Исторический обзор методов преодоления заикания

Логопедическая работа

Складывается из трех аспектов: воспитание и коррекция дыхания, воспитание и коррекция фонации, воспитание самостоятельной речи. У дошкольников и младших школьников коррекция нарушения звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя (невозможность подобрать нужное слово провоцирует остановки и запинки). У заикающихся нарушено как речевое, так и физиологическое дыхание. Дыхание верхнее или верхнегрудное, быстрый вдох, короткий и прерывистый выдох, необходимо воспитывать диафрагмальный или смешанный тип дыхания, ибо позволяет держать тело в расслабленном состоянии. Основные позы: лежа на спине с контролем рукой на диафрагме, на вдохе рука поднимается, можно положить легкую игрушку; поза стоя и поза сидя. Последовательность поз тоже имеет значение. В положении на спине диафрагмальное дыхание более проблематично, потому следующая поза стоя позволяет задышать, а сидя уже совсем трудно. Отрабатывается выдох: равномерность (плавность), длительность, сила (разные пособия типа ватки на нитке, бахрома из бумаги и пр). Произносят глухие, щелевые согласные, работая с дыханием плавно переходят на работу с голосом, которая невозможна без предварительной работы над дыханием. Голос воспитывается на звукоподражании в дидактических играх и специальных упражнениях: "ниточка" (пение от одной до шести гласных аоэиу), ступеньки или "дирижер" (повышение или понижение тона голоса, сила звучания от начала до конца одинакова, нельзя допускать истощающееся дыхание), произнесение цепочек слов (авария, атака, - с ударением на один и тот же слог, с одинаковым количеством слогов, с разным количеством слогов), произнесение фраз или предложений (короткое подлежащее и далее его распространяем, тем самым увеличивая дыхание и удлиняв речевой выдох, типа аисты летят, аисты летят на юг осенью, аисты летят на юг осенью золотой и пр), в речи никто не разделяет слова; стихотворные тексты (души прекрасные порывы, типа казнить нельзя помиловать); тексты, где параллельно работают над интонацией. В качестве средства развития голоса может выступать пение, но надо понимать, что певческий голос и речевой голос - это разные голоса. Поставленный голос (у Пенина поставлен и у Зорина) это голосовое произнесение с подключением всех резонаторов, усилителей, замкнутых пошлостей с одним отверстием... Опора на основной тон с подключением резонаторов, - получается поставленный голос. Требования к пособиям: пособие легкое и пособие находится на уровне рта. В чистом виде поставить диафрагмальное дыхание не удается поставить никому. До 11 лет дыхание носит автоматизированный характер, посему дыхание будет смешанным. Нельзя ставить звуки Р и Л ребенку трех лет, они появляются только к 6-7 годам в онтогенезе.

Воспитание самостоятельной речи.

От простого к сложному. Режим молчания вводится для того, чтобы человек отошел от судорожной речи, чтобы отдохнули и отвыкли от состояния судорог органы артикуляции. Минус телевизор, комп, музыка, время прогулки сдвигается, все взрослые вокруг разговаривают только шепотом, продолжается это недели две, подразумевается, что дети и дома молчат... Главная задача администрации это снять конфликт, но ни в коем случае не установление правды и справедливости, это особенности женского коллектива. В детском садике лишь пять-шесть человек нормальные, а остальные рылы. Режим шепотной речи. Считается, что на шепоте судорог нет, но это неправда. Взрослые и дети говорят шепотом, все говорят очень тихо. Телевизора, физкультуры и музыки нет, но воспитательская совместная деятельность продолжается. Логопеды всегда опаздывают на работу в садик, потом пьют чай, потом немножко поработают, потом пообедают, а потом идут себе домой отдыхать. Сопряженная речь: логопед произносит образец, и сопряженно произносит вместе с ребенком. Отраженная речь - ребенок повторяет образец речи логопеда. Все виды деятельности проводятся сопряженно или отраженно на материале слов, фраз, связного текста, стихов, песни, в игровых ситуациях. Вопросно-ответная речь: вначале это усложненный вариант сопряженной речи, позже более самостоятельная. Пересказ, рассказ и спонтанная речь.

