Возраст начального проявления

Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по DSM-IV

Измерения Признаки
I. Нарушения внимания 1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. 2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4. Не может до конца закончить поставленную задачу. 5. Слушает, но кажется, что не слышит. 6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания. 7. Плохо организован. 8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). 9. Забывчив.
II. Гиперактивность/ импульсивность Гиперактивность: 1. Ребёнок суетлив. 2. Неспособен усидеть на одном месте. 3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своём месте). 4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Всегда нацелен на движение, ведёт себя как "perpetuum mobile". 6. Болтлив. Импульсивность: 7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. 8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристаёт) окружающим.

Д. Рэбинер

Новые критерии диагностики СДВГ[2]

Возраст начального проявления - student2.ru


Американская Психиатрическая Ассоциация недавно [в 2011 г.] опубликовала первое, начиная с 1994 года, пересмотренное издание "Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM-V)". В DSM-V, СДВГ включен в раздел "Нарушения развития нервной системы", а не в группу разрушительных нарушений поведения (disruptive behavior disorders), т.е. оппозиционного девиантного нарушения и нарушения поведения. Это изменение лучше отражает направление современной концептуализации СДВГ (ADHD). Ниже я рассматриваю изменения, которые внесены в современные диагностические критерии СДВГ.

Ядерные симптомы

Обычная критика диагностических критериев СДВГ состояла в том, что ядерные симптомы отражают то, каким образом это расстройство проявляется у детей школьного возраста и не схватывают, как оно представлено у подростков старшего возраста и взрослых. Поэтому, некоторые авторы утверждали, что для различных возрастных групп необходимо разрабатывать различные группы симптомов. Тем не менее, новые диагностические критерии по сути сохранили прежние критерии.

9 симптомов невнимательности:

  1. Зачастую не может уделить пристальное внимание деталям или делает ошибки по невнимательности в учебной работе, работе или во время других деятельностей (напр., игнорирует или пропускает детали, допускает неточности в работе)
  2. Зачастую испытывает трудность в непрерывном внимании в заданиях или игровых деятельностях (напр., с трудом удерживает внимание во время лекций, разговоров или при длительном чтении).
  3. Зачастую кажется, что не слышит, когда обращаются прямо к нему (напр., кажется, что сознание у него куда-то улетает, даже если нет никакого внешнего отвлечения).
  4. Зачастую не следует инструкции и не может закончить школьную работу, завершить домашние дела, или не выполняет свои служебные обязанности на рабочем месте (напр., начинает задания, но быстро теряет концентрацию и легко отвлекается на постороннее).
  5. Зачастую испытывает трудность в организации заданий и деятельностей (напр., с трудом управляет последовательностью выполнения заданий; с трудом сохраняет материалы и их упорядоченность, неорганизован в работе, плохо организует время, не может соблюдать предельных сроков окончания работы).
  6. Зачастую избегает или сопротивляется заданиям, выполнение которых требует постоянного умственного усилия (напр., в школьных и домашних работах; при подготовке сообщений, заполнении форм, обзоре длинных статей).
  7. Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий или деятельности (напр., школьные материалы, карандаши, книги, орудия, сумки., ключи, письменные работы, очки, мобильные телефоны).
  8. Зачастую легко отвлекается на внешние стимулы (напр., старшие подростки и взрослые отвлекаются на не имеющие отношения к реальности мысли).
  9. Нередко забывчив в повседневных деятельностях (напр., в выполнении домашних дел, текущих поручений; старшие подростки и взрослые не отвечают на звонки, не оплачивают счета, неусидчивы на рабочем месте)

Единственное отличие от DSM-IV состоит в том, что все симптомы иллюстрируются примерами различных видов их проявления [см. в скобках], включая примеры их проявления у старших подростков и взрослых. Следовательно, список симптомов остается тем же, включение соответствующих развитию примеров должно помочь в ориентировке оценивания старших подростков и взрослых.

9 симптомов гиперактивности/импульсивности:


1. часто совершает беспокойные движения руками или постукивает пальцам и ерзает на своем месте.

2. часто покидает свое место в ситуациях, где как ожидается, он должен оставаться на одном месте (непр., в офисе, школьном классе или в других ситуациях).

3. часто бегает туда-сюда или карабкается на возвышения в ситуациях, где это неуместно (напр., у подростков или взрослых это может быть ограничено чувством беспокойства

4. зачастую не способен спокойно играть или заниматься досуговыми видами деятельности.

5. часто действует "на бегу" как будто ведомый мотором (напр., не способен или чувствует дискомфорт, когда надо вести себя продолжительное время спокойно и тихо в ресторане или на собраниях; другие люди воспринимают его как беспокойного и несдержанного)

6. зачастую болтлив.

7. зачастую выпаливает ответы, прежде чем закончены задаваемые ему вопросы (напр., завершает предложения других людей);

8. с трудом переносит ожидание чего-либо (напр., когда стоит в очереди);

9. часто прерывает других или вмешивается в их занятия (напр., вторгается в их разговоры, в игры, может без спроса или без разрешения использовать чужие вещи; вмешивается или берет на себя дела других).

Это только немного модифицированные версии гиперактивно-импульсивных симптомов DSM-IV. Тем не менее, как это сделано для симптомов невнимания, новый DSM-V в целом включает в себя соответствующие возрасту примеры этих симптомов у подростков старшего возраста и взрослых.


Количество симптомов и продолжительность их проявления

Возможным гарантом диагноза СДВГ у индивидов моложе 17 лет должно быть проявление, по меньшей мере, 6 из 9 симптомов невнимательности и/или гиперактивности/импульсивности


Однако, для индивидов возрастом 17 и более лет, необходимо только 5 и более симптомов. Это изменение DSM-IV внесено, потому что с увеличением возраста происходит сокращение симптомов. Объяснение этого изменения на сайте DSM-V состоит в том, что немного более низкий порог является достаточным для того, чтобы поставить надежный диагноз взрослым.

Как и в DSM-IV эти симптомы должны быть представлены, по меньшей мере, в течение 6 месяцев в степени не соответствующей возрастному уровню индивида.


Дополнительные диагностические критерии

Как и в DSM-IV достаточные симптомы невнимания и/или гиперактивности/импульсивности являются только основными критериями, которым должна удовлетворять картина расстройства, чтобы был диагностирован СДВГ; ниже представлены модификации, которые сделаны в дополнительных критериях.

Возраст начального проявления

В DSM-IV возраст, в котором происходит начальное проявление "определенных гиперактивно/импульсивных и невнимательных симптомов, вызывающих ухудшение функционирования, должен быть не более 7 лет". Это отражает тот взгляд, согласно которому СДВГ возникает в развитии ребенка сравнительно рано и интерферирует с функционированием детей в сравнительно раннем возрасте.

IВ DSM-V этот порог был пересмотрен в сторону требования, что "некоторые симптомы невнимания и гиперактивности/импульсивности проявляются до 12 лет." Следовательно, теперь симптомы могут проявляться на 5 лет позже. И, теперь не требуется, чтобы эти симптомы, как только они появились в течение 12 лет, произошло ухудшение функционирования.


Обоснованием для указания более старшего возраста начала является исследования СДВГ, проведенные после публикации DSM-IV, в которых не было обнаружено значимых различий в функционировании и результатах лечения у индивидов с симптомами СДВГ, которые появились в более раннем возрасте по сравнению индивидами более старшего возраста. А также больше не требуется, чтобы симптомы были причиной ухудшения в функционировании. Эта комбинация – более старший возраст начала и устранение требования ухудшения – очевидно, является более мягкой.

Наши рекомендации