Часть I Представление о заикании

Шевцова Б.Е.

Преодоление рецидивов заикания. — М.: В. Секачев, 2005. — 128 с.

ISBN 5-88923-103-0

Подписано в печать 01.02.2005. Формат 70x100 Vi6. Печать офсетная. Печ.л. 8 Тираж 5 000. Зак. № 3243

Лиценция ИД № 02522 от 03.08.2000

Секачев В.Ю., 142633, МО, Орехово-Зуевский р-н, п. Верея, ул. Центральная, 17-16.

ООО «Творческий Центр СФЕРА»

Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (м. Ботанический сад)

тел./факс (095) 656-7505, 656-7205, 107-5915, e-mail: [email protected]

http://www.tc-sfera.ru

Отпечатано в типографии ОАО «Молодая гвардия»,

103030, Москва, Сущевская ул., 71.

ООО «ЛайнИнтерКом»

© Шевцова Е.Е., 2005. О В. Секачев, 2005.




ПРЕДИСЛОВИЕ

...А душа, — уж это точно, Ежели обожжена: Справедливей, милосерднее и Праведней она...

Б. Окуджава

Заикание... Это, пожалуй, самый загадочный и мучительный недуг, из­вестный человечеству. Речь заикающихся — это трудный, мучительный мо­нолог, лишенный интонационной и мелодической выразительности. «Гово­рю — как будто глыбы ворочаю», — говорил один пациент.

Заиканием страдали Демосфен, Аристотель, Эзоп, пророк Моисей, Вер­гилий. Практически все врачи, которые исследовали проблему заикания в XIX веке, сами заикались — Кленке и Коэн, Вуазен и Беккерель, Меркель и Шуль-тесс, Эрве-де-Шегуан и Сикорский.

Известный журналист, страдающий заиканием, отмечал в своем дневни­ке, что, по-видимому, ни один физический недостаток не приводит к развитию такого комплекса неполноценности, как заикание. По его мнению, заикаю­щийся испытывает отвращение к себе с утра до вечера. Венец творения чело­веческой природы — речевая функция. Именно через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную ин­формацию, прочитать стихотворение... В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испы­тываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания, нако­нец.

Заикающимся незнакомо чувство счастливого взаимодействия в процессе речевого общения. К специалистам обращаются уставшие, измученные люди, которые не смогли реализовать свои творческие возможности и способности, у которых не сложилась личная и профессиональная жизнь. Многие жалуются на отсутствие круга общения, на чувство одиночества, несбывшиеся надежды, неосуществленные желания, хотя это не всегда объективно обосновано. Ха­рактерна некоторая драматизация жизненных ситуаций.

В наше сложное и противоречивое время больше стало бестактных, оз­лобленных людей, которых раздражают члены общества, не вписывающиеся в обывательскую схему представлений о человеке. Нетерпимость к человече-




Предисловие___________________________________________________________ 6

ской беде передается и детям. Постоянные насмешки и презрение вызывают любые физические недостатки: не только заикание, но и излишняя полнота, косоглазие, сутулость, «заячья губа» и т.д., в которых человек неповинен. В результате в большинстве случаев формируются комплексы ущербности, ущемленности. Травмирующее влияние имеет постоянное недовольство собой, чувство стыда, формируется пониженная самооценка. Вот почему так важно своевременно оказать грамотную помощь и поддержку заикающемуся ребенку или подростку, который только начинает свой самостоятельный жизненный путь, и когда фиксация на речевом дефекте еще не носит патологического ха­рактера.

Конечно, в основе заикания — судорожное расстройство речи. Преодо­ление нарушений темпо-ритмической организации речи во многом поможет заикающемуся обрести уверенность в себе, повысит самооценку, вернет сча­стье общения. Но личностные невротические нарушения, особенно у подрост­ков и взрослых, уже имеют глубокие корни, поэтому заикание рецидивирует, возвращается. Лишь умелое использование психотерапевтических и психоло­гических знаний, воспитание правильной мотивационной установки поможет логопеду вырвать заикающегося из «порочной спирали» недуга. В течение долгих лет я переписываюсь, встречаюсь, разговариваю по телефону со мно­гими бывшими пациентами. Общение с ними представляет большой психоло­гический, познавательный, профессиональный интерес. Правильно выбранная интонация, отзывчивость, слово поддержки — вот что нужно каждому, осо­бенно в минуты душевных и физических страданий, промахов, неудач, невезе­ния. Голландский врач Ван Рипер считал, что заикающимся поддерживающая терапия нужна в течение всей жизни.

