И течения заикания, особенности коррекционной работы

Учебное пособие

Санкт-Петербург

Издательство «Союз»

Миссуловин Л. Я.

М65 Патоморфоз заикания. Изменение картины возникно­вения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Союз», 2002. — 320 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-94033-128-9

В книге рассматриваются особенности возникновения, течения и ус­транения заикания в связи с его патоморфозом. Предложена типология последнего. Разработан ряд новых приемов и рекомендаций, учитываю­щих выявленный патоморфоз заикания, который указывает на утяже­ление внутренней картины данной патологии речи. Особое значение имеет клинико- и экспериментально-психологическая методика опреде­ления уровня логофобии, используемая как в лечебной практике, так и при проведении экспертного обследования призывников, страдающих заиканием. Описаны недостаточно изученные клинические варианты заикания.

Пособие рекомендуется студентам университетов и педагогических институтов, изучающих патологию речи, а также логопедам и врачам различных специальностей, работающих с указанной категорией боль­ных.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие (о книге и ее авторе).................................... 5

От автора........................................................8

Глава 1. К ИСТОРИИ ВОПРОСА ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

И ЛЕЧЕНИИ ЗАИКАНИЯ.................................... 12

1.1. Попытки изучения и устранения заикания в периоде IV века до н. э. по первую половину Х!Х века...................................... '2

1.2. Дидактический и психологический методы устранения заикания...... 14

1.3. Основные исследования в 30—50-е годы XX века.................. 15

1.4. Современные дидактические и клинико-психологические исследования заикания......................................... 16

1.5. П.атсфизиологические исследования заикания..................... 34

1.6. Трактовка некоторых терминов и результатов лечения заикания

в современных исследованиях................................... 38

1.7. Исследование заикания в зарубежных странах конца первой и второй половины XX века.............................................41

Контрольные вопросы............................................ 58

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ, РЕЧЕВЫХ

И МОТОРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С ЗАИКАНИЕМ

В СВЯЗИ С КЛИНИЧЕСКИМ ПАТОМОРФОЗОМ................ 59

2.1. О заикании как болезни........................................59

2.2. Необходимость исследования патоморфоза заикания в современных условиях.....................................................62

2.3. Сравнительное исследование речевых, моторных и нервно-психических проявлений у больных заиканием на материале 1980-х годов........65

2.4. Сравнительное исследование речевых, моторных и нервно-психических проявлений у больных заиканием на материале

1980 —1990-х годов........................................... 116

2.5. Типология патоморфоза заикания............................... 125

Контрольные вопросы ........................................... 128

Глава 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВЫХ И СЕКСУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

У ВЗРОСЛЫХ ЗАИКАЮЩИХСЯ............................ 129

3.1. Специфика 1980-х годов....................................... 129

3.2. Специфика 1990-х годов....................................... 145

Контрольные вопросы........................................... 151

Глава 4. МАЛОИЗУЧЕННЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЗАИКАНИЯ___152

4.1. Истерическое заикание........................................ 152

4.2. Заикание у детей и подростков, страдающих олигофренией........ 158

Контрольные вопросы............................................ 167

1- 3

Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ

ЕГО КЛИНИЧЕСКИМ ПАТОМОРФОЗОМ..................... 168

5.1. Специфика подготовительного периода.......................... 169

5.2. Особенности охранительного режима (режима молчания).......... 180

5.3. Специфика этапа автоматизации навыков улучшенной речи........ 181

5.4. Особенности этапа закрепления достигнутых результатов

в реальной жизни............................................. 197

5.5. Аппарат АИР и методика его применения................,.......200

5.6. Прогноз и сравнительный анализ результатов комплексного лечения заикания....................................................210

5.7. Особенности лечения истерического заикания....................217

5.8. Специфика лого- и психотерапии заикания у детей и подростков, страдающих олигофренией....................................221

Контрольные вопросы ...........................................234

Глава 6. КЛИНИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ВОЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.............235

