Техники семейной психотерапии

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ:

ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В КОНЦЕПЦИИ ДЕВИДА ФРИМЕНА

Студентки факультета социологии и социальной работы 51 группы

Яркиной Ирины

Преподаватель:

Аверьянов А.И.

Тамбов 2001

СОДЕРЖАНИЕ

§ 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ   2
§ 2. РОЛЬ ТЕОРИИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 4
§ 3. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И РАЗВИТИЕ СЕМЬИ 6
(а) Структура 6
(б) Функции 10
(в) Развитие 11
§ 4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ 11
(а) Собственная семья психотерапевта 12
(б) Профессиональные отношения 13
§ 5. ПРОТЕКАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДО ПЕРВОГО ИНТЕРВЬЮ С КЛИЕНТОМ 15
(а) Начало работы 16
(б) Проведение первого интервью   18
§ 6. СРЕДНИЙ ЭТАП СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ   20
§ 6.1. ПРИНЦИПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ   21
§ 7. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП   25
Литература 28

Помощь членам семьи в изменении их взаимоотношений

Обращающиеся за психотерапевтической помощью семьи имеют либо чрезмерно жесткую структуру, либо очень слабые границы. Помогая членам семьи изменить взаимоотношения, психотерапевт стремится к тому, чтобы они смогли осознать себя как часть единого целого, находящегося в определенных отношениях с окружающей средой. Слишком жесткая структура семьи не предоставляет возможности удовлетворять индивидуальные потребности ее членов, по­тому психотерапевт должен сделать ее более гибкой, и напротив, если структура семьи слишком аморфна и ее границы определены достаточно четко, специалисту необходимо их укрепить. И в том и в другом случае основной задачей является осознание членами семьи того, что они составляют единое целое, обладающее как внутренними, так и внешними ресурсами. Им надо быть достаточно гибкими для получения информации извне, что позволит семье действовать более эффективно. Психотерапевт должен помочь им ис­пользовать свои внутренние ресурсы и в тоже время задей­ствовать внешние.

Использование мупьтигенерационной концепции с целью расширения границ семьи

Этот принцип был сформулирован М. Боуэном. Он связан с представлением о том, что расши­ренная семья может помочь нуклеарной семье лучше понять то, что она собой представляет как система с определенной предысторией и генеалогией. Данный принцип ориентирует психотерапевта на помощь членам семьи в осознании ими своих корней и восстановлении связей с другими родствен­никами, что позволяет им пользоваться новыми ресурсами.

Одной из задач психотерапии является лучшее понима­ние членами семьи ее предыстории. Нередко проблемные се­мьи характеризуются очень бедными связями с другими род­ственниками. Спрашивая членов таких семей об их отноше­ниях с родными, психотерапевт нередко обнаруживает, что они не виделись в течение многих лет. В то же время в ходе разговора об этих родственниках члены таких семей нередко дают сильные эмоциональные реакции. Лучшему пониманию членами семьи того, что они собой представляют как единое целое, может способствовать восстановление их связей с дру­гими родственниками. При этом следует учитывать несколь­ко моментов. Зачастую в отношениях членов семьи с этими родственниками имеются определенные нерешенные пробле­мы, которые отражаются на функционировании нуклеарной семьи и накладывают отпечаток на взаимоотношения ее чле­нов. Этому можно помочь, побуждая кого-либо из членов нуклеарной семьи к контактам с родными и к попыткам раз­решения старых проблем, имеющихся в его отношениях с ними. Это позволяет снять напряженность в отношениях чле­нов нуклеарной семьи.

В последнее время повышается интерес к вопросам се­мейной истории и генеалогии, который в значительной сте­пени отражает потребность людей в установлении более ши­роких родственных связей. Чем более крепкие связи имеет человек с членами расширенной семьи и чем он лучше знает свою генеалогию, тем более здоровым чувством «я» он обладает — такое мнение высказывается все чаще и чаще. Таким образом, психотерапевт может использовать мультигенерационный подход с тем, чтобы укрепить и расши­рить границы семьи.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

Завершающий, или терминационный, этап семейной пси­хотерапии тесно связан с предыдущими этапами. Если началь­ный и средний этапы семейной психотерапии проходят ус­пешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда чле­нам семьи удается изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и они осознают свои внутренние ресурсы, переход на завершающую стадию осуществляется без большого труда. От того, насколько успешно решены задачи предыдущих эта­пов, зависит и характер завершающего этапа.

В начале семейной психотерапии завершение каждой сессии вызывало у членов семьи усиление тревоги, посколь­ку ими еще не были освоены новые способы взаимодействия. Их пугало то, что, вернувшись домой, они могут столкнуться с прежними проблемами. Даже если в ходе самой сессии члены семьи чувствовали себя достаточно комфортно, они не были уверены в том, что это состояние продлится сколь либо долго. Однако, в ходе семейной психотерапии членам семьи постепенно уда­ется прийти к осознанию своих ресурсов, позволяющих ре­шать как индивидуальные, так и общие задачи. Поэтому они начинают чувствовать себя более уверенно и не боятся завер­шения сессий.

