Действовать в медиальном залоге
Медиальный залог — одна из характеристик, которую наши основатели постулировали для self. Разрабатывая теорию self в теории творческого приспособления, они опирались на две парадигматические ситуации: ребенок в ситуации игры, художник в ситуации
270 |
Жан-Мари Робин
творчества. Теоретическое рассмотрение творческого акта многим обязано Отто Ранку (о книге «Искусство и художник» они написали, что она «выше всяких похвал»). Теоретическое рассмотрение ребенка в ситуации игры, по-моему, в значительной мере опирается на работы Джорджа Герберта Мида — хотя об их влиянии зачастую не упоминается, — который в 1930-х годах опубликовал книгу «Mind, Self and Society» («Разум, self и общество»), в которой разработал понятие self, черпая большую часть своей аргументации в исследовании поведения ребенка в ситуации игры.
Медиальный залог — это понятие заимствовано из грамматики древнегреческого языка. Этот особый способ спряжения глаголов связывает активное и пассивное значение. Когда действие возвратно, в древнегреческом языке используется медиальный залог, который похож на наши глагольные формы с возвратными местоимениями. Этот залог указывает на то, что субъект определенным образом заинтересован в действии, в которое он включен; что он действует сам (активно) для себя (как адресат этого действия, пассивно), включаясь в это действие лично.
Художник в ситуации творчества полностью включен в свой акт. Живописец активно воздействует на холст, и краска, которую он кладет, возвращается к нему в форме восприятий и ощущений, которые в тоже время управляют продолжением осуществляемого им акта и т. д. То же самое можно сказать о ребенке в ситуации игры.
В таком взгляде, который уточняет концепцию self, заключена ключевая идея, связанная с самим понятием self, которую я излагал выше, когда говорил о рефлексивности.
Возможно, это уместно сопоставить с понятием «плавающего внимания», которое психоаналитики ис-
Быть в присутствии другого 271
пользуют для обозначения их способа слушания пациента. В зачаточной форме здесь можно увидеть начало медиального залога, присутствия «в начале/в конце», если можно так выразится. Но медиальный залог, который определяет self в гештальт-терапии, не ограничивается сферой внимания. Он глобален, интегрирован и интегрирует разные составные элементы опыта: сенсорные, моторные, аффективные и т. д.
Спонтанность
Вторая фундаментальная характеристика self — это спонтанность. Эта спонтанность, за которую ратовали основатели гештальт-терапии, очень близка медиальному залогу. Перлз и Гудмен охотно связывали спонтанное с преднамеренным, а иногда противопоставляли то и другое. Конечно, терапевтическая работа с замедлением действий и слов за счет расширения непосредственного осознавания, как может показаться, способствует осмысленному в ущерб спонтанному. В каком-то смысле это «экспериментальный невроз» эготического типа, порожденный терапевтической ситуацией, выходом из которой должна быть вновь обретенная творческая спонтанность. На этом основании спонтанность терапевта не должна походить не некую импульсивность или реактивность. Спонтанность пилота аэробуса в трудной ситуации не может быть приравнена к моей, если я поставлю себя на его место! Спонтанность джазового пианиста, когда он импровизирует, не приводит к тому же результату, что и спонтанность пятилетнего ребенка, открывающего для себя фортепиано. Морено обычно определял спонтанность как способность дать ответ, соответствующий новой ситуации, или новый ответ на старую ситуацию. Спонтанность психотерапев-
272 Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого 273
та может выразиться в желании поддержать пациента: взять его за плечо, пошутить с ним, не скрывать своих ответных эмоций... но такая спонтанность не может иметь своим единственным оправданием собственное переживание терапевта. Спонтанность терапевта составляет один из ингредиентов атмосферы ситуации тем более, что требование контроля целых кусков опыта часто наложено на пациента и тем самм способствует генезису его патологии.
Включенность в ситуацию
Непосредственный опыт ситуации управляет включенностью психотерапевта. Гештальт-терапевт должен воздерживаться от превнесения своих собственных ценностных и отсылочных систем. Тем не менее, вкчючаясь в ситуацию, в конструирование текущего гештальта, он занят конструированием вместе с пациентом, которого он сопровождает. Его присутствие не может быть расценено как ничего не значащее, ибо он существует лицом к лицу с пациентом, который находится в его поле опыта. Это может показаться парадоксальным, однако корни такой включенности лежат в фундаментальной неопределенности, которая отличает положение терапевта. Терапевт постоянно сталкивается с необходимостью отрешиться от готовых знаний, которые для опыта другого заведомо будут Прокрустовым ложем. Отто Ранк также говорил, что каждый пациент обязывает нас переосмысливать всю психопатологию.
Если «включиться» в ситуацию относительно легко, то сложность заключается в том, чтобы удерживать эту включенность. Варианты «удержания» составляют одну из главных функций психотерапевта.
Держать
Держать, содержать, поддерживать, удерживать, задерживать...
