Теоретический анализ проблемы заикания

Среди множества зарубежных концепций заикания выделяются пред­ставления, связанные с динамической психологией и бихевиоризмом.

С позиции неофрейдизма феномен нарушения речи типа заикания явля­ется внешним проявлением глубинных нарушений личности. Заикающиеся говорят так, «потому что у них есть потребность, которая лучше удовлетворя­ется через заикание, чем через нормальную речь» (I.Eisenson, 1975).

Широко распространены взгляды на заикание с точки зрения теории нау­чения (H.Hill, 1944). В этом случае заикание понимается как форма поведения, обусловленная специфическим страхом и тревогой.

В отечественной литературе также отсутствует четкость в определении заикания. Часть авторов, начиная с И.А.Сикорского (1889), акцентирует вни­мание на семиологии заикания, подчеркивая характерные для него нарушения плавности и слитности речи. Другие авторы рассматривают заикание как сим­птом, переносят акцент на те болезни, при которых оно встречается. Отсюда, в частности, определение заикания как логоневроза.

Р.Е.Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции ре­чи. По ее мнению, речевые затруднения зависят от многих условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой — от разговорной среды, от об­щего и речевого режимов. Первые проявления заикания характеризуются на­пряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию поиска слов, грамматической формы, оборота речи.

У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заи­кания целесообразно объяснять с позиций реактивного невроза и невроза раз­вития. Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного «физиологического косноязычия» при переходе к сложным формам речи, к фразовой речи. Иногда оно является результатом речевого недоразвития раз­ного генеза (Р.М.Боскис, Е.Пишон и Б.Мезони). Р.М.Боскис называет заикание заболеванием, «в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы». Речевые затруднения могут вызываться задержками разви­тия речи, переходом на другой язык, случаями патологического развития лич­ности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выра­зить сложную мысль.



ШЕВЦОВА Е.Е.

Н.И.Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометрического алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уров­не слога.

В.М.Шкловский (1994) подчеркивает, что заикание является дискоорди-национым судорожным расстройством речи, возникающим в процессе обще­ния по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически пред­ставлено первичными, собственно речевыми, то есть нейромоторными рас­стройствами, и вторичными, невротическими, нарушениями, которые у взрос­лых часто становятся доминирующими. Во многих случаях заикание возника­ет на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного ге-неза. Внешние проявления заикания сводятся к нарушениям речевого ритма, темпа, расстройствам плавности, слитности.

Механизмы заикания

Проблема заикания занимает умы не одного поколения людей, отражени­ем этого являются многочисленные теории, претендующие на выяснение ме­ханизмов заикания.

Большинство отечественных ученых относит заикание к неврозам. При этом одни исследователи склонны рассматривать заикание как симптом невро­за (Ю.А.Флоренская, Ю.А.Поворинский), другие — как особую форму буду­щего невроза (В.А.Гиляровский, М.Е.Хватцев, С.С.Ляпидевский Н.И.Жинкин и др.).

Патогенез заикания, условно обозначаемого как органическое, близок к механизму подкорковых дизартрии. Он состоит в нарушении координации процессов дыхания, голосоведения и артикуляции. Такое заикание можно обо­значить как дизритмическую дизартрию.

По мнению Н.И. Жинкина, М. Зеймана, В.М. Шкловского механизм заи­кания представляет собой случай специфической патологической формы сры­ва индукционных отношений между корой головного мозга и подкорковыми структурами.

В силу создавшихся условий, при которых нарушается нормальная регу­ляция коры, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопалли-дарной системы.

Стриопаллидарная система находится в подкорковой области, в толще белого вещества больших полушарий головного мозга. Она представляет со­бой скопление серого вещества, образующее базальные ядра. С развитием го-ловного мозга стриопаллидарная система перешла в подчинение к коре голов­ного мозга. Она обеспечивает фон «предуготовности» к совершению движе­ния; на этом фоне осуществляются контролируемые корой головного мозга быстрые, точные, строго дифференцируемые движения.

Представление о заикании



Для совершения движения необходимо, чтобы одни мышцы сокраща­лись, а другие расслаблялись. Иными словами, необходимо точное и согласо­ванное перераспределение мышечного тонуса. Такое перераспределение тону­са мышц как раз и осуществляется стриопаллидарной системой. Совершенст­вование движений в процессе обучения приводит к их автоматизации, к фор­мированию двигательных стереотипов.

Заикание является следствием динамических нарушений стриопаллидар-ного регулятора речи, вызванных сильными, резкими эмоциями или анатомо-патологическими повреждениями мозга. Если этот регулятор блокируется, то в результате нарушается равновесие мышечного тонуса артикуляционных, голо­совых и дыхательных мышц, что выражается в форме клонических повторений по типу тика или тонического спазма. При нарушениях стриопаллидарной сис­темы возникает расстройство речевого автоматизма и повышается тонус мус­кулатуры речевого аппарата. Постепенно патологический рефлекс закрепляет­ся в качестве условного рефлекса.

По мнению Т.Г. Визель, в некоторых случаях причина заикания заключа­ется в ненормативном характере взаимодействий полушарий мозга, возникает межполушарный конфликт. В борьбу за приоритет вступают правополушарный способ говорения — ритмизированная речь — и левополушарный способ — неритмизированная, апериодическая речь. У заикающихся каждое полушарие в отдельности функционирует нормально. Со стороны левого полушария не отме­чается дефектов речевого развития. Правое полушарие также способно к ритми­ческим видам деятельности: к музыке, рисованию и т.д. Речь детей в просодиче­ском отношении ритмически правильно организована и нюансирована. Функ­циональная состоятельность каждого полушария и приводит к конфликту в «борьбе за лидерство». Правое полушарие должно подчиниться смысловой про­грамме левого, т.е. смысл должен стать доминантным, а ритм субдоминантным. «Сопротивление» правого полушария переходу на субдоминантное положение и является основным механизмом развивающегося в этих случаях заикания. Та­ким образом, причиной заикания является нарушение нормативных закономер­ностей полушарной материализации ритмического компонента просодии.

В настоящее время можно выделить две группы причин заикания — пред­располагающие и производящие или провоцирующие. При этом некоторые этио­логические факторы могут как способствовать возникновению заикания, так и не- \ посредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинамотносятся невропатическая отяго- •. щенность родителей; невропатические особенности самого заикающегося;; наследственная отягощенность; физические заболевания с энцефалопатиче-скими последствиями и внутриутробные и родовые травмы; повреждение под-. корковых механизмов, регулирующих движения; истощение или переутомле-' ние нервной системы в результате инфекционных заболеваний.

Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматиче-: ской и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым • расстройствам и способствуют развитию заикания.



ШЕВЦОВА Е.Е.

К неблагоприятным условиям относятся: физическая ослабленность де­тей; возрастные особенности деятельности мозга; ускоренное развитие речи; скрытая психическая ущемленность ребенка; повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; недостаточность положи­тельных эмоциональных контактов; недостаточность развития моторики, чув­ства ритма.

Достаточно какого-либо раздражителя из вышеперечисленных, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

В группе провоцирующих (производящих) причинвыделяют:

• одномоментную психическую травму (испуг, страх);

• многоязычие или двуязычие в семье;

• ускоренный темп речи (тахилалия);

• нарушение произносительной стороны речи;

• подражание.

Существует несколько пиков проявления заикания, связанных с измене­нием социально значимой ситуации (поступление в школу, пубертатный пери­од, принятие самостоятельных решений в юношеском возрасте). Таким обра­зом, на возникновение заикания влияет не одна причина, а сложный комплекс условий.

Наши рекомендации