Нелинейность живой функциональной системы.
В изложении основ метода я не придерживаюсь какой то строгой последовательности причинно-следственных связей, указывающих что исходит из чего. Живая система функционирует нелинейно и пытаться описать метод восстановления здоровья такой системы, используя только логику последовательности линейных процессов, будет сложно.
Живая система функционирует за счет механизмов саморегуляции и самоорганизации. Архитектоника функциональной системы включает в себя динамично сменяющиеся структуры афферентного синтеза, стадии принятия решения, акцептора результата действия, эфферентного синтеза и обратной афферентации.
В этом процессе всё начинается сразу со всех концов, если можно так выразиться, без соблюдения линейных причинно-следственных связей. В стадии принятия решения вырабатывается программа действий с четкой иерархией, но акцептором результата действий заранее определен каким должен быть результат каждого действия для полезного приспособительного результата. И по обратной афферентации акцептор результата действия контролирует деятельность программы действий и вновь возбуждает программу действий, если нужного результата программой не было достигнуто. При этом возбуждается отрицательная эмоция, которая мотивирует программу действий к нужному результату. При достижении необходимого приспособительного результата возбуждается положительная эмоция. Живая функциональная система в своей жизнедеятельности регулируется динамическими стереотипами. Эмоциональные стереотипы регулируют потребности живого организма: отрицательная эмоция возбуждается при возникновении потребности и стимулируют функциональную систему к ее удовлетворению; положительная эмоция возникает при удовлетворение потребности.
Норма (или здоровье) - это оптимальная жизнедеятельность с положительным эмоциональным тонусом, - такое определение здоровью дал Анохин П. К. Наличие в этой формулировке положительной эмоции подчеркивает факт достижения функциональной системой полезного приспособительного результата. Оптимальная жизнедеятельность с точки зрения наилучшего приспособительного результата будет выглядеть как наилучшая двигательная активность организма.
Как только возникает движение, так сразу же возникает взаимодействие. Всякое взаимодействие связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации. Науке известно четыре фундаментальных физических взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное. В условиях гравитационного отягощения Земли наилучшая двигательная активность будет являться качественным показателем оптимальной жизнедеятельности с положительным эмоциональным тонусом.
Плетение мандалы.
В движении жизнь. Как только материальные объекты приходят в движение, сразу же возникает взаимодействие между этими объектами. Это касается любых материальных объектов. Покой в такой динамике лишь переходный момент от одного движения в другой. Покой это потенциально возможное движение. Утверждение принципа вибрации "ничто не покоится; всё движется; всё вибрирует" верно, но при вибрации (пульсации) есть момент покоя, возникающий при переходе одного движения в другой.
В древних принципах философии, лежащих, в частности, в концепции ТТМ, утверждается, что основой жизни является пульсация, а основой всего является пустота; из энергии пустоты возникает присутствие или ясность.
В основе всего лежит пустота, а в основе движения лежит покой.
В основе движения лежит покой, а движение является основой жизни. Вроде бы как в этом утверждении возникает противоречие. Это так, если рассматривать покой как отсутствие движения. Но если рассматривать покой как начало любому движению, то противоречий никаких нет. Покой в такой концепции становится потенцией движения, также как пустота является потенциальной основой всему.
Пульсацию можно сравнить с волнами от брошенного камня в воду камня. У этих волн есть центр. Именно от этого центра круги расходятся по воде и, отражаясь от препятствия, возвращаются к своему центру. Центром жизни в человеке является его сердце. Сердце испускает ритмические пульсации, колебания которых гемодинамической волной распространяются по всему организму и создают корреляционные взаимоотношения со всеми его элементами. Вдох и выдох коррелируются с сердечной и нейрогуморальной деятельностями, создавая кардиореспираторный ансамбль нейровегетативной регуляции. Вдох и выдох, нейрогуморальное возбуждение и торможение, поступательно-возвратная циркуляция крови и других жидкостей коррелируются с механизмами сердечнососудистой деятельности и сердечными ритмами. Сердце является "императором" живой функциональной системы.
В сердце каждого находится пустота, дающая основу жизни. Из энергии пустоты возникает присутствие или ясность. При возникновении присутствия у человека проявляется чувственное переживание радости. Эта радость имеет метафору "радость сына от встречи с матерью". Матерью является пустота. Сыном является присутствие, ясность естественного состояния, переживаемая индивидуумом как ничем не затуманенная мудрость, сияющее самоосознание ума. Естественное состояние природы ума пустотно и ум располагается в сердце.
