Критические периоды развития речи

Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприя­тию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние ка­ких-либо вредоносных воздействий, то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вслед­ствие устранения ряда необходимых условий для форми­рования речи (нарушение речевого общения с взрослыми, потеря слуха и т. п.), либо вследствие появления новых «вредоносных» факторов (резкое увеличение сенсорной ин­формации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и др.).





Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

Развитие речи в онтогенезе



Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут привести к задержке, искажению и патоло­гии речевого развития. В этом сензитивном периоде речево­го развития отмечаются и гиперсензитивные фазы (крити­ческие периоды речевого развития).

Первая гиперсензитивная фазаотносится к периоду на­копления первых слов (от 1 года до 1,5—2 лет). В этот период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведе­ния, происходит интенсивное развитие корковых речевых зон мозга, в частности, зоны П. Брока (14-18 мес).

Адекватное речевое общение взрослого с ребенком в этот период позволяет ребенку достаточно быстро накап­ливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нор­мального развития фразовой речи, с другой стороны, не­достаточное речевое общение с взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению фор­мирующейся речи.

Это проявляется в задержке появления первых слов, в «забывании» слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фазав развитии речи относит­ся в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой ре­чью, когда происходит переход от ситуативной к контекст­ной речи, что требует большой согласованности в работе цен­тральной нервной системы (речедвигательных механизмов, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Некоторая рас­согласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к из­менению поведения, может наблюдаться упрямство, негати­визм и т.д.

Реализация речевого замысла в этом возрасте обычно со­провождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением, что отражается на характере устной речи. В речи ребенка могут появиться паузы, возникающие не толь­ко между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов. Появление пауз внутри слов как между слогами, так и

внутри слогов характерны для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.

Помимо пауз появляются повторения слогов, слов или сло­восочетаний — физиологические итерации.Этот период со­провождается определенными особенностями речевого дыха­ния и выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.

У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности: он много говорит, задает множество вопросов, активно общается со взрослыми. Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также лю­бые виды сенсорных деприваций могут не только задержать темп речевого развития, но и привести к патологии речи (заикание).

Третий гиперсензитивный периоднаблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самосто­ятельное порождение текста. В этот период, когда у ребен­ка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутренней речи во внешнюю, могут наблюдаться «сбои» речевого дыхания в момент произнесе­ния сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматическо-го оформления высказывания.

Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чув­ствителен к качеству речевых образцов речи взрослых, с другой стороны, предъявление повышенных требований и, как следствие, психические стрессы могут привести к воз­никновению заикания, а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недоста­точной сформированности монологической речи (3).

Критические периоды развития речи играют роль пред­располагающих условий для возникновения нарушений речи; они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — ге­нетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункци­ей со стороны нервной системы и др.





Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

Анатомо-физиологические механизмы речи



Наши рекомендации