Словарь логопедических терминов
АБИЛИТАЦИЯ— первоначальное формирование способности к чему-либо (habilis — быть способным к чему-либо). Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации — восстановления способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др.
АВТОМАТИЗМ— выполнение действий без регуляции их сознанием. Физиологической основой А. являются условные (динамический стереотип) и безусловные рефлексы. А. действий лежит в основе образования привычек, навыков.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА- один из этапов при коррекции неправильного звукопроизношения, следует после постановки нового звука. С точки зрения высшей нервной деятельности, А. 3. есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи — речевого звука — в более сложные последовательные речевые структуры — слова и фразы, в самостоятельную речь. А. 3. достигается с помощью специальных речевых упражнений.
АГНОЗИЯ— расстройство функции гнозиса или предметного восприятия. Различают А.:
1) зрительную, выражающуюся в нарушении процесса узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения;
2) тактильную, проявляющуюся в виде расстройств опознания предметов на ощупь (астериогнозия), нарушений узнавания собственного тела или представлений о строении тела (со-матоагнозия);
3) слуховую, выражающуюся в нарушении фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству, или в нарушении способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).
АГРАММАТИЗМ— общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически пра-
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
вильно изменять слова и строить предложения (экспрессивный А.), а также в непонимании значения грамматических форм (импрессивный А.). При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, «телеграфный стиль» и пр.
АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ— слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует.
АКУСТИЧЕСКИЙ— слуховой.
АЛАЛИЯ— отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленные поражением или недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга вследствие родовых травм, мозговых заболеваний или травм, перенесенных ребенком в доречевой период. Выделяют А. моторную (нарушение экспрессивной стороны речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи).
АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ— переднеязычные звуки, образуемые прижиманием кончика языка к альвеолам (бугоркам) у корней верхних зубов.
АМБИДЕКСТРИЯ— умение одинаково владеть правой и левой рукой.
АМИМИЯ— отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры вследствие парезов, параличей и расстройств координации движений лицевой мускулатуры при различных заболеваниях центральной нервной системы, а также при парезах лицевого нерва.
АМНЕЗИЯ— нарушение памяти, при котором человек не может воспроизвести сформированные в прошлом представления и понятия. Различают две основные формы А.:
1) ретроградная А. проявляется в виде нарушений памяти на события, предшествующие заболеванию (травме), когда забываются события, происходившие в течение нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания;
2) антероградная А. — нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания; может охватывать различные по длительности события и периоды.
АНАЛИЗАТОРЫ— сложные нервные механизмы, обеспечивающие тончайший анализ раздражений, воспринимаемых
организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. Каждый анализатор состоит из:
1) воспринимающего раздражения прибора-рецептора;
2) проводящих путей (афферентных), по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентных, по которым импульсы из вышележащих центров передаются к нижним уровням анализаторов;
3) корковых проекционных зон.
К А. относятся все органы чувств (зрения, слуха; вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторы, расположенные во внутренних органах и мышцах.
АНАМНЕЗ — сообщение больного (родных, сотрудников и др.) о его жизни, истории развития болезни; используется для установления диагноза и выбора необходимого лечения.
АНАРТРИЯ— тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.
АНОМАЛИЯ— патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей.
АНТИЦИПАЦИЯ— замена предшествующих звуков последующими.
АПРАКСИЯ — нарушение целенаправленных движений и действий из-за поражений коры головного мозга. Больной с явлениями А. способен двигать рукой, но не может выполнять целенаправленные действия (не может по заданию поднять руку, застегнуть пуговицы и т.п.). Выделяют следующие основные формы апраксии:
1) кинестетическая — распад нужного набора движений ввиду нарушения кинестетического анализа и синтеза;
2) пространственная (конструктивная) — нарушение зрительно-пространственной организации двигательного акта;
3) кинетическая (динамическая) — затруднения в выполнении серии последовательных актов, лежащих в основе различных двигательных навыков, появление двигательных персевераций;
4) «лобная» регуляторная — нарушение подчинения заданной программе.
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ФАЗЫ— три части артикуляции звука: приступ (экскурсия), выдержка (средняя часть), отступ (рекурсия).
АРТИКУЛЯЦИЯ— деятельность, движения и позиции органов речи, нужные для произнесения данного звука, комплексов звуков, составляющих слоги и слова, складывающиеся из артикуляционных фаз.