6.1. Исследование моторных и эмоциональных нарушений у заикающихся

при проведении военной экспертизы............................235

6.2. Результаты клинико-психологических исследований...............240

6.3. Результаты экспериментально-психологических исследований......243

6.4. Результаты корреляционного анализа и обсуждение данных клини­ческого и экспериментально-психологического исследований группы заикающихся призывников ....................................254

6.5. Значение установки заикающихся на призыв в армию при проведении военной экспертизы ..........................................267

6.6. Приемы выявления аггравации и диссимуляции заикания...........276

Контрольные вопросы ...........................................280

Глава 7. ПРОФИЛАКТИКА ........................................281

Контрольные вопросы...........................................284

ПРИЛОЖЕНИЯ ...............................................285

Приложение 1. Схема обследования больных, страдающих заиканием .. . 285 Приложение 2. Исследование уровня логофобии в различных ситуациях

речевого общения при заикании («Речевой опросник») .. 289

Приложение 3. Оптимистические ожидания..........................294

Приложение 4. Функциональное и дисфункциональное внимание к себе 295 Приложение 5. Роль социального работника в лечебной деятельности

специализированного логотерапевтического кабинета .... 297 Приложение 6. Некоторые советы заикающимся подросткам, взрослым

и их близким, а также пациентам, которые прошли курс

лечения по поводу заикания..........................300

Литература ....................................................307

ПРЕДИСЛОВИЕ

(о книге и ее авторе)

Заикание — широко распространенное нарушение речи. Им страдает около 2% населения нашей страны и 3 — 4% — Европы. Лица, страдающие заиканием, как правило, испытывают серьезные затруднения при получении образо­вания (нередко вынуждены отказываться от выбора той или иной профессии), при выполнении производственных обязан­ностей, в личной жизни. Постоянные речевые затруднения травмируют больных, вызывают различные невротические ре­акции, являются причиной развития различных комплексов неполноценности. Поэтому, несмотря на большое количество исследований указанной речевой патологии, дальнейшее изу­чение заикания, поиск новых коррекционных и лечебных воз­действий, предпринятый автором и приведенный в предлага­емой книге, не утратил актуальности как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Более углубленное изучение этиопатогенеза заикания, его клинических вариантов, особенностей клиники, проведенное автором исследование патоморфоза этого речевого нарушения (изменения картины заболевания), научное обоснование но­вых дифференцированных терапевтических приемов и экспе­риментально-психологической методики исследования лого-фобии — все это представляется важным и научно значимым. Сложность и неоднородность симптомокомплекса заикания, его патогенеза, выявленное автором утяжеление картины этой патологии, связанное с осложнившимися условиями жизни

значительной части населения, определяют особую значи­мость настоящей книги, а терапевтические приемы, обуслов­ленные проведенными исследованиями, делают более целе­направленными и эффективными.

На высоком научном уровне в книге решаются задачи большой социальной значимости: выявлены общие и специ­фические особенности патоморфоза заикания, разработана его типология, проанализирован симптомокомплекс малоизу­ченных клинических вариантов указанного нарушения речи (заикание у больных истерией и олигофренией).

В первой главе пособия проводится глубокий научный ана­лиз отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме (287 источников), что дает достаточно полное пред­ставление о состоянии и уровне исследований в одной из наи­менее изученных областей дефектологии. Нельзя не отметить уникальность историко-литературных сведений о заикании у детей и подростков со сниженным интеллектом, подбором которых автор занимался на протяжении многих лет, изучая отечественные и зарубежные источники по логопедии, пси­хиатрии и психологии.

Большую социально-практическую значимость представ­ляет разработанная автором экспериментально-психологи­ческая методика исследования логофобий у заикающихся в различных ситуациях речевого общения. Указанная методи­ка с успехом применяется не только в лечебном процессе, но при проведении экспертной работы с призывниками, стра­дающими данной речевой патологией.

