Методическая разработка к практическому занятию для студента
Тема: Применение знаний о строении, топографии женской половой системы человека при оказании сестринской помощи.
Цель: Обобщить знания и умения по данной теме изученные на предыдущих занятиях. Формировать умения применение знаний о строении, топографии дыхательной системы человека при оказании сестринской помощи.
Оснащение занятий: Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, контрольные вопросы, ситуационные и морфофункциональные задачи.
II. Таблицы: 1. Воздухоносные пути; 2.Полость носа, глотка; 3.Строение гортани, трахеи, бронхов; 4. Строение лёгких. Торс человека. Муляжи органов дыхания. Модель носа в разрезе.
Время занятия: 90 минут
Место проведения: кабинет анатомии и физиологии человека
Приложение №2
План самостоятельной работы студентов
№ | Название этапа | Описание работы деятельности | Время |
Организационный момент | Студентам раздаются методические рекомендации для самостоятельной работы. Инструктаж преподавателя. | 5 мин. | |
Самостоятельная работа студентов | 1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами: - Изучение воздухоносных путей и лёгких с использованием планшетов и муляжей. - Демонстрация органов дыхательной системы на муляже, планшетах. - Демонстрация проекции органов дыхания на скелете. - Демонстрация лёгких на муляже, планшетах. Демонстрация проекции лёгких на скелете. 2. Работа в альбоме: зарисовка полости носа, легких, составление схем, таблиц. 3. Подготовка к индивидуальному ответу по контрольным вопросам, ситуационным задачам. Приложение №4, №5. Решение морфофункциональных и ситуационных задач. Выполнение заданий в тестовой форме. | 45 мин. |
Приложение № 3
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Задание 1.
1. Используя муляжи, планшеты, плакаты, скелет человека, учебники Анатомия и физиология человека, Н. И. Федюкевич, И. К. Гайнутдинов. Стр.235-255 ,Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкевич , "Лекции по анатомии и физиологии...", изучите общий план строения дыхательной системы и более подробно топографию и строение полости носа, гортани, трахеи, бронхов. На черепе и сагиттальном распиле головы на плакате определите: стенки полости носа (верхнюю, нижнюю, латеральную и медиальную – перегородку носа), носовые раковины (верхнюю, среднюю, нижнюю), носовые ходы под ними (верхний, средний, нижний) и между медиальными поверхностями носовых раковин и перегородкой носа (общий носовой ход). Затем найдите и покажите обонятельную и дыхательную области носа, околоносовые пазухи: лобную, решетчатую, клиновидную, верхнечелюстные (гайморовы), сообщающиеся с полостью носа, а также хоаны, открывающиеся в носоглотку. Стенки пазух выстланы слизистой оболочкой, которая является продолжением слизистой оболочки полости носа. Эти пазухи участвуют в согревании вдыхаемого воздуха и являются звуковыми резонаторами.
Рисунок 1. Строение носа
Рисунок 2. Строение полости носа
На плакате (сагиттальном распиле головы) рассмотрите 3 части глотки: носовую, ротовую и гортанную. Обратите внимание па перекрещивание дыхательных и пищеварительных путей в глотке, что позволяет человеку глотать и дышать одновременно. Так, например, при акте глотания мягкое небо приподнимается, изолируя носоглотку, гортань поднимается, надгортанник опускается и закрывает вход в гортань, корень языка проталкивает пищевой комок в глотку, а затем пища поступает в пищевод. При акте дыхания надгортанник открывает вход в гортань, корень языка прижимается к надгортаннику, небная занавеска опускается. Воздух свободно поступает через дыхательные пути в легкие и выходит обратно.
