Патолоческая сенсорная чувствительность

Дети с ДЦП могут иметь поражения в той части мозга, которая интерпретирует информацию органов чувств, получаемую о прикосновениях, положении тела в пространстве и движении. В результате ребенок может быть гипо– или гиперчувствительным. Ребенок с гипочувствительностью к прикосновениям получает совсем мало информации, когда касается чего‑то – или когда к нему прикасаются. Из‑за притупленных тактильных ощущений ему сложно использовать руки. Представьте, что вы хватаетесь за что‑то или пытаетесь завязать узел в перчатках. Перчатки снижают сенсорную информацию, которую вы получаете, и усложняют вашу работу. Ребенок с гипочувствительностью к прикосновениям находится в подобной ситуации.

Детям, которые получают меньше информации от своих стоп, сложнее их почувствовать и понять, какое давление они оказывают на землю. Это можно сравнить с положением обычного человека в воде: находясь в воде, вы получаете весьма смутную информацию от стоп, и поэтому вам сложнее стоять в воде, чем на суше.

Дети с гиперчувствительностью получают слишком много информации. Поэтому для этих детей может быть неприятным касаться чего‑то – или чувствовать прикосновения, и поэтому они будут избегать того и другого. Такой ребенок может получать больше информации, чем обычный, когда он опирается весом на ноги при ходьбе или на руки при ползании. Гиперчувствительность приводит к неприятным ощущениям от принятия тяжести на руки или на стопы, поэтому дети могут пытаться этого избегать.

В главе 9 будет рассказано о том, как гиперчувствительность препятствует моторному развитию ребенка, и показано, как ее постепенно можно преодолеть.

Глава 4. Как помочь вашему ребенку овладеть моторными навыками

Если вы прочитали предыдущие главы, вы, возможно, задумались, как дети с ДЦП и подобными заболеваниями вообще могут овладеть навыками крупной моторики, которые им нужны. Если их сложности, связанные с мышечным тонусом, патологическими двигательными стереотипами, нехваткой моторного контроля, мышечной слабостью, патологической чувствительностью и замедленным развитием, вытекают из травмы мозга или дефекта развития центральной нервной системы, что же может помочь им преодолеть эти проблемы? На этот вопрос существуют два ответа:

1. Мозг может в определенной степени восстановиться после травмы.

2. Родители и специалисты могут обучить детей самым эффективным способам овладения и тренировки моторных навыков.

Нейронная пластичность

При рождении мозг младенца еще не полностью сформирован. В течение первого и второго года жизни он растет, меняется, формируются нейронные связи в его коре. Таким образом, возможно, что поврежденные клетки будут заменены новыми. Если использовать стимуляцию и тренировки, вероятность этого еще больше возрастет. Такая способность мозга – адаптироваться и восполняться – называется нейронной пластичностью.

При замедлении роста мозга уменьшается и нейронная пластичность. Однако новые исследования показывают, что некоторая способность к восстановлению наблюдается на протяжении всей жизни человека. Даже если травмирована центральная нервная система взрослого человека, поврежденные нервные клетки могут быть полностью или частично заменены другими. Особые тренировки, которые должны начаться, как только это будет возможным после травмы, увеличивают вероятность такого процесса.

Физиотерапия и обучение моторным навыкам

Другой способ, с помощью которого дети с ДЦП могут овладеть основными моторными навыками, такими как сидение или ползание, – это тренировки. Методика этих тренировок совершенствовалась годами. Есть несколько источников информации, которые служат для ориентировки специалистов, когда они работают с детьми или дают советы их родителям и учителям. Один из этих источников – стремительно расширяющаяся база знаний под названием «обучение моторным навыкам». Другие представляют собой концепции и техники, разработанные специалистами, близко знакомыми с характеристиками, проблемами и потенциалом детей с ДЦП и подобными заболеваниями моторно‑двигательного аппарата.

Обучение моторным навыкам

Учителя физкультуры, а также спортивные тренеры специализируются на обучении детей и взрослых огромному количеству моторных навыков, которые мы называем спортом. Дети учатся плавать, кататься на коньках и лыжах, танцевать, ездить верхом, выполнять гимнастические упражнения, играть в теннис и т. д. Они не рождаются со способностями выполнять все эти навыки, а овладевают ими в процессе постоянных тренировок.

То, насколько быстро и хорошо человек овладевает новым видом спорта, зависит от ряда факторов. Одаренность, мотивация и возможности для тренировок очень важны. Но также многое зависит от того, как человека обучают. Ученые изучают, как люди овладевают новыми моторными навыками и как их лучше этому обучить. По мере того как исследователи задавались вопросами, изучали их, получали ответы и приходили к заключениям, они делали новые выводы и выходили на новый уровень понимания. В результате развилась целая исследовательская область – наука обучения моторным навыкам.

Эта наука исследует то, как здоровый человек обучается физическим навыкам. Применимо ли это знание к людям с неврологическими проблемами? Можно ли его применить к детям с ДЦП? Некоторые исследования пытались ответить на этот вопрос (Торп и Валвано, 2002). На данный момент четкого ответа не существует. И в то же время сделан основной вывод: заключения, достигнутые в области обучения моторным навыкам, могут также объяснить, как дети с ДЦП овладевают основными моторными навыками (Шамвей‑Кук и Вуллакотт, 2001). Следующий раздел представляет некоторые из этих открытий.

Наши рекомендации