Отклоняющееся поведение больной личности

Поведение больной личности всегда в той или иной мере отличается от поведения, считающегося нормальным. Наверное, не случайно на языке медицинских понятий «норма» и «здоровье» являются синонимами.

Следует отметить, что личности бывают самые разные. В том числе не только здоровые, но и больные. «Болезнь» и «здоровье» – основные категории медицины. Общее учение о болезнях в медицине называется общей патологией Соответственно наряду с нормальной анатомией выделяют патоапатомию, с физиологией – патофизиологию, с психологией – патопсихолгию и т. д.

Можно сказать, что термины «больная личность» и «патологическая личность», или как еще говорят – «патопсихологическая личность», – синонимы, говорящие, что такой личности свойственны психопатологические явления, изучаемые патопсихологией как отраслью медицинской психологии. Но она вместе с тем и отрасль психиатрии как медицинской науки, включающей, кроме того, и учения о систематике, этиопатогенезе, диагностике, лечении и профилактике психических заболеваний. По К. К. Платонову если эти учения для психиатрии заданы, то теорией личности они также должны учитываться, но уже не как заданные, а как данные ей психиатрией.

По К. К. Платонову психологическая структура отклоняющегося поведения различной этиологии может быть похожей. Это положение сформулировано так: диагностическое значение любого отклоняющегося поведения может быть правильно оценено только при сопоставлении его этиопатогенеза с его структурой.

В психологическую структуру отклоняющегося поведения могут входить все психологические явления, охватывающие все уровни личности – от биопсихического, психических процессов, до направленности. Скажем, невыраженные черты темперамента могут как заостряться, так и меняться на противоположные, пороги ощущений могут как понижаться, так и повышаться, адекватное восприятие может заменяться галлюцинациями и иллюзиями, а сами иллюзии как искаженное отражение проявляются не только как иллюзии восприятий, но и как иллюзии памяти, мышления, эмоций. Нарушение (отклонение) мышления может проявляться от иллюзорных суждений, сверхценных и навязчивых идей до бреда.

Наличие того или иного из отклонений поведения должно учитываться как возможный симптом заболевания, как отклонение от биологической нормы, но утверждение о наличии определенного заболевания должно опираться не на отдельные симптомы, а на их синдром этиопатогенез и течение.

С 70-х гг. прошлого века, когда получил распространение термин «акцентуированные личности», после выхода в свет книги К. Леонгарда, внимание к отклоняющемуся поведению личности стало повышаться не только в медицине, педагогике, но и в целом в учении о личности. К. Леонгард акцентуированными личностями называл различные, еще не ставшие патологией особенности характера (скрытые акцентуированные личности), или как теперь принято называть «акцентуации характера», которые являются предрасположенностью к неврозам и психопатиям.

Леонгард предлагал сложную классификацию «акцентуаций характера», которая перекликается с учением о психопатиях П. Б. Ганнушкина и работами Л. Е. Личко.

В связи с проблематикой отклоняющегося поведения больной личности необходимо отметить, что следует уделять большее внимание проблеме реабилитации больной личности.

Реабилитация личности – это восстановление личностью потерянных вследствие заболевания способностей или компенсация их на основе пластичности.

Это определение предусматривает две формы: как уровня реабилитации за счет полного восстановления временно сниженных или даже потерянных способностей и за счет их психологической компенсации как проявления пластичности личности. Это имеет два значения. Первое – возмещение недостаточно развитых или сниженных по каким-либо причинам свойств личности другими, обеспечивающими нужные способности к определенной деятельности, как проявление пластичности личности. Второе – возмещение телесных или физиологических недостатков свойствами личности, обеспечивающими качество определенной деятельности.

Пластичность личности – это свойство личности под влиянием взаимодействия внешних условий с ее направленностью соответственно изменяться, приспосабливаясь к требованию и возможностям этих условий.

Проблема реабилитации личности – это основная проблема диалектического понимания и осуществления психологической трудовой экспертизы и трудоустройства инвалидов. Более того, можно утверждать, что с позиции именно этой проблемы предстоит еще очень много сделать в синтетической науке геронтологии как науке о старости и в теории и практике участия пенсионеров в коллективном труде.

Необходимо различать понятия больная личность и личность больного, поскольку последняя может быть не только больной, но и здоровой, даже у тяжело больного человека.

Учет же многовекового опыта медицинской диагностики полезен и при изучении здоровой личности, в частности при психодиагностике ее способностей.

Дезадаптивное поведение.

Поведение присуще только живым существам, а жизнь – это пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним, которое принято называть термином адаптация.

Различают три вида адаптации и дезадаптации, связанных между собой: физиологическую, психологическую и социально-психологическую.

Физиологическая адаптация – это свойство организма человека целесообразно перестраивать свои функции в соответствии с требованиями среды. Примером, поясняющим это явление, может служить адаптация глаза, скажем, через час пребывания в темноте, световая чувствительность глаза может стать в 200 000 раз больше первоначальной, а после засвета глаза несколько секунд человек ничего не видит. Эта и любая другая физиологическая дезадаптация проявляются в более или менее резко выраженной психологической дезадаптации и отклоняющемся поведении.