АСТЕНИЧЕСКИЙ— бессильный, слабый, вялый. Астенический синдром — состояние нервно-психической слабости, нарушение тонуса нервных процессов.
АСТЕНИЯ— нервно-психическая слабость, проявляющаяся в большой истощаемости нервных процессов, повышенной утомляемости, раздражительности, снижении работоспособности и всех форм психической активности. А. у детей возникает как следствие перенесенных заболеваний (инфекционных) и травматических поражений мозга.
АСТЕРЕОГНОЗ— нарушение способности узнавать предметы на ощупь при сохранении тактильной чувствительности; наблюдается при поражении вторичных корковых полей теменной доли доминантного полушария.
АСФИКСИЯ— удушье плода и новорожденного, прекращение дыхания вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра (часто в результате обвития плода пуповиной при родах).
АТАКА ЗВУКА— способ приведения в действие голосовых связок при образовании голоса. Различают твердую, мягкую, придыхательную А. звука. При твердой атаке звук голоса возникает резко, голосовые связки плотно смыкаются и приходят в колебание только после того, как под напором выдыхаемого воздуха смычка взрывается. При мягкой атаке звук голоса возникает менее резко, связки приходят в колебание в момент их смыкания. Придыхательная атака характеризуется тем, что звучанию голоса предшествует шум (придыхание), возникающий от того, что выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель еще до смыкания связок и их колебания.
АТАКСИЯ— расстройство координации, согласованности действия мышц, проявляющееся в несоответствии объёма, размаха, темпа, точности, направления движений. Наступает при
поражении мозжечка, вестибулярного лабиринта и путей глубокой чувствительности.
АТРОФИЯ— притупление, утрата какого-либо чувства, свойства. При А. орган (ткань) уменьшается в объеме за счёт уменьшения размеров части клеток. Патологическая А. возникает в результате действия разнообразных факторов, вызывающих нарушения питания тканей.
АУДИОГРАММА— графическое изображение на специальной сетке данных исследования слуха с помощью специального прибора-аудиометра.
АУДИОМЕТРИЯ— измерение остроты слуха.
АУТИЗМ — болезненное состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отстранением от внешнего мира, погружением в мир собственных внутренних переживаний. При А. часто события настоящего смешиваются с прошедшим, реальное — с фантастическим. У детей А. выражается нарушением поведения, фантазиями, снижением активности в играх. Дети становятся мрачными, замкнутыми, теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми, уменьшается речевой контакт. Иногда ребенок перестает пользоваться речью (мутизм), не реагирует на речь окружающих.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА— психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности, значимой для субъекта деятельности. Выделяют две степени А.т.:
1) обучение релаксации, создание ощущений тяжести, теп
ла, холода, свидетельствующих об управлении вегетативными
функциями;
2) создание гипнотических состояний различного уровня.
АФАЗИЯ— полная или частичная утрата речи, вызванная
очаговыми поражениями головного мозга (сосудистыми нарушениями, инсультами, воспалительными заболеваниями мозга — энцефалиты, абсцессы), черепно-мозговыми травмами. А. представляет собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, проявляется в нарушениях фонемати-
11 — 1329
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
ческой, морфологической и синтаксической структур речи, понимании речи при сохранности движений речевого аппарата. Выделяют следующие формы афазии:
1) афферентная моторная — нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими, нарушение самостоятельного письма и письма под диктовку;
2) эфферентная моторная — нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов;
3) сенсорная — нарушение восприятия всех звуков независимо от их тональной характеристики при сохранении остроты слуха; затруднения в понимании устной речи, письма под диктовку при сохранности тех видов речевой деятельности, которые не нуждаются в акустическом анализе звуков речи, например, списывания, чтения;
4) акустико-мнестическая — расстройство слухоречевой памяти в виде трудностей понимания речи окружающих, названия предметов и их изображений, удержания и воспроизведения слов и коротких фраз;
5) семантическая — нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций (типа: брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.) в сочетании с нарушением счета, пространственного мышления;
6) динамическая — нарушение последовательной организации речевого высказывания, проявляющееся в нарушениях планирования речи, нарушение связной устной и письменной активной речи, трудности актуализации слов, обозначающих действия.
АФФЕКТ— вид эмоционального состояния, сильное, кратковременное, бурно протекающее чувство (ярость, восторг, ужас и т.п.).
АФФЕРЕНТНЫЙ— приносящий, несущий к центру.
