Ожидания семьи, связанные с психотерапевтом
1.Какую роль или роли психотерапевт должен играть с точки зрения семьи? Эксперта? Судьи? Союзника? Спасителя?
2.Стремится ли кто-нибудь из членов семьи образовать альянс с психотерапевтом? Чего они ожидают от терапии?
Процедура знакомства
1. Кто является представителем, «рупором» семьи?
2. Кому принадлежит власть в семье? На кого члены семьи смотрят, когда говорят?
3. Кто привел семью на интервью? Чего ожидает от терапии это лицо? Будет ли этот человек решать, стоит ли семье продолжить терапию?
4. Кто из членов семьи мотивирован к терапии? Заинтересованы ли они в помощи самим себе или в изменении других членов семьи?
Определение проблемы
1.Как семья описывает свою проблему?
2.Склонна ли семья обвинять в создавшихся трудностях одного из своих членов? Как долго продолжаются обвинения? Насколько ригидна установка на обвинение? Существует ли в семье единство мнений по этому вопросу?
3.Насколько члены семьи готовы к поиску других объяснений проблемы?
4.Скрывается ли, за описанием проблемы семьей какая-то тревога? Построение системного определения
1.Какие различия можно выявить в описании проблемы членами семьи?
2.Какие различия члены семьи осознают? Как они поступают с этими различиями?
3.Какие различия и потенциальные конфликты отрицаются или отвергаются?
4.Возникает ли у семьи сопротивление при попытках перейти на системное определение? Что лежит в основе сопротивления? Вызывает ли системное определение какие-либо опасения?
5.Какое системное определение позволит выбрать цель терапии, приемлемую как для психотерапевта, так и для семьи?
Планирование вмешательства
1.С какой программой вмешательства семья согласится?
2.Какие вмешательства вызовут у семьи неуправляемую тревогу?
3.На каких позитивных аспектах семейного функционирования может строиться программа вмешательства?
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
Треугольники и «козел отпущения»
1.Какие треугольники находятся в-центре семейных проблем?
2.Каким образом построены треугольники?
3.Существует ли в семье «козел отпущения»?
4.Какую функцию выполняет «козел отпущения»?
Границы и коалиции
1.Насколько четко определены семейные границы?
2.Какие границы являются запутанными и/или прозрачными? Какие границы отражают: а) высокий уровень близости-заботы и низкий — интрузивности; б) низкий уровень близости-заботы и низкий интрузивности; в) высокий уровень близости-заботы и высокий интрузивности; г) низкий уровень близости-заботы и высокий интрузивности.
3.Существуют ли в семье кросс-поколенные коалиции?
Власть и контроль
1. Кто контролирует семью? Как? Какие используются средства контроля: чувство вины, принуждение, угрозы?
ГЛАВА2. ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ: НАЧАЛО ОЦЕНКИ И СОГЛАШЕНИЕ
2.Стремятся ли члены семьи к формированию альянса с психотерапевтом, что
бы противостоять другим членам семьи?
3.Как эти роли отражаются на паттернах семейных интеракций, касающихся
интимности, разрешения конфликтов, разнице во власти?
4.Какими тендерными предубеждениями отличается психотерапевт?
5.Существуют ли в семье тендерные предубеждения, которые могли бы по
влиять на психотерапевта и вызвать у него трудности в работе с данной се
мьей?
Интимность
1.Как в семье принято выражать интимность?
2.На какой интерперсональной дистанции находятся друг от друга члены
семьи?
3.Отличаются ли одни члены семьи большей потребностью в интимности, чем
другие?
4.Как обходятся в семье с запросами об интимности? (
Коммуникация
1.Общаются ли члены семьи друг с другом напрямую? Кто с кем разговари
вает? Четко ли формулируются послания?
2.Перебивают ли члены семьи друг друга? Кто кого перебивает?
3.Слушают ли члены семьи друг друга? Кого слушают, а кого нет?
