Общее понятие о тайском массаже
Традиционный тайский массаж (или Nuad in Thai) имеет длинную историю лечебного воздействия на организм человека. Он, как и китайская народная медицина, и индийская йога, основан на учении о невидимых энергетических линиях, пронизывающих все тело. Воздействие на акупрессурные точки, находящиеся на этих линиях, способно избавить от многих страданий. Тайский массаж — очень широко распространенная форма лечения в Таиланде. Он занимает ведущее место в системе здравоохранения и считается удобным и эффективным методом лечения всеми слоями населения.
Этот вид массажа основан приблизительно 2500 лет назад доктором из Северной Ин-дии по имени Jivaka Kumar Bhaccha, современником Будды и личным доктором Magadha, Короля Бимбисары. Jivaka Kumar Bhaccha, как известно, был другом Будды и доктором для монахов буддистов. Тайский массаж упомянут в Pali Kanon, старых текстах Буддизма Южной школы Theravada (найденных сегодня главным образом в Шри-Ланке, Birma/ Myanmar, Лаосе, Кампучии и Таиланде).
В отличие от классических западных форм массажа, тайский массаж меньше обращает-ся к механическому воздействию на мышцы человека, но более к так называемым линиям и областям энергии, которые считаются основными меридианами в китайской медицине. Традиционный тайский массаж использует определенные участки тела, чтобы оказать положительное влияние на другие (внутренние) части организма, с помощью чего дости-гается приятное состояние расслабления. Для массажа не используются никакие масла и кремы. Лишь иногда специальные травяные экстракты, усиливающие эффект массажа. Главные результаты традиционного тайского массажа чувствуются пациентом на духовном уровне (восстановление внутреннего баланса, гармонизация нервной системы). Тесно связанный с акупрессурой и рефлоксологией, вследствие уникальной техники (экзотичной, как все восточное), тайский массаж в некоторых случаях имеет гораздо лучшие результаты оздоровления, чем обычные формы массажа (вспомните, как долго не старятся китаянки и японки: до весьма зрелого возраста они выглядят, как юные девушки).
Более двух тысяч лет назад близкий друг Будды и личный лекарь одного индийского царя Джавака Кумар Бхаши придумал массаж, который способен заменить всю современную медицину.
Сейчас этот массаж называется тайским, потому что основное свое развитие он получил не в Индии, где зародился, а в Таиланде. Этот вид массажа является плодом тайской культуры с её особой философией. Использование массажа вместе с молитвами и физическими упражнениями преследует цель достичь очищения организма и гармонизации внутренней энергии.
Тайский массаж, наряду с траволечением и медитацией, — это древнейший метод традиционной тайской медицины. На самом деле это часть религиозных, философских и медицинских учений, пришедших из глубины тысячелетий. Единственным местом, где учили массажу, был храм.
.
Тайский массаж — это искусство установления мистической связи между тем, кто его получает, и тем, кто его осуществляет. Дыхание массажиста должно происходить в такт с таковым у массируемого. В основе этой связи лежит некий род универсальной энергии, представленной в двух противоположных сущностях, дополняющих друг друга, инь и ян. Как во всей необъятной вселенной, так и в разнообразных точках человеческого организма инь и ян должны находиться в строгом равновесии.
Цель практики традиционного тайского массажа и состоит главным образом в том, чтобы привести организм к этому гармоничному состоянию, быстро добившись как глубокого расслабления, так и интенсивного притока жизненных сил. Кроме того, значительно повышается тонус кровеносных сосудов и увеличивается подвижность суставов.
Тайские массажисты верят в длительный сеанс. Они говорят «один час хорошо, два часа лучше, три часа будет наилучший эффект».
