Шаги в работе с проблемным поведением
Фаза наблюдения
Наблюдение и запись поведения (точное описание\определение поведения, предшествующие раздражители, вмешательства, индивидуальные факторы).
Фаза анализа
Оценка наблюдения\записей и выдвижение гипотезы в отношении причин или функций поведения
Фаза реализации
Разработка стратегий вмешательства
§ определение поведения сотрудников (наибольший общий знаменатель),
§ защита клиента и других лиц,
§ послание – НЕТ\стремление избегать «усилителей»;
Развитие необходимых рамочных условий на основе индивидуальных запросов клиентов, вытекающих из их аутичных и других ограничений\нарушений:
§ предвидеть возможное поведение,
§ предъявлять понятные требования\постановки задач,
§ использовать сильные стороны и интересы клиента при выполнении какой-либо деятельности,
§ заботиться о смене видов деятельности,
§ принимать во внимание сенсорные аспекты (перенасыщение раздражителями),
§ тренировка техники расслабления (релаксации);
Разработка программ содействия альтернативным способам поведения по отношению к функциям проблемного поведения:
§ достижение баланса между функцией проблемного поведения и профилем способностей клиента в этой области,
§ разработка программы содействия на основе имеющихся способностей клиента и регулярные тренировки (желаемых) способностей\способов поведения клиента вне конфликтной ситуации, т.е. выравнивание рамочных условий (подгонка рамочных условий, необходимых для клиента),
§ направление в определенное русло способов поведения, для которых в настоящее время еще не существует альтернативных программ (время, место, материал).
Функциональный анализ поведения.
Поведение всегда имеет определенную функцию. При функциональном анализе речь идет о том, чтобы увидеть и понять поведение в его взаимосвязи. Поэтому очень важно провести точное наблюдение за тем, когда поведение проявляется, и на основе следующих факторов выдвинуть гипотезу о возможных функциях:
Индивидуум
§ Общий уровень развития/способностей клиента (какими возможностями обладает клиент
для того, чтобы по возможности альтернативно вести себя в ситуации).
§ Самочувствие клиента в настоящее время, например, усталость, чувство голода, общее
недомогание (болезнь, боли), влияние приема медикаментов.
§ О чем в настоящее время думает клиент, например, определенные ожидания со стороны
клиента, которые, возможно, не осуществляются.
§ Образовательный уровень (например, ситуация напоминает о прежнем опыте и вызывает
определенную реакцию).
Раздражители, предшествующие (предшествовавшие) ситуации. Предшествующая ситуация или ситуация, в которой непосредственно наблюдается поведение
§ Пространственное окружение: помещение, присутствующие лица, социальные факторы,
сенсорные аспекты.
§ Задание, вид деятельности: форма деятельности, вид и способ дачи указаний со стороны
персонала, длительность и ясность постановки задачи, уровень сложности задания, интерес со стороны клиента (мотивация), социальные компоненты/требования.
Последствия
Прямые последствия, следующие за поведением:
§ какая форма и какой объем внимания содержится в реакции на поведение;
выход из неприятной ситуации (например, смена помещения);
§ окончание (неприятного для клиента) требования;
§ опыт с чем-то приятным (например, шум или другие сенсорные раздражители);
§ начало/причина предсказуемого эпизода поведения.
Дети в возрасте от 0 до 5 лет | ||
Возможные темы | Стресс в семье | |
§ Установление диагноза § Сообщение диагноза родителям и близким § Осмысление и восприятие диагноза § Поиск возможностей помощи семье § Обсуждение проблемы стигматизации (на ребенка навешивают отрицательные ярлыки) § Поддержка и понимания со стороны окружающих | § Неясности в отношении диагноза § Отсутствие непрерывного диагноза § Хроническое недосыпание вследствие нерегулярного сна ребенка и уровня его активности § Ребенок не может ясно выразить свои потребности § У ребенка наблюдаются отклонения в поведении § У ребенка отсутствует чувство страха § Ребенок проявляет особенности при приеме пищи § Ребенок не реагирует на членов семьи § Чувство неловкости в обществе | |
Школьный возраст (от 0 до 6 лет) | ||
§ Развитие навыков для преодоления трудностей в быту § Определение подходящей формы обучения в школе § Пользование льготами со стороны государства § Пользование специальными возможностями терапии | § Отсутствие или неподходящие структуры снабжения § Родители все больше понимают и осознают ограничения своего ребенка § Ребенок подвергается дискриминации со стороны соучеников и общества § Как и раньше, наличие трудностей в повседневной жизни (посещение туалета, прием пищи) § Ребенок проявляет сверхактивность, агрессивность к окружающим § Уменьшение финансовых и эмоциональных ресурсов § Возрастающая нагрузка на братьев и сестер, а также на отношения супругов | |
Юношеский возраст (от 13 до 21 года) | ||
§ Чувство постоянной дискриминации § Проблемы с предстоящей половой зрелостью и сексуальностью § Преодоление изоляции и отрицательного отношения со стороны окружающих § Планирование в отношении приобретения профессии § Проведение свободного времени\хобби § Дискуссия об эмоциональных и физических изменения в связи с предстоящей половой зрелостью § Планирование дополнительной помощи или терапии | § Проблемы сексуальности § Чувство неловкости в обществе § Трудности в отношении профессиональных возможностей § Тревоги, связанные с обстоятельствами дальнейшей жизни и работы молодого человека, когда родители становятся старше § Начало эпилепсии | |
Взрослый человека (возраст от 21 + ) | ||
§ Планирование ухода за взрослым § Осознание необходимости помещения его в интернат § Критический анализ всесторонней зависимости § Планирования проживания вне семьи § Начало профессиональной деятельности | § Проблемы сексуальности § Чувство неловкости в обществе § Трудности с возможностями в получении профессии § Тревоги, связанные с обстоятельствами дальнейшей жизни и работы, когда родители становятся старше § Начало эпилепсии | |