Рисунок 3. Строение глотки
После этого изучите строение гортани. На муляже гортани и плакате найдите непарные хрящи: перстневидный, щитовидный, надгортанник и парные: черпаловидный, рожковидный и клиновидный, которые соединены между собой суставами, связками и приводятся в движение поперечнополосатыми мышцами (расширителями, суживателями голосовой щели и мышцами, натягивающими голосовые связки). Затем рассмотрите вход в гортань, ее полость, имеющую форму песочных часов и состоящую из трех отделов: верхнего расширенного - преддверия гортани, среднего суженного (межжелудочкового) - собственно голосового аппарата и нижнего расширенного - подголосовой полости. Обратите внимание на две пары складок слизистой на боковых стенках среднею отдела: верхние преддверные (ложные голосовые) и нижние (истинные голосовые) складки. В толще последних находятся голосовые связки, образованные эластическими волокнами, и голосовые мышцы, напрягающие голосовые связки. Промежуток между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью (самая узкая часть полости гортани и во всей дыхательной трубке). Выделите в голосовой щели межперепончатую часть, соответствующую положению правой и левой голосовых связок (3/4 передней части голосовой щели), и межхрящевую часть, ограниченную голосовыми отростками черпаловидных хрящей (1/4 задней части голосовой щели). Длина голосовой щели (переднезадний размер) у мужчин составляет 20-24 мм, у женщин - 16-19 мм. Ширина голосовой щели при спокойном дыхании равна 5 мм, при голосообразовании достигает 1М. Голосовые связки натянуты между щитовидным и череповидными мыщцами и служат для воспроизведения звуков при выдыхании воздуха. Помощью других органов (глотка, мягкое небо, язык, губы и др.) эти становятся членораздельными.
Рисунок 4. Строение гортани
2. Пользуясь плакатом, муляжами и рекомендуемой литературой, изучите топографию и строение трахеи, главных бронхов: правого и левого и бронхиального дерева, входящего в состав легких. Отметьте общность в строении этих органов: они состоят из хрящевых гиалиновых полуколец (16-20 - в трахее, 6-8 - в правом и 9-12 -левом главном бронхах), соединенных фиброзными кольцевыми связками и имеющих сзади перепончатую стенку. Изнутри они выстланы слизистой оболочкой, покрытой однослойным многорядным мерцательным эпителием и содержащей большое количество лимфоидной ткани и слизистых желез (бокаловидных клеток). Снаружи они покрыты соединительнотканной оболочкой (адвентицией). Топографически в трахее выделяют две части: шейную, располагающуюся в области шеи на уровне 6-7 шейных позвонков, и грудную - в грудной полости, где на уровне 4-5 грудных позвонков она делится на два главных бронха: правый и левый (это место называется бифуркацией трахеи). Рассматривая главные бронхи, обратите внимание на то, что правый главный бронх не только короче (его длина 1-3 см), но и шире, чем левый (его длина 4-6 см), имеет более вертикальное направление, являясь как бы продолжением трахеи. Поэтому в правый главный бронх чаще, чем в левый, попадают инородные тела. Затем проследите дальнейшее ветвление бронхов, учитывая, главные бронхи являются бронхами первого порядка, долевые - второго порядка, сегментарные, как правило, - третьего порядка. Далее идут Сегментарные (9-10 поколений), дольковые бронхи, концевые (терминальные) и дыхательные бронхиолы I, II, III порядка. Дыхательные бронхиолы, отходящие от концевых бронхиол, а также альвеолярные. Альвеолярные мешочки и альвеолы образуют альвеолярное дерево (легочный ацинус), относящийся к дыхательной паренхиме легкого. Подсчитано, что от трахеи до альвеол дыхательные пути ветвятся дихотомически (раздваиваются) 23 раза. Причем первые 16 поколений дыхательных путей - бронхи и бронхиолы выполняют проводящую функцию чувствительной зоны. Поколения 17-22 - респираторные (дыхательные) бронхиолы и альвеолярные ходы составляют переходную (транзиторную) зону. 23-е поколение целиком состоит из альвеолярных мешочков с альвеолами - дыхательная, или респираторная, зона. Изучите строение стенок мелких бронхов и концевых бронхиол, отметьте, что стенки последних тоньше стенок мелких бронхов, в них отсутствуют хрящевые пластинки. Они содержат пучки гладких мышечных клеток и много эластических волокон, вследствие чего бронхиолы легко растяжимы (при вдохе).