3 Соглашение: установление терапевтических границ
Терапевтический альянс: концептуальные замечания
Описание случая
Терапевтические заметки
Резюме
Глоссарий
Терапевтический альянс (therapeutic alliance)нач инает фор-мироваться во время первого интервью и становится более прочным после проведения нескольких сессий. Альянс позволяет установить доверительные отношения между психотерапевтом и семьей, а также 'разработать программу терапии, то есть прийти к соглашению относительно определения проблемы и плана вмешательства. Бордин (Bordin, 1982) называет отношения между психотерапевтом и клиентом (или клиентами) «рабочим альянсом», который состоит из трех частей: 1) соглашение между психотерапевтом и клиентом по цели терапии; 2) договоренность и сотрудничество по выполнению терапевтических задач; 3) прочная позитивная эмоциональная связь между психотерапевтом и клиентом.
В литературе по семейной психотерапии процесс формирования терапевтического альянса обозначается различными терминами, включая установление раппорта и присоединение, но описание сущности этого процесса меняется в зависимости от выбора теоретической модели. Например, при описании присоединения (joining)особое значение придается реакциям психотерапевта на семейную систему; а именно, психотерапевт приспосабливается (гибко адаптируется) к семейным паттернам и стилям интеракций:
Терапевтический альянс (therapeutic alliance)— психотерапевт и семья образуют новую систему с целью повышения эффективности процесса терапии; отражает базовый уровень доверия и общность задач. |
Для того чтобы присоединиться к семейной системе, психотерапевту следует ознакомиться с организацией семьи и стилем интеракций, не пытаясь их изменить. Ему необходимо исследовать паттерны транзакций и сильные стороны этих паттернов. То есть он должен почувствовать боль членов семьи, которые исключаются из семейной системы или играют роль «козла отпущения», а также разделить радость тех, кто любим, окружен заботой или как-то иначе поддерживается семьей (Minuchin, 1974, p. 123).
Как терапевтическая техника, присоединение включает три процесса:
1. Поддержание (maintenance)— психотерапевт выражает сочувствие или поддержку члену семьи: «Миссис Мартин, должно быть, трудно быть матерью в такой смешанной семье».
2. Отслеживание (tracking)— психотерапевт при помощи вопросов прослеживает последовательность событий: «Миссис Мартин, когда Синди не убирает в своей комнате, что вы делаете или говорите? Синди, как ты реагируешь? Миссис Мартин, как вы на это отвечаете? Мистер Мартин, когда вы начинаете действовать?».
3. Мимикрия (mimesis)— психотерапевт копирует стиль и темп коммуникаций семьи. Например, во время первого интервью семья Мартинов вела себя сдержанно и осторожно. В комнате установилась
атмосфера чрезвычайной серьезности. В результате психотерапевт
также выбрал серьезный стиль поведения. По крайней мере на первых сессиях со стороны психотерапевта было бы ошибкой демонстрировать приподнятое настроение или шутить, если семья была серьезной. Члены семьи могли бы решить, что их не только не принимают всерьез, но еще и не понимают.
Присоединение (joining) —психотерапевтическая техника, которая сосредоточена на действиях психотерапевта по принятию и приспособлению к различным семьям. Типы техник присоединения: • поддержание (maintenance) —активная поддержка и укрепление семейных подсистем; • мимикрия (mimesis)— отражение стиля семейной коммуникации, например, с использованием юмора; • отслеживание (tracking) —выявление последовательности семейной коммуникации и поведения. |
Витакер и Кейт (Whitaker& Keith, 1981), напротив, считают, что в процессе присоединения к семье психотерапевт не имеет выбора. Скорее готовность семьи продолжить терапию указывает на то, что психотерапевту уже отвели подходящую роль в семейной драме (судьи, спасителя, союзника). Тем не менее Витакер и Кейт добавляют, что присоединяясь к семье, семейный психотерапевт должен развить базовую эм-патию.
В первом разделе этой главы процесс формирования контакта обсуждается с теоретической точки зрения и разделяется натри взаимосвязанные части: 1) особенности семьи, включая семейные ценности и происхождение; 2) особенности психотерапевта, включая его жизненный путь и профессиональную подготовку; 3) роль психотерапевта.
В следующем разделе представлен материал клинического случая, а затем освещаются практические вопросы установления терапевтических границ.
Терапевтический альянс: концептуальные замечания
ИНФОРМАЦИЯ О СЕМЬЕ
Будучи социальной группой, семья отличается рядом характеристик, которые оказывают влияние на процесс терапии, — это особенности отношений между поколениями в двух расширенных семьях, исторические связи (чувство прошлого, настоящего и будущего) и устоявшийся набор ценностей, норм, ролей и паттернов интеракций. В литературе по семейной психотерапии выделяются три основные характеристики семьи: распределение тендерных ролей, этническая принадлежность и этап жизненного цикла семьи.
