Раздел II. Познавательные процессы и их нарушения

Ощущение и восприятие

Ощущение

Ощущение и восприятие – это источники наших познаний о внешнем мире и собственном «я», а также основа для построения общих представлений и понятий.

Ощущение – это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов материального мира и внутренних состояний организма (цвет, свет, тепло, боль и т. д.), результат непосредственного воздействия предметов внешнего мира на соответствующие рецепторы.

Ощущение – это чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды; сенсорная первооснова психики, акт перехода внешнего сенсорного воздействия в факт сознания. Ощущение – это активный психический процесс, в котором отражаются качества объектов. В ощущениях отражаются не только специфические качества предметов и явлений, но их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной, а процесс приема и ее первичной обработки – сенсорной деятельностью.

Органические ощущения возникают вследствие сдвигов, происходящих во внутренней среде организма, и являются следствием первичных органических потребностей. Как правило, к органическим ощущениям относят чувство голода, жажды, насыщения, болевые ощущения и половое чувство. Тактильные ощущения – один из видов кожной чувствительности, который включает ощущение прикосновения, давления, вибрации, фактурности, отражение площади механического раздражителя.

Отдельные свойства предметов и явлений, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, процесс воздействия – раздражением, а нервный процесс, возникший в результате раздражения, – возбуждением.

Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействии, исходящих от внешней или внутренней среды с их помощью осуществляется анализ, который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды. Как известно, анализатор представляет собой сложный анатомо-физиологический аппарат, состоящий из: рецептора, т. е. окончания чувствующего нерва, проводящего нервного пути (нерва) и корковой (центральной) части.

Каждый орган чувств специализирован на переработке различных специфических внешний воздействий. Основная часть каждого органа чувств (окончание чувствующего нерва) рецептор. Он превращает энергию внешнего раздражителя в нервный импульс. Воздействие, способное возбудить рецептор, называется стимулом.

В проводящих отделах анализаторов имеются не только афферентные нейроны, передающие возбуждения от рецепторов в корковые центры, но и эфферентные, по которым возбуждения передаются из коры к рецепторам, регулируя и корректируя их деятельность в связи с получаемой от них информацией. Так осуществляется лучшее приспособление рецепторов к восприятию раздражений (например, поворот головы или глаз в сторону раздражителя), усиление или ослабление процессов возбуждения и торможения в периферических отделах анализатора и т. д. Большую роль в деятельности анализаторов играют различные рефлекторные связи, регулирующие определенным образом как работу рецепторов, так и вовлекающие в общую деятельность другие анализаторы.

Так, например, световой раздражитель вызывает не только реакцию собственно органа светоощущения (разложение зрительного пурпура палочек и колбочек сетчатки), но одновременно с этим сужение или расширение зрачка и аккомодацию хрусталика.

Сильный звуковой раздражитель вызывает не только соответствующее слуховое ощущение, но и расширение зрачка и повышение световой чувствительности сетчатки глаз. А в связи с раздражением тех или других рецепторов не только возникают специфические нервные процессы в корковых отделах соответствующих анализаторов, но изменяются сердечно-сосудистые и другие вегетативные реакции, повышаются или понижаются электрические потенциалы биотоков в различных участках коры головного мозга и т. д.

Виды анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, кинестетический, температурный, вестибулярный. Совокупность деятельности всех анализаторов образуют сенсорную сферу психики.

Глаза новорожденного сразу после рождения реагируют на свет (зрачковый рефлекс); дитя также вздрагивает от громкого звука и пр. Анализ на втором, высшем, уровне обеспечивается деятельностью коры головного мозга; он осуществляется в процессе дифференцировки раздражителей по законам условного торможения и индукции, т. е. имеет условнорефлекторную природу.

Рефлекторная деятельность анализаторов протекает по механизму обратной связи, с так называемой обратной афферентацией. Процесс работы анализатора можно представить примерно следующим образом. Внешний или внутренний раздражитель вызывает в рецепторах (например, в сетчатке глаза) нервное возбуждение, которое в виде переработанных здесь импульсов посылается в кору головного мозга (афферентный путь), и от коры в ответ на раздражение после новой переработки – к рецептору.