Рисунок 5. Строение трахеи и бронхов
Рисунок 6. Строение трахеи и бронхов
3. Зарисуйте в альбомы общий план строения дыхательной системы и обозначьте названия органов по-русски и по-латыни. Работу по зарисовке в альбомы органов дыхательной системы можно закончить дома.
Задание 2.
1. Используя муляжи, плакаты, скелет человека и рекомендованную литературу Федюкович Н.И. , Гайнутдинов И. К. Анатомия и физиология человека- Ростов-на-Дону «Феникс» 2011, Федюкевич Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010., изучите топографию и строение легких. Найдите и рассмотрите основание, верхушку легкого, диафрагмальную, реберную, медиальную (средостенную) поверхности, передний и нижний края, ворота, корень легкого, а также сердечное вдавление на медиальной поверхности левого легкого и сердечную вырезку на его переднем крае. Затем найдите глубокие щели (косую у обоих легких, горизонтальную - у правого легкого), разделяющие правое легкое на три, а левое на две доли. Проследите ход междолевых щелей и покажите верхнюю, среднюю и нижнюю доли правого легкого, верхнюю и нижнюю доли левого.
Рисунок 7. Строение лёгкого
На плакате рассмотрите бронхо-легочные сегменты, отделенные друг от друга соединительной тканью и состоящие из легочных долек. Изучите строение легочной дольки и основной морфофункциональной единицы легкого - легочного ацинуса, относящегося к дыхательной паренхиме легкого. Проследите начало ацинуса от концевой бронхиолы, которая дихотомически делится на дыхательные бронхиолы 1-2-3 порядков и переходит в альвеолярные ходы и альвеолярные мешочки с расположенными на их стенках альвеолами легких. Альвеолы - это выпячивания в виде пузырьков диаметром до 0.25 мм, внутренняя поверхность которых выстлана однослойным плоским эпителием, расположенным на сети эластических волокон и оплетенным снаружи кровеносными капиллярами. Изнутри альвеолы покрыты тонкой пленкой фосфолипида - сурфактантом, который понижает поверхностное натяжение и препятствует слипанию альвеол при выдохе. Толщина стенки в местах соприкосновения эпителиоцитов легких и эндотелия бронхов составляет 0.5-1 мкм. Запомните, что общее количество альвеол в обоих легких у взрослого человека достигает от 600 до 700 млн, общая дыхательная поверхность всех альвеол составляет около 100 м2.
Рисунок 8. Строение ацинуса
Далее изучите границы легких, проследите и покажите их проекцию в скелете человека. Так, верхушки легких выступают выше ключицы на сантиметр. Передняя граница (проекция переднего края) спускается от верхушек обоих легких по грудине, проходит почти параллельно на распни 1-1.5 см до уровня хряща IV ребра. Здесь граница левого легко-склоняется влево на 4-5 см, образуя сердечную вырезку. На уровне VI ребра передние границы легких переходят в нижние. Нижняя граница правого легкого соответствует по среднеключичной линии - VI ребра. По средней подмышечной линии - VIII ребру, по лопаточной - X ребра, по околопозвоночной - XI ребру. Нижняя граница левого легкого расположена на 1-2 см ниже приведенной границы правого легкого. При оптимальном вдохе нижний край легкого спускается на 5-7 см. Задняя граница легких проходит по околопозвоночной линии (по головкам ребер).
