Виды практической психологической помощи и их сравнительная характеристика

Специфические особенности психологического консультирования как вида помощи

Предпосылки и источники возникновения психологического консультирования:
1. Источники формировались независимо в различных профессиональных направлениях
2. С моментами своего официального признания занимало нишу психотерапии и касалось профориентации из которой оно развивалось, функции психологов пересекались с функциями других помогающих профессий, все активнее стало применяться консультирование безотносительно к профотбору, росла область пересечения консультирования с клинической психологией.
3. Методы и формы работы были позаимствованы из смежных областей: социология(опрос, интервью), психотерапия (техники терапевтические, элементы гипноза), религия(пастерское наставление).
4. Консультирование возникло одновременно с социальной помощью. Модифицировало духовную, появление психологической помощи. Традиционное пастырское попечительство модифицировалось в новую форму религиозного наставничества(вспомоществование).
5. Прямая нацеленность консультирования на индивидуальные психологические и социально- психологические формы проживания жизни человека в обществе.
6. В Америке возникло, его используют шире и лучше чем в других странах.
7. В ответ на запрос здоровых людей, не имеющих нарушения.
8. Формирование нового гуманного научного подхода в организации помощи людям, страдающим психическими заболеваниями

9. Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену
10. Создание института религиозного попечительства и социальных работников
11. Влияние законодательства и профессиональных организаций.

В 50-е годы появилось официальное психологическое консультирование как новая область психологической помощи практики, отличная от психотерапии, выделилось из психотерапии, возникло в русле психологии. В нашей стране ещё позже, не раньше 80-х годов. Как и почему возникло: американское явление в США в 1951 году состоялась северо-западная конференция, которая рекомендовала наименование консультативная психология, на следующий год появилась новая профессия консультирующего психолога, а почему: эта профессия возникла в ответ на запрос потребности здоровых людей однако ищущих психологическую помощь, люди захотели обсуждать и искать помощи по поводу трудностей с которыми сталкиваются в повседневной жизни.
Проблемы: Профессиональная карьера, учеба, Брак, семья, Совершенствование личности и межличностных отношений.

Психологическое консультирование - резко отличается от всех других видов консультирования, это можно показать на уровне житейских определений, т. к. большинство специалистов в области консультирования считают, что само слово совет некорректно использовать по отношению к психологическому консультированию. Отсутствие советов не значит, что нет никакой информации, психолог информирует. Другие спокойнее относятся к слову совет и используют его, потому что простые люди ждут советов.

Подобно всем видам помощи и видам разговоров консультирование имеет свои ограничения. При помощи консультирования нельзя решать все проблемы. Наступает момент, когда клиент и консультант должны прекратить разговоры и клиент должен начать действовать в своей жизни. Это значит, что консультирование имеет практическое завершение, отраженное в жизни клиента. Нередко клиенты испытывают сложность в том, чтобы начать действовать, их пугают изменения. Необходима помощь консультанта в побуждении к деятельности. Консультант это человек, который всегда нацелен на выслушивание другого человека и старается передать активность клиенту. Прорисовывается более ясная картина, и она может отражать суть проблемы человека. На следующих стадиях идёт работа по выработке стратегий как справляться с ситуацией. Изменить в жизни что-то невозможно, можно пережить, облегчить психологические состояния.

Определения психологического консультирования

Нет единого определения. Это остаётся проблемой.

Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми направленная на решение различного рода психологических проблем связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. (Алёшина)

В зарубежной литературе выделяются подходы к определению:

1-й подход. Обобщенные аспекты определений консультирования как основные признаки этого процесса (по Нельсону-Джоунсу, 2000):

· консультирование как особый вид отношений помощи (или «консультативное взаимодействие»);

· консультирование как репертуар воздействий;

· консультирование как психологический процесс.

Анализ аспектов консультирования.

Консультирование как отношения (Особый вид помощи).

Согласно Х. Берксу и Б. Стеффлеру, консультирование - это «профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».

Идеальные терапевтические отношения по Фидлеру (Fiedler, 1950)

• взаимная эмптия;

• хорошее взаимопонимание между клиентом и консультан­том;

• консультант близко подходит к проблемам клиента;

• клиент чувствует себя вправе говорить о том, о чем он хо­чет говорить;

• наличие атмосферы взаимного доверия;

• взаимопонимание имеет весьма важное значение.