Объекты внешнего и внутреннего мира воздействуют на центральную нервную систему не непосредственно, а через экстероцепторы, интероцепторы и проприорецепторы. В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.

Экстероцептивные ощущения связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми, кожными.

Интероцептивные (или органические) ощущения связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

Проприоцептивные ощущения, кинестетические, т. е. двигательные и статические, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Это ощущения собственных движений и пространственного положения тела.

Различают экстероцепторы двух видов:

• дистанционные, т. е. воспринимающие раздражения вне непосредственного контакта с объектом внешнего мира (зрение, слух, обоняние, термические ощущения);

• контактрецепторы, для деятельности которых необходимо непосредственное раздражение, например, прикосновение (чувство вкуса, различные виды тактильной чувствительности, вибрационное чувство и др.).

В зависимости от разновидности анализатора различают ощущения: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестетические, статические, вибрационные, органические, болевые.

Ощущения классифицируются по качеству, силе и длительности.

Качествамизрительных ощущений являются цвета, слуховых – звуки.

Сила (интенсивность) ощущений определяется той или иной степенью выраженности данного качества, иначе говоря, неясные ощущения при нарастании интенсивности становятся более четкими, рельефными.

Длительность ощущения – это время, в течение которого сохраняется впечатление данного конкретного ощущения. Длительность ощущения не совпадает с длительностью реального раздражения. Действие раздражителя уже может быть законченным, однако ощущение в течение некоторого времени продолжается.

Всякое ощущение сопровождается той или другой (положительной или отрицательной) эмоциональной реакцией. Этот процесс определяется индивидуальными свойствами организма.

К органическим относят ощущения, связанные с деятельностью внутренних органов: ощущения голода, сытости, полового удовлетворения, жажды и др. Органические чувства носят генерализованный характер и переживаются человеком как неопределенные состояния организма вообще. Однако, для того чтобы то или иное явление или предмет внешнего мира были осознаны, мало знания одного свойства или качества предмета–нужен комплекс ощущений.

Пороги чувствительности:

• нижний порог абсолютной чувствительности – это минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущений;

• верхний порог абсолютной чувствительности – максимальная величина доболевой интенсивности воздействия;

• разностный порог – минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения.

Закономерности изменения чувствительности:

• адаптация, т. е. изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя;

• сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних психических факторов;

• десенсибилизация – сильное возбуждение одних анализаторов, всегда понижает чувствительность других;

• контраст – повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности;

синестезия – ассоциативное иномодальное ощущение, соответствующее реальному, например, вид лимона вызывает ощущение кислого.

Индивидуально-типологические особенности:

• сензитивность – природно-обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов,

• сенсибилизированность – повышение чувствительности под влиянием опыта и профессиональной деятельности,

• сенсорная организация – комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости развития нервных процессов и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, интенсивности эмоционального тона.

Боль

Среди ощущений наибольшее страдание приносит боль.

Клиническое значение боли, как симптома нарушения нормального течения физиологических процессов, важно, поскольку ряд патологических процессов человеческого организма дает себя знать в болевых ощущениях еще до появления внешних симптомов заболевания. Следует отметить, что адаптации к боли практически не наступает.

Боль – психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности.

С точки зрения эмоционального переживания, болевое ощущение имеет гнетущий и тягостный характер, подчас характер страдания, служит стимулом для разнообразных оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, обусловивших возникновение этого ощущения.

Сигнальное значение боли – предупреждение о грозящей опасности.

Болевые ощущения формируются в центральной нервной системе в результате объединения процессов, начинающихся в рецепторных образованиях, заложенных в коже или внутренних органах, импульсы от которых по специальным проводящим путям попадают в подкорковые системы мозга, вступающие в динамическое взаимодействие с процессами коры его больших полушарий.

В формировании боли участвуют корковые, а также подкорковые образования. Боль возникает как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей, так и при изменениях в самом организме, вызываемых различными патологическими процессами. Боль может возникать или усиливаться по условно-рефлекторному механизму и быть психогенно обусловленной.

