Заикание у больных, страдающих эпилепсией
Большинство больных этой категории вошли в детскую группу (табл. 2). Среди подростков мы наблюдали двух таких заикающихся, в группу взрослых вошел один больной, у которого в анамнезе были отмечены эпилептические припадки, прекратившиеся в результате интенсивной терапии после 17 лет.
Такое распределение больных соответствует литературным данным, указывающим на то, что эпилепсия возникает в большинстве случаев в детском и подростковом возрасте.
При сравнении причин возникновения эпилепсии и невро-зоподобного заикания обращает на себя внимание некоторая общность механизмов развития этих заболеваний, обусловливающая повышенную судорожную готовность больных как в тех, так и в других случаях (Абрамович Г. В., 1968; Кры-шова Н. А., 1969), чем, очевидно, иобъясняется относительно большое количество случаев эпилепсии среди заикающихся детей (4%).
У 7 обследованных заикающихся (6 мужчин, 1 женщина), страдавших эпилепсией, речевое нарушение возникло в дошкольном возрасте. Появление эпилептических припадков предшествовало возникновению заикания, которое у 5 человек развилось постепенно, без видимой причины; в двух слу-
чаях родители называли испуг, возможно, как традиционную . причину заикания.
У двух заикающихся из детской группы после появления в возрасте 1 года и 2 лет эпилептических припадков наблюдалась некоторая задержка психофизического и речевого развития. Дети начали отставать от своих сверстников в росте и весе, задерживалось развитие двигательных навыков (особенно тонких движений рук), запас знаний и представлений возрасту не соответствовал, наблюдалось отставание речевого развития в лексическом, грамматическом и фонетическом отношении. Фразовая речь появилась к 3 годам.
В период формирования фразовой речи без видимых причин у детей возникло заикание, которое в короткий срок приобрело признаки тяжелого речевого нарушения. К особенностям проявления заикания у этих детей можно отнести замедленный темп речи, нечеткость артикуляции, монотонность голоса, застревание на отдельных слогах и словах, повторы слов и словосочетаний, персеверации слогов. При этом «трудных» звуков и звукосочетаний, на которых ребенок фиксировал бы свое внимание, у них не наблюдалось. В форме заикания преобладал артикуляторно-голосовой компонент, выражающийся преимущественно тонико-клониче-скими речевыми судорогами. Ритуальные движения отсутствовали, в момент наиболее выраженных речевых затруднений появлялись сопутствующие движения головы и рук.
Наиболее характерным для этих больных является то, что выраженность их речевого нарушения не связана с какими-либо определенными внешнесредовыми ситуациями, а обусловливается их состоянием. При снижении частоты припадков и улучшении общего состояния улучшалась и их речь, если припадки учащались — усиливались и речевые судороги.
У четырех больных (двое младших школьников и двое подростков) заикание развилось в дошкольном возрасте на фоне типичных малых припадков и психомоторных пароксизмов. В этих случаях задержки психофизического и речевого развития у детей не наблюдалось.
Речь этих заикающихся, в целом отличаясь указанными выше особенностями, была лишена характерного отпечатка, который накладывает на заикание задержка психофизического и речевого развития: словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение были в пределах нормы.
У большинства болыых, входивших в группу детей и подростков, замедленный темп речи, обусловленный тугоподвижностью мыслительных процессов, плохим переключением общемоторных и речевых движений, сочетался с периодами двигательной расторможенности, склонностью к аффективным вспышкам. В этих случаях речевые судороги протекают на фоне ускоренного темпа речи, ухудшения артикуляции, сокращения пауз между фразами и их смысловыми частями, что щиводит нередко к нарушению речевого дыхания.
Характерные для больных эпилепсией изменения психики, усиливающиеся к подростковому возрасту (жестокость, агрессивность, черствость, эгоистичность, угодливость, заострение на отрицательных эмоциях, неустойчивость настроения, плохое усвоение грограммного материала и др.), ставят этих детей в учебном коллективе в особое положение, нередко провоцируют конфликтные ситуации. Конфликты, не влияя непосредственно на течение заикания, могут ухудшить общее состояние (ольных, что, как уже указывалось выше, в свою очередь, может отрицательно сказаться на состоянии их речи.
