Психотерапия и психокоррекция в системе комплексной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии
Психотерапия и психокоррекция — это две взаимосвязанные формы психологического воздействия в целях сохранения здоровья людей.
Психотерапия — это комплексное лечебно-психолого-педагогическое воздействие на психику с целью устранения или предупреждения болезненных проявлений, развития адекватного отношения к себе, своему дефекту и окружающей среде. Психотерапия у детей с отклонениями в развитии тесно связана с лечебно-педагогическими коррекционными мероприятиями, со всем процессом лечения, обучения и воспитания. Для проведения психотерапии специалист должен быть хорошо ориентирован в специфике заболевания ребенка.
Психические особенности детей дошкольного возраста (повышенная внушаемость, эмоциональная чувствительность, привязанность к врачу, воспитателю, педагогу) раскрывают широкие возможности для эффективного использования психотерапии. У многих детей с отклонениями в развитии рано возникают вторичные эмоциональные расстройства реактивного характера в виде чувства неуверенности, страха речевого общения, пониженного фона настроения, проявления чрезмерной обидчивости, состояния тревоги, напряженности. Эти эмоциональные расстройства еще более ослабляют нервную систему ребенка и создают благоприятные условия для развития различных невротических реакций (заикания, энуреза, страхов, тиков и т.п.).
В работе с дошкольниками широко используется игровая психотерапия. Впроцессе игры ребенок обучается адекватному взаимоотношению с окружающими. Игротерапия включает специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотера-
Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...___________
певтической работы при прослушивании сказок, рисовании и т.п. (50).
Цель коррекционной педагогики — не воспитание и обучение здоровых детей, а перевоспитание и переобучение аномального ребенка с учетом особенностей его развития. Основное средство коммуникативности — слово. Оно же является основным средством психотерапии. В работе сдетьми и подростками с различными отклонениями в развитии используется широкий спектр психотерапевтических методов: групповых, индивидуальных, семейных, рациональных и суггестивных.
Методы и приемы психокоррекции выступают на первый план, когда речь идет о детях «еще не больных, но уже не здоровых», о начинающих складываться формах невротического реагирования и дезадаптированного поведения. Таким образом, психотерапию можно рассматривать как метод лечения, а психологическую коррекцию — как метод профилактики, перестройки психологических факторов риска у детей, воссоздание гармоничных отношений в семье. Начальным этапом психокоррекции является комплексная диагностика различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности с использованием специально подобранных психологических методик.
Психокоррекционный комплекс состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реализует различные задачи и состоит из специфически организованных методов и приемов.
Блок 1 — диагностический.
Цели:
— диагностика психологических факторов риска;
— формулирование психологических факторов риска для каждой семьи;
— формулирование общей программы психологической коррекции.
Блок 2 — установочный.Цели:
— снятие напряженности в связи с переживанием острого
внутрисемейного кризиса;
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
— достижение облегчающего и расслабляющего эффекта;
— повышение уверенности родителей в возможности достижения позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье;
— переформулировка запроса, целей психологической коррекции;
— создание активной установки на психокоррекционную работу.
Блок 3 — коррекционный.Цели:
— гармонизация процесса развития ребенка;
— достижение перехода от негативной к позитивной фазе критического периода;
— гармонизация игровой деятельности;
— достижение «открытия "Я"»;
— преодоление внутрисемейного кризиса;
— расширение сферы осознанности мотивов воспитания;
— снятие противоречий между конфронтирующими моти-вационными тенденциями;
— изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, расширение знаний о психологии семейного воспитания.
Блок 4 — оценка эффективности.Цели:
— оценка изменений в психологических факторах риска в
процессе коррекции;
— оценка эффекта коррекции (64 , с. 49-63).
Психотерапия в дефектологии развивалась преимуще
ственно в логопедии, при лечении и коррекции заикания.
Только в последние годы появились исследования по психо
терапевтической коррекции в сурдопедагогике, олигофрено
педагогике.
Применение методов психотерапии в логопедииКлиническое изучение больных, страдающих заиканием, и психотерапевтическое воздействие на них уходит своими корнями во вторую половину XIX и начало XX в. Психотерапия в качестве одного из средств лечебно-оздоровительного воздействия входит в комплексный метод устранения заикания и подростков и взрослых. При этом Б.З. Драпкин пред-
Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...
лагает использовать при коррекции заикания такие методы психотерапии, как: аутотренинг, рациональная или разъяснительная психотерапия, суггестивная психотерапия.
Например, в процессе группового внушения в состоянии психофизического покоя больным внушается хорошее самочувствие, настроение, нервное спокойствие, улучшение сна, памяти, а также — надежда на выздоровление, упорство в достижении поставленной цели, уверенность, активность, желание вступать в речевое общение, быстрейшее овладение новыми речевыми навыками и т.д. Длительность лечения — примерно 1 час, за это время можно провести три-четыре внушения. Курс лечения включает 10-15 сеансов.