Фундамент тайского массажа строится на теории о бегущих через тело невидимых энергетических линиях, которые образуют своего рода «вторую кожу» человека. Здесь прослеживается влияние философии йоги с ее «вторым телом», состоящим из 7200 энергетических линий. Тайский массаж выбирает 10 главных, на которых располагаются самые важные акупунктурные точки. Через них, как через своеобразные «окна», в человека вливается из космоса жизненная энергия прана. Закупорка этих точек приводит к энергетической блокаде — нарушению равновесия и различным заболеваниям. Искусный массажист, воздействуя на энергетические точки и линии, восстанавливает потоки праны и способствует излечению. Тайский массаж объединяет в одно единое целое техники трех терапий меридионального массажа, глубинного массажа мышечно-сухожильных меридианов и мануальной терапии с элементами йоги, при помощи которых раскрывается энергетическая система человека. Ещё одно название тайского массажа — «йога-массаж». Тайский массаж—очень широко распространенная форма лечения в Таиланде. Он занимает ведущее место в системе здравоохранения и считается удобным и эффективным методом лечения всеми слоями населения.
Тайская медицина уникальным образом мало связана с анатомией, так как в прошлом вскрывать тело человека в тайском обществе было запрещено. Зато все современные исследователи констатируют: энергетические линии действительно существуют, и умелое воздействие на них излечивает болезни различнейшей природы.
Настоящий тайский массаж возобновляет нормальную работу органов, укрепит и омолодит тело, а массаж ног и рук является профилактикой и лечением многих болезней.
Тайскому массажу нельзя обучиться, не проникшись глубоко буддистским мировоззрением. Он недоступен в познании для европейцев. Это точка зрения западных врачей, осевших в Таиланде, учившихся ремеслу тайского традиционного массажа несколько лет в монастырях. Копия всегда хуже оригинала, а здесь особенно. Мастерство массажа передается тайцами из поколения в поколение.
На сегодняшний день существует общепризнанное деление техник тайского массажа на две большие разновидности. Это так называемые школы — северная и южная. Две основные школы массажа являются основанием для двух различных стилей.
Государственный центр обучения и сохранения традиций тайской медицины находится в Бангкоке, в храме Ват По (Wat Po). Школа тайского массажа храма Ват По считается сегодня самой известной и авторитетной. Начиная с момента своего основания в XVI в., Wat Po постепенно становился центром "королевской" традиции тайской медицины. Практиковали метод и хранили знания, жившие в храме буддийские монахи. Храм служил чем-то вроде основной библиотеки тайской народной медицины.
Традиционный тайский массаж, которому обучают в Королевской школе традиционной тайской медицины и массажа Wat Po принято называть южным стилем.
В книге Ламбера "Тайский массаж" приводятся сведения, что южный стиль начинается с… пупка! И проводится на столе. Это далеко не так! Массаж Ват По начинается со стоп, и никак не иначе. И проводится он на мате. В сервисном центре, который расположен на территории храма и предназначен для оказания массажных услуг, массаж делается на широком подиуме, приподнятом над полом на высоту 50 см. Эти подиумы установлены вплотную друг к другу и служат, возможно, для удобства: иностранцам непривычно лежать на полу.
Южный стиль своей главной задачей ставит проработку энергетических меридианов (сен), а также продавливание мышц и освобождение суставов. Последовательно прорабатываются все основные сен: на стопах, ногах, спине, руках, шее.
Во время работы на энергетических каналах надавливания производятся одновременно сначала двумя большими пальцами, затем двумя ладонями. Для проработки больших мышц, например, на бедре, массажист пользуется ногами. На спине тоже работа идет сначала большими пальцами, затем ладонями. По мере разогревания тела следуют вытягивания и скручивания (тракции).
В южном стиле Ват По клиент меняет положение тела 5 раз. Это позиции, лежа на спине, на боку, на животе, в положении сидя. Последний блок, сидя, предназначен для работы с шеей и головой. Заканчивается массаж в положении лежа на спине выполнением нескольких приемов со стопами.