Волевая реакция представляет собой наиболее инертную и сильную безусловную реакцию. Болевое ощущение в известной мере поддается влиянию со стороны высших психических процессов, связанных с деятельностью коры и зависящих от таких личностных особенностей, как направленность, убеждение, ценностные ориентации и др. Многочисленные примеры свидетельствуют как о мужестве, об умении, испытывая боль, не поддаваться ей, а действовать, подчиняясь высоконравственным мотивам, так и о малодушии, сосредоточении на своих болевых ощущениях.

Если мы говорим, что у нас что-то болит, то прежде всего, конечно, имеем в виду боль, вызванную органическими, физическими причинами. Так, например, если разжевывая пищу, мы вдруг почувствуем резкую боль, то думаем прежде всего о том, что у нас болит зуб. Но если мы говорим «болит душа», то здесь уже имеем дело с психическим явлением, причиной которого является чувство какой-то неудовлетворенности, то, что нам чего-то не достает. Мучительно болезненное чувство возникает у нас, например, при глубоком разочаровании, при расставании с любимыми людьми. «Боль сердечная», вызванная обидой, «раздирающая душу боль» при какой-либо катастрофе – все это уже явления психического характера.

Простое переживание боли часто вызывает неясные страхи и беспокойство и – по механизму обратной связи – усиливает эту боль. Начинающиеся физические мучения для больных могут означать начало какой-то неведомой опасности.

Боль обычно появляется с возникновением заболевания, активизацией или прогрессированием патологического процесса. Если мы говорим, что у нас что-то болит, то прежде всего, конечно, имеем в виду боль, вызванную органическими, физическими причинами. Но если мы говорим – «болит душа», то здесь уже имеем дело с психическим явлением, причина которого чувство неудовлетворенности, когда нам чего-то не достает.

Можно сказать, что боль – явление многогранное и сложное. Изучение болей вышло за рамки традиционных лабораторных экспериментов, основная масса исследований теперь переместилась в сферу клинической практики. Накопленный опыт и специальная литература по этому вопросу ясно показали, что и здесь следует опираться на подход к человеку как единому целому, изучать его во всех физических и душевных проявлениях, не отрывая и от социальной действительности.

Сильная боль способна целиком овладеть мыслями и чувствами человека, сосредоточить на себе все его внимание. Она может привести к нарушениям сна, различным невротическим реакциям.

Существует дифференциация острых и хронических болей.

Острая боль – это обычно боль, возникающая в результате уже существующего или угрожающего поражения тканей. В этом случае с полным правом можно говорить о защитной, предупреждающей, сигнализирующей роли болей, что подчеркивалось издавна. Поражение тканей при острой боли, не является непременным условием, возможна такая нагрузка на организм, такое расстройство функций его, которое свидетельствует о необходимости покоя, отдыха. Эта тенденция способствует деятельности различных механизмов в организме в период выздоровления. Такая боль служит сохранению неприкосновенности, целостности человеческого организма, что можно видеть при ожогах или, например, поверхностных повреждениях, травмах. Острая боль сопровождается характерной адренергической внезапной реакцией, ее называют еще спасательной или реакцией борьбы, со специфическими симпатикотоническими симптомами: учащением пульса, повышением кровяного давления, расширением зрачков, потливостью, позывами к движению, и т. д. Подобные вегетативные симптомы могут отмечаться и при переживаниях страха и тревоги.

Отношение больного к острой и хронической боли различно. Например, при острой зубной боли все внимание человека сосредоточено на объекте боли, он любыми средствами ищет способов избавиться от боли (прием различных препаратов, оперативное вмешательство, любые процедуры, только бы снять боль). Следует отметить, что особенно тяжело переживаются приступообразные боли при хронических заболеваниях, часто реакция на них с течением времени усиливается. Больные ожидают их со страхом, появляется чувство безнадежности, бесперспективности, отчаяния. Боль в таких случаях может быть настолько мучительной, что человек ждет смерти как избавления от мучений. При хронических болях может наблюдаться также некоторая адаптация к ощущениям боли и к переживаниям, связанным с ней.

Некоторые специалисты выделяют так называемые органические и психогенные боли. Впрочем, противопоставление болей недостаточно обоснованно, так как всем врачам хорошо известно, что в психогенной ситуации, как правило, наблюдается усиление болей, имеющих органическую природу.