АФОНИЯ— отсутствие звучного голоса при сохранной шепотной речи. Наблюдается при острых и хронических заболеваниях гортани, воспалительных процессах, параличах гортанных мышц, опухолях, Рубцовых изменениях голосовых связок (истинная или гортанная афония), а также при истерике и дру-
гих неврозах (функциональная или истерическая А.). Непосредственная причина А. — несмыкание или неполное смыкание истинных голосовых связок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха.
АФФРИКАТ— согласный звук, представляющий собой слитное сочетание смычного согласного с щелевым того же места образования.
БАТТАРИЗМ— патологически ускоренный темп речи, одна из разновидностей тахилалии. При Б. речевое дыхание нарушено, слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, нечетко, не договариваются, «с захлебыванием», речь неразборчива. Нередко фонематическим недостаткам речи при Б. сопутствует нарушение ее синтаксиса, последовательности выражения мысли. Б. — одно из проявлений общей повышенной возбудимости и чаще всего встречается у детей-невропатов.
БИЛИНГВИЗМ— см. двуязычие.
БРАДИКИНЕЗИЯ— общая замедленность движений.
БРАДИЛАЛИЯ— патологически замедленный темп речи с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. Синоним — брадифразия. Б. представляет собой частное проявление замедленных нервных процессов, общей вялости, заторможенности.
БРОКА ЦЕНТР— центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария. При поражении Б.ц. человек не может произносить слова (моторная алалия и афазия). В осуществлении моторной функции речи кроме этой области принимают участие другие зоны коры мозга (премоторная и др.).
БУКВА— графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков (фонем) и их разновидностей. Одна и та же Б. может обозначать разные звуки. С другой стороны, один и тот же звук может передаваться разными буквами. Одна Б. может передавать не один звук, а два, например, буквы я, е, ю. В русском алфавите есть буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.
БУЛЬВАРНЫЙ ПАРАЛИЧ— клиническое проявление заболевания продолговатого мозга. Отмечается поражение расположенных в продолговатом мозгу ядер двигательных черепно-
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
мозговых нервов — языко-глоточного, блуждающего, подъязычного. Нередко поражаются также лицевой и тройничный нервы. Б.п. характеризуется периферическим параличом мышц языка, губ, неба, глотки, голосовых связок, надгортанника и проявляется нарушением глотания — дисфагией. При Б.п. обычно наблюдается расстройство артикуляции (см. дизартрия): речь невнятна, смазана, с носовым оттенком. Иногда невозможна устная речь.
БЫТОВАЯ ЛЕКСИКА— слова повседневного обихода, называющие предметы и явления быта, т.е. общего уклада жизни, окружающей нас обстановки, обычаев, нравов и т.д.
ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК— задненебный звук (например, г, к, х).
ВЕРБАЛЬНЫЙ— словесный или глагольный.
ВЕРНИКЕ ЦЕНТР— участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария, является центром восприятия речи. При поражении этой области человек воспринимает звуки речи, но утрачивает способность восприятия смысла слов (сенсорная алалия и афазия).
ВЗРЫВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ— смычные согласные, при произношении которых смычка разрывается. Синонимы: мгновенные, экспозивные, смычно-взрывные согласные.
ВИБРАНТ— дрожащий согласный.
ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ— речь в собственном смысле, т.е. облеченная в звуке, имеющая звуковое выражение.
ВНИМАНИЕ— направленность психической деятельности на одни предметы и явления при одновременном отвлечении от других. Физиологическая основа В. — наличие доминирующих очагов возбуждения при более или менее значительном торможении остальных участков коры (закон отрицательной индукции нервных процессов). В. бывает произвольным и непроизвольным. Простейшей и начальной формой внимания, возникающего без специального намерения человека, является ориентировочный рефлекс. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель — обращать внимание на определенные объекты путем волевых усилий.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ— скрытая, незвучная речь, различные виды использования языка (языковых значений) вне
процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа В.р.:
1) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации;
2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;
3) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах смысла (типа, программы) речевого высказывания и его содержательных частей.
ВНУШЕНИЕ— процесс воздействия на психическую сферу человека, связанную со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Передача внушения происходит через органы чувств, в основном через слуховой и зрительный анализаторы. Внушение широко применяется в медицине для корррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия), используется при комплексном подходе к устранению заикания у подростков и взрослых.