Мать, сын и энергия. В одной метафоре ум сравнивается с хромым всадником, а энергию сравнивают со слепой лошадью: куда всадник лошадь направит, туда она и идет.
Основой здоровья является равновесие, баланс взаимодействия внешних и внутренних природных сил. Основой болезням является неведение. Неведение, через привязанности и пристрастия к страстям, создает дисбаланс во взаимодействии природных сил. Неведение возникает, когда человек забывает о светоносной сущности своей природы. Светоносная ясность, возникающая в пустоте изначального состояния — это сын матери-пустоты-пространства-кунжи. В изначальном состоянии пустота и ясность неразделимы. В изначальном состоянии пустота свободна от затуманенности (неведения). Пустота — это ясность, а ясность — это пустота. Нельзя сказать, что пустота — это одно, а ясность — это другое, поскольку в действительности они представляют собой неразрывное единство.
Присутствие, ясность является противоположностью неведению. Присутствие создает основу для гармоничного взаимодействия внешних и внутренних сил природы.
В методе восстановления здоровья КА присутствие является основным терапевтическим состоянием ума целителя. Осознавание, перцепция, внимание, намерение - эти приемы используются терапевтом в состоянии присутствия. Присутствие дает этим приемам особо мощный потенциал. Важно зародить правильную мотивацию нести благо другим. Сначала мы должны восстановить контакты с нашим базовым благополучием и внутренним покоем, а затем излучать их окружающим. И тогда наш разум будет опираться на это основание. Очень важно не действовать из места эмоциональной раны или травмы.
Система измерений.
Кунжи, проявляющаяся в сердце как самовозникающая мудрость - есть основа всему.
Все движения энергии, будь это тонкие мысли или грубые страсти, возникают в своей основе.
Пять "ядов", пять страстей - гнев, гордость, желание, зависть, порожденные неведением, — это энергия.
Все движения мысли, все страсти представляют собой мощную, видимую форму энергии.
В "Жанг Жунг Ньян Гьюд" имеется текст учения "Единство четырех чакр". В этом учении для нас интересен опыт понимания третьей чакры. Третья чакра — это колесо точек тела, вен, каналов и энергетических центров. В учении отмечается важность понимания соотношения точек физического тела для достижения самореализации. Для нас же этот контекст имеет другую ценность - понимание соотношения точек физического тела в плане здоровья.
Пустота изначального состояния порождает пять чистых сияний; каждый свет представляет собой источник чистой энергии какого-то элемента. Пять элементов в своей чистой форме являются основой чистого тела, или измерения Самбхогакайи; в нечистой форме они составляют наше физическое тело и материальное измерение. Нужно отметить упоминание в тексте "Жанг Жунг Ньян Гьюд" двух форм тела.
Пять чистых сияний порождают пять внутренних элементов, являющихся фундаментальной основой существования тела в чистом состоянии. Белый чистый свет элемента пространства порождает каналы ума и сердца; зеленый чистый свет элемента воздуха порождает внутренний ветер, или дыхание; красный чистый свет элемента огня порождает телесное тепло; голубой чистый свет элемента воды порождает кровообращение; желтый чистый свет элемента земли порождает телесную плоть.
В контексте порождения физического тела пять чистых сияний дают начало пяти "ветвям" тела, порождают пять чувственных сознаний и пять органов чувств, дают начало пяти плотным и пяти полым внутренним органам, также порождают связи с пятью объектами чувств.
"Из энергии (гдангс) пустоты, изначального состояния возникает присутствие, или ясность (гсал ба), которая дает рождение пяти сияниям света."
Если природа пяти сияний воспринимается в чистом виде, то они порождают пять чистых элементов. При неверном понимании происхождения пяти чистых сияний они материализуются через эти движения в пять грубых элементов и становятся источником всех наших клеше (загрязнений ума), пяти страстей, пяти болезней и т.д.
Пять чистых сияний связаны с пятью страстями. При наличии заблуждения относительно сияний они проявляются в виде пяти страстей, а не пяти мудростей. Белый свет связан с гневом, зеленый — с гордостью, красный — с желанием, голубой — с завистью, и желтый свет связан с неведением.
Внутренним элементом, соответствующим белому свету, является ум (или кости); дыхание соотносится с зеленым светом; телесное тепло — с красным; кровь — с голубым светом; и телесная плоть — с желтым.
Пять сияний исходят из мест своей локализации в теле, движутся через каналы и выходят из органов чувств, для того чтобы соединиться с соответствующими объектами чувств.