«Необходимые и достаточные условиями для того, чтобы имело место терапевтическое изменение» по К.Роджерсу (Rogers, 1957):

• два человека находятся в психологическом контакте;

• один человек - клиент, находится в состоянии неконгру­энтности, уязвимости и тревоги;

• другой человек - консультант, конгруэнтен или интегри­рован во взаимоотношения;

• консультант относится с эмпатическим пониманием к сис­теме личных взглядов клиента и пытается сообщить клиенту об этом;

• отношение консультанта к клиенту ничем не обусловлено;

• сообщение консультанта о наличии эмпатического пони­мания и безусловного позитивного отношения - это тот мини­мальный уровень, который должен быть достигнут.

Основные характеристики отношения клиента и консультанта (Роджерс):

· Уважительное отношение к потенциальным возможностям клиента самому строить свою жизнь

· Конгруэнтность (аутентичность, искренность, подлинность) соответствие самому себе

· Эмпатия ( эмпатический отношение) способность переживать и чувствовать себя на месте человека ( но исключая полное слияние)

Роджерс предложил ответ на вопрос "почему так надо относиться?" Обосновал основными принципами гуманистического направления. Потому что:

· Каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая

· Каждая личность в состоянии быть ответственной за себя

· Каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать решения относительно себя и жизни (=Свобода)

Получается, что определение консультирования 1 рода охватывает установки консультанта к человеку вообще и к клиенту в частности. Приятие клиента как уникального автономного индивида, за которым признаётся право самому строить свою жизнь. Даже если клиент говорит, что не может что-то решить за ним все равно остаётся право - работа с ресурсами.

Любое внушение или давление мешают принять ответственность на себя и правильно решить проблемы, т.к. единственно правильное в соответствии с самим собой.

Роджерс и его последователи рассматривают особый вид отношений помощи не только как необходимого, но и достаточно успешного для конструктивных изменений. Все усилия должны быть направлены на формирование таких отношений и этого будет вполне достаточно для достижения целей ("Монография Роджерса").

Если консультант принимает клиента, то происходят эффекты принятия:

· Клиент начинает принимать себя лучше, чем раньше

· Клиент освобождается от мета чувств (чувства по поводу чувств)

· Клиент начинает осознавать своё состояние и проблему лучше, чем раньше

· Начинает активно выражать себя в консультировании и в жизни

· Начинает лучше принимать других людей вокруг себя

В конгруэнтности выделяется 2 составляющие:

· Искренность перед собой

· Искренность перед клиентом

Консультирование как репертуар воздействий (техники консультирования или методы, или страте­гии помощи).

Пример определения консультирования Американской Ассоциации руководства и персонала (1980) «Консультирование - это совокупность процедур, направлен­ных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершен­ствования личности и межличностных отношений».

Выбор подхода зависит от стадии консультирования от жизненной ситуации от возраста от ориентации клиента на консультативный процесс (когда клиент играет, сопротивляется). Преобладающая позиция снизу, в идеале активность должна принадлежать клиенту.

Консультативная беседа - это личностно ориентированное общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личност­ных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддержи­вается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается необхо­димая психологическая помощь в соответствии с потребностями, про­блематикой и характером консультативной работы (А.Ф. Бондаренко, 1997).

Три позиции, которые может занимать консультант в процессе сессии (Г.И. Колесникова, 2006)

• позиция «сверху» - авторитарная;

• позиция «снизу» - либеральная;

• позиция «на равных» - демократическая или партнерская.

Специфика консультирования предполагает преобладание вто­рой позиции. Однако специалист должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от всей совокуп­ности специфики ситуации (особенности клиента, стадии процесса консультирован ия).

Отличие консультативной беседы от бытового разговора (Н.Д. Линде, 2009):

• профессионал получает за свою работу деньги;

• время консультации точно определено;

• профессионал играет роль ведущего, а клиент - ведомого;

• профессионал использует большой объем теоретических знаний;

• в ходе беседы он использует профессиональные приемы, предназначенные для решения проблемы;

• он нацелен на решение проблемы, а не на сочувствие и одобрение;

• он не дает советов, но помогает клиенту понять самого се­бя и изменить самого себя.