Молчание

Шепот

Сопряженной речь

Отраженная речь

Вопросно-ответная речь

Пересказ

Рассказ

Спонтанная речь

У школьников может использоваться чтение, сопряженное чтение, чтение через предложение, чтение через слово (логопед-ребенок), не теряя плавности, в процессе работы над речью обязательно контролируется и воспитывается темп и ритм речи и просодической сторона речи.

Специфические принципы

Принцип учета симптоматики - степени выраженности; принцип комплексности - логоритмика всегда в связке как медикопсихологопедагогическое воздействие; даются препараты, расслабляющие мышцы, тонус.

Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекцию функциональных систем у лиц с речевой патологией.

Методы обучения логоритмики

Вся педагогика стоит на трех китах: наглядности, словесности и практики! Наглядные методы: непосредственные и опосредованные; словесные обращены к сознанию (примерные приемы: пояснение, сопровождающее конкретный показ; беседа, предваряющая объяснение (уточнение сюжета, создание настроя); вопросы до выполнения задания, цель которых выяснение понимания; команды и сигналы во время выполнения движения; образно-сюжетный рассказ для лучшего перевоплощения в игровой образ). Практические методы - игровой метод, который служит для выработки двигательных умений; соревновательный метод для закрепления умения и выработки навыка.

Средства логопедической ритмики: ходьба и маршировка; упражнения для развития голоса и артикуляции, упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувства музыкального размера; упражнения, формирующие чувства музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность; игровая деятельность; упражнения доя развития творческой инициативы; заключительные упражнения.

Основой принципа построения всех видов работы это тесная связь движения, музыки и речи.

Ходьба и маршировка в различных направлениях (вводные упражнения), - каждое занятие начинают с этих упражнений, учимся ориентироваться в пространстве, поворотах, ходьбе по кругу, в одиночку, парами, группой, в колонне, учимся строить шеренги, колонны. Виды ходьбы: ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами, ходьба стайкой или группой (главное не сталкиваться); ходьба в виде каната по кругу друг за другом (подготовка к ходьбе в колонне); ходьба с веревочкой (позволяет держать дистанцию); ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами (канат лежит на полу); ходьба друг за другом с перешагиванием через препятствия; ходьба вверх по наклонной доске с отскоком; ходьба на носочках, на внешней и внутренней стороне стопы (на пятках не ходим и не прыгаем!!! Из-за позвонка, который выполняет амортизирующую функцию, а прыжки на пятках ведет к компрексионному перелому позвоночника);

Упражнения на развитие дыхание, голоса и артикуляции - только под музыку, никаких движений рук вверх!!!

Артикуляторные упражнения также как в логопедии, но под счет! В ритме!

Упражнения, регулирующие мышечный тонус для овладения своими мышцами. Усваиваются понятия: сильно и слабо, большая или меньшая сила мышечного напряжения (форте и пиано). В упражнениях выделяются общеразвивающие и коррекционные упражнения. Обще развивающие оказывают всестороннее воздействие на организм, возможно избирательное воздействие на мышцы спины, плечевого пояса, живота, ног, наклоны. Подразделяются на упражнения без предметов и упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр), где развиваются сила, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. Мячи можно передавать, перекатывать, перебрасывать. Здесь хорошо чередовать напряжение и расслабление. Когда движение усваивается на уровне навыка, то снимается излишнее напряжение с мышц. Коррекционные упражнения применяются для развития функции равновесия, формирования правильной осанки. Подтягивание лежа на спине по гимнастической скамейке, лазанье по гимнастической стенке, перелезание через скамейки, пролезание между рейками лестничной пирамиды (происходит укрепление мышц спины, плечевого пояса и появляется уже осанка). Чувство равновесия развивают ходьба по бордюрам, по доскам, по камешкам; упражнения на подвижных опорах; кружение на месте переступаением с последующим приседанием по сигналу; остановки во время ходьбы и бега по сигналу (варианты "замри"); перешагиванием через предметы (кубики, палки, веревки, рейки и пр); подпрыгивание на месте с поворотами; "цапля", что стоит на любой лапе;

Упражнения активизирующие внимание - быстрая и четкая реакция, развиваются зрительная, слуховая и моторная память; учат проявлять волевое усилие; в качестве сигнала используется жест, слово, музыка (смена музыки, изменение темпа, изменение ритма, характера и силу звука, смена регистров); упражнения на восприятие неожиданного сигнала-две шеренги напротив друга, где одни приседают, а другие подпрыгивают, затем происходит смена движений;

упражнения на устойчивость внимания - дети идут в колонну или змейкой под музыку, сигнал, ведущий встает на колено, остальные затаптывают его, ибо сигнал адресован только ведущему! Главное избирательно воспринимать сигнал.