ТЕНДЕР
«Различия» между мужчинами и женщинами или «борьба полов» является неисчерпаемой темой обсуждения в ток-шоу и популярной литературе. Мужчины и женщины противопоставляются друг другу, как охотники и земледельцы, воины и няньки, маленькие мальчики и маленькие девочки и даже пришлые чужаки с других планет. Эти «различия» считаются врожденными.
Однако с точки зрения социального конструктивиста тендерные различия сконструированы социумом и отражаются в тех социальных ролях, которые играют мужчины и женщины (Beall, 1993). В качестве доказательства социальные конструктивисты приводят данные кросс-культурных исследований: «Представители некоторых культур относят себя более чем к одному тендеру, причем разные культуры отличаются по своим представлениям о природе мужчин и женщин» (Beall, 1993, р. 134). Таким образом, если сравнивать разные культуры, то врожденные половые различия исчезают.
Доказательства существования врожденных половых особенностей также ослабевают в свете данных метааналитических исследований, которые изучали тендерные различия в когнитивных способностях (Hyde, 1981), личностных чертах (Conn, 1991) и социальном поведении (Aries, 1996). В этих исследованиях различия между мужчинами и женщинами составили менее 10%. Другими словами, мужчины больше отличались от других мужчин, а женщины — от других женщин, чем мужчины и женщины друг от друга.
Социальное построение тендера отражает определяемые в культуре мужские и женские роли, причем этот процесс начинается уже тогда, когда младенцев заворачивают в розовое или голубое одеяло. Определяемые социумом роли оказывают влияние на формирование идентичности и способы интеракций с окружающим миром. К 2 или 3 годам дети причисляют себя к мужчинам или женщинам и могут классифицировать игрушки, поведение и людей согласно тендеру (Cross & Markus, 1993).
Культурные тендерные роли также встраиваются в я-концепцию (Cross & Markus, 1993; Geis, 1993). Традиционная женская роль включает в себя такие характеристики, как стремление проявлять заботу о других, воспитывать, демонстрировать уважение и покорность. С другой стороны, сила, доминирование, автономия, агрессивность и целеустремленность больше соответствуют мужской роли (Best & Williams, 1993). Таким образом, для женщины интерперсональные отношения являются ключевым элементом ее я-концепции. Мужская роль, подчеркивающая независимость, уверенность и ориентацию на достижения, сосредоточивает внимание мужчин на конкурентных отношениях и иерархическом статусе в референтной группе.
Роли не только предписывают специфическое поведение, но отличаются по статусу в обществе. Традиционно в Западной Европе женщинам отводится репродуктивная роль (забота о детях, поддержание порядка в доме); мужчинам предоставляется продуктивная роль (обеспечение экономического выживания семьи) (Cancian, 1989). Область влияния мужчин — это внешний, профессиональный мир, где ценится независимость, уверенность и контроль над эмоциями. Отчасти из-за способности рожать детей женщинам отводится репродуктивная роль, в которой ценятся и поощряются интерперсональные отношения.
Канциан (Cancian, 1989) считает, что разрыв между репродуктивной и продуктивной ролью поставил мужчин на экономически более высокую ступень, тогда как работу женщин по воспитанию детей и выполнению домашних обязанностей стали называть любовью. Поскольку выживание семьи зависело от производства продукта, то есть сбора урожая или заработанных денег, продуктивная мужская роль приобрела большую значимость. Женщина должна была поддерживать старания своего мужа «заработать на жизнь».
С точки зрения социального конструктивиста разделение ролей приводит к разным путям социализации. Мягкость и эмоциональность становится прерогативой женщин. Мужская роль, напротив, требует сохранять независимость, конкурировать и избегать проявления чувств. Поскольку мужчины и женщины приучаются выполнять разные роли в обществе, они склонны переживать одно и то же событие по-разному. Далее в разделе будут описываться различия между мужчинами и женщинами в тех областях, которые напрямую связаны с семейной психотерапией: интимность, коммуникация, реакция на конфликт и власть.