В медицинской психологии существует такое понятие как анальгезия, т. е. снижение или полное устранение чувствительности к боли. Анальгезия достигается с помощью лекарств – анальгетиков или путем концентрации внимания на объектах, не связанных с источником болевого воздействия, например, музыка, шум и т. д. Кроме того, анальгезия достигается посредством внушения, самовнушения, гипноза, методами массажа, общего или точечного, воздействием тепла или холода на определенные точки тела.

Нарушения ощущений

Нарушения ощущений могут возникать например, при органическом или функциональном нарушении нервных проводников, в частности сосудистой иннервации.

Скажем, больные могут испытывать неприятные и тягостные ощущения, проецируемые внутрь тела: ощущения сжимания и растягивания, перекатывания и дрожания и др. Эти нарушения называют синестопатиями. Необычных, сложных болевых ощущений, на которые жалуется больной, не должно быть при определенных заболеваниях внутренних органов. В данном случае болевые ощущения являются симтомом психического заболевания.

Кожный зуд, являющийся предвестником и спутником многих заболеваний (неврозы, органические поражения центральной и периферической нервной системы, нарушения обмена веществ и деятельности эндокринных органов, болезни почек и крови, реакция на прием медикаментов, пищи и др.), также можно отнести к синестопатиям. Особенно неблагоприятно влияет зуд на психику больного: появляется раздражительность, нетерпимость, злобность и гневливость. Такие больные нуждаются в терпеливом и спокойном к ним отношении.

Вообще нарушения ощущений многообразны. Среди них:

Гиперэстезия– повышенная чувствительность к действию на органы чувств физических стимулов, являющихся для них адекватными.

Гиперпатия– болезненное повышение чувствительности, когда обычные безвредные раздражители вызывают боль и другие неприятные ощущения, такие как зуд, тяжесть и т. д.

Гипостезия (пониженная чувствительность). Снижение восприимчивости к действующим раздражителям, например, звуки доносятся глухо, падает вкусовая, обонятельная, болевая чувствительность, индивидуальные особенности голоса не воспринимаются и т. д.

Анестезия (отсутствие чувствительности). Происходит при повреждении чувствительных нервов или мозга (спинного или головного), вследствие чего внешние раздражения не достигают центральной нервной системы. Анестезия может поразить все тело (общая анестезия) или какую-либо часть его (местная анестезия). Анастезия может быть психической. Это полная нечувствительность одного или нескольких анализаторов при формальной анатомофизиологической сохранности. Встречается: психическая аносмия – нечувствительность к запахам; психическая амблиопия – слепота; психическая агейзия – утрата вкусовых ощущений; психическая глухота. Также встречается также психическая тактильная и болевая анестезия – анальгезия.

Парестезия– необычные простые, в отличие от синестопатии, неприятные и болезненные ощущения, проявляющиеся в виде покалывания, «мурашек», жжения, стягивания и т. д. Парастезия является, в отличие от си-нестопатии признаком неврологического или сосудистого поражения.

Синестезия– явление состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на органы чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Своебразные формы синестезии встречаются в патологии, например, визуализация слышимого, когда например музыкальное произведение воспринимается в виде цветовой гаммы. Иногда синестезия распространяется и на слова. Кроме синестезии звук – цвет, могут иметь место и другие, например, звук – вкус и т. д.

«Фантом конечности». После ампутации руки или ноги человек может продолжать чувствовать конечность: ощущать в ней боль, считать, что в состоянии двигать ею, даже забывая, что она удалена. Иногда эти ощущения проходят быстро, иногда сохраняются на всю жизнь, или же характер их может меняться.

Восприятие и его нарушения

Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие – активный процесс.

Человек воспринимает мир в деятельности, в процессе труда, что углубляет и совершенствует его восприятие. В процессе развития совершенствование и дифференциация восприятий происходят автоматически. Только у детей в самом начале познавательной деятельности сложный процесс восприятия состоит из отдельных актов элементарных ощущений.

Интересно отметить, что в силу несовершенства центральной нервной системы новорожденный видит мир перевернутым (как в фотоаппарате). Но с первых же дней жизни он начинает этот мир не только обозревать, но и ощупывать. В результате возникают и совершенствуются связи между зрительным, кожным и мышечно-двигательным анализаторами и формируется обычное для человека восприятие окружающего.