За десять лет работы в отделении логоневрозов среди обратившихся за помощью были люди разного возраста и рода занятий: школьники, студенты, военнослужащие, рабочие, крестьяне, врачи, юристы, журналисты, актеры, архитекторы, художники, инженеры, домашние хозяйки, священники, уче­ные... Сотни характеров, бесконечное число специальностей, хитросплетение человеческих судеб — и одна общая проблема: ЗАИКАНИЕ, а значит, рани­мость, уязвимость, истонченное, болезненное восприятие многих жизненных ситуаций, психологическая незащищенность.

Логопед, который помогает заикающимся детям, подросткам, взрослым преодолевать речевые трудности, должен быть одновременно и психотера­певтом.Способность к сопереживающему пониманию, гибкость, пластич­ность эмоций, чуткость, отзывчивость, чувство такта, разумная требователь­ность, широкая эрудиция, доброта, человеческая глубина, увлеченность, «за-хваченность» творческим процессом преодоления, — вот та личностная па­литра, которая необходима любому специалисту, приближающемуся к проб­леме заикания.

Представление о заикании



уже в начале XIX века в работах Р.Шультесса (1830) было показано, какое большое место в клинике заикания занимают невротические реакции. Именно тогда впервые было подчеркнуто, что одним из существенных проявлений заикания является страх речи.

Впервые значимость психологической стороны в клинике речевой пато­логии было изучено Липманном (1903) и подробно развито Г.Д.Неткачевым (1909), который сформулировал новую систему лечения заикания и назвал ее «новым психологическим методом лечения заикания».

Фрешельс (1924) наиболее широко развил и разработал психологическое направление в изучении заикания. Прежде всего, это направление определя­лось тем, что подчеркивалась неразрывная связь самого дефекта речи (заика­ния) и личности заикающегося. Связь эта характеризовалась ведущим влияни­ем заикания на характер развития личности заикающегося, деформацией об­щения и, как следствие этого — дисгармоническим развитием личности. Заи­кание, его течение в периоды обострения начинает зависеть от личностных особенностей заикающегося.

Индивидуально-психологический метод лечения заикания с большим ак­центом на психологический механизм речи принадлежит Г.Д.Неткачеву (1909). Выступая против дидактического метода, он использовал «метод психологиче­ского лечения заикания». Он считал, что «речь представляет синтез всех эле­ментов и выражается всегда цельным психологическим процессом — думать и говорить». Поэтому требуется лечить самого заикающегося, а не его речь.

Развитие науки в начале XX века в области психологии, физиологии, ме­дицины во многом повлияло на изменение направлений исследования заика­ния и характер его лечения. Если до этого периода любой физический недос­таток рассматривался как биологическая проблема, то теперь это стало про­блемой социальной.

Л.С.Выготский (1924) писал, что «всякий телесный недостаток... не толь­ко изменяет отношение человека к миру, но прежде всего сказывается на от­ношениях с людьми». Дефект «реализуется как социальная ненормальность поведения», изменяет «социальную установку в среде». Поэтому изменился и характер терапии заикания: индивидуальная работа стала дополняться коллек­тивными занятиями (И.И.Тартаковский, 1934; Н.Н.Тяпугин, 1949).

Пропагандируя коллективно-психологический метод, основанный на «принципах самолечения» с решающим влиянием коллективной психотера­пии, И.И.Тартаковский подчеркивал, что осанка, походка, мимика и жесты (то есть невербальные средства общения) существенно влияют на речь. Осо­бая ценность этого метода заключалась в повышении активности заикаю­щихся, в выработке у них коллективной целеустремленности к преодолению речевых трудностей, дисциплины в работе над речью, коррекции своего по­ведения в целом.

В.А.Гиляровский (1932) придавал большое значение влиянию коллекти­ва, его благоприятному воздействию, «взаимной индукции в специально по­добранном и хорошо организованном коллективе».

ШЕВЦОВА Е.Е.

Понимание заикания как функционального расстройства в свете учения И.П.Павлова о неврозах более остро поставило проблему профилактики.

