Тактика деятельности медицинского работника по уходу за больными с расстройствами памяти

Пациенты с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амнезией, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспо­мощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При различных «промахах» и неправильных поступках больных медицин­ским работникам не следует раздражаться, а по возможности напра­вить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больных с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что их выс­казывания лишены реальности. Это вызывает только раздражение больного, и контакт с ним медицинского работника нарушается.

Внимание, определение и характеристика

Человек находится под постоянным воздействием многочислен­ных раздражителей внешнего и внутреннего мира, однако, он не может одновременно реагировать на все раздражители и решать несколько различных задач сразу. Важнейшим условием любой деятельности человека, любого психического процесса являются необходимая направленность, сужение или ограничение объема этой деятельности при повышенной точности и отчетливости восприятия.

Определенная направленность психической деятельности, созна­ния человека на избирательное восприятие предметов и явлений называется вниманием.

Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга, в очагах оптимальной возбудимости, в то время как остальные уча­стки коры находятся в состоянии торможения.

Функции внимания:

1) функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;

2) функция игнорирования других несущественных конкурирую­щих воздействий;

3) функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, то есть регуляции и контроля дея­тельности.

Виды и свойства внимания

Принято различать внимание произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой воз­никающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, или значимого и вызы­вающего эмоциональный отклик раздражителя.

В появлении такого внимания играют роль привычки человека, соответствие раздражителя внутреннему состоянию организма, по­стоянное ожидание чего-либо и так далее. Непроизвольное вни­мание имеет в своей основе безусловный ориентировочный реф­лекс, проявляющийся в постоянной готовности отвечать на вновь появляющийся раздражитель.

Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий утомляет через 20 минут. Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью. Решаю­щая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произ­вольному вниманию. В связи с этим его изучению и тренировке придается особое значение. У человека в раннем возрасте решаю­щее значение в развитии произвольного внимания имеют школа и занятия, связанные с пребыванием в ней. Внимание взрослого че­ловека развивается и совершенствуется вместе с личностью. Здесь огромное значение имеет труд. Положительное влияние на разви­тие и укрепление внимания у здорового человека и восстановле­ние его у больных играет спорт.

Свойства внимания:

1. Концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте.

2. Устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.

3. Объем внимания — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

4. Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько ви­дов деятельности.

5. Переключение - намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.

Развитие внимания связано с развитием воли, в свою очередь, волевые свойства человека зависят от особенностей его внимания.

Внимание, сосредоточивая всю психическую деятельность, во многом определяет успешность любой работы.

Внимание характеризует активность личности и ее избиратель­ное отношение к предметам и явлениям объективной реальности. Во внимании проявляется регулирующая роль психики: при отсут­ствии внимания невозможна целенаправленная практическая дея­тельность.

Без внимания невозможна наблюдательность - чрезвычайно важный показатель в работе медиков. Но без внимания невозмож­но и обдумывание, решение мыслительных задач. Необходимо тре­нировать и развивать свое внимание. Главное поле для развития внимания - это повседневная работа. Необходимо учитывать, что в пожилом возрасте ухудшение функционального состояния клеток мозга, затруднение разграничения в нем процессов возбуждения и торможения может привести к ослаблению свойств внимания. Но чем более организованным и тренированным будет ваше внимание, тем лучше оно сохранится.

Расстройства внимания

Нарушения внимания наступают при утомлении. Однако, чем тренированнее внимание, тем меньше сказываются последствия утом­ления. Однако нарушения внимания, возникающие при отравлении даже самыми малыми дозами алкоголя, никотина и при других интоксикациях, нельзя предотвратить никакой тренировкой.

Общее снижение внимания наблюдается у большинства боль­ных как последствие инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ, деятельности эндокринной системы и других патологиче­ских процессов, ухудшающих состояние нервной системы. При этом обычно больше всего страдает устойчивость внимания: появляют­ся рассеянность и отвлекаемость. Уменьшается объем внимания (больные многого не замечают в окружающей обстановке), ухуд­шается распределение, более трудным становится переключение внимания. Все это может привести к неправильным действиям боль­ных, к получению ими травм, ожогов и т.п. Поэтому необходима особая бдительность медицинского персонала.

Ослабление внимания проявляется в невнимательности.

Первым типом невнимательности является рассеянность, опре­деляемая малой интенсивностью внимания. Этот тип невниматель­ности наблюдается в норме у детей дошкольного возраста и у астенизированных больных.

Второй тип невнимательности определяется высокой интенсив­ностью и трудной переключаемостью внутри направленного вни­мания. Этот тип отмечается у лиц со сверхценными и навязчивы­ми идеями. Своеобразное расстройство способности переключе­ния внимания наблюдается при локальных поражениях органичес­ким процессом лобных долей головного мозга. У таких больных возникшее действие неоднократно повторяется в результате зат­руднения в переключении внимания на новое действие (персеве­рация внимания). Наблюдаются и противоположные случаи, когда способность переключения внимания патологически усиливается. Это отмечается у маниакальных больных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, сло­ва, сказанные окружающими и т.д., в результате чего они ни на чем на достаточно длительное время не могут сосредоточиться.

Третий тип невнимательности определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрирования внимания, но еще бо­лее слабой его переключаемостью. Подобного рода изменения вни­мания наблюдаются в старческом возрасте, при церебральном ате­росклерозе, в условиях кислородного голодания.

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что память и вни­мание обеспечивают целостность и развитие личности человека, занимают центральное положение в системе познавательной дея­тельности.

Мышление

«Мышление — орудие высшей ори­ентировки человека в окружаю­щем мире и в себе самом». И.П. Павлов

Мышление - высшая форма опосредованной и обобщенной познавательной деятельности, направленная на установление свя­зей между предметами и явлениями объективной реальности и раскрытие их сущности в виде понятий, суждений, умозаключений.

Мышление - это психический познавательный процесс отра­жения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Процесс мышления характеризуется следующими особен­ностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Уста­навливая связи и отношения между предметами и явлениями объек­тивного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сво­дится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного клас­са, а не только для определенного, конкретного наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь все­гда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мыш­ление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обоб­щения, так как слова по своей природе являются совершенно осо­быми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на обще­ственную практику человека.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение - это объединение многих предметов или явле­ний по какому-то общему признаку.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и су­щественных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлени­ями действительности.

Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктив­ное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление - это мышление, непос­редственно включенное в деятельность.

Образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретиче­ских рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Дискурсивное мышление - мышление, опосредованное логи­кой рассуждений, а не восприятия.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредствен­ных чувственных восприятий и непосредственного отражения воз­действий предметов и явлений объективного мира.

«Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции». А. Эйнштейн

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то оп­ределенных источников.

Продуктивное (творческое) мышление - мышление на осно­ве творческого воображения.

Когда говорят о мыслительных способностях, то часто подра­зумевают под этим интеллект.

Интеллект - определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий ей возможность приобре­тать все новые и новые знания и эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности.

Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и спо­собность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека оп­ределяются кругом его интересов, объемом знаний.

Мышление является активной функцией интеллекта и совер­шенствуется по законам логики. Мышление - это интеллект в действии.

Наши рекомендации