Техники психологического консультирования:

• Общие фундаментальные (использование одинаковых в различных направлениях консультирования)

• Специфические

Иногда говоря о специфических методах в сфере различных психологических проблем (семья, профориентация)

Подход Колесниковой по разделению процедур и техник: процедуры шире и объединяют техники по целевому назначению, процедура - общие указания цели приема, техники - способы достижения цели.

Отношение к техникам консультирования различно. Если их признают, то подчеркивается вторичность по отношению к отношениям. В противном случае есть опасность механизации процесса. Использование техник может быть опасным, "увековечивать болезнь" если рассматривать человека как объект изменений без учета уникальности и направленности на изменения поведения, не учитывая переживания. Карзини предложил " кто как кому фактор" (наряду со специфическими воздействиями большое значение имеют личность консультанта и отношения в диаде консультант—клиент).

Консультирование как психологический процесс. Аспекты совместимы с 1 и 2. Но некоторые сводят консультирование лишь к нему. Это не статичное образование есть динамика. Изменения:

· Чувства клиента

· Мысли клиента

· Переживания клиента

· Переживания консультанта

· Обмен между ними (мыслей и чувств)

· Протекание этих процессов за рамками консультирования

Именно психологический процесс, именно психологические знания лежат в его основе цели метода и оценки результата.

2-й подход. Основные категории определений консультирования как составляющие этого процесса:

· консультирование как вид помощи (область деятельности);

· участники процесса консультирования;

· цель процесса консультирования;

· основные проблемы и ситуации, с которыми происходит работа в процессе консультирования;

· основной способ (или метод) взаимодействия в процессе консультирования и др.

В целом выделяются узкие и широкие определения консультирования. Узкие это 1 или 2 подходы. Широкие 1 и 2 подходы вместе.

Проблема психической нормы

Психическое здоровье:

· норма (критерий) - отсутствие патологии (симптомов, мешающих адаптации человека в обществе);

· ненорма - психическая болезнь.

Психологическое здоровье - психологические аспекты психического здоровья, необходимое условие полноценного функционирования и развития человека как личности в процессе его жизнедеятельности (И.В.Дубровина).

И.В.Дубровина пишет дословно следующее: «Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом…»

Психологическое здоровье:

Норма (критерий):

- присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию; это образ, ориентир для организации психолого-педагогических условий ее достижения, необходим для психологической поддержки;

- это динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи;

- это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п.; между человеком и окружающими людьми, природой, космосом; между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями (при этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс);

- центральная характеристика психологически здорового человека - саморегулируемость, т.е. возможность адекватного приспособления субъекта как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям;

- сохранность функций внешней и внутренней регуляции (М.С. Роговин);

- личностно-смысловое здоровье, индивидуально-психологическое здоровье как способность строить адекватные способы смысловых устремлений, и уровень психофизиологического здоровья как особенности нейрофизиологической организации психической деятельности (Б.С. Братусь);

- способность поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации (О.В. Хухлаева).

Статистический критерий нормы — это выборочное среднее, графически изображаемое нормальной кривой. По этому критерию ненормой является все то, что не входит в среднестатистический показатель (обычно 1/4 выборки по оси x слева и справа от оси y на графике). То есть по этому критерию ненормальным будет считаться отклонение не только в сторону низких, но и в сторону высоких показателей относительно нормы. Таким образом, в соответствии с этим критерием, патологией нужно признавать не только, например, умственную отсталость, но и чрезвычайную одаренность.

Статистические критерии применяются в количественных методах исследования, но не всегда подходят для качественных методов. Кроме того, на вопрос о норме целого статистические критерии достоверно отвечают только по 1-2 показателям. При том, что любое целостное явление подразумевает комплексный подход, количественное комплексное исследование должно быть многофакторным. Однако степень валидности статистических критериев снижается с увеличением количества факторов, измеряемых одновременно.

Субъективный критерий как собственно психологический. Одним из первых критериев нормы и патологии является критерий, который упомянут последним: субъективное восприятие. В. В. Лучков и В. Р. Рокитянский описывают этот критерий под названием «субъективный отчет». Подтвержая значимость субъективного критерия, Б. С. Братусь в качестве основы изучения проблемы выдвигает понятие «личность», утверждая что нормальным для человека являются собственно человеческие проявления, а именно – личностное развитие, выражающееся в процессе самоосуществления.