ВОСПРИЯТИЕ— психический процесс отражения предметов и явлений объективного мира в совокупности их различных частей и свойств, действующих в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Связано с мышлением, памятью, вниманием.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ— один из процессов памяти. Имеет место оживление в сознании прошлых воспоминаний, чувств, словесного материала, стремлений, действий, происходящих в результате активизации ранее образовавшихся систем временных связей, которые возникают в мозгу человека при отражении им действительности.
ВЫСОТА ТОНА— качество звука, зависящее от частоты колебаний голосовых связок в единицу времени: чем больше
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
колебаний, тем выше звук, чем меньше колебаний, тем ниже звук.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с окружающими условиями на основе выработки и торможения временных связей.
ГЕМИПЛЕГИЯ — паралич мышц одной половины тела. Неполная степень Г. носит название гемипареза.
ГЕНЕЗИС — происхождение.
ГИМНАСТИКА РЕЧИ — система упражнений для речевых органов по инструкции логопеда.
ГИПЕРАКУЗИЯ — повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих. Наблюдается при сенсорных нарушениях.
ГИПЕРКИНЕЗ — чрезмерные непроизвольные движения, обширная группа двигательных расстройств, возникающих при органических и функциональных нарушениях коры, подкорковых образований головного мозга. В зависимости от характера двигательных нарушений различают:
1) атетоз — медленные, вычурные, червеобразные движения пальцев верхних и нижних конечностей и мышц лица;
2) торзионная дистония — движения, родственные атетозу, но захватывающие мышцы туловища; в положении лежа они обычно исчезают;
3) хореический гиперкинез — быстрые, размашистые, беспорядочные неритмичные движения без напряжения, возникающие в различных частях тела при сниженном тонусе мышц;
4) миоклония — быстрые, молниеносные клонические сокращения отдельных мышц или мышечных групп;
5) тики — быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся движения определенной группы мышц, чаше всего лица, реже шеи, плечевого пояса, производящие впечатление нарочитого гримасничания (частое моргание, приподнимание бровей кверху, пожимание плечами и др.); тики не нарушают произвольных движений;
6) дрожание (тремор) — насильственные колебательные движения, охватывающие все тело или его части.
ГИПОАКУЗИЯ — понижение остроты слуха.
ГИПНОЗ — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания. Возникает в результате специальных воздействий гипнотизера.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ — звуки, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) почти при полном отсутствии шума. В основу классификации гласных по их артикуляции положены следующие признаки: степень подъема языка, место его подъема, участие или неучастие губ. Г.з. могут быть сильными (под ударением) и слабыми (вбезударном слоге).
ГЛУХОНЕМОТА — отсутствие или глубокое нарушение слуха и связанное с этим отсутствие речи.
ГНУСАВОСТЬ — неприятный носовой оттенок звуков речи и голоса.
ГОЛОС — совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. Г. является одним из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга.
ГУБНО-ЗУБНЫЕ СОГЛАСНЫЕ — согласные, образуемые сближением нижней губы с верхней.
ГРАФЕМА — основная структурная единица, входящая в систему письменного варианта данного языка; обозначение фонемы на письме буквой.
ГУЛЕНИЕ — голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяца жизни, ранняя стадия лепета.
ДАКТИЛОЛОГИЯ — ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и с людьми, имеющими слух, знакомыми с Д. Дактильные знаки заменяют буквы, по начертанию знаки напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов.
ДВУЯЗЫЧИЕ — одинаково совершенное владение двумя языками.
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
ДЕБИЛЬНОСТЬ— наиболее легкая степень олигофрении, при которой дети владеют речью, элементарными навыками письма и счета, а в дальнейшем и всей программы вспомогательной школы; могут приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь.
ДЕМЕНЦИЯ— слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики и памяти, огрубление эмоций. В отличие от олигофрении нарушение деятельности мозга при Д. наступает после периода нормального развития ребенка в силу целого ряда возможных причин (шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваний мозга, его травмы). Интеллектуальный дефект при Д., как правило, необратим.
ДЕФЕКТ— физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи.
ДЕОНТОЛОГИЯ— учение о педагогической этике, эстетике, нравственности, в частности, о том, как логопед должен строить свои взаимоотношения с логопатом, его родственниками и с коллегами по работе.
ДЕПРИВАЦИЯ— недостаточное удовлетворение основных потребностей.
ДЕКОМПЕНСАЦИЯ— расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболеваний, повреждений).