Упражнение на распределение внимания - рассчитываются на первый-третий, три круга, один в другом, звучит музыка, первые по кругу вправо, вторые по кругу влево, третьи стоят и хлопают в ладоши, сигнал, первые стоят хлопают, вторые направо, третьи налево.

Упражнения на развитие слухового внимания - игра с куклой, когда меняется мелодия, меняется движение куклы; договариваются о смене музыкального инструмента;

Упражнения на развитие речевого внимания - "жуки" летают, сигнал-команда, жуки падают и пр., либо говорят: "ай", "ой", "Эй";

Речевые упражнения без звукового сопровождения - используются в ситуациях, где нет аппаратуры, для нормализации темпа и ритма речи, когда заикание, тахилалия, брадилалия, дизартрия, для развития словаря (глагольного и именного при онр), может использоваться для автоматизации звукопроизношения; подбирается стихотворение, притом такие, что можно соотнести движения с ритмом речи, длина стихотворной строки должна быть средней, хорошо, чтоб преобладала глагольная лексика, сюжетная линия; стихи с учетом возраста, речевых возможностей; стихи про паровозы, Чуковский; счетные упражнения - начинают занятие с порядка номеров и пр.

упражнения для развития чувства музыкального размера - дается понятие об акценте как ударном моменте звучания; ударный момент это начало такта на начальном этапе работы, выделяя его аккордом, ударом в барабан (бубен). На акцент условное движение рукой, хлопком, притоптыванием и пр. упражнение на восприятие неожиданного акцента. Здесь все варианты игры "третий лишний" (стулья, обручи, где количество кругов n-1). Упражнения на восприятие метрического акцента, тобишь регулярно повторяющихся ("рыболов", который забрасывает на раз-два-три-четыре). Возможно в ходьбе (раз-2,3,4;раз-2,3,4; раз-раз; раз-2,3, раз-2,3).

Упражнения на восприятие переходного акцента, где в каждом новом такте акцент переходит на следующую долю; в речи это совпадает с логическим ударением;

Упражнения на развитие чувства музыкального темпа - сначала темп усваивается на простых движениях, хлопке, ударе в бубен далее движение ногами на месте, темп движения совпадает с темпом музыки; возможна серия движений.

Ритмические упражнения - воспитывают чувство ритма в движении и включение ритма в речь. Скорость движения должна совпадать с темпом музыки, мускульное напряжение должно совпадать с силой звучания. На громкий сила больше, на тихий сила меньше, тогда возможно передать ритмическим рисунком музыкальный ритм. Простейшее упражнение "жнут рожь": размер 4\4; сложнее повтор ритмического рисунка педагога, схожий с мелодией "во Поли березка стояла" и пр.; цифры азбуки-морзе; пляски - сочетание различных естественных движений, шаг, бег, повороты, прыжки, подскоки, ибо не требуют специальной танцевальной техники. Сложность, что имеют сложное построение (дети держат только 4 построения). Пение развивает голос, дыхание, просодика (интонирование), взаимодействие ансамбля (слитность, тобишь правильное соотношение силы и высоты хора, силу и тембра) и строя (точное, певческое интонирование). Хотя везде дети не поют, а орут, пытаясь пере кричать сверстников. Песня должна быть построена с верху-вниз (во поле березка стояла), строка певческая не должна быть длинной. Далее образный рассказ, подготавливающий детей, слушаем песню, но без оркестра или сам поешь, потом разучивают первый куплет, исполняют его, потом второй куплет, потом первый и второй и т.д. Сверхзадача, чтоб не орали.

Упражнения в игре на инструментах - для создания игровой ситуации можно использовать беззвучные инструменты, звучащие есть со звуком одной высоты (погремушки, колокольчики, бубенчики, треугольник, кастаньеты), инструменты со звукорядом типа гармошки, детское пианино, гусли, металлофон, баян, струнные и пр. для развитие звуковысотного слуха можно использовать колокольчики. Музыкальная лесенка металлофона, где чем выше поднимаешься, тем выше звук. Для развития ритмического чувства можно использовать любые ударные. Для развития тембрового слуха сравниваем звучание различных инструментов, сначала далеких тип струнных и ударных, заканчивая металлофоном и музыкальным треугольником. Для развития динамического слуха используются все инструменты, которые позволяют усиливать или ослаблять звучание. Типа "горячо-холодно". Инструменты могут использоваться для игры в оркестр, который подыгрывает мелодии.