Интимность
Дети научаются выражать потребность в интимности в кругу своей семьи и в раннем детском возрасте. Ходоров (Chodorov, 1978) считает, что матери учат своих дочерей проявлять эмпатию и чуткость к потребностям других, тогда как сыновья поощряются к ослаблению привязанностей. Стивер (Stiver, 1991) добавляет, что девочки с очень раннего возраста формируют способность чередовать в своих отношениях с матерью роли того, кто дает эмоциональную поддержку, и того, кто ее получает.
Следовательно, роль женщины требует ценить отношения и связи с другими людьми. Напротив, роль мужчины предполагает независимость, автономию и стремление к социальным достижениям. Поэтому в отношениях женщина опасается потерять связь, а мужчина — автономию, что составляет основу конфликта между мужчинами и женщинами (Low, 1990).
Таврис (Tavris, 1992) сравнивает различия в способах выражения интимности у мужчин и женщин по критерию «делаю-говорю». Для мужчин заботиться о людях — это значит что-либо для них делать. Например, мужчина может работать на двух работах и длительное время отсутствовать дома, присматривать за детьми на выходных или помогать другу с его машиной. Для женщины любовь — это обсуждение отношений, поддержание и улучшение их качества, а также внимание к чувствам другого человека. Таврис (Tavris, 1992) объясняет эти различия особенностью эмоциональных систем в детском возрасте. Мальчики вступают в отношения «бок о бок», где интимность означает разделение общей активности. Девочки устанавливают отношения «лицом к лицу», в ко.торых они делятся своими чувствами и мыслями.
ОБЩЕНИЕ
Книга Таннена (Tannen,1990) «Вы просто не понимаете: женщины и мужчины за разговором» в течение нескольких лет была бестселлером. Благодаря ей супружеские пары могут объяснить причину взаимного непонимания и конфликтов: они говорят на разных языках!
Для Таннена различия в стилях коммуникации связаны с тендерными ролями. Мужчины, социализированные для успеха в обществе, приучены говорить на публику или в «стиле доклада». В деловой беседе подчеркиваются способности и навыки говорящего, необходимые для расширения сферы его влияния и повышения статуса в группе. Способность оказывать влияние на других и — в негативной форме — доминировать и контролировать становится важнее, чем умение слушать. Более того, навыки эффективного решения проблем повышают статус мужчины на работе.
Интимное общение женщин или «задушевная беседа», напротив, требует умения слушать и находить точки соприкосновения. Для того чтобы построить и поддержать отношения, необходимо делиться эмоциональным опытом. В основе задушевной беседы лежит следующий принцип: если у вас есть время слушать меня, я верю в то, что вы заботитесь обо мне.
Важно то, что статус сексуальных ролей оказывает сильное влияние на общение. Исследуя групповые дискуссии, Карли (Carli, 1990) обнаружил, что мужчины охотней соглашаются с женщинами, которые строят свои вы-s сказывания в форме предположений, чем с женщинами, которые говорят уверенно. Однако манера мужчин говорить уверенно или неуверенно не оказывала какого-либо влияния на то, слушали ли его другие члены группы. С точки зрения социального распределения ролей, если женщины говорили уверенно, они нарушали социальные нормы и поэтому члены группы их не слушали. В этом исследовании женщины имели больше шансов быть услышанными, если сначала принижали значимость своих высказываний, например, если они начинали предложения таким образом: «Я не знаю...» или «Я могу ошибаться, но...».
Учитывая различия способов социализации и влияние статуса на коммуникацию, неудивительно, что книга Таннена (Tannen, 1990) вызвала настолько глубокий отклик. Тренируясь в искусстве ведения делового разговора, мужчины сосредоточиваются на решении проблем, повышении и закреплении своего статуса и сведении до минимума проявлений чувств. Женщины, с другой стороны, являются экспертами в эмоциональной и экспрессивной коммуникации; они сосредоточиваются на задаче формирования и сохранения отношений. Именно под влиянием тендерных ролей семьи повсеместно и часто жалуются на проблемы с «коммуникацией».