Активность и избирательность имеют определенные особенности у каждой личности, что обосновывается ее предыдущими установками и опытом, индивидуальной заинтересованностью, индивидуальными свойствами нервной системы. Каждый человек привносит в восприятие нечто свойственное только ему. Индивидуальные особенности восприятия проявляются в быстроте, глубине, полноте, точности, в степени тонкости отдельных восприятий, их эмоциональной насыщенности и пр.

Физиологические основы восприятия.

По сравнению с ощущением, восприятие относится к более высокому уровню чувственного познания мира.

Восприятие можно рассматривать не только как один из процессов непосредственного отражения объектов внешнего мира, но и как особый вид умственной деятельности. В тех случаях, когда нам надо рассмотреть какой-либо объект, прислушаться к чему-либо, исследовать предмет на ощупь, определить его запах, цвет, температуру, наше восприятие становится целенаправленным актом и включает в себя несколько отдельных действий, называемых перцептивными.

Восприятие, как и ощущение, имеет рефлекторную природу и осуществляется посредством деятельности анализаторов, но физиологическая основа его значительно сложнее. Сложными являются как раздражители, на которые образуются условные рефлексы при восприятии, так и самый процесс образования этих рефлексов.

Раздражители, на которые образуются условные рефлексы при восприятии, не простые, как при ощущениях, а комплексные. Любой предмет, воспринимаемый человеком, является комплексным раздражителем. Он состоит из нескольких элементарных – светового, звукового, температурного, механического и др. Особенностью комплексных раздражителей является взаимосвязь между членами комплекса. Различные комбинации одних и тех же простых раздражителей (компонентов комплекса) имеют разное сигнальное значение. Например, четыре равные прямые линии ограничивают разные по форме площади в зависимости от взаимного положения: при одном положении получится квадрат, при другом – ромб.

Образование условных рефлексов на комплексные раздражители возможно лишь при взаимодействии нескольких анализаторов. При восприятии в коре полушарий головного мозга возникают устойчивые внутрианализаторные и межанализаторные связи. Например, физиологической основой восприятия величины и формы предметов является устойчивая условная связь, сформированная при взаимодействии зрительного, двигательного и кожного анализаторов.

Процесс восприятия физиологически означает анализ и синтез внешних раздражителей на основе ранее приобретенных нервных связей. Наиболее сложная аналитико-синтетическая деятельность протекает в корковых ядрах анализаторов. Разрушение ядер влечет за собой распад восприятия как целостного акта, хотя отдельные ощущения при этом сохраняются.

Процесс восприятия отличается большой сложностью. В него входят:

1. Различные ощущения, образующие в совокупности более или менее сложный комплекс. Без ощущений не может быть восприятия, но восприятие нельзя рассматривать как простую сумму ощущений. Ощущения участвуют в процессе восприятия в связанном или взаимообусловленном виде, поскольку и свойства предметов, отражаемые в ощущениях, всегда взаимно связаны и обусловлены.

2. Представление – оживление в нашем сознании образов, воспринимаемых когда-то в прошлом.

По сравнению с тем, что происходит при непосредственном восприятии, представление бывшего восприятия далеко не копия его. Представления носят обобщенный характер, они недостаточно ярки, фрагментарны и всегда индивидуальны. Во многом они определяются интеллектуально-мнестическими особенностями личности.

Человек видит много предметов – в разных положениях, с разных сторон, при различном освещении, на разном расстоянии. Соответствующие представления, всплывая в памяти, включаются в процесс непосредственного восприятия данного предмета. В связи с этим образ воспринимаемого предмета становится гораздо богаче по своему содержанию, чем непосредственные раздражители, действующие в данный момент на органы чувств. Скажем, зрительно мы видим только белизну снега, устилающего поле. Но к этому зрительному восприятию присоединяются всплывшие в памяти представления о его температуре, плотности и пластичности, т. е. тех особенностях снега, которые в данный момент не ощущаются, но которые ощущались раньше, когда мы брали снег в руки, сжимали его в комок и т. д.

