Стадии развития коллектива (по Лутошкину)
I. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).
II. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.
III. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело
IV. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность(чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).
V. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.
Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.
Стиля работы с группой
1. Разящие стрелы. Жесткие приказания, требования и настаивание. Стиль эффективен с I по III стадии.
2. Возвращающийся бумеранг.Требования должны совмещаться с мнениями детей (III –IV стадии)
3. Снующий челнок. Стиль уговоров, просьб и компромиссов. Этот стиль нельзя использовать в качестве основного, а должен быть только вспомогательным.
4. Плывущий плот -соглашающийся и уступчивый стиль. Малоэффективный, пользоваться им нежелательно.
Приемы создания детского коллектива:
Этап | Приемы создания |
1. Знакомство | Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение. Свечка-знакомство («Расскажи мне о себе») |
2. Формальное создание группы | Название отряда, эмблема, девиз, выбор органов самоуправления (командир, редколлегия и пр.) |
3. Осознание принадлежности к группе (отряду) | Место отряда (уголок), атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила. |
4. Сплочение и развитие коллектива | Игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД (коллективное творческое дело); Соревнование с другими отрядами; обсуждение жизни отряда (огоньки, или свечки, собрания) |
Особенности создания коллектива:
Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно. Ребенок сегодня дружит с одним, а завтра уже с другим. Большое значение имеют яркая одежда, интересные игрушки, продукты, которые привезли родители, т.е. интересы ситуативны. При подготовке к какому-либо мероприятию детей лучше разбивать на группы по 4-6 человек и каждой группе желательно взрослого куратора. Так дети лучше услышат, поймут и подготовят мероприятие.
Средний возраст. Девочки и мальчики образуют две основные микрогруппы. Разнополые группы работают не очень эффективно, т.к. энергия уходит на выяснение отношений. Единый коллектив создать также сложно, но мотивом может служить общее дело при четком распределении обязанностей. В связи с разницей физического и психического развития девочек и мальчиков желательно создавать однополые подгруппы, работающие на единую цель. Хорошо работают и без кураторов.
Старший возраст. У ребят велика склонность к общению со сверстниками, к познанию себя и других, поэтому они гораздо охотнее готовы собраться отрядом, чтобы всем вместе посидеть, поговорить, сходить на костер, чем для участия в мероприятии. Хотя хорошо мотивируются на возможность победы в мероприятии, на то, что отряд самый лучший. Очень хорошо взаимодействуют друг с другом, появляются влюбленные парочки, однако если появляется изгой, дружно объединяются против него.
Кризисы развития коллектива
3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).
7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).
9 день – Кризис нелюбви (свечка).
13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).
17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).
19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).
Чтобы день прошел ХОРОШО…
Как будить детей утром
1. Громко включить музыку (например, «Солнышко мое, вставай…»).
2. Вставайте господа, вас ждут великие дела.
3. Переходящий вымпел палате, которая быстрее встает.
Тихий час
Послеобеденный отдых всегда нужен, но это не обязательно сон. Отдых – это смена вида деятельности.
Занятия: чтение книг, лепка из пластилина, написание писем домой, вязание, шашки, шахматы, нарды, кроссворды.
В тех лагерях, где требуется, чтобы дети в тихий час спали, нужно научить их спать.
С маленькими детьми можно устроить общий сбор, клуб тихих игр. Клятва такого клуба: Я – член клуба тихих игр и спокойных занятий, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь ни разу в течение двух предстоящих часов не говорить громко. По окончании тихого часа придумать можно и девиз, чтобы закрыть клуб.
Как закончить день
За 30-40 минут до отбоя шумная деятельность должна закончиться и уступить место тихим занятиям, иначе дети не успокоятся.
1. Дать время для подготовки ко сну (умыться, переодеться)
2. Уложить детей, почитать на ночь.
3. Песни под гитару
4. Сказать всем детям спасибо за проделанное за день
5. Договориться, что ровно в … часов они выключат свет (запрещать разговоры бесполезно)
6. Если ребенок не может долго заснуть, постараться выяснить причину.
Плохая погода
1. Путешествие по книжным полкам.
2. Реклама дождя. Разбить детей по группам, дать задание.
3. Занятия в мастерской чудес (поделки из природных материалов).