КОНФЛИКТ
Социально сконструированные роли также оказывают влияние на способы поведения в конфликтных ситуациях и то значение, которое придают конфликту мужчины и женщины. Например, с точки зрения женщин конфликт — это угроза для связи, а у мужчин — способ уведомления о своем статусе (Tannen, 1990). В своем стремлении сохранить отношения женщина скорее успокоит гнев своего партнера, чем бросит ему вызов; она будет искать способы преодоления эмоциональной отстраненности. Для мужчин конфликт — сигнал о различиях мнений, при этом один из собеседников прав, а другой ошибается. Поэтому для мужчины нет недопустимых способов поддержания статуса — от попыток контролировать обсуждение силой логики до гневной угрозы прекратить.
Различие способов социализации мужчин и женщин влияет не только на значение, которое придается конфликту, но и на физиологические реакции и поведение в конфликтных ситуациях. Измерения частоты сердечных сокращений и артериального давления показали, что в супружеском конфликте мужчины быстрее достигают состояния эмоциональной и физиологической перегрузки и остаются на этом уровне дольше, чем их жены (Gottman, 1994). Это приводит к известномуклиническому паттерну, в котором женщина буквально преследует отстраненного, эмоционально дистанцирующегося мужчину,
Например, в процессе обмена негативными эмоциями у мужчины быстрее возникает физиологический дистресс, поэтому он отстраняется и эмоционально замыкается. С точки зрения физиологии, эмоциональное отстранение — это попытка снизить уровень физиологического возбуждения. Но женщина воспринимает отстранение как отвержение и угрозу отношениям. Для того чтобы снизить свой собственный физиологический дистресс, она преследует мужчину, пытаясь возобновить контакт и сохранить отношения.
Готтман (Gottman, 1994) приписывает эти особенности поведения в конфликтных ситуациях биологическим различиям и влиянию социализа-' ции. Его гипотеза заключается в том, что без специального обучения контролю над эмоциями мужчины испытывают более интенсивные физиологические реакции на эмоциональные стимулы, чем женщины. Поэтому мужчины жалуются: «Я не выношу, когда она плачет, потому что не знаю, что делать». В то же время женщины испытывают дистресс, если чувствуют, что отношения находятся под угрозой. Данные четырехлетнего лонгитюдного исследования показали, что женщины, которые находились в ситуации хронической эмоциональной изоляции от своих партнеров, отмечали большее количество проблем со здоровьем (Gottman & Levenson, 1992).
Таким образом, мужчины могут воспринимать конфликты как потенциально эксплозивные ситуации, которые необходимо контролировать. При этом контроль устанавливается посредством угрозы и реального дистанцирования и ухода. Для женщин конфликты со значимыми людьми являются угрозой разрыва отношений и вызывают страх одиночества и уязвимости (White, 1989). Ксожалению, в условиях традиционного распределения тендерных ролей и мужчины, и женщины ведут себя в конфликтных ситуациях таким образом, что их поведение представляет непосредственную взаимную угрозу.
ВЛАСТЬ
Власть — это способность оказывать влияние на окружающих. Однако традиционные тендерные роли предполагают неравенство распределения власти между мужчинами и женщинами. «Исторически распределение власти между мужчинами и женщинами в экономике, политике и религии, атакже в семье стало неравным» (Low, 1990, р. 250).
Неравенство распределения власти в значительной степени касается экономических аспектов. Когда продуктивные и репродуктивные роли закрепились за соответствующими полами, продуктивная роль стала называться работой, а репродуктивная — выражением любви. Мужчина работал на заводе, чтобы поддержать семью, в то время как женщина весь день ухаживала за детьми и домом, потому что она «любила» свой дом и семью.
В этих условиях работа мужчины занимала приоритетное положение в семье. Поскольку он контролировал экономические ресурсы, его желания и потребности выполнялись в первую очередь — он обладал полномочиями! Исследования показывают, что когда женщины вносят материальный вклад в жизнь семьи, их власть возрастает (Blumstein& Schwartz, 1991). Тем не менее традиционные роли и ожидания меняются медленно, если вообще меняются. Даже когда оба супруга получают зарплату, женщина должна выполнять домашние обязанности (Blumstein & Schwartz, 1983).
Таким образом, несмотря на изменение экономической организации семьи, когда для поддержания уровня жизни необходимо, чтобы два ее члена или более получали зарплату, традиционные тендерные роли все еще оказывают значительное влияние. Даже в тех культурах, где закон и идеология подчеркивает равноправие мужчин и женщин, мужчины имеют больше власти в семье и обществе, чем женщины (Best & Williams, 1993; Williams & Best, 1990a, 1990b). Распределение власти в обществе находит отражение и в семейных отношениях, где мнение мужчины имеет больший вес и ему принадлежит право принимать решения.