В психиатрии именно субъективный критерий считается основанием для помещения больного в клинику, исключая некоторые случаи, предусматривающие принудительное лечение. Почему? Ведь, по многим другим критериям, психическая болезнь подразумевает неспособность психически больного к адекватной самооценке, критика к своему состоянию сохраняется далеко не всегда, и способность больного к самостоятельному принятию жизненно важных решений и оценке своего состояния должна бы ставиться под сомнение в первую очередь. Возможно в большинстве случаев при первичном поступлении врач не может принять на себя ответственность за благоприятный исход течения болезни. Однако, возможно, есть еще и другое объяснение. Психическая болезнь, относящаяся к разряду психиатрических заболеваний, характеризуется в основном эндогенными причинами ее возникновения. И зачастую ни один человек, даже из ближайшего окружения, не способен понять состояния психически больного человека, его мыслей, слов и поступков. А значит – и принять за него решение о необходимости лечения. И в таких случаях только субъективно ощущаемый самим больным свой собственный внутренний критерий может подсказывать ему, необходимо ему психиатрическое лечение, или нет.

Таким образом, в соответствии с субъективным критерием, человек психически болен, если он сам считает себя психически больным. И если он считает себя психически здоровым, то он здоров. В то же время, этот критерий может противоречить критерию сохранности критичности: если человек считает себя здоровым, но при этом налицо явные изменения патологического свойства, то его позитивная самооценка может означать лишь утрату критичности.

Модели психической нормы в современной психотерапии и консультировании (по Дж. Энрайту) и их характеристика:

· Есть три фундаментально различных представления об улучшении в человеческой жизни. Одно - патологическая модель. С этой точки зрения, если что-то не в порядке, вы рассматриваетесь как больной, находящийся ниже нормы. С помощью лечения возможно вернуться в состояние здоровья, состояние "о'кей". Обычно считается необходимой внешняя помощь, хотя возможность "самолечения" допускается теоретически.

· Во второй модели, модели роста, вы рассматриваетесь, как человек в норме, человек "о'кей", но возможно больше, вы можете начать с нормального состояния и прийти к чему-то лучшему (впрочем, оттенок чувств, связанных с первой моделью, проявляется и здесь: быть в норме не так "о'кей", как быть выше нормы). Внешняя помощь считается полезной для роста, но не столь необходимой, как в патологической модели. Не всегда необходимым, но часто встречающимся представлением является предположение, что рост требует усилия, как при наличии, так и при отсутствии помощи.

· С третьей точки зрения, модели просветления, нет необходимости что-либо делать. Нет нормы и нет места, куда надо идти. Вы уже совершенны, всегда были и всегда будете совершенны. Форма совершенства может изменяться, но то, что вы "О'кей", не зависит от формы. Бутон - это совершенный бутон, а не несовершенная роза. Все, что необходимо, - сдвиг восприятия, видения. Разумеется, в течение жизни вы будете болеть и выздоравливать, заметите рост и будете постоянно меняться. Но все это не имеет никакого отношения к возможности реального переживания правильности и правоты того, каковы вы и где находитесь, включая состояние "болезни", отсутствие роста (как будто это возможно). С этой точки зрения нет "улучшения", "роста", "изменения", "разрешения проблем", есть только пробуждение и видение, что проблемы не о'кейности - это иллюзии. Фриц высказал это очень ясно в работе "Гештальт-терапия и человеческие потенции" (сб. Стивенса, 1975). "При успешном лечении невротик пробуждается от своего транса или миража. В дзен-буддизме этот момент называется большим пробуждением (сатори). В гештальт-терапии пациент переживает много меньших пробуждений. Приходя в чувство, он часто видит мир ярко и ясно".

Ненорма - отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Уровни психологического здоровья (О.В. Хухлаева)

Высший уровень - креативный - устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, стойкость к средовым воздействиям, активное творческое отношение к действительности, наличие созидательной позиции, осознанность и целенаправленность предпринимаемых усилий.

Средний уровень - адаптивный - адаптированность к социуму в целом сопровождается повышенным уровнем тревожности, это группа риска, поскольку не имеет запаса прочности психологического здоровья.

Низший уровень - дезадаптивный (или ассимилятивно- аккомодативный) - с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации; внутренние проблемы не решаются; используются для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства.

Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим интересам, желаниям, возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.

Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям в ущерб интересам других. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ

Терапевтическая практика связана с применением принципов, дедуктивным путем выводимых из обобщений или теорий, разработанных с помощью научного метода. Основой научной практики в психотерапии и консуль­тирования является, таким образом, теория. Под теорией кон­сультирования мы подразумеваем конструкцию из гипотез и обобщений, основанных на опыте консультирования и экспе­риментальных исследованиях.

Когда речь идет о консультанте как ученом, следует разли­чать два связанных между собой смысла этого слова. Первый из них подразумевает общенаучный подход, которого придержи­вается консультант и благодаря которому он может проверять свои рабочие гипотезы и совершенствовать свою профессио­нальную деятельность. Второй сводится к тому, что консультант как ученый применяет в своей работе научный (имеется в виду «строго экспериментальный». — Прим. перев.) метод. В типич­ном случае предполагается, что он, согласно установившимся принципам научной практики, отслеживает внешние перемен­ные и варьирует переменные экспериментальные. Такая возмож­ность в ситуациях консультирования возникает редко, если толь­ко не были специально созданы лабораторные условия для экс­периментальной проверки определенных гипотез о процессе консультирования. Поэтому научный подход к консультирова­нию в последнем рассмотренном нами смысле остается, скорее, идеалом.

Ценность теории

Теория помогает объяснить, что происходит во взаимоотноше­ниях консультанта и клиента, и служит вспомогательным средст­вом для предсказания, оценки и улучшения результатов. Теория задает принципиальную схему для систематических наблюдений процесса консультирования. Теоретические построения способствуют усилению логической связности имеющихся идей о кон­сультировании и рождению новых идей. Следовательно, теория консультирования может быть весьма практичной.

Завершение психотерапии

Начало психотерапии

Виды практической психологической помощи и их сравнительная характеристика - student2.ru

Критическая точка 2

1 Происхождение термина «проработка» связывают с именем Фрейда. Исходно этот термин означал успешное преодоление сети сопротивления.

Рис. 11. Критические точки в процессе психотерапии

глубокий колодец. Вертикальная ось соответствует глубине по-фужения входе процесса. По горизонтальной оси отложены вре­менные стадии процесса.

По поводу рис. 11 следует отметить, что клиент, после того как сформулирует свою проблему и избавится во взаимоотношениях от начальной скованности, как правило, достигает критичес­кой точки / на стадии 3. В этот момент он пофужается в более подробное исследование своих чувств, что может оказаться не так уж приятно. В точке /он совсем не ощущает безопасности, комфорта и сомневается, оправдаетли результат те психические страдания, которые он начинает испытывать. Эта точка назва­на «критической», потому что для многих клиентов она стано­вится заключительной точкой в консультациях. Опытные пси­хотерапевты рассматривают критическую точку / в качестве момента, когда клиенту становится хуже перед тем как должно стать лучше. Если это явление удастся объяснить клиенту и если он сможет продержаться в течение этого периода, обычно он в состоянии преодолеть критическую точку Л Далее, именно в этой точке методы поддержки и интерпретации процесса, рас­сматриваемые в следующих главах, ослабляют защиту клиента и позволяют ему чувствовать себя комфортнее, так что он может набраться смелости, чтобы пуститься в свое психологическое путешествие. Уайт, описывая сходное явление в психоанализе, отмечал:

«В той мере, в какой пациентом владеет тревога, он может быть уподо­блен испуганному ребенку. В одиночку он не выдержал бы угроз, однако в компании психоаналитика он осмеливается взглянуть им в лицо и наконец-то приблизиться к ним. Пациент становится немного смелее, потому что в этой авантюре он не одинок. В таком появлении смелости — суть его ко­рректирующего эмоционального опыта» [316, р. 333].

Уайт дальше сравнивает эти эмоционально болезненные ис­следования с состоянием траура:

«Сталкиваясь с фактом утраты, индивидуум может решиться на попытк-у всеобъемлющего забвения; но эта попытка обречена на провал. Каждое живое напоминание об ушедшем близком человеке будет в первую очередь вызывать новый приступ боли и взывать о новой попытке забвения. Как указывает Линдерман, существует «труд горя», который должен быть выполнен, и он требует времени. Точно так же в психоанализе невроза каждое новое напоминание о патогенном конфликте снова его активи­зирует, взывая о новом облегчении с помощью защитных механизмов. К счастью, после каждого такого случая труд становится несколько легче» [316, р. 333].