Надо отметить, что у некоторых людей встречается способность к зеркально точному воспроизведению в представлениях ранее бывшего восприятия. Этот феномен называется эйдетизм и встречается чаще в детском возрасте. Различают эйдетизм зрительный, слуховой, тактильный и др.

3. Узнавание предметов и явлений. Характерной особенностью узнавания является отнесение воспринимаемого предмета к уже известному классу явлений.

Узнавание основывается на образовавшихся и закрепленных в процессе предшествующего опыта связях между видом предмета и его назначением, в том числе и на ассоциациях между отдельными свойствами и особенностями предмета В зависимости от характера и степени закрепленности этих связей различают общее и специфическое узнавание.

Общее узнавание основывается на очень отвлеченных и обобщенных связях: большей частью они имеют характер подведения воспринимаемого объекта под известный род или вид. Часто общее узнавание характеризуется неясностью и неопределенностью, принимая форму чувства знакоместа.

Специфическое узнавание характеризуется более высокой степенью определенности, оно основано на очень прочных и обширных ассоциациях.

4. Мышление. Восприятие всегда является процессом осмысленного отражения предметов внешнего мира.

В процессе восприятия участвуют следующие мыслительные операции:

а) анализ и синтез. В восприятии происходит всегда расчленение предмета на составные части, например, при восприятии дерева выделяются ветви, листья, ствол и т. д. Этот анализ осуществляется одновременно с синтезом: выделенные части объединяются в целостный образ дерева Процесс восприятия, таким образом, связан с пониманием сущности предмета и взаимосвязи его частей;

б) обобщение. Восприятие опирается на накопленные в прошлом опыте отражения связей и отношений между предметами, на уже сложившееся у данного человека общее понимание устройства мира и составляющих его вещей и явлении. Образы восприятия, оставаясь целиком конкретными, предметными, в то же время всегда являются в известной степени обобщенными отображениями действительности. Это обнаруживается, когда мы воспринимаем какие-либо предметы, не имея специального задания подметить в них присущие им индивидуальные особенности. Обобщенный характер восприятий объясняется тем, что действующие в данный момент раздражители вызывают в памяти сложившиеся в процессе предыдущего опыта обобщенные представления предметов. Только при специальной направленности внимания в этом обобщенном образе предмета можно выделить те или другие специфические его особенности.

5. Речь. Первая сигнальная система у человека органически связана со второй сигнальной системой, поэтому каждое воспринимаемое явление всегда обозначается словами, хотя бы и с помощью внутренней речи.

Участие речи помогает отражать в восприятии предметы как часть общей системы мира, подводить воспринимаемое явление под общее, родовое понятие.

6. Чувства. Ощущения и восприятия тесно связаны с эмоциями,

Эмоции могут накладывать отпечаток на восприятие и иногда в какой-то мере извращать образ воспринимаемого, его оценку, впечатление, им оставляемое. Такие извращения могут наблюдаться у любого больного при плохом самочувствии.

Процесс восприятия всегда сопровождается различными эмоциями, проявляющимися с той или иной силой. Например, восприятие произведений живописи вызывает эстетические чувства. Эмоциональные переживания, возникающие в процессе восприятия, являются более сложными, чем эмоции, вызываемые ощущениями, поскольку они выражают отношение к целому сложному предмету или явлению, а не к отдельным его свойствам.

Восприятие различают:

• по форме психической активности: преднамеренное, непреднамеренное;

• по анализаторам: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные;

• по специфичности отражаемой формы существования материи – восприятие пространства и времени;

• по структуре: симультанное – одноактное, суцессивное – поэтапное, последовательное.

Свойства восприятия.

Осмысленность и обобщенность восприятия. Благодаря этим свойствам мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам. Минимум признаков для опознания объектов называется порогом восприятия.

Предметность восприятия. Выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Это отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам.

Целостность восприятия. Целостностью называют отражение предмета в качестве устойчивой системы целостности. Восприятие есть всегда целостный образ предмета.

Структурность восприятия. Благодаря структурности восприятия мы узнаем различные предметы и объекты, плагодаря устойчивой структуре их признаков.

Избирательность восприятия. Это выделение объекта из фона. Выделение одних объектов по сравнении с другими.

