Задачи и методы логопедической работы в группе поддерживающей терапии

Рецидивы заикания связаны с тем, что наряду с речевыми нарушениями у пациентов имеется определенная дезорганизация отношений личности. Диф­ференцированная диагностика больных, страдающих заиканием, отмечает взаимосвязь речевых и личностных нарушений. Основными целями комплекс­ной групповой терапии заикания являются: 1) избавление от невротических нарушений и фиксации на дефекте речи и 2) восстановление социальной ак­тивности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход, то есть «речевые проблемы» решаются в контексте с коррекцией внутриличностной структуры заикающегося.

Таким образом, логопедические занятия группы поддерживающей тера­пии направлены на отработку речевых навыков в личностно и социально зна­чимых ситуациях.

Логопедическое занятие в группе поддерживающей терапии начинается с логоцедической разминки, которая включает в себя:

Артикуляционно-мимическую гимнастику;

Голосовую гимнастику;

Постановку нижнереберного диафрагмального дыхания;

Логоритмику;

Отработку речевых навыков в личностно и социально значимых ситуа-

циях.

Артикуляционно-мимическая гимнастика

Эти упражнения помогают: создать нервно-мышечный фон для выработ­ки точных и координированных движений, необходимых для звучания полно­ценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое разви­тие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артику­ляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются статические и ди­намические упражнения.

Коррекционная психолого-педагогическая работа



Рекомендации при выполнении упражнений:

выполнять упражнения только перед зеркалом; избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц); выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плав­ному и ритмическому выполнению движений.

Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики Упражнения для мышц лба:

- нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»;

- удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением: «А-а!»
Упражнения для мышц глаз:

- зажмуриться — «распахнуть» глаза;

- поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;

- озорно, со значением подмигивать;

- спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мыш­
цы век;

Упражнения для щёк:

- надувать щёки;

- втягивать щёки;

- перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щё­
ки);

- «полоскать рот» воображаемой водой;
Упражнения для губ:

- улыбнуться («и-и-и»);

- сложить губы в трубочку («у-у-у»);

- двигать губами от правой щеки к левой;

- двигать губами по кругу;

- «развесить губы»;
Упражнения для языка:

- расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»);

- пощелкать языком, присасывая строго по средней линии;

- вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);

- облизывать губы;
Изобразить:

- грозного владыку;

- лазутчика;

- кокетливую барышню;

- деревенского дурачка.

Голосовая гимнастика

Целью голосовой гимнастикиявляется развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.



ШЕВЦОВА Е.Е.



Рекомендации при выполнении упражнений:

• работая над гласивши, необходимо следить за мягкой атакой звука
(бархатистое звучание, чуть приглушенное, с теплым выходом);

• не следует допускать горлового и других призвуков;

• при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать уме­
ренность темпа, четкость артикуляции, равномерное распределение
выдоха.

А. Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голосаУпражнение 1. Звук произносится шепотом с присоединением голоса,

мягко и негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца

звучания.

Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится

гласный звук, изменяя высоту голоса.

а а а а а

У У У У У

«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков.

Упражнение 3. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».

Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (отработка мягкой го-лосоподачи и включение грудного регистра).

Упражнение 5. «Разбойники увидели жертву». На выдохе произносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), затем на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают).

Упражнение 6. Произносить гласные звуки и слоги, повышая/понижая тональность на каждом последующем звуке/слоге. Образуется своеобразная лестница.

Б. Интонационные упражнения

Упражнение 1. При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

Упражнение 2. Произносить эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с раз­ной интонацией, сопровождая дирижированием:

• Восторженно

• Спокойно и блаженно

• Категорически

• Вопросительно

• Задумчиво

• Скорбно

• Дерзко


Наши рекомендации