4. Создание коллажей.
5. Игра в фанты.
6. Ритуал приветствия дождя.
7. Школа авангардной живописи (рисунок из спичек, веточек на картоне).
8. Конкурс анекдотов.
9. Психологические тесты.
10. Настольные игры.
11. Час разучивания песен.
12. Вечер легенд и мифов.
13. Песенный конкурс.
14. Гадание
15. Стенгазета.
Родительский день
§ Накануне провести большую стирку.
§ Навести порядок в тумбочках, палатах, шкафах.
§ Организовать выставку детских работ.
§ Газета: «Как мы в лагере живем».
§ Подарок для родителей.
§ Одежда чистая – на детях и на себе.
§ Договориться с детьми, что они сами скажут вам, когда приедут родители.
§ Если они хотят взять детей за территорию лагеря, необходимо взять с них расписку: «Я ФИО беру на себя ответственность за жизнь и здоровье моей дочери (сына, племянника и пр.) ФИО РЕБЕНКА. Дата, подпись».
Что делать, если родители к ребенку не приехали: Понять состояние ребенка, собрать всех покинутых и сводить, например за речку. Можно отменить сон час в этот день, организовать какую-нибудь работу.
Как разговаривать с родителями: Поводом для разговора с родителями чаще всего бывают ваши претензии к ребенку или претензии ребенка к вам. Этот разговор неприятен, поэтому проводить его стоя неудобно. Предложите присесть или прогуляться по лагерю. Поза должна быть открытая. Постарайтесь говорить с родителями на равных, избегайте снисходительного тона; не следует занимать оборонительной позиции, не надо ни от кого защищаться или оправдываться – это только доказывает вину. Но не следует также занимать наступательную позицию, не пытайтесь утверждать свою позицию, утверждать, что родители не правы.
Найдите во внешнем облике какую-то деталь и сосредоточить на ней внимание, смотреть на лицо. Если необходимо сделать замечание по поводу поведения ребенка, лучше начать фразу так: «Я бы хотела попросить вашего совета». Если родитель сразу начинает высказывать свои замечания, выслушайте его, а затем с улыбкой скажите: «Вам наверное, тяжело приходится с ним дома, ведь он такой непоседливый». Любой разговор с родителями можно закончить фразой: «А знаете, что мне нравится в вашем сыне (вашей дочери)?»
Конфликтология.
Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, чувств, актов поведения. Протекает с высоким эмоциональным накалом.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но а основе их всегда лежит противоречие между двумя или более сторонами.
Тем не менее, отсутствие согласия не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это роисходит только тогда, когда существующие противоречия и разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей и препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди, чтобы преодолеть разногласия, вступают в открытое конфликтное взаимодействие, в процессе которого они получают возможность выражать различные мнения, утверждать защищаемую идею, выявлять больше альтернатив при принятии решения – именно в этом заключается ПОЗИТИВНЫЙ смысл конфликта.
- Внутриличностный конфликт
- Межличностный конфликт
- Конфликт между личностью и группой
- Межгрупповой конфликт
Конструктивный конфликт – способствующий принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений.
Деструктивный конфликт – препятствующий эффективному взаимодействию.
Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации:
- Соперничество. Стремление добиться своего, во что бы то ни стало отстоять собственную точку зрения, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы, мнение другого не интересно.
- Сотрудничество. Совместное решение проблемы, породившей конфликт, участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
- Компромисс. Снятие противоречий осуществляется на основе взаимных уступок. Есть вероятность, что через некоторое время могут появиться дисфункциональные последствия компромиссного решения, неудовлетворенность «половинчатыми решениями», кроме того, проблема, породившая конфликт, не разрешена.
- Избегание. Уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой и если нет условий для ее разрешения, но скоро они появятся.
- Приспособление. Односторонние уступки, собственные интересы приносятся в жертву ради интересов противоположной стороны. Отрицательные эмоции не выплескиваются, но накапливаются.
Факторы бесконфликтного общения:
§ Улыбка;
§ Доброжелательный тон;
§ Вежливость;
§ Нейтральность речи;
§ Приветливость;
§ Заинтересованность;
§ Непринужденность жестов.