Неравенство распределения власти, свойственное традиционным тендерным ролям, также влияет на паттерны коммуникации. Находясь в зависимом положении, женщины чаще всего влияют на мужчин при помощи обид, слез, манипуляций или «мягких» стратегий, таких как лесть или услужливые поступки. Мужчины, если необходимо повлиять на других, склонны использовать логику и принуждение (Falbo & Peplau, 1980; Hatfield & Rapson, 1993).
В предыдущей главе было представлено несколько основных интерактивных понятий: триангуляция, границы, власть, интимность и паттерны коммуникации. Тендерные роли могут оказывать значительное влияние на каждый из перечисленных параметров. Поэтому в процессе психотерапии, а также при изучении семейной динамики терапевт будет уделять большое внимание тендерным ролям. Например, является ли отец эмоционально отстраненным и изолированным? Выполняет ли он предписанную ему тендерную роль? Вмешивается ли мать в личную жизнь дочери? В какой степени поведение матери соответствует ее тендерной роли? Нарушаются ли семейные нормы поведения для мужчин и женщин «козлом отпущения»? Отражает ли иерархия власти в семье тендерные и культурные ценности? Отстаивают ли члены семьи право на свое собственное определение мужских и женских норм?
ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ СЕМЬИ ИМУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ
С точки зрения системного подхода семья является не изолированной группой, существующей автономно, а субсистемой более крупной общественной организации и культуры. Преимущество семейной психотерапии заключается в способности рассмотреть симптомы индивида в семейном контексте, но и семейные паттерны можно поместить в более широкий культурный контекст. Этот более широкий культурный контекст связан с этнической принадлежностью (ethnicity)семьи или ее этническим наследием. Семьи передают из поколения в поколение нормы и ценности, которые способствуют формированию идентичности членов семьи и управляют их поведением.
Мы организуем и интерпретируем наш опыт в мире через призму культуры (Saleebey, 1994). Этническое наследие, в частности, подразумевает преемственность традиций, норм и ценностей, что, в свою очередь, обеспечивает чувство принадлежности к группе и исторической непрерывности (McGoldrick, Реагсе & Giordano, 1996; McGoldrick, Preto, Hines&Lee, 1991).
МакГолдрик, Пирс и Гиордано (McGoldrick, Реагсе & Giordano, 1996) считают, что поскольку этническая принадлежность обеспечивает чувство общности и исторической непрерывности, она оказывает значительное влияние на членов семьи. Авторы указывают на усиление напряжения в семье, когда смена жизненного цикла семьи сопровождается нарушением этнических норм поведения. Например, родители с высокой ценностью взаимозависимости членов семьи серьезно конфликтуют с подростком, который усваивает от своих сверстников ценность личной автономии. Аналогичным образом, члены расширенной этнической семьи могут оказывать значительное влияние на жизнь нуклеарной семьи. Способ решения проблем в нуклеарной семье часто зависит от мнения членов расширенной семьи и способа их реагирования.
В качестве более конкретного примера можно привести результаты наблюдений Нэнси Бойд-Франклин (Boyd-Franklin, 1987, 1989), которая посвятила множество книг психотерапии чернокожих семей. Она обнаружи-
ла, что для чернокожих семей традиционными источниками поддержки являются члены расширенной семьи, близкие друзья и религиозные лидеры. Долгие годы американского расизма привели к тому, что семьи чернокожих отрицательно реагируют на предложение начать терапию, которая представляется им насильственным процессом с целью навесить еще один ярлык: «Нас назовут сумасшедшими». Поэтому ключевая терапевтическая задача — это помочь чернокожей семье успешно взаимодействовать с окружающими ее системами.
Вне зависимости от специфики, этническая принадлежность может управлять поведением членов семьи. Например, Рейсе (Reiss, 1981) указывает на способность семьи создавать свое собственное представление о реальности: семейную парадигму (family paradigm),которая управляет поведением членов семьи и влияет на интерпретацию событий.