Вторым по известности центром тайского массажа является город Чиангмай, находящийся на севере Таиланда,где получила своё развитие Северная школа, или северный стиль тайского массажа.
Главным учебным центром северного стиля совсем недавно был Старый медицинский госпиталь им. Дживаго Кумарапая. Многие известные мастера современного Таиланда вышли из стен этого замечательного лечебного и учебного центра. Сегодня, наряду с ним, еще ряд школ предлагают обучение тайскому массажу на высоком уровне.
Схемы массажа в разных школах могут быть разными, но все они схожи — их объединяет акцент на мягкие растягивающие движения, основанием для которых служит йога.
Основным отличием двух стилей является интерпретация энергетических линий тела человека (сен), а также различные схемы выполнения традиционного тайского массажа. В то время как южный стиль делает акцент на терапию и использует пальцевую работу с энергетическими каналами (акупрессура), в северном стиле больше внимания уделяется мягким скручивающим и растягивающим упражнениям, напоминающим асаны йоги.
Северный стиль называют "йога для ленивых", йога-массаж, массаж Nuad Bo-Rarn (древний массаж). Еще одно название северного стиля, который можно встретить — стиль Ланна (Lanna Style), по имени королевства Ланна, столицей которого был Чиангмай в прошлом, до присоединения его к Сиаму.Так же, как и в южном стиле, используются большие пальцы рук для проработки основных сен, но здесь пальцы надавливают не одновременно, как в южном стиле, а друг за другом, как бы шагая. В целом северный стиль чуть помягче. Но это только чуть-чуть. Тайцы любят сильный массаж. Тайский мастер делает массаж чувствительно, но клиент находится в полусне, и после массажа не остается следов.
Cуществуют обычные противопоказания к тайскому массажу, общие и для многих других форм массажной терапии.
Массаж противопоказан:
при серьезных сердечно-сосудистых заболеваниях и повышенном артериальном давлении; при онкологических заболеваниях;
при остеопорозе;
при наличии протезов (например, тазобедренного или коленного сустава);
при кожных заболеваниях: экземе, псориазе, опоясывающем лишае (не следует массировать в пораженной области);
в период беременности;
не следует слишком увлекаться массажем при варикозном расширении вен.
В любом случае необходимо проявить осторожность и посоветовать пациенту предва-рительно обратиться к врачу для выявления возможных противопоказаний.
Перед тем, как приступить к массажу, необходимо выяснить у пациента:
Есть ли у него органы и части тела, особо чувствительные или легко повреждаемые.
Имеются ли острые заболевания.
Перенес ли пациент какие-либо операции.
Имеются ли какие-либо заболевания сердца, колебания артериального давления, варикозное расширение вен, желудочно-кишечные заболевания, беременность.
Концепция “десять сен”
Как отмечалось во введении, теоретической основой тайского массажа является теория «Десяти Сен». Следует заметить, однако, что существуют разные мнения по поводу того, где в действительности проходят «Десять Сен». Ниже приводится версия, которая используется многими специалистами.
Те, кто знаком с меридианами китайской акупунктуры и системой Прана Нади индийской йоги, найдут много общих с ними черт и в «Десяти Сен». Они включают все чакры, главные энергетические центры йоги.. Во всяком случае, какой бы системой энергетических линий вы ни пользовались в своей работе, можете быть уверены, что она базируется на опыте многих столетий — и она действует.
При изучении основ тайского массажа обязательно хотя бы приблизительное знание «Десяти Сен». Поскольку мы не ставим задачей точно определить и обозначить анатомическую сущность линий, их описание, приведенное ниже, можно рассматривать только как общее руководство. Массажисту необходимы время и большая практика, чтобы развить в себе чутье к линиям.
Ниже приводится обзорное описание терапевтического использования энергетических линий.
Основные показания выделены жирным шрифтом.