Коммуникативные элементы:
§ Вербальные (7%);
§ Невербальные (55%);
§ Проксилингвистические (38%).
Факторы раздражения:
§ Партнер нервный;
§ Грубый;
§ Самоуверенный;
§ Упрямый;
§ Отводит глаза;
§ Нарушает индивидуальную зону;
§ Громко говорит.
Обсуждение конфликтов осуществляется по следующей схеме:
§ Участники
§ Источник конфликта
§ Последствия
§ Действия вожатого
ОРГХОЗЧАС (в 1 день смены).
1. Вожатые
· ваши любимые отрядные вожатые;
· воспитатель
· администрация лагеря
2. Законы
· территории
· времени
· вредных привычек.
3. Режим
· подъем;
· зарядка;
· убери себя и свою палату;
· линейка;
· завтрак;
· активный отдых;
· обед;
· тихий час;
· полдник;
· очень активный отдых;
· ужин;
· супер активный отдых;
· огонек;
· отбой.
4. Зарядка (кто? где? когда? в чем?).
5. Уборка палат
· кровати (простынь, покрывало, полотенце, подушка);
· тумбочки (канц. товары, гигиен. принадлежности);
· шкаф (порядок, нет мокрых вещей /сушилка где/)
· чемоданы и сумки в чемоданной; сменная обувь внизу;
· после завтрака в палате только дежурный (график дежурств; весь мусор убрать).
6. Линейка
· выходим все вместе;
· опоздание – лишение дискотеки.
7. Столовая
· внешний вид; волосы;
· за столом мальчики девочки поровну
· заходим вместе; уходим по команде;
· поел, жди, пока поест друг, товарищ и брат;
· убирает дежурный стол;
· хочешь – позови вожатого;
8. Активный отдых
· вожатые;
· кружки;
· сообщать где находитесь.
9. Тихий час
· спать, читать или играть, !! не орать!!;
· покрывала снять и свернуть.
10. Огонек (кто? где? когда?)
11. Отбой
· умой себя;
· покрывало сверни;
· усни;
12. Сладкий шкаф (что? где? когда?)
13. Телефон.
14. Если приехали родители…
15. Душевая
16. Ваши вопросы.
Первый день в лагере
Первый день в лагере очень важный момент, а для новичков (для новичков и вообще в работе с детьми в лагере и для вожатых, имеющих опыт работы с детьми, но в "Волну" едущие в первый раз) и очень сложный и тяжелый, и поэтому я хотел бы поделиться тем, как прожить этот день легко и непринужденно, легко решив все необходимые проблемы. Хочу обратить внимание, что я не собираюсь описывать Вам весь первый день, все это Вам расскажут (под запись) на инструктиве перед лагерем я собираюсь только описать, как преодолевать различные трудные моменты первого дня, т.е. то, что Вам не дадут при инструктиве.
1. В автобусе.
Бытует мнение, что в автобусе надо начинать сдруживать отряд в общем, это правильно, но есть один момент, из-за которого я этого не делаю. Дело в том, что тот состав, который едет с Вами в автобусе не есть тот состав, который будет у Вас в отряде после слива и перелива (т.е. после перетасовки детей по отрядам уже в лагере И вот по этому я в автобусе не стараюсь сдружить детей, а просто поддерживаю порядок и наблюдаю за детьми. Пусть они варятся в своем соку, ведь именно так они себя более реально в действительности проявляют (чем в каких-то автобусных играх). А я пытаюсь определить кто из них кто, кто уже дружит и кого нельзя разделять (при сливе), кто очень шустрый, кто тихоня, кого можно, если что отдать в отряд постарше, а кого в отряд помладше и потом все эти наблюдения помогают мне преодолеть процесс слива гладко и быстро.
2. Следующий момент первого дня - это как нужно распределять детей по палатам.
Сначала после обеда детишки берут свои вещички и идут с вожатым в корпус. Если это младшие отряды, то необходимо по мере возможности помочь донести вещи, а если это старшие (1-3) отряд, то тут целесообразно (особенно в зимнюю смену) не допустить утечки (утекание в потайные места) контрабанды (алкогольных напитков и табачных изделий). Дело в том, что дети свои вещи грузят в машину в Зеленограде под присмотром родителей и получают их после обеда в лагере и тут необходимо не дать им подойти к вещам без вашего присмотра и соответственно перекочеванию контрабанды в места не доступные для таможни (т.е. вас, вожатых). И вместе с детьми надо войти в корпус и с помощью других вожатых провести таможенный досмотр вещей (если вы, конечно, считаете это необходимым), поверьте, это очень может помочь вам избежать многих ЧП в отряде, особенно в зимнюю смену (Новый год, рождество очень сильные поводы для провоза контрабанды).