Музыкальная самостоятельная деятельность. Развивает голос, слух, ритмическое чувство, координацию голоса и движения. Часто после такого занятия дети еще какое-то время поют и пританцовывают. Пение, домашнее музицирование, музыка в доме родителей, детские теле и радопередачи. Пение обогащает эмоциональную жизнь. Также дети могут готовить сценки. Но от взрослых зависит создание сюжета, создание антуража, композиция и диалоги между персонажами, помогая им создать сюжетно-ролевую игру (кукольный театр, би-ба-бо на пальцах, марионетки и пр).

Игровая деятельность - ведущая деятельность у всех людей без исключения. Сейчас уже давно нет людей, которые несут по жизни свой статус, боясь не расплескать его. Статические игры. Главный элемент - эмоциональный фактор. Малоподвижные или полуподвижные игры включают в себя элементы статики и элементы движения. Нагрузка умеренная и являются переходными от статических к подвижным играм, которые уже требуют быстроты, силы, выносливости, благо ворон влияя на сердечно-сосудистую систему, мышцы и пр. воспитывают чувство ритма, уравновешиваются нервные процессы, координация, мышечная регуляция, а помимо этого внимание, инициатива, смелость, коллективизм, дисциплина. Есть еще сюжетные подвижные игра: "гуси, гуси..."; не сюжетные подвижные от пятнашек до эстафеты, с элементами спорта и без; даже танцы относятся к подвижным играм. Танцы позволяют регулировать нагрузку от умеренной до высокой. Игры-драматизации (стихов, прозы с музыкой и без), где есть элементы перевоплощения, подражания.

Упражнения для развития творческой инициативы: дирижирование, свободные двигательные импровизации, инсцинировки песен (бухенввальдский набат), импровизация и творчество.

Заключительные - цель которых подготовить детей к следующим занятиям, успокоить детей (маршировка под музыку, построения-пере строения, слушание музыки с последующим обсуждением оной).

Исторический обзор методов преодоления заикания

Хирургический метод - 6й век, Византия, врач Аэций практиковал лечение заикания подрезанием уздечки языка, подсечение корня языка. Лечение может быть только для ринолалии и афазии, а в остальных случаях это коррекция. Диффенбах в 1840-м сделал первую операцию заикающемуся мальчику, обосновывая это тем, что заикание это распространение судорог, которые возникают в голосовой щели на органы артикуляции. Цель операции денервация мышц, чтобы не распространять судорогу. Разработал три варианта операций: горизонтально-поперечное сечение языка, подкожное поперечное сечение корня языка с сохранением слизистой оболочки, горизонтальное сечение корня языка с вырезанием треугольного лоскута во всю ширину и толщину языка. Успешно прооперировал 19 человек, которые перестали заикаться. Прекратил операции и призывал всех прекратить оные в связи с опасностью потери языка из-за гангрены или вследствие неловкости ассистента. Брейд и Бонне не прислушались и было зафиксировано несколько летальных исходов. В настоящее время метод не используется. Считается, что Диффенбах не дииннервировал мышцы, а оказывал сильное эмоциональное воздействие на пациента оперативным вмешательством без анестезии.

Ортопедический метод в коррекции заикания - история с врачом Lie, которая разработала метод подкладки под язык валика, когда изменяется вся артикуляция, он заново учится разговаривать, речь автоматизируется и заикание исчезает. 1825 в Нью-Йорке Lie.

Терапевтический метод - релаксанты, позволяющие расслабить мускулатуру, спазмалитики. Однако не существует медицинского препарата, который бы помог избавиться от заикания. Использовали аминозим, но результата гарантированного нет и эта метода используется в структуре комплексного метода коррекции заикания.