Все сказанное выше указывает на высокое научно-практи­ческое значение публикуемого исследования, которое может быть рекомендовано широкому кругу специалистов, работа­ющих в области заикания, и прежде всего студентам факуль­тетов коррекционной педагогики и специальной психологии. Часть приложений к пособию может быть с успехом исполь­зована заикающимися и их родными в процессе лечения па­циентов и при самостоятельной работе над речью.

Несколько слов об авторе книги.

Леон Яковлевич Миссуловин является автором трех моно­графий, ряда статей, научных разработок, методических по­собий, отечественных авторских свидетельств и зарубежных патентов. В них рассматриваются различные аспекты указан­ной речевой патологии.

В настоящее время заведующий консультативно-диагнос­тическим логотерапевтическим центром, старший специалист межрайонных логотерапевтических кабинетов психиатричес­кой сети Санкт-Петербурга, доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии ЛГОУ им. А. С. Пушкина, заслуженный работник здравоохранения России, Л. Я. Мис­суловин успешно продолжает разработку новых лого- и пси­хотерапевтических методик и приемов устранения заикания у различных категорий нервно-психических больных.

Л. С. Мотылева,декан факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, профессор кафедры дефектологии ЛГОУ им. А. С. Пушкина

ОТ АВТОРА

Заикание — нарушение речи, которое не только ши­роко распространено среди детей и взрослых, но и отличается многообразными причинами возникновения, сложным симп-томокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективнос­тью лечения. Трудности общения с окружающими, харак­терные для многих заикающихся, особенно в подростковом и юношеском возрасте, обусловливают у этих больных опре­деленные изменения личности, мешают им учиться и рабо­тать, в полной мере раскрывать свои способности и интел­лектуальные возможности (Флоренская Ю. А., 1949; Хват-цев М. Е., 1959; Куршев В. А., 1973; Селиверстов В. И., 1979: Асатиани Н.М. и др., 1980;Власова Н. А.,Беккер К.-П., 1983;Буянов М. И., 1989;Шкловский В.М., 1994;Волкова Л. С, 1995; Калягин В.А., 1998; Demuth W., 1981;Vankgekeg-hem M., 1996;Brutten G., 1997 и др.). Поэтому, несмотря на многовековую историю борьбы с заиканием и большое коли­чество работ в данной области, дальнейшее изучение этого нарушения речи, поиски новых терапевтических приемов и методик не утратили актуальности.

Особую актуальность в настоящее время приобретает ис­следование клиники, терапии и вопросов, связанных с воен­ной экспертизой заикания в условиях его патоморфоза, ко­торый отчетливо прослеживается на протяжении двух пос­ледних десятилетий.

Учет патоморфоза указанного речевого нарушения имеет большое научно-практическое значение, так как дает воз­можность более точно анализировать этиопатогенетические

факторы, лежащие в основе заикания на современном этапе, позволяет успешнее решать вопросы дифференциальной ди­агностики этой патологии речи, а также более объективно проводить экспертное обследование заикающихся призывни­ков, которых направляют райвоенкоматы в логотерапевтиче-ские кабинеты для уточнения логопедического диагноза.

К настоящему времени имеется значительный опыт изу чения патоморфоза различных нервно-психических заболе ваний (Рапопорт Я. Л., 1962; Серов В, В., 1979; Хохлов Л. К., 1982; Карвасарский Б. Д., Простомолотов В. Ф., 1988; Аса­тиани Н. М., Матвеев Е. С, 1990; Абабков В. А., 1992; Doerr W., 1956; Jakubik A., 1982 и др.). Вместе с тем в дос­тупной нам отечественной и зарубежной литературе практи чески нет ни одной работы, специально посвященной иссле­дованию патоморфоза заикания.

Значительно ухудшившиеся условия жизни большей ча­сти населения России, его социальная незащищенность, ги­перинфляция являются причиной вспышек тяжелых инфек­ционных и соматических заболеваний, вызывают утяжеле­ние клинической картины различной нервно-психической патологии, в том числе и заикания.