Итак, весь отряд собирается в холле (с вещами) и я объясняю детям количество их палат и их вместимость (количество детей в палате) и даю им возможность самим разбиться на кучки (т.е. по палатам), но кучки должны оставаться в холле и ждать моего утверждения. Хоть и бытует мнение, что противоположности притягиваются, то в данным случае это наоборот тихони и раздолбаи кучкуются отдельно. С одной стороны надо бы шустрых товарищей разделять, а то если они вместе, то будет уже ураган, но это менее страшно чем, если один кадр не будет давать спокойно жить всей палате (достойными лучшей участи) или, не дай бог, какого то тихоня замучают (что может привести к очень печальным последствиям, таким как побег, или того хуже). Так что лучше пусть будет одна палата редисок, а другие живут спокойно. К тому же их легче будет контролировать буйную палату мальчиков я определяю напротив своей вожатской (чтобы далеко не бегать за ремнем - шутка ), а неспокойную палату девочек напротив вожатской напарницы (чтобы не расслаблялась). Но конечно бывают моменты когда не удаются полюбовно распределить детей не всегда количество шалопаев (да и попросту близких по характеру детей) кратно количеству мест в палате, то тогда приходиться решать вопрос принудительным (для мальчиков) порядке, а на девочек приходиться давить морально (силовые методы тут зачастую не проходят), я всем девочкам говорю. Что если они сами не решать все полюбовно с распределением по палатам, то я отменяю их все переделы и устраиваю слепой жребий девочки понимают, что лучше самим все решить (но естественно под присмотром вожатого, а то они могут кому-нибудь в глаз дать, решая непреодолимую проблему.
3. Итак распределив детей по отрядам даю им время обжиться (пол-часа), при этом категорически запрещаю им выходить из корпуса. Напарницу или смышленных девчонок с хорошим почерком (это если на старших отрядах) сажаю писать списки, а сам строю детей и иду знакомить с лагерем и его окрестностями.
4. В определенный момент (до ужина) наступает момент беседы с отрядом о лагерных законах и порядках. Тут лучше всего провести беседе всем корпусом. Это очень хорошо, что каждый вожатый что-то добавит или доходчиво обьяснит и ничего не будет упущенно, плюс дети познакомятся с вожатыми других отрядов своего корпуса.
5. После ужина отрядное сборище, где надо поиграть в какие игры для знакомства, например "Снежный ком" (это хоть и скучная игра, но я с первого же дня запоминаю все имена).
6. И естественно в этот день надо уложить детей на полчаса раньше, чем по распорядку (особенно старшие отряды) потому что это, скорее всего самый долгий отбой (потому что первый день, куча впечатлений, дети еще не знают вас и не понимают, чем может для них обернуться непослушание), во-вторых надо с первого же дня закрутить гайки потуже, в-третьих, вам самим еще надо обустроиться.
СВЕЧКИ (ОГОНЬКИ)
Правила ведения свечки:
§ Голоса звучат приглушенно
§ Право голоса имеет только тот человек, у которого в руках находится символический предмет (игрушка, свеча, талисман или тотем команды)
§ Исполняются тихие, лиричные песни
§ Присутствует весь отряд
§ Нельзя запрещать или заставлять говорить
§ После огонька все разговаривают вполголоса
§ Откровенность и принципиальность – норма разговора
Для детей эти правила могут быть сформулированы, например, вот так:
§ Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и попроси слова.
§ Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего.
§ Критикуй не с целью «уколоть», а с целью помочь, посоветовать.
§ Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
§ Правило «свободного микрофона» - никого нельзя заставлять выступать на огоньке или запретить кому-то говорить.
§ На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует.
§ Береги время, дай возможность высказаться другому.
§ Отвечай только за себя, неси ответственность за свои слова. Я говорю «Я», а не «Мы» или «Все».