Дидактический метод - выделяется отдельно, но этот метод присутствует и в других направлениях. Со времен античности этот метод известен. Кусмаэль и Гуссман трактовали заикание как невроз, связанный с несовершенством дыхательной, голосовой и артикуляторной стороны речевого аппарата. Были разработаны дыхательные упражнения, развивающие диафрагмальное дыхание и отрабатывали плавный и сильный выдох. Главное достоинство этого дыхание в том, что оно релаксационно и позволяет держать мышцы расслабленными. Голосовые упражнения вырабатывали голос достаточной силы и выразительности. Артикуляторные упражнения имели цель научить плавно и достаточно быстро произносить серии слогов, слов, целые предложения. Система жива по сей день. В середине 19-го века открылись пансионаты и приюты, которые занимались лечением заикания, главное, чтоб заикающиеся умели читать. Предлагали читать материал различной сложности, за ошибки при чтении полагалось физическое наказание. Сикорский разработал общий план лечения заикания: 1. Лечение предупредительное (профилактика), включавшее наблюдение за развитием речи, забота о том, чтобы умственное развитие не обгоняло физическое, развитие системы произвольных движений (общая, мелкая моторика, гимнастика, упражнение в пении, декламации); 2. Гимнастика речи (дидактическое лечение) - дыхательные, голосовые, артикуляторные упражнения, отработка различных видов речи (шепот, чтение); 3.психическое лечение; 4. Фармацевтическое и динамическое лечение, цель которого в укреплении нервной системы вообще. Сикорский заложил основу современного комплексного метода коррекции заикания, который используется и по сей день. Синхронизация речи с каким-либо внешним устройством (метроном, фотостимуляция (мигание лампы)).

Психотерапевтическая метода - 1958 Харьков, Дубровский Каземир Маркович, ученик Сеченова, Павлова, Рериха... Выступал как Кашпировский и Разработал метод внушения, снимающий одномоментно заикание, подвергся критике Хватцевым и пр. затем немного скорректировал метод, выработан двухнедельный курс молчания, внушение и 6 месячный курс работы с логопедом по месту прописки. Используется в структуре современного комплексного метода коррекции заикания.

Метод биологической обратной связи (БОС) - объективный контроль за работой внутренних органов и систем.

18.01.2017 вторая пара

Рациональная психотерапия проводится психотерапевт в виде бесед, убеждений, разъяснений. В беседах выясняются моменты травмирующие психику, отношение к себе, к своему дефекту, выясняются возможные причины заикания. В убеждениях убеждают необходимость устранения заикания, в необходимости ежедневной работы, в положительном результате. Разъясняют причины заикания, этапы формирования речи и сущность механизма заикания. Что такое заикание не знает никто. Человеку разъясняют тот механизм, из которого построена коррекционная работа. Аратюнян говорила, что речь как бы шарик, который катается по мозгу, а заикание это ямка, в которую попал шарик и застрял. Посему надо учиться выталкивать шарик из ямки.

Суггестивная (внушение) психотерапия проводится только специалистом! Ведь легко ввести в транс, но трудно вывести из него. Может проводиться во сне, может быть внушение в бодрственном состоянии, может быть со стороны другого лица, а может быть внутренним, в виде аутогенной тренировки, аутотренинга. В 1930-е аутотренинг практиковал Шульц, позволяя человеку погрозить себя в особое состояние, которое может быть использовано само по себе с целью полноценного глубокого отдыха и для осуществления каких-либо лечебных специальных внушений, в частности направленных на речь. Рекомендовал использовать три позы: поза лежа (поза трупа, здоровый цинизм, выполняющий защитную функцию) на спине, руки вдоль туловища ладонями вниз; поза полулежа или полусидя в кресле с высокой спинкой (глаза закрыты, руки ладонями вниз на сиденье); поза кучера сидя, голова на грудь, плечи опущены, глаза закрыты, руки между колен, держа возжи, ноги слегка раздвинуты. Используются формулы самовнушения, самокоманды, которые проговариваются про себя, по мере тренировки сворачиваются и превращаются в короткую мысль, не имеющую словесной формы. Внушаются следующие ощущения: тяжести, тепла, ощущение легкой работы головы, четкой работы сердца и легких. Формулы самовнушения: я спокоен, совершенно спокоен; приятная тяжесть во всем теле, тяжесть отдыха, покоя и отдыха; я говорю плавно и красиво; я совершенно не волнуюсь, когда говорю.