ДЕФЕКТОЛОГИЯ— наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психические недостатки. Выделяются самостоятельные области Д.: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ— вид учебных нагляд ных пособий.
ДИЗАРТРИЯ— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Отмечается расстройство артикуляции, затруднение
в произношении согласных звуков речи из-за пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, участвующих в моторной функции речи. Речь становится неясной, смазанной, невнятной или растянутой, замедленной, прерывистой. В зависимости от локализации выделяют дизартрию: бульбарную, псевдобуль-барную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП— относительно устойчивая система условных и безусловных рефлексов.
ДИСГРАФИЯ— частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо осуществляется со стойкими, грубыми и своеобразными ошибками, не связанными со знанием грамматических правил. Выделяют следующие виды Д.: артикулярно-акустическую, на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическую и оптическую. Д. обычно сопровождают расстройства устной речи (алалии, афазии, дизартрии, дислалии), наблюдается при тугоухости, олигофрении, но может возникать и самостоятельно.
ДИСЛАЛИЯ— расстройство звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По причинам возникновения различают Д. функциональную и механическую (органическую).
ДИСЛЕКСИЯ— частичное специфическое нарушение процесса чтения. При Д. наблюдаются замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких, а также замены графически сходных букв, искажения звуко-сло-говой структуры слов, аграмматизм, нарушения понимания прочитанного. Выделяют следующие виды дислексии: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестичес-кую, оптическую, тактильную. В основе Д. чаще всего лежат отклонения в устной речи, выражающиеся в ограниченном словаре, нарушениях грамматического строя речи, а также в дефектах фонематического восприятия и недостатках произношения звуков.
ДИСФОНИЯ— расстройство голоса из-за острых и хронических заболеваний гортани. Голос при Д. сохраняется, но становится неполноценным — слабым, хриплым, дрожащим, срывающимся.
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
ДИКЦИЯ— четкое, внятное, выразительное произношение слов.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯзвуков — этап в коррекционной работе по воспитанию правильного произношения звуков, направленный на развитие у логопатов умения отличать данный звук от близкого по звучанию или по месту и способу образования.
ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ— дидактический принцип, согласно которому обучение строится с учетом уровня подготовки учащихся, их возрастных, индивидуальных способностей.
ЗАИКАНИЕ— расстройство коммуникативной функции речи, при котором плавность ее течения прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями, растягиванием отдельных слогов, слов. Обусловлено речевыми судорогами (клоническими, тоническими, смешанными).
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ— нарушение нормального темпа психического развития детей.
ЗВУК РЕЧИ— элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук — часть слова, кратчайшая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию.
ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО— расстройство письменной речи, при котором написание букв и слов подобно отраженному в зеркале.
ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ— инструменты из нержавеющего металла, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ— восприятие, понимание речи. Устная И. р. нормально выражается в слуховом восприятии произносимого, письменная И.р. — в зрительном восприятии текста (чтении).
ИНВЕРСИЯ— обратный порядок слов.
ИННЕРВАЦИЯ— снабжение органов и тканей нервами.
ИНСПИРАЦИЯ —вдыхание.
ИНФАНТИЛИЗМ— отсталость развития, сохранение во взрослом состоянии физического строения или поведения, присущих детскому возрасту.
ИРРАДИАЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ— распространение возбудительного процесса из очага его возникновения на окружающие нервные клетки.
ИТЕРАЦИЯ— повторение, запинки, повторы в речи.
КАТАМНЕЗ— сведения о больном после выздоровления.
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ— ощущения положения и движения органов и частей собственного тела.
КОММУНИКАТИВНЫЙ— относящийся к общению как передаче интеллектуального содержания, в отличие от эмоционального, т.е. выражения печали, радости и других чувств, составляющих содержание некоммуникативных высказываний.
КОМПЕНСАЦИЯ— возмещение нарушенной функции, функциональная перестройка.
КОНВЕРГЕНЦИЯ— изменение, выражающееся в сходстве или даже в совпадении разных звуков языка.
КОНТАМИНАЦИЯ— ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов (белок и желток — «белток»). Возникновению К. способствует смысловая и фонетическая близость слов. К. отмечается при алалии и афазии, но может встречаться и у здоровых людей в виде оговорок.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА— (специальная педа гогика, дефектология) относится к педагогическим наукам и изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в физическом или психическом развитии.
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ— исправление недостатков произношения звуков.
ЛАРИНГОСПАЗМ— судорожное сокращение мышц гортани, голосовых складок.