В некоторых исследованиях (Шкловский В. М., 1994; Ка­лягин А. А., 1996) авторы, не употребляя понятия «пато-морфоз», указывают на возрастное нарастание невротической симптоматики, изменение внутренней картины речевого на­рушения, влияние внешнесредовых факторов на больных.

В настоящее время лишь учет патоморфоза заикания опре­деляет научный подход к исследованию различных аспек­тов этой патологии речи, а разработку лечебно-коррекцион ных программ и вопросов организации комплексной лечебно-терапевтической помощи заикающимся делает практически значимой и актуальной.

Цель настоящего пособия — изучение клинических осо­бенностей заикания, специфики лечения, прогноза и прове­дения военной экспертизы этого нарушения речи в связи с его клиническим патоморфозом и разработка типологии по­следнего.

Новым в пособии является разработка понятия «патоморфоз» применительно к заиканию и составление его типоло­гии. К научной новизне также относятся сравнительные исследования речевых, моторных и нервно-психических про-явлений заикания, в результате которых получены репре­зентативные данные за 20-летний период, позволившие вы­явить утяжеление клинической картины указанного ре­чевого нарушения (клинический патоморфоз) и проанали­зировать его причины. На основе выявленных изменений клинической картины заикания предложены новые приемы лого- и психотерапии. Описаны недостаточно изученные клинические варианты заикания у взрослых больных исте­рическим неврозом и у лиц с умственной отсталостью. При устранении заикания у умственно отсталых детей и подрост­ков впервые использован аппарат АИР, методика примене­ния которого внедрена автором в широкую логотерапевтичес-кую практику. Разработана психологическая методика для качественного и количественного определения уровня лого-фобии, дифференциальной диагностики эмоциональных на­рушений в различных клинических и возрастных группах больных, в том числе у призывников, направляемых для уточнения логотерапевтического диагноза военными комис­сариатами и медицинскими комиссиями военных учебных заведений. На основе экспериментально-психологических исследований установлена роль алекситимии как одной из базовых характеристик личности, предрасполагающей к раз­витию заикания, а также сформулированы рекомендации по использованию социального работника в специализированных логотерапевтических кабинетах.

Учебное пособие способствует совершенствованию диффе­ренциальной диагностики, более углубленному пониманию речевых, моторных и нервно-психических особенностей у больных с заиканием и разработке более адекватных методов и приемов устранения этой широко распространенной рече­вой патологии. Полученные данные о клиническом патомор-фозе указанного нарушения речи, обусловленного значитель­ными социальными изменениями, произошедшими в России за последние годы, помогут специалистам точнее прогно­зировать результаты лечебно-коррекционных воздействий. Предложенная клинико-психологическая методика исследова­ния логофобического синдрома позволит точнее диагностиро­вать страх речи (три уровня логофобии) при заикании, что дает возможность специалистам военных и призывных медицинс­ких комиссий объективнее решать вопросы о призыве в армию лиц, страдающих указанной речевой патологией.

После каждой главы читателям — студентам дефекто­логических, психологических и медицинских факультетов предлагаются вопросы, с помощью которых они могут по­вторить прочитанный материал.

Считаю своим долгом выразить глубокую благодарность доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО В. М. Шкловскому, доктору медицинских наук, профессору, заслуженному деятелю науки РФ Б. Д. Карвасар-скому, доктору психологических наук С. Л. Соловьевой, док­тору медицинских наук, профессору [Л. И. Кругловой] за кон­сультативную помощь, оказанную автору в процессе работы над книгой. Также сердечно благодарю моих глубокоува­жаемых коллег — профессоров ЛГОУ им. А. С. Пушкина Л. С. Мотылеву, Л. С. Волкову, В. Г. Казанскую, Р. И. Ла-лаеву за труд, который они взяли на себя по рецензированию настоящей книги на различных этапах ее написания.

Глава 1

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Наши рекомендации