СЕН СУМАНА
Сен Сумана начинается на кончике языка, идет вниз по горлу и груди до солнечного сплетения. Этот путь в точности совпадает с Сушамна Нади в йоге, а также с меридианом Рен-Май в китайской акупунктуре.
Показания к применению: астма, бронхит, боль в груди,заболевания сердца, спазмы диафрагмы, тошнота, простуда, кашель, проблемы с горлом, заболевания пищеварительной системы, боли в животе.
СЕН ИТТХА
Сен Иттха начинается от левой ноздри, идет вверх по голове, затем вниз по шее. На спине становится линией 1, пересекает ягодицы и спускается вниз в качестве третьей энергетической линии наружной поверхности бедра. Затем переходит на переднюю сторону и становится первой линией на внутренней поверхности бедра. Поднимается к животу и заканчивается на расстоянии одной длины большого пальца слева от пупка. Эта линия подобна индийской Ида Нади и меридиану мочевого пузыря в акупунктуре.
Показания к применению: головная боль, остеохондроз, боль в плечах, простуда и лихорадка, кашель, насморк, заложенный нос, боль в горле, боль в глазах, боли вживоте, кишечные заболевания, боли в спине, заболевания мочевой системы,головокружения.
СЕН ПИНГХАЛА
Сен Пингхала идет так же, как Сен Иттха, только по правой стороне тела. Аналогична Пингала Нади в йоге.
Показания к применению такие же, как для Сен Иттха.
Дополнительные показания: заболевания печени и желчного пузыря.
СЕН КАЛАТХАРИ
Сен Калатхари начинается от пупка и разделяется на ветви: 2 на правой и 2 на левой стороне тела. Одна ветвь идет от пупка вверх наискосок через грудь к плечу, затем вниз по средней линии руки к ладони, отсюда к кончикам всех пальцев (как на правой, так и на левой стороне тела). Вторая — от пупка вниз по средней линии внутренней поверхности ноги (вторая линия внутренней поверхности ноги) к стопе. Здесь разветвляется к кончикам всех пальцев (как на правой, так и на левой стороне тела).
Показания к применению: заболевания пищеварительной системы, расстройство пищеварения, грыжа, паралич рук и ног,боль в коленях, желтуха, судорожный кашель, артрит пальцев, боль в груди, шок, ревматические заболевания сердца, сердечная аритмия,синусит, боль в руках и ногах, стенокардия, эпилепсия, шизофрения, истерия, различные психические заболевания и умственные расстройства.
5. СЕН САХАТСАРАНГСИ
Сен Сахатсарангси начинается от левого глаза, идет вниз по голове, горлу, левой стороне груди и живота, выходит на наружную сторону ноги, где совпадает с первой линией наружной поверхности ноги. Вторично меняет направление на стопе, переходит на внутреннюю сторону ноги и образует первую энергетическую линию на внутренней поверхности ноги. Затем эта линия пересекает пах и заканчивается прямо под пупком. Линия совершенно совпадает с желудочным меридианом в китайской акупунктуре.
Показания к применению: лицевой паралич, зубная боль, боль в горле, покрасневший и опухший глаз, лихорадка, боль в груди, маниакально-депрессивный психоз, желудочно-кишечные заболевания, заболевания мочеполовой системы, паралич ног, артрит коленного сустава, нечувствительность нижних конечностей, грыжа, боль в коленях.
СЕН САВАРИ
Сен Савари проходит симметрично Сен Сахатсарангси по правой стороне тела.
Показания к применению такие же, как для Сен Сахатсарангси. Дополнительные показания: желтуха и аппендицит.
СЕН ЛАВУСАНГ
Сен Лавусанг начинается в левом ухе, проходит вниз по левой стороне горла, затем к соску. Делает небольшой поворот в сторону пупка и заканчивается у солнечного сплетения.
Показания к применению: глухота, заболевания ушей,кашель, лицевой паралич, зубная боль, боль в горле, боль в груди, желудочно-кишечные заболевания.