внутри гранулемы, так и на ее периферии на фоне относительно негустой васкуляризации.
Через 5 мес после введения композиции остатки пеногеля еще обнаруживаются среди макрофагального инфильтрата. Продолжается активная резорбция, увеличивается количество сосудов в гранулеме, формируется нежноволокнистая соединительная ткань на поверхности эписклеры и обращенной в сторону орбиты поверхности гранулемы (рис.69).
Спустя 10 мес после начала эксперимента морфологическая картина существенно меняется. Макроскопически гранулема не видна. Микроскопически пеногель выявляется в виде отдельных островков, инкапсулированных разросшейся вокруг соединительной тканью. Резорбция этого чужеродного материала продолжается, но активность процесса снижается, что проявляется в заметном уменьшении гигантских клеток инородных тел и мо-нонуклеарных макрофагов. Следствием этого является неполное рассасывание пеногеля. Между склерой и гранулемой формируется более грубая, чем в срок 5 мес, волокнистая соединительная ткань соответственно расположению гранулемы вблизи экватора или заднего полюса глаза. Сохраняется умеренная васкуляризация гранулемы.
В более отдаленные сроки наблюдения (15 мес) микроскопически продолжают выявляться остатки пеногеля в том или ином количестве при таком же клеточном составе, что и через 10 мес. Однако капсула вокруг остатков гранулемы становится более толстой. Широкие соединительнотканные тяжи внедряются между островками пеногеля. Волокнистая соединительная ткань как между гранулемой и склерой, так и кнаружи от гранулемы становится более грубой.
Следует отметить, что во все сроки наблюдения у '/3 глаз кроликов вблизи пеногеля удавалось обнаружить редкие скоп-
ления лимфоцитов и плазматических клеток, иногда один-два эозинофила. Этот факт свидетельствует о развитии слабовыраженной иммунной реакции, обусловленной, по-видимому, слабыми антигенными свойствами вводимой композиции.
Во все сроки наблюдения осложнений со стороны внутренних оболочек глаза и зрительного нерва не отмечалось. Проявления ответной тканевой реакции в месте введения вспенивающейся композиции в виде скопления сегментоядерных лейкоцитов среди островков пеногеля и скопления макрофагов определялись в трех наблюдениях через 2 нед и в двух через месяц от начала эксперимента при использовании максимальной дозы (0,5—0,6 мл) вспенивающейся композиции, а в дальнейшем совсем не выявлялись. Это позволяет рекомендовать для применения более слабые, но достаточно эффективные дозы (0,05—0,2 мл) вспенивающейся полимерной композиции.
Таким образом, на достаточно большом экспериментальном материале было показано, что инъекция 0,1—0,2 мл полимерной композиции приводит к формированию на поверхности склеры вспененного эластичного геля. Он стимулирует коллагено-образование, служит каркасом для роста соединительной ткани и одновременно действует как упругая механическая «пломба» на поверхности склеры. Замещение введенного пеноматериала по мере его рассасывания новообразованной соединительной тканью приводит к повышению прочностных свойств склеры. Это позволяет рассматривать указанный метод как реальную и достаточно безопасную возможность укрепления склеры без хирургического вмешательства.
Описанная процедура получила название «инъекция склеро-укрепляющая» (ИСУ) и была успешно апробирована на 30 больных в возрасте от 10 до 44 лет с прогрессирующей близорукостью от 4,0 до 29,0 дптр. Больных мужского пола было 7, женского — 23, 16 пациентов были в возрасте 10—18 лет и 14 — старше 25 лет.
В первой возрастной группе средняя величина миопии составила 7,7 дптр (от 4,0 до 15,0 дптр). Острота зрения с оптимальной коррекцией у 15 больных была равна 0,8—1,0 и у одного ребенка с врожденной высокой прогрессирующей близорукостью — 0,4. Изменения на глазном дне у этих больных, как правило, отсутствовали. Во второй (старшей) возрастной группе были больные с высокой прогрессирующей осложненной близорукостью от 12,0 до 29,0 дптр (в среднем 19,5 дптр) и остротой зрения от 0,02 до 0,5 (в среднем 0,18). У всех больных показанием к применению ИСУ явилось прогрессирование
близорукости на 0,75—1,5 дптр в год, сопровождавшееся удлинением переднезадней оси глаза.
Непосредственно после введения вспенивающейся полимерной композиции появлялся отек конъюнктивы в месте введения, в течение 10—15 мин ощущалась болезненность в этом месте. Легкий отек конъюнктивы удерживался в течение 2—3 сут. Трудоспособность больных не нарушалась. Специального лечения не требовалось.
У всех больных при наблюдении до 2 лет отмечена стабилизация близорукости. Острота зрения, коррекция и рефракция, как правило, не изменялись. У 9 больных отмечено повышение остроты зрения с оптимальной коррекцией на 0,1—0,15, у 4 больных — снижение оптимальной коррекции на 0,5—2,0 дптр и у 4 больных — уменьшение статической рефракции на 0,5— 1,5 дптр. Ни у одного больного после инъекции не наблюдалось каких-либо осложнений и ухудшения функциональных показателей (остроты зрения и поля зрения) в течение всего периода наблюдения.
Таким образом, клиническая апробация нового безоперационного метода укрепления склеры при прогрессирующей близорукости подтвердила его высокую эффективность, простоту и безопасность, что позволило рекомендовать этот метод для широкого применения.
ИСУ является профилактической процедурой. Ее задача -предупредить прогрессирование миопии и возникновение осложнений. В связи с этим основное показание к применению ИСУ— это близорукость средней или высокой степени при еще полностью сохранившихся зрительных функциях и градиенте профессирования 0,5—1,0 дптр в год, особенно у детей и подростков.
ИСУ производят следующим образом. После предварительной подготовки (внутримышечная инъекция 0,7 мл 2 % раствора промедола и 1,0 мл 1 % раствора димедрола) больного укладывают в горизонтальное положение и инстиллируют 2—3 капли 1 % раствора дикаина в конъюнктивальную полость. Веки расширяют с помощью блефаростата. В верхненаружном квадранте глазного яблока двумя пинцетами захватывают эписклеральные ткани (конъюнктиву и тенонову капсулу), образуя складку, концентричную лимбу, и одновременно поворачивая глазное яблоко книзу и кнутри. В основание складки под тенонову капсулу вкалывают иглу для внутримышечных инъекций, изогнутую по форме глазного яблока. При этом острие иглы направлено кнаружи. Иглу продвигают так, чтобы она свободно скользила по поверхности склеры, а затем ее изогнутый конец поворачивают в направлении заднего полюса глаза. Удерживая глаз и иглу в
указанном положении, надевают на иглу шприц с жидкой полимерной композицией, которую готовят ex tempore и в которую перед инъекцией добавляют каплю активатора. Композицию вводят в задненаружном квадранте глазного яблока. Иглу извлекают. Повязку не накладывают.