ЛАТЕРАЛЬНЫЙ— боковой звук.
ЛЕПЕТ— голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера. Появляется Л. обычно после гуления, в 5-6 месячном возрасте, состоит из различных сочетаний гласных и согласных звуков, как имеющихся в родном языке ребенка, так и отсутствующих в нем.
ЛОГОНЕВРОЗ— невроз, проявляющийся в форме расстройства речи — заикания.
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
ЛОГОПАТ— человек с дефектной речью.
ЛОГОПЕД— учитель, занимающийся устранением дефектов речи у детей и взрослых.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ— специальное учреждение, в котором под руководством учителя-логопеда проводятся занятия по устранению недостатков устной и письменной речи.
ЛОГОПЕДИЯ— наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, раздел коррекционной педагогики.
ЛОЖНЫЕ ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ— складки, образуемые слизистой оболочкой гортани.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ— место развития каких-либо явлений, процессов.
МАКРОГЛОССИЯ— разрастание мышц языка, редкая врожденная аномалия.
МАНОРАЛЬНАЯ СИСТЕМА— система ручных знаков, дополняющих недоступные глазу элементы артикуляции звуков. С помощью различного положения кисти и пальцев руки, помещенной на груди под подбородком, обозначаются сомкнутые или разомкнутые голосовые связки, поднятое или опущенное мягкое небо, а также некоторые признаки артикуляции языка, неуловимые или трудноуловимые для глаза. Знаки М. с. служат вспомогательным средством для чтения с губ.
MEДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ— специальное учреждение, проводящее комплексное медико-психолого-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения.
МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ— система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием, направленных на преодоление аномалий развития. С. м. разрабатывается применительно к разным типам специальных школ и дошкольных учреждений с учетом особенностей развития различных категорий аномальных детей.
МИМИКА— движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека (радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.).
МИМИКО-ЖЕСТИКУЛЯТОРНАЯ РЕЧЬ— вынужденная форма общения глухонемых людей, не владеющих словесной речью, самостоятельная, хотя и примитивная форма общения и мышления. Основой ее является система жестов, каждый из которых имеет свое значение. Используется также мимика, которая не только выражает чувства, состояния, но и изменяет значение жеста.
МИОКЛОНИЯ— гиперкинез; быстрые и короткие подергивания отдельных мышц или мышечных групп.
МОДУЛЯЦИЯ ГОЛОСА— изменение высоты голоса, связанное, в частности, с интонацией. М.г. страдает при тугоухости и особенно при глухоте, речь становится монотонной. При обучении используется звукоусиливающая аппаратура, специальные упражнения.
МОНОПЛЕГИЯ— паралич одной конечности.
МОТОРИКА— система двигательных реакций человека и животного.
МУТАЦИЯ ГОЛОСА— изменение голоса в период полового созревания в связи с интенсивным ростом гортани.
МУТИЗМ— нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. М. носит временный характер, но иногда может продолжаться годами. В его основе лежит торможение речедвигательного анализатора как реакция ослабленных корковых клеток на тот или иной сверхсильный для них раздражитель (непосильное требование, конфликт, обида и т.д.). Возникает у застенчивых, робких, неуверенных в себе детей. Иногда М. составляет часть общей картины психогенной травмы, например, при остром психическом шоке.
МЫШЛЕНИЕ— обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений действительности. Оно опирается на чувственное познание (ощущения, восприятие, представления, образную память), но выходит за его пределы и развивается у человека в тесной связи с речью. М. является общественно обусловленным процессом познавательной деятельности, наиболее высоким ее уровнем. Физиологическая основа М. — аналитико-синтетическая замыкательная деятельность коры головного мозга. У детей с нормальным интеллектом и здоровой анализа-
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
торной системой развивается наглядно-действенное мышление, а на его основе — наглядно-образное.
Важнейшим этапом в развитии М. является процесс овладения речью, открывающий возможности развития словесно-логического М.
НАВЫКИ— автоматизированные действия.
НАГЛЯДНОСТЬВ ОБУЧЕНИИ— дидактический прин цип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Использование наглядных средств способствует не только созданию у детей образных представлений, но и формированию понятий, уяснению отвлеченных связей и зависимостей.
НАЗАЛИЗАЦИЯ— приобретение звуками, в основном согласными, носового оттенка вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.
НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА— отсутствие или расстройство фонации вследствие нарушений в голосообразую