Альтернатива для гештальт-терапии
Таким образом, в нашей основополагающей книге «Гештальт-терапия» мы сталкиваемся с двумя парадигмами, которые могут показаться решительно противоположными. С одной стороны, мы видим индивидуалистическую модель, в которой self утверждается как нечто принципиально отдельное; модель, принадлежащая к «интрапсихическому» направлению. С другой стороны, там представлена парадигма поля как «перводвигателя» (если позаимствовать выражение Аристотеля), модель, которая отдает предпочтение контакту и отношениям. С одной стороны, дается модель оральной агрессивности, за что ратует Перлз; с другшГстороны, - модель творческого приспособления, развитая Гудменом. В одной на первое место ч~-ставится субъект, в другой — поле.
Среди гештальтистов Гордон Вилер, вероятно, одним из первых в своих размышлениях двинулся в этом направлении. Но также можно встретить похожее внимание к такой перспективе, хотя, разумеется, в других выражениях, у Ли Маклеода, в недавних публикациях Йонтефа и даже у Латнера в его статье «Теория поля и теория систем», которая, наверное, неудовлетворительна во многих отношениях, однако является новаторской работой.
В одной из своих недавних статей Вилер предлагает схематичное сравнение двух парадигм, которые находятся в центре нашего сегодняшнего обсуждения. Посмотрим сначала, как он представляет индивидуалистическую парадигму:
54 Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого 55
Я | Существует до отношения; фундаментально отдельно, по своей природе не связано со средой и другими «я» |
Другой | Отделен от «Я»; объект приложения энергии со стороны «Я»; существует для того, чтобы его использовали и эксплуатировали; принципиальный соперник «я» |
Человеческая природа | Избавлена от импульсов; процесс «я» изолирован от поля |
Отношение | Не первично; вторично по отношению к факту существования «я»; субъект-объект или объект-объект по своей природе |
Позиция наблюдателя | Существует помимо лица или наблюдаемой системы; фундаментальным образом отделена от наблюдателя, не влияет на него и не испытывает его влияния; модель экспертизы |
Процесс | Принимать пищу; снимать напряжение |
Развитие | «Я» не развивается; развивается только карта объекта |
Сообщество | Источник ограничений для реализации «Я» |
Терапия | Служит исправлению недостатков и искажений в карте объекта; служит осуществлению приспособления и компромисса между природными импульсами и социальными принуждениями |
Понятие реальности | Позитивистское; реальность предшествует «я» или восприятию |
Критерии знания | Научное или объективное подтверждение; основано на авторитете; акцент на истинном и ложном |
Природа авторитета | Иерархическая, авторитарная; «истинное-ложное»; квалифицированный подход |
Природа власти | Авторитарная и господствующая, выраженная в самих терминах человеческой природы: принуждение во благо и злоупотребление; «дисциплинарная» модель |
Критерий здоровья | Максимум самовыражения, совместимый с самоограничением |
Направление развития | От инфантильной зависимости к зрелой автономности взрослого |
Понимание стыда | Социальная уязвимость; результат чрезмерной зависимости от других; незрелая форма чувства вины |
Психотерапия | Сфокусирована на внутреннем процессе; стремится к усилению автономности |
Чтобы углубить дифференциацию, Гордон Вил ер сопоставляет две парадигмы, парадигму поля и индивидуалистическую парадигму в следующей таблице
Индивидуалистическая парадигма | Парадигма поля | |
Я | Предсуществующее, отдельное; предшествует отношению | Интеграция внутреннего и внешнего опыта, включая отношение |
56 Жан-Мари
Быть в присутствии другого 57
Другой | Отделен от «я»; объект воздействий со стороны «я» | Фундаментально связан; выступает одним из двух равных полюсов опыта «я» |
Человеческая природа | Лишена импульсов; изолирована от поля | Значимая самоорганизация опыта; конструкция значений как первотолчок |
Отношение | Вторично; субъект-объект или объект-объект | Первично;субъект-субъект |
Граница | Отделяет «я» от поля | Сопрягает «я» с «другим»; связь процесса «я» |
Позиция наблюдателя | Объективистская перспектива; вне наблюдаемого лица; «объективна» | Феноменологическая перспектива; наблюдатель стремится понять мир субъекта с точки зрения субъекта |
Процесс | Наблюдаемые данные | Данные, организованные в терминах интенций и целей субъекта; феноменологический |
Развитие | Соответствие предустановленным нормам; объект развивается | Выработка интерсубъективности в поле |
Сообщество | Противостоит индивиду | Содержится в индивиде как один из полюсов опыта «я» |
Терапия | Квалифицированная интервенция с целью коррекции | Поддержка в интересах артикуляции «я» |
Видение реальности | Позитивистское, «объективистское» | Феноменологическое; все означающие опыта, организуемые субъектом |
Критерий знания | «Объективный» | Конструктивизм в диалоге |
Природа авторитета | Иерархия | Диалог и взаимность |
Власть | Принудительная, авторитарная | Разделяемая, совместная |
Здоровье | Максимум выражения себя | Развитие и артикуляция переживания себя, включая значимое отношение с полем |
Направление развития | Рост автономности | Рост значимой связи |
Стыд | Инфантильная форма чувства вины; знак незрелой зависимости от поля | Аффект в контакте; признак недостатка поддержки в поле |
В большинстве тезисов я присоединяюсь к мнению Вилера, но мы расходимся с ним в одном существенном пункте. Вилер уподобляет парадигму поля конструктивистской практике. Конечно, не что иное, как логика, предложенная конструктивизмом, позволяет нам или позволила шагнуть в новую парадигму с гораздо большей ясностью, чем та, которую до сих пор смогли нам предложить феноменология или гештальт-психология, выступающие его предшественниками. Но, на мой взгляд, несмотря на это конструктивизм остается включенным в индивидуалистическую парадигму. Утверждение приверженцев конструктивизма: «Не существует другой реальности, кроме той, которую каждый себе конструирует», остается солипсическим утверждением. Социальный коне-
60 Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
61
1. Принцип организации: поведение подчиняется
целостности сосуществующих фактов. Смысл не
коего «изолированного факта» зависит от его по
зиции в поле.