2. Пользуясь рисунки и рекомендуемую литературу Федюкович Н.И , Гайнутдинов И. К. Анатомия и физиология человека- Ростов-на-Дону «Феникс» 2011.Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - изучите топографию и строение плевры - сросшегося покрова стенок трудной полости и легких. Выделите в ней два: висцеральную (легочную) плевру, плотно сращенную с тканью, и париетальную (пристеночную) плевру, выстилающую изнутри грудную клетку. В области корня легкого висцеральная плевра в ходит в париетальную. В целом вокруг каждого легкого образуется замкнутая плевральная полость, содержащая небольшое количество серой жидкости, облегчающей дыхательные движения легких. Запомним, что правая и левая плевральная полости между собой не сообщаются. В норме в полости плевры воздух отсутствует, и давление в ней отрицательное, т.е. ниже атмосферного. Во время спокойного вдоха оно на 9 мм рт.ст. ниже атмосферного, во время спокойного выдоха -на о мм рт.ст. Выясните значение отрицательного внутригрудного давления:
1)способствует растяжению легочных альвеол и увеличению дыхательной поверхности легких, особенно в фазу вдоха;
2)обеспечивает венозный возврат крови к сердцу и улучшает кровообращение в легочном круге, особенно в фазу вдоха;
3) способствует лимфообращению;
4) помогает продвижению пищевого комка по пищеводу.
Обратите внимание на то, что в местах перехода части альвеолярной плевры в другую образуются запасные пространства – плевральные синусы, которые в норме заполняются легкими во время максимального вдоха. Особенно велик реберно-диафрагмальный синус, расположенный на нижнем отделе плевральной полости. При патологии в плевральных синусах может скапливаться воспалительный экссудат. Запомните, что скопление воздуха в плевральной полости называется пневмотораксом, жидкости - гидротораксом, крови - гемотораксом, гнойного экссудата -пиотораксом.
В заключение рассмотрите средостение - комплекс органов, заполняющий в грудной полости пространство между правым и левым плевральными мешками. Спереди оно ограничено грудиной и реберными хрящами, сзади - грудным отделом позвоночного столба, снизу - сухожильным центром диафрагмы, а вверху через верхнюю апертуру грудной клетки сообщается с областью шеи. В средостении располагаются сердце с отходящими от него сосудами, вилочковая железа, пищевод, трахея, главные бронхи, грудная аорта, блуждающие нервы, симпатические нервные стволы, диафрагмальные нервы, лимфатические узлы, непарная, полунепарная вены, грудной лимфатический проток и др.
- Зарисуйте в альбомы правое и левое легкое: вид спереди и с медиальной стороны, дольку легкого (схему), используя плакаты и рисунки учебника. Работу по зарисовке в альбомы легких и дольки легкого можно закончить дома.
Задание 3.
1. Запомните латинское название носа, полости носа, гортани, трахеи, бронхов, легких, плевры.
2. Проверьте по тестам, кроссвордам, морфофункциональным и ситуационным задачам, насколько прочно Вы усвоили знания о топографии и строении органов дыхательной системы и материал темы в целом.
3. Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы или к другому виду контроля: тестовому, кроссвордам и т.д. (по усмотрению преподавателя).
Приложение №4
Контрольный вопросы:
1)Перечислите по-русски и по-латыни все органы дыхательной системы.
2) Особенности строения дыхательных путей и их основные функции
3)Что входит в состав анатомического образования, называемого
областью носа?
4)Наружный нос, что участвует в его образовании?
5)Полость носа, ее строение.
6)Значение дыхания через нос.
7)С какими образованиями сообщается полость носа?
8)Гортань, ее функции, топография, строение.
9)Полость гортани: форма, отделы, голосовая щель.
10)Трахея, длина, строение, к чему прилежит ее задняя стенка?
11)Главные бронхи: правый и левый, их отличия друг от друга.
12)Бронхи, входящие в состав бронхиального дерева, порядок ветвления бронхов.
13)Форма и поверхности легких, ворота легких.
14)Что входит в состав корня легкого?
15)Покажите на муляже и плакате доли, бронхолегочные сегменты,
дольки, ацинусы легкого.
16)Строение легочной дольки и легочного ацинуса.
17)Границы легких.
18)Плевра, ее назначение, название листков плевры.
19)Плевральная полость, что в ней находится, каково давление при спокойном вдохе и выдохе?
20)Как называется скопление в плевральной полости воздуха, жидкости, крови, гноя?
Приложение №5