Роль конституции в патологии

Индивидуальные особенности организма животных, ограничи­вающие или усиливающие действие основного этиологического фактора, имеют немаловажное значение в этиологии заболеваний. К особенностям каждого отдельного животного, во многом опре­деляющего взаимоотношения с патогеном, относится конститу­ция.

Конституцией (от лат. constitutio — сложение) называют сово­купность функциональных и морфологических свойств организ­ма, определяющих его реактивность, сложившуюся на наслед­ственной основе и в процессе взаимодействия с окружающей сре­дой.

Конституция определяет устойчивость организма, его адапта­ционные возможности, своеобразие физиологических процессов и возможной патологии, предрасположенность к болезни. Разные по конституции животные одного вида и породы неоднозначно реагируют на стрессовые раздражения, имеют разную продуктив­ность при одном и том же рационе, своеобразие особей определя­ется и ранговыми отношениями в стаде.

Формируется конституция на наследственной основе, но это не означает ее неизменности. Внешние условия являются той средой, где реализуются наследуемые качества животного. Однако среда обитания меняется, изменяются климатические условия — темпе­ратура, влажность, инсоляция. Некогда дикие животные, жившие в естественных условиях, становятся домашними, во многом от­личными от своих предков. Доместикации предшествовал есте­ственный и искусственный отбор по признакам устойчивости к негативным влияниям среды и полезным людям хозяйственным признакам.

В процессе эволюции, а это миллионы лет, выживали живот­ные, наиболее приспособленные к меняющимся условиям среды обитания. Появлялись новые признаки, закреплявшиеся в геноти­пе. Поэтому конституцию невозможно рассматривать как нечто неизменное. Ее формируют наследственность и приобретаемые в процессе онтогенеза новые свойства.

Эволюционное развитие животного мира сопровождается по­стоянным взаимоотношением макро- и микроорганизмов. В од­них случаях это взаимовыгодный симбиоз (микрофлора рубца у жвачных), в других — преобладают патогенные свойства микробов и возникают заболевания. Но даже в периоды эпизоотии часть животных не болеет или легко переносит заражение, что способ­ствует сохранению вида. Конституциональные особенности по­зволяют животным одного вида противостоять микроорганизмам, вызывающим инфекционное заболевание у животных других ви­дов. Так, однокопытные не болеют ящуром, тогда как парноко­пытные невосприимчивы к возбудителю сапа.

На всем протяжении истории медицины и ветеринарии дела­лись попытки классифицировать конституцию по тем или иным признакам. Еще Гиппократ, обратив внимание на темперамент лю­дей, взаимоотношения в обществе, подразделил их на сангвиников, меланхоликов, флегматиков, холериков. К настоящему времени в медицине превалирует классификация людей по морфологическим признакам. По классификации Кремера выделяют атлетический, пикнический и астенический типы; по Саго — мышечный, дыха­тельный, пищеварительный, мозговой. М. В. Черноруцкий выделял астеников, гиперстеников, нормостеников. А. А. Богомолец по со­стоянию соединительной ткани предлагал выделять астенический, фиброзный, пастозный, липоматозный типы.

В ветеринарной медицине конституцию животных классифи­цируют по характеру обменных процессов и по типу высшей нервной деятельности.

П о п р е и м у щ е с т в е н н о й н а п р а в л е н н о с т и о б м е н а в е щ е с т в рассматривают дыхательный и пищева­рительный типы животных.

Дыхательный тип конституции присущ высокомолочному крупному рогатому скоту, лошадям скаковых и верховых пород, овцам шерстного направления, гончим породам собак, яйценос­ным породам кур. Животные этого типа характеризуются актив­ным обменом веществ, предрасположенностью к сердечно-сосу­дистой недостаточности, простудным заболеваниям, анемическим состояниям.

К пищеварительному типу конституции относятся лошади-тя­желовозы, крупный рогатый скот мясного направления, свиньи, другие предназначенные для откорма животные. Метаболические процессы у них менее интенсивны в сравнении с животными ды­хательного типа. Особи пищеварительного типа конституции бо­лее подвержены болезням обмена веществ.

В п р о и з в о д с т в е н н ы х у с л о в и я х типы конститу­ции определяют по классификации, предложенной профессорами П. Н. Кулешовым и М. Ф. Ивановым. Выделяют грубую, нежную, плотную, рыхлую и крепкую конституции, их сочетания.