Апперцепция. Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности.

Константность восприятия. Это независимость отражения объективных качеств предметов, т. е. величины, формы, цвета и тому подобное, от измененных условий их восприятия – освещенности, расстояния, угла зрения. Восприятие окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине и т. д.

При органическом выпадении какого-либо анализатора (депривация), например, при слепоте и глухоте, чувствительность других анализаторов резко повышается.

Это особенно выражено если депривация (слуховая, зрительная) наступила в раннем возрасте и молодой организм должен был адаптироваться к окружающей среде.

Например, у слепых кроме слухового, обонятельного хорошо развиты вестибулярный и мышечно-суставной анализаторы, что позволяет им не только находить дорогу по практически неуловимым для зрячих признакам, но и чувствовать препятствие, встречающееся у них на пути.

У глухонемых же доминируют вестибулярный, мышечно-суставной и особенно зрительный анализаторы. Они тонко чувствуют ритмику, воспринимают шумы, создающие еле уловимую вибрацию. Дифференцировка зрительных восприятий у этих лиц достигает такого уровня, что они при соответствующем обучении легко понимают обращенную к ним речь по мимическим сокращениям губ («считывают с губ»).

Следует сказать, что восприятие можно различать по степени активности личности.

Способность к устойчивому и эффективному, активному, планомерному и целеустремленному восприятию как черта личности называется наблюдательностью.

Расстройства восприятий разнообразны.

При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, акт восприятия может нарушаться. Например, нарушение восприятия времени – невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени; восприятие нарушения пространства – трудности ориентировки во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве.

Существуют различные формы нарушения восприятия пространства.

1. Нарушения, связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем пространстве.

2. Невозможность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, в трудностях понимания право-левых и верхне-нижних координат, зрительного пространства (агнозия).

3. Трудности определения направления и удаленности звукового сигнала.

4. Трудности ориентировки во внутреннем пространстве (соматогнозия).

5. Трудности ориентировки в пальцах своей руки.

6. Нарушения, связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных сигналов.

Нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, называется дереализация. При этом часто внешний мир воспринимается отдаленным бесцветным. Может сопровождаться нарушениями памяти. Возникает состояние «уже виденного», когда незнакомые явления воспринимаются, как ранее встречающиеся. Возникает переживание воспринимаемого, как неясного, лишенного характера реальности. Дереализация может возникать как при поражениях мозга, так и при просоночных состояниях или при некоторых психических заболеваниях.

При дереализации несколько изменяется внешний облик предметов без потери способности узнавания их. Предметы кажутся удлиненными или, наоборот, укороченными, сдвинутыми, воспринимаются чрезмерно удаленными или приближенными. Иногда все, что больной видит, воспринимается как не совсем реальное отсюда название – «дереализация». Например: дома воспринимаются как декорации, а пешеходы и продавцы воспринимаются как артисты, которые только играют эту роль; автомобили и велосипеды движутся, как игрушечные, и т. д.

Близки к дереализации расстройства схемы, тела и деперсонализация.

У здорового человека всегда имеется представление о собственном теле, о положении его частей в пространстве, о его размерах и границах. Существенное значение для этой схемы тела имеют чувствительные нервные окончания, заложенные в мышцах, суставах и сухожилиях, – так называемые проприоцепторы. При расстройствах схемы тела больные ощущают, что их язык очень велик и с трудом помещается во рту; руки настолько длинны, что чуть ли не касаются пола и т. д. Больной не в состоянии корригировать эти неправильные ощущения. Иногда, например при параличах, больной не воспринимает парализованной конечности, как будто ее не существует, или же не ощущает, что она не действует, воспринимая ее как здоровую.

При деперсонализации, в узком смысле слова, изменяется восприятие собственной личности. Больной путает себя с лечащим врачом или с другими людьми, сомневается, мужчина он или женщина и т. д. Выраженная деперсонализация является всегда симптомом тяжелого психического заболевания. И деперсонализация, и дереализация являются симптомами не только расстройств ощущений и восприятий, но и расстройства сознания.

Когда нарушается узнавание предметов и явлений, то говорят об агнозиях. Агнозии – всегда симптом грубого органичес

Наши рекомендации