Несмотря на то, что в то время уже были работы, рассматривающие заи­кание, как речевое нарушение, свойственное детскому возрасту, традицион­ный взгляд оставался прежним: заикание у детей — это временный физиоло­гический момент, который может пройти самостоятельно, когда речевая функ­ция будет полностью сформирована. В.А.Гиляровский первый предложил ле­чить заикание через перевоспитание личности заикающегося ребенка. Кон­кретным примером служил комплексный метод, разработанный совместно с Н.А.Власовой (1932). Были разработаны логопедические приемы работы с заикающимися детьми, включающие занятия по многостороннему развитию личности ребенка, его мышления, памяти, внимания, общего речевого разви­тия и моторики.

Начиная с середины 60-х годов XX века в логопедии утвердился взгляд на заикание, как на нарушение коммуникативной функции речи (Р.Е.Левина, Н.А.Чевелева, А.В.Ястребова, С.А.Смирнова, И.Ю.Абелева и др.). Иссле­дования заикающихся детей (Р.Е. Левина, 1963, 1968; Н.А. Чевелева, 1978) показали, что заикание у младших дошкольников проявляется в большей степени в моменты развития интенсивного непосредственного речевого общения с окружающими. Это позволяет сделать вывод о том, что «заикание возникает при переходе ребенка к развернутой, самостоятельной речи, отра­жает затруднения в формировании коммуникативной ее функции» (Р.Е. Ле­вина, 1963).

Исследование детей в возрасте четырех-семи лет (Волкова, 1982, 1983) выявляет несформированность у них навыков коллективного общения, опре­деленное недоразвитие поведения. Особенно выделяется снижение игровой активности. Уже в этом возрасте у заикающихся детей фиксируется потреб­ность выполнять второстепенные роли. Подражательность, характерная для дошкольников, у заикающихся детей развита недостаточно. Обращает на себя внимание неполное повторение, искажение, излишняя детализация, изменение порядка действий. Подобные характеристики без коррекционного воздействия на заикающихся детей могут сохраниться и даже усугубиться в школьном воз­расте.

Так, основным моментом в характеристике личности заикающихся детей Г.Г.Рождественская (1960) выделяет «синдром школьной дезадаптации», кото­рый начинает формироваться в пятых-девятых классах. Так как в подростко­вом возрасте появляется более ясное осознание своего речевого дефекта, на­рушение коммуникативного поведения у подростка становится более замет­ным. Трудности в общении заикающегося подростка отрицательно влияют на процесс формирования его личности.

Таким образом, исследования заикающихся детей и подростков дают возможность выделить три основных фактора, влияющих на неправильное формирование личности заикающегося: характер переживания речевого де­фекта; состояние познавательных процессов, обусловленное невротической

Представление о заикании



или органической симптоматикой; внешние социальные условия развития ре­бенка, сформировавшие уровень его собственной активности.

В исследованиях интеллектуальных возможностей взрослых заикающих­ся представлены довольно противоречивые данные. Некоторые авторы счита­ют, что заикающиеся по интеллекту мало чем отличаются от средней стати­стической нормы, а в ряде случаев их показатели даже выше (В.М. Шклов­ский, 1973). Вместе с тем, специальные исследования зарубежных авторов, направленные на отдельные познавательные процессы, такие как память, вни­мание, восприятие и др., в ряде случаев выявляют определенные нарушения. Взрослым заикающимся присуще нарушение восприятия информации при чте­нии (Martin, Starr, 1963), наличие слуховой и зрительной невосприимчивости (Froeschels, Rieber, 1963). Заикающиеся значительно медленнее реагируют на звуковые команды (Martin, Adams, Haydeni, 1976) и испытывают трудности при решении слуховых задач (Manning, Rienchl, 1976). Интересен тот факт, что при нормализации речи у заикающихся эффекта невосприимчивости не отмечалось. Сторонники перцептивного дефекта (Mysak, 1960, Yates, 1963, Timmons, Boudeau, 1972) выявили у заикающихся нарушения обратной слуховой связи, причиной которой многие авторы считали наличие у заикающихся психическо­го напряжения. Особо выделялись нарушения внимания как функции контроля и организации речевой деятельности (Hoeptner, Martin, Starr, 1963). Эти наруше­ния прежде всего проявлялись в «синтаксической дезорганизации» и в неспо­собности организовать беседу (Starr, 1963, Dugas, Soulas, 1970). Трудности вос­приятия любой информации у заикающихся зарубежные авторы рассматривают с точки зрения психологии и объясняют (Rieber, 1965, Silverman, 1980) недоста­точностью свободы выражения, скованностью, которые являются проявлением более глубоких стремлений, в частности — бегством от свободы и легкости об­щения с окружающими. Избегание личной ответственности, понимаемой как характеристика определенной свободы и контроля за собой, своим поведением, приводит к вере в «магическое слово» и определяет в конечном счете пас­сивность заикающихся. E.Lenon (1962) отмечал повышенную возбудимость заикающихся, их нетерпимость к критике. Вследствие неправильных оценок у них формируется чувство собственной неполноценности, которое особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. Исследуя волевые процессы у заикающихся, Г.И.Ангушев (1971) старался дать им более глубокую характе­ристику. Так, он отмечал, что особенности воли заикающихся проявляются в непостоянстве, отсутствии законченности действий, недостаточной плавно­сти и быстроте координации по сравнению с незаикающимися. В то же время двигательная импульсивность, устойчивость к преодолению препятствий и интерес к подробностям более свойственны заикающимся, чем незаикаю­щимся.