Критическая точка 2 на рис. 11 достигается на стадии 4, когда клиент далеко заходит в выражении чувств. Нередко он вдруг осознает неадекватность своей защитной системы. Она больше не создает для него уютной безопасности от присту­пов его глубинных чувств вины, ненависти и страха. Кроме того, предшествующая вербализация приоткрыла дверь для многих других чувств, которые до сих пор были надежно вы­теснены. Относительно этого момента Шнайдман заметил, что подсознание подобно подвалу, полному кошек, только и ждущих, чтобы выскочить. Когда всплывает и воспринима­ется слишком много подсознательных желаний, импульсов, запретов и мыслей о прошлом, это можно приравнять к тому, что дверь подвала распахнулась, и кошки выскочили наружу. Такое событие может привести к тяжелой травме или даже психической катастрофе. Психотерапевт должен контроли­ровать взаимоотношения, чтобы клиент приоткрывал дверь слегка, выпуская по одной кошке за раз для ее изучения и приручения. На дальнейших сеансах можно будет «приручать следующих кошек».

Необходимо отметить еще одно обстоятельство: при осуществ­лении кратковременной психотерапии следует опасаться обост­рения психотического процесса на данной стадии. В этот крити­ческий момент зарождающиеся психозы вполне могут стать яв­ными. Тем не менее, следует подчеркнуть, что подавляющее бол ьши нство кл иентов и меют систему защиты, достаточ но адек­ватно предохраняющую их от психотических расстройств.

Цели процесса на стадии 6

Фактически в этой «донной» фазе процесса проработки на стадии 6 происходит следующее: 1) прояснение и признание нынешних эмоциональных затруднений; 2) рациональное пони­мание исторических корней испытываемых проблем и чувств; 3) решение проблем в терминах связи прошлых и нынешних событий и в терминах взаимоотношений между клиентом и пси­хотерапевтом. Переживания должны подвергнуться проработ­ке во всех трех этих сферах, прежде чем можно будет сказать, что они «ассимилированы», или, пользуясь выражением Лин-дермана, что выполнен «труд горя». В этом смысле в психотера­пии не существует «устаревшего» материала; материал всегда наготове, ожидая своей новой проработки. Чтобы проиллюст­рировать, что подразумевается под «проработкой» эмоциональ­ного содержания, рассказывают историю о слепцах и слоне. В этой притче каждый из слепцов пытается описать, на что по­хож слон, ощупывая лишь определенную его часть. Они не смо­гут получить полное представление о слоне, пока не сравнят свои впечатления. Сходным образом, каждый конфликт должен быть проработан во многих ракурсах и описан с помощью различной терминологии.

После тщательного исследования прошлых переживаний и нынешних чувств на стадии 6 клиент зачастую испытыва­ет ощущение полного благополучия и душевного подъема. Он, может быть, даже испробовал какие-то новые виды по­ведения в ходе проработки своей проблемы и добился неко­торого успеха. Все это происходит в критической точке 3. Именно в этот момент клиенты хотят преждевременно пре­кратить психотерапию, полагая, что уже все в порядке, и они больше не нуждаются в услугах психотерапевта. Хотя есть своя логика в утверждении, что процесс психотерапии дол­жен прекращаться при появлении у клиента такого ощущения, психотерапевту следует приложить все усилия, чтобы опре­делить, действительно л и это надлежащий момент для останов­ки, или это только момент, когда клиенту захотелось уйти. Пси­хотерапевт может открыто проинтерпретировать эту ситуацию для клиента, с тем чтобы тот не ушел как раз тогда, когда все готово для достижения и консолидации наибольших личност­ных приобретений на стадии 7 — стадии развития инсайта.

Строго говоря, клиентов не следует подвергать психотерапии дольше, чем они этого хотят; однако самые большие личностные приобретения зачастую могут быть упущены из-за преждевремен­ного оптимизма, возникшего у клиента после первого проблеска успеха. Обычно клиент подвергается психотерапии до того мо­мента, когда он должен будет активно сделать что-нибудь в связи со своей проблемой.

