Диагностика и помощь - краткий обзор
Как уже упоминалось выше, аутизм до сих пор остается неизлечимым заболеванием, но благодаря целенаправленной индивидуально подобранной помощи такие люди могут достичь достаточно высокой степени независимости и качества жизни. Таким образом, необходима своевременная ранняя диагностика. К сожалению, аутизм все еще определяется слишком поздно, в большинстве случаев только в школьном возрасте, хотя родители, как правило, задолго до этого замечают странные формы поведения и обращаются к специалистам. Из-за недостаточных знаний врачей, психологов и воспитателей об этом заболевании очень часто теряется драгоценное время, в течение которого уже можно было бы проводить терапевтические мероприятия.
Основой диагностики является наблюдение за поведением, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса лиц, которые, как правило, находятся всегда рядом с человеком с аутизмом. Ядро основательной диагностики образуется обычно комбинированием двух стандартных методов, которые учитывают критерии системы классификации DSM-IV или МКБ-10: структурированное наблюдение с помощью ADOS (Диагностическая шкала наблюдений для аутистических заболеваний) (Рюль и др., 2004) и интервью с родителями ADI-R (Диагностическое интервью - Измененное и дополненное) (Шмётцер и др., 1994). В дополнение к вышеупомянутым методам могут проводиться различные когнитивные тесты и/или наблюдения в неструктурированных повседневных ситуациях.
Дифференциальный диагноз - первый важный шаг для определения программы помощи, однако этого недостаточно. Как уже говорилось, индивидуальная форма и тяжесть аутистического расстройства очень сильно различаются у разных людей. Поэтому значительная роль отводится диагностике развития. Она может осуществляться с помощью стандартизированной методики, например, PEP-R (Профиль развития и поведения) (Шоплер и др., 2000) или ААРЕР (Профиль развития и поведения для подростков и взрослых) (Месибов и др., 2000), а также нестандартизированных методик, ориентированных на конкретную задачу. Только благодаря точному знанию сильных и слабых сторон, интересов и стиля обучения, можно разработать соответствующую индивидуальную программу терапии, которая приведет к успеху.
Как уже неоднократно упоминалось, многие из «типично аутистических» форм поведения людей с аутизмом - это попытки справиться с трудностями реальной жизни. К сожалению, они влекут за собой негативные последствия для них и окружающих, могут наносить вред, ограничивать людей с аутизмом и таким образом препятствовать их дальнейшему развитию или становиться для них социально невыносимыми. Поэтому целью терапии должно быть понимание смысла таких форм поведения и предоставление людям с аутизмом альтернативных посильных стратегий преодоления жизненных трудностей. Одновременно с этим нужно находить факторы, вызывающие стресс, и сводить их, насколько это возможно, к минимуму путем изменения окружающей среды, чтобы людям с аутизмом не приходилось использовать всю свою энергию исключительно на преодоление стресса. В первую очередь их энергия должна быть направлена на изучение и осознание стратегий, которые способствуют максимально возможной самостоятельной и наполненной жизни.
Литература
1. ASPERGER Н. (1944): Die „Autistischen Psychopathen" im Kindesalter. Archiv fur Psychiatrie, 117, 76-136.
2. BLEULER E. (1911): Dementia Praecox oder Gruppe der Schizophrenen. In: Aschaffenburg, G. (Hrsg.): Handbuch der Psychiatrie; Abt.4, Teih. Deuticke, Leipzig.
3. FRITH U. (1992): Autismus. Ein kognitionspsychologisches Puzzle. Spektrum Akademischer Verlag, Heidelberg.
4. HERMELIN B. (2002): Ratselhafte Begabungen. Klett-Cotta, Stuttgart.
5. KANNER L. (1943): Autistic disturbances of affective contact. Nervous child, 2, 217-250.
6. KLIN A., JONES W. SCHULTZ R., VOLKMAR R, COHEN D. (2002): Visual Fixation Patterns during Viewing of Naturalistic Social Situations as Predictors of Social Competence in Individuals with Autism. Arcives of General Psychiatry, 59, 9, 808-816.
7. MEDICAL RESEARCH COUNCIL (2001): Review of Autism Research, Epidemiology and Causes, www.mrc. ac.uk.
8. MESIBOV G. В., SCHOPLER E., SCHAFFER В., LANDRUS R. (2000). AAPEP, Entwicklungs- und Verhaltensprofil fur Jugendliche und Erwachsene. Verlag modernes lernen, Dortmund.
9. OSTERLING J. DAWSON G. (1994): Early recognition of children with autism: A study of first birthday home videotapes. Journal of Autism and Developmental Disorders, 24, 247-257.
10. RUHL D., BOLTE S., FEINEIS-MATTHEWS S., POUSTKA F. (2004): Diagnostische Beobachtungsskala fur Autistische Storungen (ADOS). Huber, Bern.
11. SCHMOTZER G.; RUHL D., THIES G., POUSTKA D. (1991): ADI-R. Autismus: Diagnostische Interview - R Forschung. Deutsche Ubersetzung 1991; 3rd ed. Revised (1994). Eigendruck, Kinder- und Jugendpsychiatrie, Universitatsklinikum Frankfurt/M. (Nach: Lord C.; Rutter M.; Le Couteur A.: Autism Diagnostic Interview-Revised: A Revised Version of a Diagnostic Interview for Caregivers of Individuals with Possible Perversive Developmental Disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders, 24:5 659-685, 1994).
12. SCHOPLER E., REICHLER R. J., BASHFORD A., LANSING M., MARCUS L. M. (2000): PEP-R., Entwicklungs-und Verhaltensprofil. Verlag modernes lernen, Dortmund.
13. WING L. & GOULD J. (1979): Severe impairments of social interaction associates abnormalities in children: Epidemiology and classification. Journal of Autism and Developmental Disorders, 9, 11-29.
КОНЦЕПЦИЯ ТЕАССН
ТЕАССН - сокращенно от Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children (терапия и обучение артистичных и имеющих коммуникационные нарушения детей) - комплексная государственная программа в штате Северная Каролина (США).
Итак, ТЕАССН - это не метод или терапия, а комплексная программа содействия и помощи людям, страдающим аутизмом. Она была создана почти 30 лет назад на основе результатов исследовательских проектов Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом, объединением родителей и государственными учреждениями. Целью программы было предотвращение инс-титуционализации и сегрегации людей с аутизмом. По сравнению с другими программами она имела успех.
С течением времени помощь и сопровождение стали получать не только дети, но также и взрослые люди с аутизмом. Семь региональных центров ТЕАССН сопровождают и консультируют множество различных учреждений: детские сады, школы, места независимого проживания, мастерские и пр., а также отдельных лиц и их семьи. Путем систематического научного анализа осуществляется постоянный контроль и дальнейшее развитие форм помощи и поддержки. Вероятно, это является одной из причин, почему во всем мире ТЕАССН считают самой дифференцированной и успешной программой помощи людям с аутизмом.
Цель
Людям с аутизмом, несмотря на тяжесть их расстройства, необходимо создавать условия для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни. При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения, где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности. Интеграция только в том случае может считаться удавшейся, если она приводит к развитию и расширению возможностей человека, страдающего аутизмом, а не к сужению его свободы действий и возможностей развития.