В работах психолога В.А.Калягина (1983) еще раз подтверждается, что у взрослых заикающихся имеются определенные нарушения познавательных процессов. Выявляются замедление темпа сенсомоторных реакций, снижение объема внимания и процесса запоминания на фоне органических поражений



ШЕВЦОВА Е.Е

ЦНС. У большинства заикающихся выявляется невротическая симптоматика: повышение невротизма, психастении, тревожности, но при этом эмоциональ­ное состояние не отличается от нормы. Особенности личности заикающихся часто исследуют с помощью различных опросников (Б.К.Осокин, 1973; И.В.Блейхер, 1976; И.Ю.Лавкай, А.Ф.Чернопольская, 1976), и как основная характеристика выступает повышение показателя невротизма. Но при этом имеются работы, указывающие на необходимость качественной оценки тре­вожности каждого отдельного пациента (В.А.Калягин, 1983).

В работах В.М.Шкловского и А.Б.Хавина (1973, 1980) основной акцент делается на том, что для заикающихся характерно снижение стрессовой толе­рантности к речевому дефекту. В.М.Шкловский проводит прямую зависимость между общей тревожностью и страхом речи.

Затруднения речевого контакта приводят к поискам форм компенсации (Б.К.Осокин, 1971), которые не всегда бывают адекватными. Чаще они ведут к снижению речевой самостоятельности, нарастанию пассивности, потребности в помощи окружающих. Согласно исследованиям Б.К.Осокина, высокий уро­вень зависимости коррелирует с тяжестью заикания.

Особенности личности исследовались многими зарубежными авторами, которые отмечали у них эмоциональную неустойчивость, снижение социаль­ной адаптации (Wilson, 1951, Sergeant., 1962, Santostefano, 1980). Каждый ис­кал причины выявленным фактам в тех теоретических посылках, которые яв­лялись исходными для его исследования. Так, Barry (1976), Silverman (1980) выделяли значение установки. Н.Н.Станишевская (1984) выдвинула гипотезу о существовании особой формы дезорганизации личности у взрослых заикаю­щихся, в основе которой лежат нарушения мотивационной сферы.

А.Н.Леонтьев (1969), рассматривая различные проблемы теории речевой деятельности, отмечал, что «в экспрессивной функции эквивалентом языка являются различные паралингвистические построения, то есть выразительные движения — мимика, жестикуляция». Он подчеркивал, что обычно эти пара-лингвистические стороны речевого поведения усваиваются главным образом в процессе речевой практики. Говоря о заикающихся, можно отметить, что в си­лу речевых затруднений они значительно сужают свою речевую практику, по­этому естественно, что уровень развития их паралингвистических возможно­стей невысок. Это находит подтверждение и в ряде исследований. Так, напри­мер, В.А.Ковшиков (1972), исследуя общую моторику и пантомимику взрос­лых заикающихся, получил данные, характеризующие невыразительность поз и мимики, а также отсутствие направленности и устойчивости взгляда более чем у 80% обследованных больных.