Логопедическая работа

Складывается из трех аспектов: воспитание и коррекция дыхания, воспитание и коррекция фонации, воспитание самостоятельной речи. У дошкольников и младших школьников коррекция нарушения звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя (невозможность подобрать нужное слово провоцирует остановки и запинки). У заикающихся нарушено как речевое, так и физиологическое дыхание. Дыхание верхнее или верхнегрудное, быстрый вдох, короткий и прерывистый выдох, необходимо воспитывать диафрагмальный или смешанный тип дыхания, ибо позволяет держать тело в расслабленном состоянии. Основные позы: лежа на спине с контролем рукой на диафрагме, на вдохе рука поднимается, можно положить легкую игрушку; поза стоя и поза сидя. Последовательность поз тоже имеет значение. В положении на спине диафрагмальное дыхание более проблематично, потому следующая поза стоя позволяет задышать, а сидя уже совсем трудно. Отрабатывается выдох: равномерность (плавность), длительность, сила (разные пособия типа ватки на нитке, бахрома из бумаги и пр). Произносят глухие, щелевые согласные, работая с дыханием плавно переходят на работу с голосом, которая невозможна без предварительной работы над дыханием. Голос воспитывается на звукоподражании в дидактических играх и специальных упражнениях: "ниточка" (пение от одной до шести гласных аоэиу), ступеньки или "дирижер" (повышение или понижение тона голоса, сила звучания от начала до конца одинакова, нельзя допускать истощающееся дыхание), произнесение цепочек слов (авария, атака, - с ударением на один и тот же слог, с одинаковым количеством слогов, с разным количеством слогов), произнесение фраз или предложений (короткое подлежащее и далее его распространяем, тем самым увеличивая дыхание и удлиняв речевой выдох, типа аисты летят, аисты летят на юг осенью, аисты летят на юг осенью золотой и пр), в речи никто не разделяет слова; стихотворные тексты (души прекрасные порывы, типа казнить нельзя помиловать); тексты, где параллельно работают над интонацией. В качестве средства развития голоса может выступать пение, но надо понимать, что певческий голос и речевой голос - это разные голоса. Поставленный голос (у Пенина поставлен и у Зорина) это голосовое произнесение с подключением всех резонаторов, усилителей, замкнутых пошлостей с одним отверстием... Опора на основной тон с подключением резонаторов, - получается поставленный голос. Требования к пособиям: пособие легкое и пособие находится на уровне рта. В чистом виде поставить диафрагмальное дыхание не удается поставить никому. До 11 лет дыхание носит автоматизированный характер, посему дыхание будет смешанным. Нельзя ставить звуки Р и Л ребенку трех лет, они появляются только к 6-7 годам в онтогенезе.

Воспитание самостоятельной речи.

От простого к сложному. Режим молчания вводится для того, чтобы человек отошел от судорожной речи, чтобы отдохнули и отвыкли от состояния судорог органы артикуляции. Минус телевизор, комп, музыка, время прогулки сдвигается, все взрослые вокруг разговаривают только шепотом, продолжается это недели две, подразумевается, что дети и дома молчат... Главная задача администрации это снять конфликт, но ни в коем случае не установление правды и справедливости, это особенности женского коллектива. В детском садике лишь пять-шесть человек нормальные, а остальные рылы. Режим шепотной речи. Считается, что на шепоте судорог нет, но это неправда. Взрослые и дети говорят шепотом, все говорят очень тихо. Телевизора, физкультуры и музыки нет, но воспитательская совместная деятельность продолжается. Логопеды всегда опаздывают на работу в садик, потом пьют чай, потом немножко поработают, потом пообедают, а потом идут себе домой отдыхать. Сопряженная речь: логопед произносит образец, и сопряженно произносит вместе с ребенком. Отраженная речь - ребенок повторяет образец речи логопеда. Все виды деятельности проводятся сопряженно или отраженно на материале слов, фраз, связного текста, стихов, песни, в игровых ситуациях. Вопросно-ответная речь: вначале это усложненный вариант сопряженной речи, позже более самостоятельная. Пересказ, рассказ и спонтанная речь.

Молчание

Шепот

Сопряженной речь

Отраженная речь

Вопросно-ответная речь

Пересказ

Рассказ

Спонтанная речь

У школьников может использоваться чтение, сопряженное чтение, чтение через предложение, чтение через слово (логопед-ребенок), не теряя плавности, в процессе работы над речью обязательно контролируется и воспитывается темп и ритм речи и просодической сторона речи.

Наши рекомендации