Заикающиеся этой группы в силу перечисленных особенностей большой заинтересованности в преодолении речевого нарушения не проявлял*: логопедический кабинет диспансера посещали благодаря инициативе и усилиям родителей, самостоятельно над речло практически не работали. В тех случаях, когда все же удавалось добиться в результате занятий некоторой автоматизации навыков улучшенной речи, после очередного припека эти навыки у больного в значительной мере утрачивалась.
Заикание у больных, страдающих психопатией
Психопатия, п< определению ряда авторов, ~— форма психической патологга, которая клинически проявляется в патологических чертах характера, в неуравновешенности и дисгармонии личности.
Многими исследователями (Личко А. Е., 1977; Гурьева В. А., Гиндикин В. Я., 1980 ИДР-) в происхождении психопатий выделяются три основньх этиологических фактора: наследственный, экзогенно-оринический и социально-средовый.
Последнему в литературе нередко придается ведущее значение.
В зависимости от особенностей возникновения и течения этого заболевания больные психопатией подразделяются на различные типы (возбудимые, эпилептоидные, истероидные, неустойчивые, тормозимые, шизоидные и др.).
Среди обследованных нами пациентов психопатия наблюдалась у четырех заикающихся (один ребенок 12 лет с неустойчивым типом психопатии, один 16-летний подросток с эпилептоидной психопатией и двое взрослых больных, у которых заикание протекало на фоне психопатий возбудимого
типа).
У трех больных заикание развивалось постепенно, без видимых причин, и у одного мальчика — по подражанию. Для всех больных характерно отсутствие глубокой невротической переработки речевого нарушения. В тех случаях, когда осуществлялась фиксация внимания на дефекте речи, она носила специфический характер, вытекающий из личностных особенностей пациентов.
Приведем примеры.
Больной А., 12 лет, ученик 4 класса массовой школы. Отец — инженер, мать — торговый работник. Ребенок — единственный, от первой беременности. Во время беременности мать находилась в течение нескольких месяцев в состоянии сильного эмоционального напряжения, так как ревизией на ее работе были вскрыты злоупотребления. Несколько сотрудников понесли наказание в уголовном порядке, она проходила по делу свидетелем.
Ребенок родился семимесячным. Роды — без патологии. Масса тела при рождении — 2100 г, рост — 47 см. Грудное вскармливание — три месяца. Психофизическое развитие до года — в пределах нормы, но ребенок отличался повышенной возбудимостью, плохо засыпал, по ночам часто просыпался.
Речевое развитие протекало нормально, к полутора годам мальчик говорил развернутыми фразами. Темп речи и общих движений был значительно ускорен.
Из заболеваний перенес грипп (в 3 года), ветряную оспу (в 5 лет), дважды — пневмонию (в 6 и 7 лет), частые ОРЗ.
Мальчик рос непослушным, непоседливым; спокойные настольные игры, рисование, конструктор — игнорировал. Очень любил подарки, но быстро к купленной игрушке охладевал, настойчиво требуя новых игрушек.
По характеру был общительным, безудержно-болтливым, склонным к лживости. Уже в детском саду обратил на себя внимание воспитателей как ребенок, плохо укладывающийся в режим дошкольного учреждения, не умеющий сосредоточиваться на играх и проводимых занятиях. В отношениях с детьми, к которым тянулся, всегда был подчиняемым. Мальчика легко можно было спровоцировать на любые шалости и проказы, которые он совершал, не задумываясь о последствиях. Когда же его уличали в проступке, он, несмотря на очевидные доказательства вины, очень «правдиво» убеждал воспитателей и родителей, что это сделал не он. На наказания иногда реагировал бурными аффектами: плакал, кричал, топал ногами, употреблял бранные выражения, совершенно не чувствуя дистанции между собой и взрослыми. Успокаивался быстро, очень искренне давал обещания исправиться, вести себя хорошо, но тут же с легкостью мог повторить все сызнова.
