Н.П. Вербовая, О М Головина, В.В Урнова. Искусство речи. М., 1977.



и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это зна­чит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отра­жается в ней.

Упражнение 2

Вывести в маску звук М, который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком А. Нижняя челюсть, естественно, опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; сле­дить за тем, чтобы при разрыве губ не появля­лось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков МА взять в разных высотах.

Упражнение 3

На одном дыхании вывести сочетание звука М с тремя гласными — А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за от­сутствием напряжения, опорой и точной ар­тикуляцией всех звуков.

Протяженность звуков характеризует оп­ределенную мелодию, которую принято назы­вать «распевной интонацией», так как это зву­чание приближается к протяжному певческо­му. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется «речевой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближа­ется к разговорной мелодии.

Упражнение 4

Задача упражнения — добиться правиль­ного посыла звука в маску в речевой и распев­ной интонациях. На одной высоте нужно по­стараться произнести сочетание звука М с тре­мя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох — и новое сочетание.

Последовательность упражнения:

а) вдох носом;

б) на одном вдохе — МА, МО, МУ или НА,
НО, НУ;

в) вдох носом;

г) на одном выдохе — МИ, МЭ, МЫ или НИ,

нэ, ны.

В процессе упражнения необходимо сле­дить за тем, чтобы не форсировать звук, по­сылать его в маску, держать опору.

Проделать упражнение в различных высотах.

Упражнение 5

Произносить на одном выдохе следую­щие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ — 3333333333 — НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к раз­личным резонаторам: Ж — ближе грудному звучанию, 3 — середине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ — верхнему (голов­ному, лицевому). Произнося подряд все со­гласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикла­дывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.






Упражнение 6

На звуке У воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленько­го. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хоро­шо вытягивайте губы вперед при образовании звука У. Три услышанные и верно воспроиз­веденные высоты будут в какой-то степени оп­ределять диапазон вашего речевого голоса.

Упражнение 7

Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до деся­ти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на од­ном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу — звук голоса ниже, мяч вверху — звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был на­пряженным, не тянуть сильно вверх шею, ког­да мяч летит вверх.

Упражнение 8

Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в бы-

стром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произ­нести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнес­ти слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку не­сколько раз, но более медленно (собака подо­шла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

Упражнение 9

Принцип и задача те же, что и в предыду- \ щем упражнении, но теперь собака бежит на зов ' без остановки, поэтому повторять ее кличку от I высоких нот к низким через средние без оста­новки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

Упражнение 10

Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнени­ях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

Упражнение 11

Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть сту­пеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).



Упражнение 12

В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Пер­вый приказывает, второй отвечает. Необхо­димо оправдать диалог предлагаемыми об­стоятельствами.

Упражнения для использования на логоритмических занятиях1

Наши рекомендации