Эти функции уже стали предметом пространных комментариев со стороны психотерапевтов разных направлений. Я хотел бы здесь остановиться лишь на самом элементарном «держании», понимая это как «хорошее удерживание». В процессе создания фигуры и особенно на его начальной фазе, называемой пре-контактом, часто приходится встречаться с расплывчатостью, провалами, прерыванием, избеганием, скороспелым примирением противоположностей, поспешным выбором, при котором предпочтение отдается уже знакомому. Качество настоящего момента, его неповторимый характер, включающий параметры принципиально новой ситуации, могут быть утрачены из-за преждевременного привнесения систем представлений, связанных с предыдущим опытом. Неизвестное дает повод обратиться к известному, новое может быть воспринято, но не замечено. Хронос уничтожает Кайрос: получается хроника, эфемерное событие в каждый момент перестает быть событием. Архив замещает собой актуальность.
Фигура начинает обретать форму с первых слов встречи. Конечно, эта форма имеет неясное очертание, но эти очертания нужно лишь уточнить, и это можно сделать с помощью диалога прямого или косвенного. Каждый следующий шаг уточняет предыдущий, если только собеседник так и будет его воспринимать. Психотерапевт выбирает, как он будет «слушать». Он может слышать в каждом слове, в каждой фразе, каждом высказывание «логическое» продолжение предыдущих... или слышать в них сопротивление, уклонение, избегание. Здесь также речь идет
274
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
275
о том, чтобы держать, удерживать напряжение, поддерживать движение к неизвестному, которое еще не может быть названо, но которое нащупывается и которое может появиться и проявиться только в ходе встречи и посредством встречи.
Вовлеченность
Вовлекаться (m'impliquer111) для меня значит поместить себя в опыт (dans les plis de Гехрйпепсе) другого человека. Если я не вовлекаюсь (ne m'implique pas), то я объясняю (j'explique). Я нахожусь вне (hors des plis) другого. Слишком часто психотерапевт вовлекается на словах и объясняет на деле (qui dit s'impliquer ne fait que s'expliquer), оставляя свой опыт (ses propres plis) вовне. Как если бы «говорить» и «рассказывать» были синонимами.
Вовлеченность и открытость психотерапевта составляют одну из постоянных тем в разговорах профессионалов. Она часто оказывается в центре тех проблем, которые ставятся в ходе супервизий. Этика любого психотерапевта в этом отношении не должна ограничиваться простым применением правил, которые вырваны из контекста их приложения. Некоторые суждения и замечания тем не менее могут быть полезны каждому практикующему психотерапевту.
Первый вопрос встает почти в форме трюизма: для кого эта вовлеченность? Есть соблазн ответить на это, что, по всей очевидности, она нужна пациенту. Но разве все так просто? Как отделить от этого нарциссизм и эгоцентризм психотерапевта, не говоря уже о таких моментах, как наигранность.
111Автор обыгрывает французский корень pli-, присутствующий в глаголах со значением «вовлекаться» и «объяснять» (in-pliquern ex-pliquer). - Прим. пер.
Критерий оценки, как мне кажется, заключается в отношении психотерапевта к фигуре, конструированием которой пациент занят. Разумеется, «принцип возможной уместности» теории поля Курта Левина предполагает, что любое событие (и возникшая у терапевта мысль, воспоминание или ассоциация будет являтся таковым) не должно a priori исключаться из ситуации как неуместная. Однако его связь с переживаемым моментом, возможно, не служит достаточным оправданием, чтобы о нем заговаривать! Я должен бдительно следить за тем, чтобы пациент не потерял из виду своего переживания, сосредоточившись на переживании психотерапевта. В таких ситуациях вместо поддержки совершающегося конструирования фигуры вовлеченность может поддержать желание уклониться.
Со своей стороны, выступая в роли как пациента, так и психотерапевта или супервизора, я лишь изредка считал важным то, что терапевт может поведать о своем переживаемом опыте. Я не отрицаю, что в свидетельстве солидарности пациент может найти для себя поддержку, но опасаюсь, как бы оно не стало преградой на пути к собственному опыту. Естественно, я опасаюсь также моделирования в такой скрытой форме интерпретации и трансляции смысла.
Но я стараюсь различать такую повествовательную речь от речи-во-мне, рожденной в ситуации. Мне хотелось бы сослаться на мое исследование об «интен-циональности». Я внимательно рассматриваю то, как в каждый отдельный момент на меня влияют ситуация, процесс, который мы вырабатываем, или то, что, в моем восприятии, исходит от пациента; и я утверждаю, что это дает основной рабочий материал, позволяющий приблизить возникновение целей и намерения сделать следующий шаг. Если снова воспользо-
276 |
Жан-Мари Робин
ваться терминологией Мерло-Понти, вовлеченную речь психотерапевта с некоторым успехом можно определить как настоящую «говорящую речь», т. е. это речь, которая в момент своего возникновения сопряжена с некоей значимой интенцией и которая проговаривает текущий момент. В такие моменты я проговариваю протекающий опыт. Говорю, как могу. Id говорит, как id может! Такая речь отличается от того, что Мерло-Понти называет «проговоренной речью», которая зиждется на осадочных породах значений и «пользуется имеющимися значениями как неким накопленным богатством». «Проговоренная речь» — это речь психотерапевта, который рассказывает «себя», говорит о том, в чем заключаются его переживаемый опыт и его система представлений, открывает свои «архивы», если воспользоваться выражением Фуко.