В семье, несмотря на внешнее благополучие, обстановка мало способствовала нормальному воспитанию ребенка. Отец — по характеру своему человек угрюмый, неразговорчивый, занятый своими делами — сыну внимания не уделял. Мать, женщина нервная, крикливая, скорая на расправу, всегда находилась с сыном в состоянии конфликта, постоянно его ругала, нередко наказывала физически. Но на мальчика эти «воспитательные» меры особого впечатления не производили, все его поступки отличались легковесностью, стремлением только к получению одних удовольствий, нежеланием привыкать даже к элементарному труду (убирать постель, мыть посуду). В отношениях с родителями и окружающими он постоянно лгал, изворачивался, придумывал всякого рода небылицы.
В младших классах школы указанные черты характера стали более выраженными. Мальчик почти не работал на уроках и дома, но, обладая неплохой памятью, все же кое-как дотянул до 3 класса. Однако программу 3 класса в связи с полным нежеланием заниматься и неудовлетворительным поведением (драки, мелкое воровство в столовой, нежелание подчиняться школьным правилам, прогулы уроков и т. п.) пришлось повторить. Повторное прохождение программы успеваемости не улучшило.
Заикание у ребенка появилось в 11-летнем возрасте, видимо, по подражанию. Он общался на улице с подростком, страдавшим этим речевым нарушением. Подросток, державшийся как «настоящий мужчина» (употреблял нецензурные выражения, курил), очень нравился А., и больной, копируя манеры своего старшего приятеля, бессознательно скопировал и его речь.
К нам больной был направлен в 12-летнем возрасте детским психиатром, у которого состоял на учете в течение года.
При логопедическом обследовании выявлено следующее: заикание в средней степени, артикуляторно-голосовая форма, тонико-клонический тип речевых судорог. Сопутствующих и ритуальных движений не наблюдается. Темп речи значительно ускорен, артикуляция, звукопроизношение — в пределах нормы. В возбужденном состоянии проскальзывают персеверации отдельных слогов. Оральный праксис — в пределах нормы, динамический праксис — персеверации в пробе «кулак — ребро — ладонь». Внимание на речи не фиксирует. Общителен, доброжелателен, словоохотлив. Установки на лечение не имеет.
Клинический диагноз: психопатия (неустойчивый тип).
Курс лечения прервал в самом начале.
В случаях заикания у взрослых больных, страдающих возбудимым типом психопатии, обращает на себя внимание прежде всего то, что они в логотерапевтический кабинет, по сути дела, попали случайно. В обоих случаях их привели пожилые родители с просьбой: «Пожалуйста, полечите. Может, он у нас такой, потому что заикается». И в одном, и в другом случае родители причины заикания указать не могли («наверное, чего-то испугался»). Больных привели в наиболее тяжелые минуты их жизни — один не удерживался ни на одной работе, от другого ушла жена, прожив с ним полгода. Оба заикающихся, не имея установки на лечение, о своем речевом нарушении говорили неохотно, жалоб, характерных для больных логоневрозом, не предъявляли, во всех своих бедах обвиняли окружающих.
У больного К., 28 лет (последнее место работы — разнорабочий продуктового магазина), при логопедическом обследовании было выявлено заикание в тяжелой степени, осложненное нарушением звукопроизношения по типу стертой дизартрии, тонико-кло-нический тип речевых судорог, смешанная форма, невыраженные сопутствующие движения головы. Темп речи в пределах нормы, артикуляция смазанная, голос напряженный, плохо модулированный. Со слов родителей, в моменты аффективных вспышек, «когда он может натворить все, что угодно», больной говорит громко и быстро, почти совсем не заикается. Состояние гневливости возникает по малейшему поводу и без всякого повода, как дома, так и на работе. За драку, учиненную в таком состоянии, больной был с последней работы уволен и искать новую работу не хотел, так как «никому не желает кланяться».
