Постановка целей и задач семейной психотерапии

При осуществлении любой психотерапевтической работы очень важно правильно определить ее основные цели и задачи. Психотерапевтическая литература последнего времени все чаще подчеркивает эту необходимость. В некоторых публикациях также описываются формы психотерапевтического контракта и те цели психо­терапии, которые могут быть предметом исходной договорен­ности клиента и специалиста.

При использовании психотерапевтического подхода, а также в индивидуальной психотерапевтической работе цели сформулировать не так уж сложно. Как правило, сам клиент или его родственники ставят перед специалистом ту или иную задачу лечения. В то же время постановка задач затрудняется в тех случаях, когда психотерапевтическая работа связана с достижением изменений на уровне той или иной социальной системы, в частности семьи. При этом общие цели, связанные с изменением всей системы отношений ее членов, должны быть соотнесены с их индивидуальными целями.

Цели работы с семьями могут относиться к четырем основным уровням. К целям первого уровня относятся инди­видуальные цели членов семьи. К целям второго уровня — то, что вся семья в целом хотела бы достичь. К целям работы третьего уровня можно отнести достижение определенных изменений в отношениях семьи с обществом. Так, например, решение проблем на уровне семейной системы в целом помо­гает ее членам лучше работать, учиться и т. д. К целям работы четвертого уровня можно отнести ожидания и потребности самого психотерапевта. Учитывая многоуровневый характер психотерапевтической работы с семьями, нетрудно предста­вить себе, насколько сложным может быть процесс постанов­ки ее задач.

В интересах более четкого обозначения задач, относящих­ся к разным уровням, психотерапевт должен достаточно убе­дительно донести до членов семьи свое желание помочь каж­дому из них по отдельности и всей семье в целом. При этом очень важно помнить о том, что семейная система служит укреплению автономности и развитию каждого ее члена и в то же время их сплочению.

Двумя основными задачами работы с семьей являются:

• помощь ее членам в достижении большей независимо­сти;

• укрепление связей между членами семьи и их сплочен­ности.

На первый взгляд, эти задачи могут показаться противо­речащими друг другу. Тем не менее, существование семьи как раз связано с возможностью тесного взаимодействия ее чле­нов при сохранении ими самостоятельности.

Многим семьям бывает очень сложно достичь подобного баланса. В них преобладает либо стремление к сплочению це­ной утраты ее членами независимости, либо тенденция к обо­соблению друг от друга, ведущая к рассогласованности инте­ресов и действий. Очень часто затруднения в достижении баланса между индивидуальной автономностью и сплоченно­стью членов семьи лежат в основе многих проблем, обнару­живаемых в процессе семейной психотерапии. Поэтому на на­чальном этапе психотерапии специалист должен помочь им сформулировать общие задачи совместной работы.

В ходе психотерапии становится очевидно, что устране­ние определенных симптомов эмоциональных или поведен­ческих нарушений представляется членам семьи основной целью работы. Это связывается с преодолением проблем, со­здаваемых в семье тем или иным ее членом.

Чрезвычайно редко приходится констатировать, что на­чиная психотерапию, члены семьи уже осознают необходи­мость в достижении изменений на уровне семейной системы. Чаще всего они жалуются, например, на то, что «Джонн не­управляем» или что «отец пьет». Во всех этих случаях они связывают основные проблемы семьи с кем-либо одним и рас­сматривают в качестве основной задачи психотерапии устра­нение имеющихся у того или другого поведенческих или эмо­циональных нарушений. В такой ситуации специалист обязан помочь им сформулировать иные задачи психотерапевтиче­ской работы, дабы расширить взгляд на проблему и убедить в необходимости достижения изменений на уровне всей семей­ной системы. Для того чтобы этого добиться, психотерапевт должен помочь членам семьи сформировать согласованный взгляд на проблему. Это достигается предложением всем чле­нам семьи рассказать о том, в чем они видят свою главную проблему. При этом можно легко увидеть, насколько разнит­ся их восприятие ситуации. Кроме того, подобный опрос по­зволяет выявить и проблемы, которые так или иначе связаны с основной, а следовательно, расширить круг психотерапев­тических задач. Приводимые примеры показывают, каким образом это может быть достигнуто.

Члены семьи по-разному воспринимают все происходящее в их отношениях и, соответственно, по-разному видят основные задачи психотерапевтической работы. Если бы специалист пытался построить свою работу, ориентируясь лишь на восприятие ее задачи тем или иным членом семьи, это вряд ли нашло бы понимание у других членов. Определение задач психотерапии должно быть общим делом семьи и учитывать то, как их видят все ее члены. При этом психотерапевт должен соотносить общие задачи семьи с индивидуальными задачами ее членов. Другой проблемой, связанной с формулировкой задач семейной психотерапии, является определение ее краткосрочных и долгосрочных задач. Психотерапевт должен иметь определенное представление о задачах как каждой отдельной сессии, так и всего психотерапевтического процесса. Например, одной из основных задач первой сессии является создание у членов семьи ощу­щения психологического комфорта и безопасности, когда никто из них не воспринимает себя единственно ответствен­ным лицом за все, что происходит в семье. В то же время пси­хотерапевт должен помнить, в чем заключается конечная цель психотерапии. Именно на нее он ориентируется, стремясь до­биться определенных изменений во взаимоотношениях меж­ду членами семьи. Однако если он не сможет решить перво­очередной задачи, связанной с созданием безопасной атмо­сферы, достижение главной цели психотерапевтической работы будет вряд ли возможно.

В целом, основными стратегическими задачами семей­ной психотерапии являются следующие:

· улучшение внутрисемейных отношений;

· ощущение членами семьи того, что их интересы и потреб­ности понимают и уважают другие;

· преодоление членами семьи позиции, связанной с при­писыванием семейных проблем кому-то одному;

· формирование более гибкого отношения к тому, кто яв­ляется лидером в той или иной ситуации;

· развитие способности к взаимопониманию и эмпатии;

· развитие способности принимать существующие разли­чия в оценках и взглядах;

· совершенствование навыков индивидуального и сов­местного решения проблем;

· освобождение одного или нескольких челнов семьи от роли «козлов отпущения»;

· развитие способности к интроспекции и анализу своих потребностей и переживаний;

· укрепление независимости;

· достижение баланса между стремлением членов семьи к независимости с одной стороны и достижению сплочен­ности — с другой.

Задачи семейной психотерапии определенным образом связаны со стадией работы, а также со стадией развития се­мьи как системы. Так, например, задачи работы в значитель­ной мере определяются наличием в семье детей дошкольного возраста, подростков или тех, кто уже начал самостоятель­ную жизнь. Задачи работы также зависят от того, как семья воспринимает свои основные проблемы.

Очень важно помнить, что проблемы, которые члены се­мьи воспринимают в качестве основных, являются точкой отсчета в психотерапевтической работе. Не осознав этих про­блем, семья вряд ли вообще обратилась бы за психотерапев­тической помощью. Поэтому психотерапевт должен воспри­нимать их достаточно серьезно и уделять их обсуждению пер­вые несколько сессий. Однако способы решения этих проблем и то, на какие из них переносится основной акцент психотера­певтической работы, во многом определяет, как члены семьи будут воспринимать основные задачи психотерапии и какие ожидания относительно ее результатов у них будут формиро­ваться. Определение специалистом основных задач психотерапии также зависит от того, какими теоретическими представлениями он при этом руководствуется. Ниже речь пойдет о той роли, которую играет теория в практике семейной пси­хотерапии.

Наши рекомендации