2. Принцип современности. Объясняет настоящее, и не надо искать никаких особенных причин в прошлом и никаких целей в будущем.
3. Принцип своеобразия. Каждая ситуация уникальна, обстоятельства различны, и обобщения, таким образом, подозрительны.
4. Принцип изменяющегося процесса. Опыт дан на время, он не существует постоянно.
5. Принцип потенциальной уместности. Из поля ничего не может быть исключено a priori как неуместное — даже если это кажется чем-то идущим по касательной к основным событиям.
Исходя из этих принципов, теория поля позволяет нам исследовать статус и операционные модальности соотношения целого и частей, т. е. рассмотреть, как части относятся к целому и как целое относится к частям. В этой перспективе мы находим также приглашение не закрываться в синкретическом риске го-лографической парадигмы, или если воспользоваться теоретической работой, проделанной в группе моего друга Жака Блеза, — приглашение подходить к опыту как метонимии — части, которая может служить обозначением целого, но не является целым, - и не рассматривать его систематически как метафору, то, что обычно обобщается в подходах, построенных на идее переноса.
Стоит также вернуться к ряду наших дефиниций, которые слишком часто остаются имплицитными, чтобы более отчетливым образом заново вписать наши понятия в перспективу поля. Я имею в виду особенно функции self (id, ego и personality), которые
слишком часто трактуются как внутрипсихические структуры, тогда как, с моей точки зрения, эти понятия могли бы выиграть в уместности их приложения, если понимать под ними функции поля. Надо ли нам определять id как импульс со стороны биологии, или же как данное ситуацией? Personality — как вписанность событий поля и как мобилизацию «здесь и сейчас» в зависимости от параметров ситуации? Если функция ego — идентифицировать и отвергать, то может ли это быть вне контекста, вне среды?
Я также имею в виду такие феномены границы, как интроекцию, ретрофлексию и т. д. Можно ли ин-троецировать, как держать ложку, когда нет другого? Будет ли ретрофлексия, если в той или иной мере нас не подталкивает к этому кто-то третий? И т. д.
Психотерапия, следовательно, должна быть переосмыслена как событие пересечения, как соприкосновение между полями.
Темпоральность
Привычные мыслительные формы «локализуют» (пусть даже только метафорически) психику - и использование понятия «топический» это иллюстрирует. В отличие от них теоретическая система гештальт-терапии отдает приоритет процессу, темпоральное -ти, прибавляет «^рОНйчёС1ШёТ"йзмерение (дабы связать заново «топос» и «хронос»). Напомним, что определение «топический» указывает на место. Этот термин служит обозначению точки зрения некой мета-психологической концепции, которая рассматривает «психический процесс» в терминах «пространств», которые заимствованы из аппарата физики. Эта локализация, естественно, является фикцией, и она отличается от «топологии», которая представляет собой
62
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
63
знание мест. Она отличается также от «топологической психологии» Курта Левина, которая заимствовала свою описательную модель из физической теории поля и математической топологии. Между «топическим» и «топологией» можно найти то же различие, что и между «хроническим» и «хронологией». Хронология имеет в виду установить порядок и датировки событий истории, тогда как «хронологическим» является, прежде всего, рассказ, реальный или вымышленный, который силится отразить историческую или социальную «реальность» во временной последовательности. Лет двадцать назад я подчеркивал важность Кайроса7, который знаменует собой точный, определенный момент и который мог нам помочь лучше понять наше знаменитое «здесь и сейчас». Кайрос должен быть сопряжен с Хроносом, позволяющим ухватить длительность и тем самым — процесс, последовательность и другие циклы.