Больной Ф., 33 года, работает оператором ТЭЦ. Видимо, под влиянием матери считает, что жена от него ушла из-за того, что он заикается. Из беседы с больным и его матерью выяснилось, что Ф. с 16-летнего возраста злоупотребляет алкоголем. В состоянии алкогольного опьянения и «с похмелья» обычно бывает злобным, агрессивным, ко всем «цепляется» и устраивает скандалы. Но, работая по сменам (по 12 часов подряд, сутки дома), на работу старается ходить трезвым, «ведет там себя очень хорошо, начальство очень уважает». Скандалы обычно устраивает дома, с соседями по квартире, на улице. Когда для выпивки денег нет, готов все с себя продать, только чтобы выпить. В недлительных промежутках между выпивками обычно бывает раздражительным, угрюмым, всегда чем-нибудь недоволен, молчит или начинает ворчать, придираться к хозяйственным мелочам, «все ему не так поставлено и положено», скандалы дома затевает и в трезвом состоянии.
При логопедическом обследовании выявлено заикание в средней степени на фоне тахилалии, смешанная форма, тонико-клони-ческий тип речевых судорог. Сопутствующих и ритуальных движений не наблюдается. Артикуляция смазанная, речь неразборчивая. Внимание на речи не фиксирует. Со слов матери, «выпивши, говорит хорошо». В трезвом состоянии, «когда нервничает и ругается, начинает сильно заикаться».
На наш вопрос, усиливается ли заикание, когда больной очень ругается и дерется, мать, подумав, сказала, что не знает, так как в эти минуты не до его заикания.
Оба больных — и К., и Ф. — после проведенных обследований, как и ожидалось, в кабинете больше не появились.
Из приведенных историй болезни видно, что во втором случае заикание протекало не только на фоне психопатии, но и хронического алкоголизма, который развился у Ф. в подростковом возрасте.
Многие авторы отмечают взаимосвязь психопатий с алкоголизмом. В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин (1980) указывают на то, что в группе подростков значительно чаще, чем у взрослых алкоголиков, отмечаются доалкогольные (преморбидные) психопатические и невротические симптомы, вегетососудис-тая и эндокринная недостаточность. При наличии преморбид-ной патологической отягощенности у подростков пубертатный период протекает особенно бурно и принимает затяжной характер, что способствует наиболее злокачественному течению алкоголизма в тех случаях, когда начало злоупотребления алкоголем совпадает с указанным периодом.
С другой стороны, при алкоголизме подростков и юношей особенно быстро наступает психопатизация — с возбудимостью, раздражительностью, вспыльчивостью, злобностью, агрессивностью, грубостью, частыми колебаниями настроения.
Заикание, развившееся у таких больных в детстве на фоне ослабленной нервной системы и нарастающих психопатических изменений личности, иногда может служить удобным объяснением особенностей поведения и ранней алкоголизации больного (история болезни Ф.). Но, как показывают наблюдения, речевое нарушение, входя в общую структуру нервно-психической патологии больных и обладая особенностями, вытекающими из этой патологии, само по себе не имеет существенного значения в системе отношений личности с окружающей средой и уходит как бы на второй план, играя нередко роль своеобразного психологического прикрытия.
Видимо, заикающихся, страдающих психопатией, значительно больше, чем мы наблюдали в числе исследованных больных. В силу отсутствия фиксации внимания на речевом нарушении, обусловленном их патохарактерологическими особенностями, они в логотерапевтические кабинеты попадают редко. Заикание, протекающее на фоне других типов психопатий (шизоидного, истероидного, астенического и др.), нам наблюдать не приходилось. Мы не имели также возможности наблюдать речь больных психопатией, истории болезни которых приводятся выше, в состоянии аффективных реакций, а особенности проявления у них заикания в такие моменты были зафиксированы со слов больных и их родителей. Поэтому, когда родственники говорят о том, что в состоянии возбуждения или аффекта речь у одного заикающегося улучшается, а у другого становится хуже, здесь возможны определенные неточности.
В этих случаях, видимо, уровень речевых затруднений зависит от степени возбуждения больного. Состояние раздражительности, недовольства, т. е. невысокая степень возбуждения, может дать ухудшение речи, а аффективное состояние, как высшее проявление возбуждения, в определенной мере может улучшить речь заикающегося за счет резкого усиления голоса, улучшения артикуляции и эмоциональной разрядки, которая происходит в подобные моменты.