Этап проработки плавно перетекает в стадии инсайта и ак­тивных действий. Если клиент получает значительное облегче­ние благодаря своим новым чувствам и интеллектуальному по­ниманию своей проблемы, это еще далеко не все. Критические вопросы таковы: действует ли он на основе своих новых чувств, нового восприятия и нового понимания? Испробовал ли он но­вые виды поведения?

Стадия 7— развитие инсайта

Как уже отмечалось в данной главе, консультирование или психотерапия без достижения инсайта имеют сомнительную ценность. Критерием эффективности здесь служит достижение инсайта — нового понимания себя и других — наряду с после­дующими позитивными действиями, основанными на этом ин-сайте.

Концепция инсайта имеет богатую историю. Буквально это слово означает «всмотреться», «прозреть», «проникнуться». В гештальт-психологии данный термин используется для опи­сания неожиданной перцептивной реорганизации, ведущей кот-крытию или крешению проблемы. Примером служит экспери­мент Келера [176], в котором шимпанзе вдруг открывает для себя, как скомбинировать разные палочки и стопки ящиков, чтобы, наконец, достать желанный банан. Инсайт в консультировании и психотерапии характеризуется такими внезапными «Ага!» и «Так вот в чем дело!», когда значимые детали выделяются на об­щем фоне.

Мы, однако, предпочитаем ограничить употребление терми­на «инсайт» следующим его значением: это глубокое понимание и изменившееся восприятие взаимосвязей между разрозненны­ми элементами своей личности, благодаря чему индивидуум спо­собен действовать более позитивным образом с точки зрения целостной системы «Я». Возникает более глубокое осознание того, что объективно и субъективно происходит внутри и вне личности, осознание на уровнях эго-системы и системы «Я». Клиент замечает взаимосвязи, которых раньше не видел. Этот процесс «прозрения» может быть медленным и незаметным, а может быть и внезапным, как в гештальт-психологии — стреми­тельной реорганизацией перцептивного поля. Этот тип инсайта характеризуется всеобъемлющими переживаниями, включаю­щими в себя многие модальности знаний и чувств.

Достижение подобного рода инсайта зачастую требует настоль­ко полного понимания событий своей жизни, насколько это во­обще возможно. В предыдущей главе мы проследили историю жизни индивидуума, отмечая в ней разнообразные стадии и зада­чи развития. Мы предполагали, что на всех этих стадиях жизни каждый индивидуум приобретает опыт, который ассимилируется и интегрируется, формируя личность. На ранних стадиях жизни, например, в возрасте от 5 до 7 лет, определенные эмоциональные переживания весьма интенсивны. Они имеюттакой характер, что глубоко вытесняются и нередко вообще не ассимилируются влич-ности. Стадия проработки открывает эти переживания для осо­знания.

Психотерапевтический процесс ориентирован на то, чтобы достичь инсайта относительно этих ранних переживаний по­средством процедуры, именуемой «воспроизведением опыта» прошлых событий. Эти события заново интерпретируются, рас­сматриваются в новом свете, так, чтобы уменьшить вызывае­мую ими тревогу и душевную боль. Понимание былых защит­ных схем ведет к новому осознанию свободы и проявлению уве­ренности в себе.

Пока клиент анализирует происшествия своей жизни, од­новременно протекает еще, более фундаментальный, один процесс. Благодаря достижению инсайта клиент приходит к более точному и явно сформулированному определению сво­его «Я», как это описано в главе 2. На основе всего своего опыта в повседневных взаимодействиях и в психотерапии он составляет сводную концепцию своего «истинного Я». Таким образом, инсайт — это не только процесс понимания прошлого и увязывания воедино прежде разрозненных элементов, но и процесс конструирования в системе «Я» текущего представле­ния о своем «истинном Я», таком, которое развивалось многие годы и эволюционирует в нынешних жизненных процессах.

Цели процесса на стадии 7

Для иллюстрации рассмотренного процесса развития инсайта мы извлекли из книги Роджерса [249, р. 135] краткую сводку не­которых перемен в мышлении и чувствах клиента: это переход от симптомов к «Я», от окружения к «Я», от других к «Я», от бессоз­нательного к сознательному, от прошлого к настоящему, от нега­тивн

Наши рекомендации