Этническая принадлежность (ethnicity)— чувство культурной общности (нормы, ценности), которое передается из поколения в поколение и подкрепляется окружающими людьми. |
Семейная парадигма (family paradigm)— семейная концепция социального мира, которая руководит чувствами, мыслями и действиями членов семьи. |
Семейная парадигма, описанная. Рейссом (Reiss, 1981), имеет много общего с представлением социальных конструктивистов о семейных рассказах или историях. Например, семья может рассматриваться в качестве группы, объясняющей своим членам смысл окружающего мира, то есть «рассказывающей» культуры (Pare, 1995). Поэтому культура — это общество индивидов, которые видят мир особым образом. Сходная интерпретация реальности наполняет жизнь отдельных людей смыслом и руководит их действиями. Вне зависимости от обозначений, которыми мы пользуемся, этнические связи подкрепляют парадигму или семейную историю. Например, простое высказывание «В нашей семье близкие отношения» может иметь совершенно разное значение, если попросить семью дать определение слову близкие. Для семьи с сильным чувством этнической принадлежности формирование близких отношений является основной задачей. Члены расширенной семьи живут по соседству, а по воскресеньям обязательно собираются на обед в доме бабушки. Некровные родственники постоянно чувствуют, что они находятся на периферии большой, объединенной кровными узами, расширенной семьи. Для другой семьи определение близости выглядит следующим образом: «Ну, мы встречаемся примерно три раза в год и разговариваем по телефону раз в месяц, но мы всегда знаем, что можем друг на друга положиться».
Учитывая разнообразие определений, клиницист совершит ошибку, если не изучит этническую парадигму семьи или ее историю. Такие слова, как любовь, близость, дистанция, обида и гнев, имеют специфическое значение для каждой семьи. Следовательно, психотерапевт должен выяснить значение этих слов для конкретной семьи, поскольку таким образом он собирает важную информацию о функционировании семьи. Кроме того, в процессе выяснения значений психотерапевт укрепляет соглашение с семьей, так как ее члены чувствуют, что их пытаются понять.
Член семьи Мартинов миссис Мартин выросла в традиционной итальянской семье. Она принадлежала ко второму поколению семьи, проживающей в Соединенных Штатах (мать и отец иммигрировали в США из Италии), и сочетала традиционные итальянские ценности с ценностями американского среднего класса. В системе взглядов миссис Мартин дети находились под контролем и защитой и, кроме того, уважали своих родителей. Поведение Синди, без сомнения, бросало вызов ценностям мачехи. Ситуация усугублялась тем, что мистер Мартин был из третьего поколения ирландских иммигрантов и предоставлял своей дочери гораздо больше свободы, чем позволялось в итальянской семье. Таким образом, одной из причин конфликтов в семье с приемными детьми было столкновение ценностей.
Помимо столкновений ценностей в семье существует потенциальное различие между этнической парадигмой психотерапевта и семьи. Шпигель (Spiegel, 1982) указывает на то, что вне зависимости от этнической принадлежности психотерапевты являются представителями среднего класса и придерживаются общепринятых ценностей/Так, психотерапевты ожидают, что клиенты будут приходить на назначенные встречи, стремиться к изменениям и выполнению терапевтических задач. При этом личная автономия превалирует над эмоциональной зависимостью. Психотерапия не достигает успеха, когда ценности семьи вступают в разрез с ценностями психотерапевта. Например, члены семьи с выраженными традиционными ценностями, подчеркивающими эмоциональную зависимость друг от друга, как правило, быстро и в одностороннем порядке прекращают терапию со специалистом, который настаивает на личной автономии.
Когда психотерапевт и семья не имеют общих культурных корней, психотерапевт рискует отнести некоторые паттерны семейных интеракций к разряду дисфункциональных только потому, что они отличаются от его собственных ценностей. Существует и риск отнесения действительно дисфункциональных паттернов к культурным особенностям (Celano & Kaslow, 2000). Психотерапевту необходимо осознавать свои культурные предубеждения для того, чтобы правильно оценивать семейную парадигму или историю. И наконец, соглашение с семьей укрепляется, когда психотерапевт осуществляет вмешательство, адекватное культуре семьи и позволяющее ей достичь позитивных изменений уже на ранних этапах терапии (Celano & Kaslow, 2000).