Любопытно наблюдать, какие изменения происходят в семье в течение года, когда она проходит психотерапию. Пер­вые три или четыре сессии члены семьи с большим трудом включаются в работу и боятся ее завершения. В дальнейшем сопротивление психотерапии становится значительно мень­ше. Члены семьи быстро переходят к основному этапу сессии, обсуждают определенный круг вопросов и даже проявляют готовность продолжить их обсуждение после сессии. Это справедливо для всей последующей работы. По мере расши­рения границ семейной системы и осознания ее членами сво­их ресурсов участники сессий перестают считать психотера­пию своим единственным спасением. Такой вывод является закономерным результатом всей предыдущей работы. Члены семьи переходят от реактивной позиции к проактивной.

Их реактивная позиция хорошо видна в начале семейной психотерапии, когда члены семьи считают себя неспособны­ми самостоятельно решить свои проблемы и поэтому нужда­ющимися в помощи со стороны. Постепенно их действия и решения становятся в меньшей степени зависимыми от тре­воги и страха. Они начинают ощущать в себе способность са­мостоятельно контролировать ситуацию и определять, какое поведение является оптимальным для них самих и других. Это свидетельствует о готовности семьи к завершению пси­хотерапии. Предвидя ее финал, члены семьи не испытывают тревоги и страха.

Психотерапевту необходимо помнить, что одной из глав­ных задач семейной психотерапии является освоение члена­ми семьи эффективных способов самостоятельного решения проблем. Они начинают работу, желая получить помощь в решении определенных вопросов. Психотерапия не поможет им избавиться от абсолютно всех проблем и избежать воз­никновения новых. Задача состоит в том, чтобы развить копинговые механизмы членов семьи, раскрыть семейные ре­сурсы и научить членов семьи пользоваться определенными стратегиями, позволяющими решать различные проблемы са­мостоятельно. Наиболее важным является умение членов семьи именно решать проблемы, а не исключать их из собствен­ной жизни.

Завершающая сессия строится таким образом, чтобы дать членам семьи возможность обменятся опытом участия в пси­хотерапевтической работе. Очень важно, чтобы они оценили успешное решение своих старых проблем и сумели повысить свою способность к разрешению новых.

На завершающей сессии необходимо также уделить вни­мание укреплению личной идентичности членов семьи. В слу­чае появления в семье новых проблем, с которыми они не мо­гут справиться, психотерапевт предоставляет возможность еще одной или нескольких встреч. При этом он должен отвес­ти себе роль консультанта. Если члены семьи воспринимают его в этой роли, им будет проще прибегнуть к его помощи в будущем. И наоборот, если у членов семьи сложится впечат­ление, что очередное обращение к специалисту воспринима­ется как свидетельство их некомпетентности, им будет стоить больших усилий вновь обратиться к нему. Психотерапевт должен дать понять, что такое обращение будет расценено им вполне нормально.

Завершающая сессия является и для психотерапевта, и для семьи очень существенной. Она позволяет специалисту оценить психотерапевтический процесс в целом и закрепить положительные изменения, достигнутые в ходе работы. Су­ществуют определенные случаи, когда психотерапевт решает не проводить заключительную сессию. Однако даже если се­мья преждевременно завершает психотерапию, Фримен обычно при­глашает членов семьи прийти на последнее интервью с тем, чтобы обсудить достигнутые результаты. Кроме того, это по­зволяет наметить вопросы, которые члены семьи могли бы попытаться решить в будущем. Это целесообразно делать тог­да, когда семья занимается с психотерапевтом в течение не­скольких лет или, напротив, когда она посетила психотера­певта всего два или три раза. Начиная работу, целесообразно заранее сообщить членам семьи о том, что прежде, чем она завершится, необходимо встретиться с психотерапевтом для объяснения причин, побудивших их завершить психотера­пию.

ЛИТЕРАТУРА

Фримен Д. Техники семейной психотерапии – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.: (Серия «Практикум по психотерапии»).

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ:

ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В КОНЦЕПЦИИ ДЕВИДА ФРИМЕНА

Студентки факультета социологии и социальной работы 51 группы

Яркиной Ирины

Преподаватель:

Аверьянов А.И.

Тамбов 2001

СОДЕРЖАНИЕ

§ 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ   2
§ 2. РОЛЬ ТЕОРИИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 4
§ 3. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И РАЗВИТИЕ СЕМЬИ 6
(а) Структура 6
(б) Функции 10
(в) Развитие 11
§ 4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ 11
(а) Собственная семья психотерапевта 12
(б) Профессиональные отношения 13
§ 5. ПРОТЕКАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДО ПЕРВОГО ИНТЕРВЬЮ С КЛИЕНТОМ 15
(а) Начало работы 16
(б) Проведение первого интервью   18
§ 6. СРЕДНИЙ ЭТАП СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ   20
§ 6.1. ПРИНЦИПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ   21
§ 7. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП   25
Литература 28

Наши рекомендации