Гипносуггестия, осуществляемая врачами со специальной подготовкой, и продолжительный отдых в состоянии гипнотического сна эффективны при лечении общеневротических и фобических нарушений. Мощным психотерапевтическим методом при лечении заикания является эмоционально-стрессовое внушение в бодрствующем состоянии, разработанное К.М. Дубровским. Этот метод внушения опирается на возможность образования в ситуации эмоционального напряжения в сознании больного мощного доминантного очага: «Я освободился от заикания, я здоров, я все могу!» Доминантная уверенность в выздоровлении во многих случаях приводит к полному исчезновению или значительному уменьшению заикания на тот или иной период времени.
Работа над дыханием занимает значительное место в большинстве психотерапевтических систем. В основном используется «парадоксальная» дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, в процессе которой автоматизируется нижнедиафрагмальное дыхание, разрушаются стойкие патологические дыхательные стереотипы, оказывается мощное эмоционально-положительное влияние на больных, автоматизируется речь на задержанном дыхании.
Е.Ю. Pay в модифицированном варианте эмоционально-стрессовой терапии к заикающимся детям дошкольного возраста предлагает осуществлять реконструкцию личности посредством применения игровой психотерапии, в частности, ролевой игры. Правильный подбор ролей обеспечива-
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
ется предварительной психолого-педагогической диагностикой. Ролевые характеры были взяты из известных произведений: царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина, Фея из «Золушки» Е.Л. Шварца, Буратино и др. Дети знакомятся с художественными образами, привыкают к своей роли, окончательное введение в роль происходит на сеансе эмоционально-стрессовой терапии.
Ю.Б. Некрасова в качестве одной из психотерапевтических методик для купирования заикания предлагает библиотерапию как терапию словом, заключенным в художественную форму в сочетании с книговедением, психологией и психотерапией. Библиотерапия в основном используется на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся в виде чтения и анализа произведений художественной литературы, специально подобранных для каждого больного. Методика библиотерапии имеет диагностическую, психотерапевтическую, моделирующую и коммуникативную функцию.
Л.З. Андронова-Арутюнян рассматривает заикание как устойчивое патологическое состояние и строит лечение как его дестабилизацию, используя средства эмоционально-стрессовой психотерапии. В процессе лечения сознательно участвуют сами заикающиеся. Между заикающимся и логопедом устанавливаются отношения равноправия и взаимной ответственности. При этом задача логопеда — указать пациентам путь к излечению, а задача заикающихся — самостоятельно пройти этот путь.
Возможности использования психотерапии в коррекционной педагогике
Впоследние годы в связи с интенсивным развитием психологических методов коррекции, основанных на использовании социально-психологических закономерностей межличностного взаимодействия, право на существование получили и немедицинские модели психотерапии, в частности, психологическая модель.
Говоря о роли психотерапии в практике специальной (коррекционной) школы, необходимо отметить, что психотерапия в широком смысле слова всегда присутствовала в деятельности педагогов-дефектологов. В любом типе специ-
Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...__________
ального учебного заведения находятся дети, имеющие помимо основного дефекта вторичные личностные и поведенческие отклонения, нарушения интеллектуального, эмоционального и психосексуального развития. В этой связи учителя и воспитатели зачастую интуитивно обращаются к психотерапевтическим методикам. Сходство между психотерапией и коррекционной педагогикой заключается в управлении взрослым психическим развитием ребенка с отклонениями в развитии, для чего организуются специальные условия, используются преимущественно словесные методы воздействия. В то же время психотерапевтическое воздействие во многих случаях опирается как раз на неосознаваемые субъектом стороны психики с помощью директивного или косвенного внушения.
Проведенные в последние годы исследования подтверждают необходимость создания психотерапевтической службы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8-го вида (вспомогательных школах). Выбор конкретных психотерапевтических приемов должен находиться в строгой зависимости от интеллектуальных и личностных особенностей детей, специфики их микросоциальных условий развития.
При исследовании степени выраженности внушаемости школьников с интеллектуальным недоразвитием наряду с детьми, отнесенными к группе сильновнушаемых испытуемых (24%), довольно большую группу составили испытуемые, вовсе не отреагировавшие на словесные внушения (22%), что может являться одной из причин основных трудностей при обучении, воспитании и социальной адаптации детей-олигофренов.
Внушение необходимо применять по отношению к детям с пониженной способностью к восприятию логических построений, с выраженными дефектами аффективно-личностной сферы. С помощью психотерапии можно поставить перед ребенком цели, которые он сам не в состоянии наметить; перестроить и наладить взаимоотношения с окружающими; пробудить имеющиеся скрытые резервы; обучить саморегуляции в реальной жизни ив стрессовых ситуациях и др.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
Психокоррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), должна начинаться с момента их поступления в специальную школу и иметь две основные задачи — оказывать помощь в преодолении их специфической незрелости и содействовать в разрешении индивидуальных и межличностных проблем. Так, целенаправленное использование игровой деятельности с младшими школьниками с ЗПР способствует формированию у них позитивного отношения к учению, успешному овладению навыками общения с одноклассниками и учителем, содействует росту творческих и интеллектуальных способностей детей. В психокоррекционной работе с учениками среднего звена специальной школы-интерната для детей с ЗПР психолог использует индивидуальные и групповые методы коррекции по типу социально-психологического тренинга, которые направлены на формирование у школьников чувства собственной ценности, уважения к личности другого, на выработку навыков адекватного самовыражения.