Таким образом, выявленные нарушения личности взрослых заикаю­щихся, приводящие к изменению характера общения, придающие ему иной смысл и содержание, усугубляются своеобразными нарушениями познава­тельных процессов: памяти, внимания, мыслительных процессов, работоспо­собности. Слуховая и зрительная невосприимчивость заикающихся, трудно­сти слуховой обратной связи, а также более медленное реагирование на слу-

Представление о заикании



ховые задачи деформируют воспринимаемую информацию, что приводит к неверному планированию поведения и в значительной мере затрудняют пол­ноценное общение. Немаловажным фактом является и уровень паралингвис-тических возможностей, недоразвитие которых во многом способствует трудностям восприятия речевого поведения заикающихся окружающими, его неправильной оценке.

Механизмы заикания

Проблема заикания занимает умы не одного поколения людей, отражени­ем этого являются многочисленные теории, претендующие на выяснение ме­ханизмов заикания.

Большинство отечественных ученых относит заикание к неврозам. При этом одни исследователи склонны рассматривать заикание как симптом невро­за (Ю.А.Флоренская, Ю.А.Поворинский), другие — как особую форму буду­щего невроза (В.А.Гиляровский, М.Е.Хватцев, С.С.Ляпидевский Н.И.Жинкин и др.).

Патогенез заикания, условно обозначаемого как органическое, близок к механизму подкорковых дизартрии. Он состоит в нарушении координации процессов дыхания, голосоведения и артикуляции. Такое заикание можно обо­значить как дизритмическую дизартрию.

По мнению Н.И. Жинкина, М. Зеймана, В.М. Шкловского механизм заи­кания представляет собой случай специфической патологической формы сры­ва индукционных отношений между корой головного мозга и подкорковыми структурами.

В силу создавшихся условий, при которых нарушается нормальная регу­ляция коры, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопалли-дарной системы.

Стриопаллидарная система находится в подкорковой области, в толще белого вещества больших полушарий головного мозга. Она представляет со­бой скопление серого вещества, образующее базальные ядра. С развитием го-ловного мозга стриопаллидарная система перешла в подчинение к коре голов­ного мозга. Она обеспечивает фон «предуготовности» к совершению движе­ния; на этом фоне осуществляются контролируемые корой головного мозга быстрые, точные, строго дифференцируемые движения.

Представление о заикании



Для совершения движения необходимо, чтобы одни мышцы сокраща­лись, а другие расслаблялись. Иными словами, необходимо точное и согласо­ванное перераспределение мышечного тонуса. Такое перераспределение тону­са мышц как раз и осуществляется стриопаллидарной системой. Совершенст­вование движений в процессе обучения приводит к их автоматизации, к фор­мированию двигательных стереотипов.

Заикание является следствием динамических нарушений стриопаллидар-ного регулятора речи, вызванных сильными, резкими эмоциями или анатомо-патологическими повреждениями мозга. Если этот регулятор блокируется, то в результате нарушается равновесие мышечного тонуса артикуляционных, голо­совых и дыхательных мышц, что выражается в форме клонических повторений по типу тика или тонического спазма. При нарушениях стриопаллидарной сис­темы возникает расстройство речевого автоматизма и повышается тонус мус­кулатуры речевого аппарата. Постепенно патологический рефлекс закрепляет­ся в качестве условного рефлекса.

По мнению Т.Г. Визель, в некоторых случаях причина заикания заключа­ется в ненормативном характере взаимодействий полушарий мозга, возникает межполушарный конфликт. В борьбу за приоритет вступают правополушарный способ говорения — ритмизированная речь — и левополушарный способ — неритмизированная, апериодическая речь. У заикающихся каждое полушарие в отдельности функционирует нормально. Со стороны левого полушария не отме­чается дефектов речевого развития. Правое полушарие также способно к ритми­ческим видам деятельности: к музыке, рисованию и т.д. Речь детей в просодиче­ском отношении ритмически правильно организована и нюансирована. Функ­циональная состоятельность каждого полушария и приводит к конфликту в «борьбе за лидерство». Правое полушарие должно подчиниться смысловой про­грамме левого, т.е. смысл должен стать доминантным, а ритм субдоминантным. «Сопротивление» правого полушария переходу на субдоминантное положение и является основным механизмом развивающегося в этих случаях заикания. Та­ким образом, причиной заикания является нарушение нормативных закономер­ностей полушарной материализации ритмического компонента просодии.