Грубая конституция свойственна рабочим лошадям и волам, грубошерстным овцам. Нежной конституцией отличаются скако­вые и рысистые лошади, молочные породы скота. Плотную (су­хую) конституцию имеют животные со слабо развитой подкожной клетчаткой, хорошо выраженными мышцами, крепким костяком, высокой продуктивностью и продолжительностью жизни. Жи­вотные рыхлой (сырой) конституции отличаются сильно развитой подкожной клетчаткой с отложениями жира. Они обладают высо­кой энергией роста, но предрасположены к различным заболева­ниям. Крепкая конституция характеризуется хорошим развитием и гармоничным телосложением, высокой выносливостью и продук­тивностью. Это наиболее предпочтительный тип конституции для отбора и разведения животных.

Классификация конституции по типу высшей не­рвной деятельности базируется на ее основных свой­ствах: силе возбуждения и торможения, их равновесии и подвиж­ности.

И. П. Павлов выделил два основных типа: слабый и сильный.

Слабый тормозной тип (меланхолик) характеризуется затормо-женностью как процесса возбуждения, так и торможения. Живот­ные тормозного типа пугливы, у них преобладает пассивно-оборо­нительная реакция, часты невротические состояния.

Сильный тип высшей нервной деятельности включает три под­типа:

· сильный уравновешенный подвижный (сангвиник) с сильными процессами возбуждения и торможения, высокой их подвижнос­тью;

· сильный уравновешенный инертный (флегматик) с сильными процессами торможения и возбуждения, но плохой их подвижно­стью;

· сильный неуравновешенный возбудимый тип (холерик) с пре­обладанием процессов раздражения над тормозными.

Наиболее устойчивы к патогенным факторам животные с силь­ным уравновешенным типом высшей нервной деятельности — сангвиники и флегматики. Нежелательны для воспроизводства и эксплуатации животные тормозного и сильного неуравновешен­ного типа.

РОЛЬ ВОЗРАСТА В ПАТОЛОГИИ

Возникновение и развитие болезни во многом зависят от воз­раста животных. Действие патогена организм может испытывать во время эмбрионального и плодного развития, в раннем постнатальном периоде, во время полноценной — морфологической и функциональной зрелости и в старости, при постепенном увяда­нии активности жизнеобеспечивающих систем.

Эмбрион и развивающийся плод в силу интенсивного обмена веществ, быстрого размножения клеток, их дифференцировки, формирования органов и тканей весьма чувствителен к окружаю­щей среде — организму матери. Недостаточное снабжение кисло­родом, витаминами, макро- и микроэлементами, пластическими и энергетическими веществами, гормонами приводит к внутриут­робной патологии, проявляющейся либо в гибели плода, либо в появлении аномалий развития или заболеваний. Гипоксия может сопровождаться такими аномалиями, как раздвоение нёба, гидроцефалия. Недостаток йода ведет к развитию эндемического зоба, недостаток витамина D и кальция — к рахиту, Е-авитаминоз — к параличам, парезам и т. д. Плод крайне чувствителен к токсигенам эндогенного и экзогенного происхождения.

Инфекционные заболевания матерей могут передаваться внут­риутробно или инфицировать плод при прохождении через родо­вые пути, либо при приеме уже первых порций молозива.

В раннем постнатальном периоде у молодняка еще не сформи­рованы в полной мере защитные механизмы. Телята, например, не реагируют повышением температуры на пирогены, они легко перегреваются и переохлаждаются, что влечет за собой простуд­ные заболевания. В клинике закрепилось понятие «болезни мо­лодняка», отражающее специфику заболеваний животных в этом возрастном периоде. Первые несколько дней после рождения — так называемый адаптивный период, когда парентеральное введе­ние антигена обеспечивает иммунологическую толерантность с возможным осложнением в виде рантовой болезни (малорослость, снижение резистентности, высокая летальность). Эту негативную реакцию молодняка в раннем постнатальном (адаптивном) перио­де следует учитывать и не применять препараты с антигенными свойствами.

Избыток аутоантител от матери может передаваться потомству и быть причиной, например, диспепсии телят. Вместе с тем иммунная защита новорожденных млекопитающих обеспечивается колостральным иммунитетом — передачей с молозивом антител, главным образом иммуноглобулинов класса G.