Основная координата — основная, но не единственная — гештальт-терапии является, таким образом, скорее «хронической», чем «топической». Нас интересует последовательность построения форм, последовательность опыта, последовательность обустройства смысла, поля осознания, контактов, последовательность конструирования контактов в межличностных связях и отношениях и т. д. Потому что self в опыте не может быть локализован каким-то единым образом: в ходе действия или в ходе контакта self переживается не так как в фазе интеграции, ассимиляции, отступления, отдыха, размышления или приготовления.
Я говорю сегодня об этой стороне дела, чтобы подчеркнуть, что необходимо дополнить западную «локализующую» мыслительной модели, которая опери-
7 Греч, χάιρός — «надлежащая мера».
рует терминами пространственной ориентации (глубинный/поверхностный, центр, ниже, позади, передний план/задний план, внутренняя жизнь и т. д.), обращением к времени. На мой взгляд, только отсылка к темпоральное™ может позволить нам преодолеть парадоксальность, которая содержится в разных определениях self, выдвинутых Перлзом и Гудменом. Конец Восьмой главы их сочинения напоминает о такой парадоксальности со всей силой. Данная отсылка к темпоральное™, к конструированию своего рода «хроники», сопряженной с парадигмой поля, должна придать нам сил сопротивляться пению сирен, которые подстерегают моряков, вроде нас: я имею в виду идеи развития, биографии как причины обуславливающей психику, психопатологии, основанной на фиксации/регрессии в стадиях развития либидо или объектных отношений. Перечитаем в связи с этим весьма поучительные страницы Левина, посвященные регрессии и ретрогрессии. Если мы больше не ставим темпоральность в центр наших интересов в форме историчности и этиологии, я делаю предположение, что мы можем начать рассматривать ее на уровне процессов, динамики, межличностных и социальных процессов, которые поддерживают страдание и симптомы.
От контакта к отношению
Мне всегда не нравилось, что многие гештальтис-ты смешивают понятия «контакт» и «отношения». Основное содержание книги «Гештальт-терапия» посвящено контакту и лишь немного — отношению; контакт — это, конечно, составная часть отношения, часть некоего более сложного целого. Разработки Перлза и Гудмена по поводу контакта, нельзя просто взять и перенести на анализ отношений, и на стро-
64 Жан-Мари Робин
ительной площадке понятия «отношение» еще долго будет идти работа.
В конце 1980-х годов я взял на себя смелость подступиться к понятию контакта и определил его независимо от понятия отношения. В те времена поле не давало мне достаточной поддержки, и я чувствовал потребность — с несказанным трепетом — показывать свои тексты Изадору Фрому, который обычно не давал или почти не давал в ответ своих комментариев. Когда на этот раз он получил мой текст, мы долго говорили об этой статье, и он ее одобрил — что укрепило мою уверенность в себе в связи с теми рисками, которые, как мне казалось, я на себя принял.
Сегодня у меня остались в памяти главным образом ограниченность этого текста и необходимость лучше разработать артикуляцию понятий контакт/отношение. В том числе стоит вопрос: «Что есть терапевтического в терапевтических отношениях?», который вынуждает нас пойти по этому пути с того момента, когда мы отказывается давать на него единственный ответ, ссылаясь на обращение с переносом. Как быть? Вооружиться некоторым набором инструментов, чтобы перейти к вопросу «Каким должно быть осмысление терапевтического отношения?» в соответствии с теорией self?
Раз я затронул этот вопрос об отношении, я хотел бы раскрыть «политические» скобки. В тот момент, когда психотерапевтическое сообщество взволновано тем, чтобы дать психотерапевту некое определение и даже некий статус, определение self в качестве контакта и тем самым перенесение акцента на интерсубъективные отношения открывает дорогу другому определению психотерапевта, которое иначе зависит от «психологического знания», нежели то, за которое ратует большинство представителей психологии
Быть в присутствии другого 65
и психиатрии. Если рассматривать self в качестве инстанции, которая является более или менее стабильной, более или менее накладывается на понятие субъекта, как мы сказали об этом выше, в рамках индивидуалистической парадигмы, то психотерапевт должен развивать объективное «знание» или, по меньшей мере, верить в то, что таковое возможно, подобно психотерапевтам других направлений. Его интервенция была бы, в таком случае, интервенцией эксперта, основанной на знании объекта под названием «Человек». В отсылке к постмодернистской парадигме, как я упомянул выше, акцент должен сместиться на диалогическое конструирование опыта. Отныне не экспертиза и не психотерапевт, назначенный на должность архитектора перестройки, стоят в центре спора и, следовательно, определения; и это может нам позволить строить профессию психотерапевта на специфических и автономных основаниях, принимая в расчет особенность нашей позиции и нашей практики. Курт Левин еще раз может способствовать выработке нами наших идей своим понятием «исследования-действия»: нет объекта исследования, не зависящего от действия, которое осуществляется с ним. Скобки закрываются.