В настоящее время можно выделить две группы причин заикания — пред­располагающие и производящие или провоцирующие. При этом некоторые этио­логические факторы могут как способствовать возникновению заикания, так и не- \ посредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинамотносятся невропатическая отяго- •. щенность родителей; невропатические особенности самого заикающегося;; наследственная отягощенность; физические заболевания с энцефалопатиче-скими последствиями и внутриутробные и родовые травмы; повреждение под-. корковых механизмов, регулирующих движения; истощение или переутомле-' ние нервной системы в результате инфекционных заболеваний.

Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматиче-: ской и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым • расстройствам и способствуют развитию заикания.



ШЕВЦОВА Е.Е.

К неблагоприятным условиям относятся: физическая ослабленность де­тей; возрастные особенности деятельности мозга; ускоренное развитие речи; скрытая психическая ущемленность ребенка; повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; недостаточность положи­тельных эмоциональных контактов; недостаточность развития моторики, чув­ства ритма.

Достаточно какого-либо раздражителя из вышеперечисленных, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

В группе провоцирующих (производящих) причинвыделяют:

• одномоментную психическую травму (испуг, страх);

• многоязычие или двуязычие в семье;

• ускоренный темп речи (тахилалия);

• нарушение произносительной стороны речи;

• подражание.

Существует несколько пиков проявления заикания, связанных с измене­нием социально значимой ситуации (поступление в школу, пубертатный пери­од, принятие самостоятельных решений в юношеском возрасте). Таким обра­зом, на возникновение заикания влияет не одна причина, а сложный комплекс условий.

Представление о заикании




Представление о заикании

Фазы развития заикания

Ребенок рождается с уготованным природой анатомо-физиологическим аппаратом, предназначенным для формирования речевых навыков. Если раз­витие речи и других высших психических функций не происходит в срок, то человек, как правило, остается неполноценным. В развитии наступают необра­тимые изменения, которые не удается компенсировать.

Первые проявления речи младенца носят рефлекторный характер, они вы­ражают его психическое состояние: ощущение голода, боли, дискомфорта — ребенок начинает кричать. При выражении положительных эмоций у ребенка возникает гуканье, гуление и лепет, которые сопровождаются соответствующей мимикой и жестикуляцией. Большое значение имеет развитие общей моторики.

С первых дней жизни ребенок готовит свой артикуляционный и голосо­вой аппарат к речи. Сначала звуки произносятся рефлекторно. Далее устанав-

Представление о заикании



ливаются ассоциации, ребенок вслушивается в свою речь и в речь окружаю­щих. Позже начинает развиваться имитационная речь, подражание окружаю­щим, особенно речи кормящей матери.

К концу первого года у ребенка в запасе примерно 8-10 слов. На втором году происходит увеличение их числа. Ребенок учится оперировать ими, ус­ложняет, пробует различные сочетания, накапливая словарный запас, овладе­вает фразой.

Где-то с двух лет расширяются социально-психологические связи ребен­ка, словарный запас возрастает. Речь становится более осознанной, целена­правленной, проявляются первые желания и потребности. Возрастает роль психологических факторов, но вербализовать свои желания в полной мере ре­бенок еще не может, так как словарный запас ограничен, а стремление выска­заться, объяснить, потребовать невероятно велико, особенно когда ребенок находится в возбужденном состоянии. Эмоции часто захлестывают его, он то­ропится, мысли (часто тени слов) бегут, они еще не оформлены в слова, слов не хватает, тогда ребенок начинает «захлебываться», волнуется, потому что его не понимают или резко одергивают, прерывают.

В этот начальный период формирования речи закладываются ее основы как функциональной системы. Спонтанные артикуляционные и языковые уп­ражнения способствуют формированию и «автоматизации» центральных ме­ханизмов. Нарушение этого процесса вследствие различных причин (задержки речевого развития, стрессовые ситуации и т.д.) может привести к расстройству речи в виде нарушения темпа, ритма, плавности и слитности. Большое значе­ние имеют личностные особенности ребенка, способ реагирования родителей и социально-психологические условия жизни.

Именно в период начального заикания специальная коррекционная рабо­та является самой важной.

Если проанализировать становление процесса речи, то можно подойти к проблеме «первичного» и «вторичного» заикания, а также к фазам его развития.