§ Не пользуйся общими фразами и клише.
§ Говори о том, что мешает мне участвовать в работе группы.
§ Не говори о других участниках в третьем лице, но обращайся непосредственно к ним.
Перед началом свечки рассказывается легенда о магии круга, легенда или рассказ о предмете-символе.
Традиции и ритуалы:
1. Традиция круга. В круге нет первых и последних, все равны между собой, каждый чувствует плечо товарища, видит глаза друга. В круг входят по доброй воле.
2. Традиция доброго отношения друг к другу.
3. Ритуал зажжения свечи: «первую свечу зажигаем для себя, чтобы у нас все было хорошо. Вторую – за дорогих и близких людей, пусть и у них все будет в порядке. Третью свечу – за всех, разделивших с нами круг. Четвертую – за тех, кого нет с нами».
4. Традиция ведущего. Ведет вечерний огонек дежурный командир или лидер дня. В младших отряда чаще вожатый.
5. Традиция доброго отношения к песне. Песня поется в кругу, ее нельзя прерывать, она всегда поется до конца.
6. Традиция легенд. Легенды рассказываются разные: «О любви», «О дружбе», «О верности», «О гордости» и т.д.
7. Традиция сюрпризов. Сюрприз может быть как материальным, так и духовным, но обязательно для каждого.
8. Выбор «человека дня». В конце огонька тайным голосованием или открытым обсуждением выбирается «человек дня», т.е. тот, что был сегодня лучшим в отряде. Ему вручается отличительный знак, он может заказать себе песню и пр.
Тип огонька определяется задачами, стоящими перед группой:
§ Огонек-знакомство
§ Огонек-анализ дела
§ Огонек – анализ дня
§ Огонек – откровенный разговор
§ Тематический огонек
§ Огонек прощания.
§ Свечка-конфликт
§ Диагностика климата и состояния членов группы
§ Сюрприз
Как начать огонёк?
Первое, что сделай - это напомни правила свечки:
- свеча горит – один говорит
- не ходим через круг
- то, что говорится на свечке, не выносится за её пределы и не обсуждается
- не бывает плохих людей, бывают плохие поступки
- если свеча гаснет, то свечка прекращается
Постарайся к каждому правилу вспомнить легенду, например:
«Если вы присмотритесь к свечке, то есть слегка прищурите глаза, то увидите тонкие ниточки, которые связывают нас друг с другом, и если вы встанете и пройдете через круг, то вы порвете не только свои ниточки, но и чужые.»
«Пламя свечи – это символ огня наших с вами сердец, если оно гаснет, то и нам с вами не стоит продолжать разговор… по крайней мере на сегодня.»
После того, как ты объявишь тему свечки, поиграй детям пару песен гитаре и объясни им, что пока ты играешь, у них есть время подумать. Пары песен им хватит на то, чтобы сформулировать свои мысли и разговор получится интереснее.
Как закончить огонёк?
Все вместе: Над лагерем ночь спускается, лагерю спать пора.
Спокойной ночи, лагерь, до светлого утра.
Мальчики: Спокойной ночи, девочки. Девочки: Спокойной ночи, мальчики.
Дети: Спокойной ночи, вожатые. Вожатые: Спокойной ночи, дети.
Все вместе: Спокойной ночи, дорогие все.
До свидания мы.
Дальше каждый берется правой рукой за левое ухо (на этот раз своё) и прыгает на одной ноге три раза вокруг себя, приговаривая, «чтоб нам завтра повезло».
После этого есть 2 варианта развития событий:
1. свечку задувает, человек, который, по мнению отряда (или вожатых, но лучше, чтобы мнения совпадали), проявил себя в этот день как-то по-особенному.
«+» ребенку будет приятно, чтобы его отметили на свечки
«-» отряд после того как только что скакал на одной ноге опять взбодрится и будет долго успокаиваться перед сном.
2. Каждый ребенок «берет тепло от свечки», грея ладошки, загадывает желания, а потом молча несет его и кладет себе под подушку (иначе не сбудется), при этом говорится, что брать тепло от свечки нужно в полной тишине и по очереди, и что непременно тепла хватит на всех. Последний берет тепло от свечки вожатый, так же как и дети, несет его под подушку и потом возвращается и тушит свечку.