Психологическая адаптация. Психологическую адаптацию отчетливо можно увидеть в случае проявления психологической дезадаптации. Примером этого могут быть явления напряженности, или стресса, – состояния, проявляющиеся как отклоняющееся поведение и как синдром физиологических (вегетативных и двигательных) и психических отклонений, вызванных новизной или сложностью условий деятельности. Как писал И. П. Павлов «Дело тут не столько в силе воздействующих раздражителей, сколько в новизне их. Это видно и в наших лабораторных опытах, главная реакция пассивно оборонительного рефлекса имеется не на силу, а на новизну. Раздражение может быть слабым, но оно должно быть новым».

Необходимо отметить, что, во-первых, проблема напряженности и адаптации к вызывающим ее факторам существенна для психодиагностики, а во-вторых, она изучена в условиях обучения полетам лучше, чем в других видах деятельности, и полученные данные могут быть использованы в любых других условиях.

Социально-психологическая адаптация – это адаптация личности к общению с новым коллективом Легкость и эффективность, полнота этого вида адаптации, зависят от особенностей коллектива. Однако, как показали исследования Г. С. Васильева, в не меньшей, а иногда и в большей степени они зависят от коммуникативных способностей личности как совокупности свойств личности, обеспечивающей эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.

Г. С. Васильев в структуре коммуникативных способностей выделяет три основные подструктуры и одну на них основную для всех трех, элементами которой являются коллективизм, профессиональность, стремление к общению, доброжелательность, скромность, требовательность к себе, опыт общественной деятельности, стеничность эмоций, активность, самообладание, сообразительносгь, организованность.

Первая основная подструктура – это гностическая способность как способность человека понимать других людей. Ее элементы – стремление к пониманию других, умение слушать партнера по общению, наблюдательность.

Вторая подструктура – это экспрессивная способность как способность к самовыражению своей личности. Ее элементы – стремление быть понятым другими, правдивость, культура речи, доверие к партнерам.

Третья подструктура – это интеракционная способность как способность адекватно влиять на партнеров общения. Ее элементы – требовательность, вежливость, такт, дисциплинированность, решительность.

Надо отметить, что плохое развитие коммуникативных способностей, хотя бы у части членов коллектива, а также наличие у них психологической несовместимости – это предпосылка конфликтов.

Конфликт – это вид общения, проявляющегося в виде отклоняющегося поведения его участников, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся личностей при попытках их разрешения на фоне эмоциональных реакций и состояний.

Наличие или отсутствие конфликтов – основной фактор, определяющий качество психологического климата коллектива.

Говоря о свойствах личности, затрудняющих адаптацию или определяющих дезадаптацию и тем приводящих к отклоняющемуся поведению, необходимо отметить, что развитие отечественной авиационной и космической психологии определило внимание к условиям деятельности, получившим название экстремальных, т. е. вызывающих в силу своей необычности для человека реакции и организма и личности, находящиеся на грани патологических нарушений.

К данному времени хорошо изучено влияние таких экстремальных условий как гипоксия, пониженное и повышенное давление воздуха, ускорение, невесомость, повышенная и пониженная температура, сенсорный голод.

Все эти условия деятельности человека являются факторами различных форм его отклоняющегося поведения, имеющих общее, определяемое различными степенями помрачения сознания, особенное, определяемое спецификой и степенью выраженности каждого фактора; единичное, определяемое особенностями организма и личности каждого индивида.

Исследования адаптации к экстремальным условиям заострило внимание к явлению реадаптации, как вторичной адаптации к исходному состоянию. Например, у космонавтов есть индивидуально-различный период адаптации к невесомости и столь же, а иногда и более различный период реадаптации после возвращения на Землю. Еще более сложна реадаптация водолаза после подъема с глубины, требующая постепенности, нарушение которой трагично. Это примеры физиологической реадаптации к экстремальным условиям

Однако реадаптация может быть и психологическая, и социально-психологическая, притом сугубо индивидуальная. Примером первой являются различные темпы включения в привычную деятельность, скажем, утром, после сна, после отпуска. Примером второй, иногда называемой ресоциализацией, является включение в трудовой коллектив больного после его реабилитации или вышедшего па свободу по исполнении срока заключения.

В качестве примера влияния на адаптацию и реадаптацию личности являются гипнотренировки в условиях внушенной невесомости, осуществленные и описанные Л. П. Гримаком.

Следует отметить, что трудность, замедленность и неполнота адаптации личности (а иногда и организма) к измененным, и тем более к экстремальным, условиям проявляются у человека в форме дезадаптированного отклоняющегося поведения. А стойкая адаптация к длительным экстремальным или даже только к резко отличным от обычных условиям жизни и деятельности требует при возвращении к ним соответствующей реадаптации.

В условиях дезадаптированного поведения отчетливо проявляются психосоматические взаимодействия, скрытые в норме.

Наши рекомендации