Гуканье, гуление, лепетная речь, произнесение первых слов — это на­чальные этапы развития речи и языка. В процессе опробования различных ва­риантов артикуляции возникают различные сочетания звуков и слогов. Этот тренинг необходим для становления физиологических механизмов речи. Воз­можные срывы на этом пути определяются как первичное физиологическое заикание.

Вторичное заикание — формирование и хронизация речевого дефекта в виде истинного заикания, которое также имеет свою динамику.

Под влиянием эмоций, сопровождающих речь, нарушается дыхание. По­степенно появляются слова-уловки, «эмболы», синонимы, уклонения от ответа. Это специфические вторичные симптомы. Возникающая необходимость подбо­ра и замены слов, ощущение неизбежности запинок, появление судорог приво­дят к смятению, которое влечет за собой нарушение мыслительного процесса, организуя внутренний порочный круг, усиливающий заикание. Более детально этот процесс рассматривается при описании фаз заикания (О. Bloodstein, 1965).



ШЕВЦОВА Е.Е.



Представление о заикании

В этой фазе, несмотря на уже сформировавшиеся симптомы более слож ных расстройств речи, крайне редко встречаются пациенты с выраженным пе реживанием страха речи или какой-то неловкости, чаще всего отсутствуе' тенденция избегания речи.

Третья фаза развития заикания — это практически полное становление судорожного синдрома, однако без избегания ситуаций и без страха речи.

O.Bloodstein отмечает весьма характерную особенность заикающихся е третьей фазе. Это парадоксальная установка на спокойствие, несмотря на сформировавшееся выраженное заикание. Заикающийся использует практиче­ски любую возможность для общения. Предложение начать лечение не вызы­вает энтузиазма и поддержки. Это характерно для детского и подросткового возраста, когда еще отсутствует мотивация для лечения, требующая волевых усилий и напряжения для систематического посещения занятий, а также зави­сящая от личностных особенностей.

Часть II

Часть III

Голосовая гимнастика

Целью голосовой гимнастикиявляется развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.



ШЕВЦОВА Е.Е.



Рекомендации при выполнении упражнений:

• работая над гласивши, необходимо следить за мягкой атакой звука
(бархатистое звучание, чуть приглушенное, с теплым выходом);

• не следует допускать горлового и других призвуков;

• при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать уме­
ренность темпа, четкость артикуляции, равномерное распределение
выдоха.

А. Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голосаУпражнение 1. Звук произносится шепотом с присоединением голоса,

мягко и негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца

звучания.

Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится

гласный звук, изменяя высоту голоса.

а а а а а

У У У У У

«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков.

Упражнение 3. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».

Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (отработка мягкой го-лосоподачи и включение грудного регистра).

Упражнение 5. «Разбойники увидели жертву». На выдохе произносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), затем на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают).

Упражнение 6. Произносить гласные звуки и слоги, повышая/понижая тональность на каждом последующем звуке/слоге. Образуется своеобразная лестница.

Б. Интонационные упражнения

Упражнение 1. При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

Упражнение 2. Произносить эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с раз­ной интонацией, сопровождая дирижированием:

• Восторженно

• Спокойно и блаженно

• Категорически

• Вопросительно

• Задумчиво

• Скорбно

• Дерзко

Логоритмические упражнения

Коррекционный курс для заикающихся включает в себя работу над тем­пом и ритмом речи. Большое значение для этого имеет выполнение специаль­ных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движе-




64, 65

ШЕВЦОВА Е.Е.

Коррекционная психолого-педагогическая работа__________________________ 6

ний (ходьба, хлопки, притопывания, прыжки). В процессе тренировки темпа i ритма речи необходимо выработать следующие умения:

• двигаться в заданном темпе;

• чередовать движения в различном темпе;

• согласовывать движения с ритмической организацией высказываний
и проговариванием в нужном темпе.

Рекомендации к упражнениямУпражнение необходимо выполнять:

- с четкой артикуляцией;

- с равномерным распределением выдоха;

- соблюдая умеренный темп;

- синхронизируя произнесение и движение (на слог).

Большую помощь заикающимся окажут специальные упражнения, на правленные на согласование речи с движением рук в стиле «робота», с хлоп ками в ладоши, ходьба на месте, по кругу, встречное дирижирование и т.д.

Например:

Mo-ем, мо-ем тру-бо-чис-та

Чи-сто, чи-сто, чи-сто, чи-сто.