К болезням, поражающим преимущественно молодняк, отно­сят простую и токсическую диспепсию, вирусный энтерит, колибактериоз, стронгилоидозы, ринит, бронхопневмонию, диктиокаулез и др.

Взрослые, половозрелые животные наиболее устойчивы к этиологическим факторам инфекционной и неинфекционной природы, хотя и у них может быть пониженная (гипоергия) или существенно повышенная (гиперергия) реакция на патогенный раздражитель по сравнению с нормальным состоянием (нормергия).

Изменениям, связанным с естественным процессом — старени­ем, посвящена общебиологическая наука —геронтология. Изучени­ем, лечением и профилактикой болезней старческого возраста за­нимается гериатрия (от греч. geron — старец, latreia — лечение). Признаки старения проявляются на всех уровнях интеграции организма: молекулярном, клеточном, органном, организменном. Постепенно снижаются обменные процессы, потребление кислорода, количество выделяемой углекислоты. Клетки обедня­ются водой, снижается содержание в тканях калия, фосфора, магния, а количество кальция, натрия, хлора возрастает. Каль­ций все больше откладывается в стенках сосудов, делая их более хрупкими из-за сужения просвета, неспособными поставлять не­обходимое количество крови тканям. Ослаблена деятельность сердца, падают ударный и минутный объемы. Подвергнутые склерозу почки уменьшают диурез. Из-за снижения выработки пищеварительных ферментов недостаточна усвояемость корма. Снижается, а затем выпадает репродуктивная функция. Посте­пенная инволюция лимфоидной ткани ведет к ингибиции им­мунной системы. Повышается чувствительность к патогенам раз­личного происхождения.

К заболеваниям старческого возраста людей и животных мож­но отнести атеросклероз со всеми последствиями, эмфизему лег­ких, злокачественные новообразования.

Существует много, более 200, теорий, пытающихся объяснить старение и продлить жизнь. Их можно объединить в следующие группы.

И н т о к с и к а ц и о н н ы е т е о р и и с т а р е н и я.

И. И. Мечников считал, что патогенные микроорганизмы в про­цессе своей жизнедеятельности вызывают хроническое отравле­ние. Замена гнилостной микрофлоры бактериями брожения, пре­валирование их в желудочно-кишечном тракте, по его убеждению, снижая повседневную интоксикацию, способны продлить жизнь. Он полагал, что первыми погибают так называемые «благород­ные» клетки — нервные и железистые, а соединительная ткань

фагоцитирует их. Эта теория служит обоснованием для примене­ния пробиотиков с целью профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта у животных и человека.

Согласно А. А. Богомольцу, старение начинается с ослаб­ления реактивности соединительной тка­ни, нарушения ее трофической функции. Для профилактики преждевременной старости он предлагал перелива­ние крови и применение антиретикулярной цитотоксической сы­воротки (АЦС).

Теории эндокринной недостаточности. Такие ученые, как Броун-Секар, Воронов, Г. Селье, пытались объяснить старение полигандулярным синдромом с преимуще­ственным расстройством функций гипофиза, половых желез, над­почечников, щитовидной железы. С целью продления жизни авторы предлагали заместительную терапию.

Свободнорадикальные теории. Старение со­гласно этим концепциям связано с молекулярными повреждения­ми, вызванными «микровзрывами» в процессе окисления, актив­ными формами кислорода и продуктами перекисного окисления липидов. Продление жизни связывают с применением антиоксидантов — селена, витаминов Е, А и др.

Генетические теории продолжительности жизни и естественную смерть связывают с «генетическими часами». Гено­тип определяет продолжительность жизни при помощи контроля за степенью устойчивости клеточных структур к повреждающему действию внешней среды, так как на ДНК негативно влияют внут­риклеточные метаболиты и дезоксирибонуклеазы. Выявление ге­нетически детерминированной программы гибели клеток — апоптоза делает реальной признание этих теорий.

В настоящее время нет общепризнанной теории старения и быстрого изнашивания высокопродуктивных сельскохозяйствен­ных животных. Поэтому выявление причин преждевременной браковки таких животных и продление периода их полноценного использования — задача ветеринарной медицины.

Наши рекомендации