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ
Напряжение в семье может быть связано с изменениями жизненного цикла (Carter & McGoldrick, 1988). Если рассматривать семью как развивающуюся систему, то на пути ее развития неизбежны изменения и переходные периоды. Следовательно, на каждой стадии развития семье необходимо выполнить определенные задачи, причем переход от одной стадии к другой всегда сопровождается умеренным кризисом (Gerson, 1995; Preto & Travis, 1985). Более того, симптомы могут появиться на любой стадии развития, сигнализируя о том, что семья переживает трудности.
Картер и МакГолдрик (Carter & McGoldrick, 1988) называют шесть стадий жизненного цикла семьи (family life cycle):
1. Уход из родительского дома: молодые одинокие взрослые.
2. Образование семьи и вступление в брак: молодая супружеская пара.
3. Семьи с маленькими детьми.
4. Семьи с подростками.
5. Уход детей из дома.
6. Семьи на закате жизни.
Картер и МакГолдрик (Carter & McGoldrick, 1988) также описывают эмоциональные процессы, сопровождающие каждую стадию, и изменения семейной системы, необходимые для перехода на другой уровень развития. Например, вступление одного или нескольких детей в подростковый возраст (как в семье Мартинов) требует пересмотра семейных границ, с тем чтобы подросток мог стать более независимым. Также необходимы изменения отношений между родителями и детьми, которые позволили бы подростку расширить общение с внешним миром, сохранив связь с семейной системой.
Во время подросткового периода родители должны строить отношения уже не с ребенком, а с подростком и затем с молодым взрослым. Эти изменения требуют иного соотношения между независимостью подростка и его привязанностью к семье (Worden, 1991). Подростки стремятся к независимости и формированию идентичности, но в то же самое время не хотят окончательного отделения. Используя семью как надежный тыл (обеспечивающий стабильность), подростки исследуют окружающий мир и могут в случае необходимости обратиться к семье за поддержкой. Комбринк-Грэхэм (Combrinck-Graham, 1985) описывает происходящие изменения как процесс чередования центростремительного и центробежного движения. Иногда члены семьи собираются вместе, например по случаю рождения ребенка или из-за чьей-то болезни. В другие моменты делается акцент на независимости и самостоятельности, например когда один из членов семьи приступает к новой работе или начинает учиться в колледже. Герсон (Gerson, 1995) называет этот же самый процесс сменой циклов расширения и сокращения.
Жизненный цикл семьи (family life cycle)— понятие, относящееся к развитию семьи во времени. Переходные периоды и кризисы считаются неизбежными в ходе развития семьи. |
Как правило, семья испытывает самое сильное напряжение в моменты перехода от одной стадии к другой, и симптомы чаще всего появляются в тех случаях, когда возникают препятствия на пути развития жизненного цикла (Carter & McGoldrick, 1988). В частности, развод и повторный брак являются двумя основными препятствиями, которые вызывают большое напряжение в семье. В случае семьи Мартинов смерть супруга (первый муж миссис Мартин), развод (мистера Мартина) и повторный брак были причиной многих семейных проблем. Кроме того, Саймон (Simon, 1989) считает, что на психотерапию оказывает влияние этап жизненного цикла самого психотерапевта. Качество отношений психотерапевта и семьи зависит от сочетания этапов их жизненных циклов. Психотерапевт, который уже прошел через актуальную для клиентов стадию развития семьи, может по личному опыту знать характер возникающих трудностей и проявить искреннее сочувствие. Однако если психотерапевт с легкостью прошел через этот этап жизненного цикла, он может недооценить трудности клиентов. В худшем случае психотерапевт и семья находятся на одной и той же стадии, что может завести в тупик.
В заключение стоит сказать, что базовое понимание и оценка жизненного цикла семьи значительно облегчают построение терапевтического альянса. Оценка этапа жизненного цикла обращает внимание психотерапевта на те вопросы развития, которые могут быть актуальными для семьи, а также позволяет построить предварительные гипотезы для проведения оценки и вмешательства.
ИНФОРМАЦИЯ О ПСИХОТЕРАПЕВТЕ
Семья строит отношения с психотерапевтом исходя из своей собственной парадигмы, но настолько же важна и парадигма психотерапевта. На процесс психотерапии оказывает воздействие подготовка психотерапевта, его обусловленные культ