Бу-дет, бу-дет тру-бо-чист

Чист, чист, чист, чист.

Михаил Пришвин

ОРЕХОВЫЕ ДЫМКИ

Барометр падает,/ но вместо благодетельного/ теплого дождя/ приходит холодный ветер.// И все-таки/ весна продолжает продвигаться.// За сегодняш­ний день/ позеленели лужайки/ сначала по краям ручьев,/ потом по южным склонам берегов,/ возле дороги,/ и к вечеру зеленело везде на земле.// Красивы были/ волнистые линии пахоты на полях/ — нарастающее черное с поглощае­мой зеленью.// Почки на черемухе/ сегодня превратились в зеленые копья.// Ореховые сережки/ начали пылить,/ и под каждой порхающей в орешнике птичкой/ взлетал дымок.//

ЗАПОЗДАЛЫЙ РУЧЕЙ

В лесу тепло.// Зеленее трава:/ такая яркая/ среди серых кустов! Какие тропинки!// Какая задумчивость,/ тишина!//

Кукушка начала первого мая/ и теперь осмелела.// Бормочет тетерев.//

Звезды,/ как вербочки,/ распухают в прозрачных облаках.// В темноте бе­леют березки.// Растут сморчки.// Осины выбросили червяки свои серые.//

Весенний ручей запоздал,/ не успел совсем сбежать/ и теперь струится по зеленой траве,// и в ручей капает сок/ из поломанной ветки березы.//

ПТИЦЫ

Молодой сарыч,/ огромно-нелепый и вялый,/ вылетел из чащи на поляну/ и неумело сел/ на самый нижний сук дерева.//

Рябчики выпорхнули// и расселись по елкам и березкам,// маленькие — в воробья,/ а уже отлично летают,/ и сторожкие,/ совсем как большие.// Мать близко сидит на березе,/ очень сдержанно/ и глухо дает им знать о себе,/ и ко­гда издает звук,/ хвостик у нее покачивается.//

ОСЕННЯЯ РОСКА

Заосеняло.// Мухи стучат в потолок.// Воробьи табунятся.// Грачи/ — на убранных полях.// Сороки семьями/ пасутся на дорогах.// Роски холодные,/ серые.// Иная росинка/ в пазухе листа/ весь день просверкает...//

ОСИНКАМ ХОЛОДНО

В солнечный день/ осенью/ на опушке елового леса/ собрались молодые/ разноцветные осинки,// густо/ одна к другой,// как будто им там,/ в еловом ле­су,/ стало холодно/ и они/ вышли погреться на опушку,/ как у нас в деревнях/ люди выходят на солнышко/ и сидят на завалинках.//

ИВАН-ДА-МАРЬЯ

Поздней осенью/ бывает иногда совсем/ как ранней весной:/ там белый снег,/ там черная земля.// Только весной/ из проталин пахнет землей,/ а осе-



ШЕВЦОВА Е.Е.

нью/ — снегом. Так непременно бывает:/ мы привыкаем к снегу зимой,/ и вес­ной нам пахнет земля,/ а летом/ принюхиваемся к земле,/ и поздней осенью/ пахнет нам снегом.//

Редко,/ бывает,/ проглянет солнце/ на какой-нибудь час,/ но зато какая же это радость!// Тогда/ большое удовольствие доставляет/ нам какой-нибудь де­сяток/ уже замерзших,/ но уцелевших от бурь листьев/ на иве/ или очень ма­ленький/ голубой цветок под ногой.//

ЛАСТОЧКА

Паводок почти/ как весной,/ все лавы снесены давно,/ и некоторые бере­говые кусты корзиночной/ ивы стали островами.// На одном таком островке/ ласточка усадила своих питомцев,/ чтобы никто не мешал их кормить.// И лю­ди вокруг стояли/ маленькие и большие.//

Маленькие тужили,/ что никак не достанешь,/ а старшие дивились уму ласточки:/ нашла же место/ — все видят,/ а тронуть не могут.//

ЦВЕТУЩИЕ ТРАВЫ

Как рожь на полях,/ так в лугах тоже зацвели все злаки,/ и когда злачинку покачивало насекомое,/ она окутывалась пыльцой,/ как золотым облаком.// Все травы цветут/ и даже подорожники,/ — какая трава подорож

Наши рекомендации