Белый свет локализуется в сердце и проходит через канал, соединяющий глаза (его "ворота") с видимыми объектами; зеленый свет локализуется в легких и проходит через канал, соединяющий нос с запахами; красный свет локализуется в печени и проходит через канал, соединяющий язык со вкусами; голубой свет локализуется в почках и проходит через канал, соединяющий уши со звуками, и желтый свет локализуется в селезенке и проходит через канал, соединяющий губы с осязаемыми объектами.
Будет к месту вспомнить учение Павлова И.П. о сигнальных системах. Вторая сигнальная система, доминируя над первой, подчиняет ее и устанавливает фильтр восприятия такой, который будет удовлетворять ее собственные потребности.
Материальная форма пяти чистых сияний в виде элементов лежит в основе мандалы (модели) тела и вселенной. И центром этой модели является присутствие. Для объективного наблюдения и измерения психических и физических процессов в психофизической природе человека присутствие становится базовым состоянием и источником получения достоверной информации.
Игра ясного света.
Процесс жизни начинается с сердца, которое связано с элементом пространства и развивается через элементы воздуха, огня, воды и земли. Таким образом, грубая материальная субстанция тела берет начало в пяти чистых сияниях света.
Пять сияний исходят из мест своей локализации в теле, движутся через каналы и выходят из органов чувств, для того чтобы соединиться с соответствующими объектами чувств.
Белый свет локализуется в сердце и проходит через канал, соединяющий глаза (его «ворота») с видимыми объектами;
зеленый свет локализуется в легких и проходит через канал, соединяющий нос с запахами;
красный свет локализуется в печени и проходит через канал, соединяющий язык со вкусами;
голубой свет локализуется в почках и проходит через канал, соединяющий уши со звуками,
и желтый свет локализуется в селезенке и проходит через канал, соединяющий губы с осязаемыми объектами.
Пять чистых сияний порождают пять чувственных сознаний и пять органов чувств. Из белого чистого света возникает различающее сознание ума, связанное со зрением и глазами;
из зеленого чистого света возникают обоняние и нос;
из красного чистого света возникают ощущение вкуса и язык;
из голубого чистого света возникают слух и уши;
и из желтого чистого света возникают осязание и поверхность тела.
Белый чистый свет элемента пространства порождает каналы ума и сердца;
зеленый чистый свет элемента воздуха порождает внутренний ветер, или дыхание;
красный чистый свет элемента огня порождает телесное тепло;
голубой чистый свет элемента воды порождает кровообращение;
желтый чистый свет элемента земли порождает телесную плоть.
Белый чистый свет элемента пространства порождает сердце;
зеленый чистый свет элемента воздуха порождает легкие;
красный чистый свет элемента огня порождает печень;
голубой чистый свет элемента воды порождает почки;
и желтый чистый свет порождает селезенку.
Пять чистых сияний также дают начало пяти нечистотам, или полым органам:
желудку - белый свет,
толстому кишечнику - зеленый,
желчному пузырю - красный,
мочевому пузырю - голубой
и тонкому кишечнику - желтый.
Ветви, или конечности тела, соответствуют сияниям следующим образом:
правая рука соотносится с красным светом,
левая рука с желтым светом,
левая нога с голубым светом,
голова с белым,
и правая нога с зеленым светом.
Вспомогательной ветвью белого света являются брови,
зеленого света борода,
красного лобковые волосы,
голубого волосы на голове,
и вспомогательной ветвью желтого света являются волосы на груди.
Сознание.
Согласно теоретическим обоснованиям ТТМ болезненностей трое - ветер, желчь и слизь. Но если прекратить рассуждать "это похоже на проявление ветра, а это на проявление слизи", то болезненности в виде ветра, желчи и слизи исчезают и они (ветер, желчь и слизь) становятся мудростью.
"Хотя видимый мир проявляется как многообразие, это многообразие недвойственно,
И из всего множества отдельных вещей ни одну нельзя вместить в ограниченное понятие.
Если освободишься от ограниченности любых попыток судить:"это похоже на то или на се",
Становится ясно, что все проявленные образы - это грани того бесконечного, что не имеет образа и, неотделимые от него, они самосовершенны.
Если видишь, что всё изначально самосовершенно, исцеляется болезнь - стремление чего-то достигать,
И когда просто остаешься в естественном состоянии как оно есть,
присутствие недвойственного созерцания непрерывно возникает само собой."
Осознавание - принятие так как есть здесь и сейчас, исцеляет. Рассуждения возникают из неведения, как только прекращаются всякие рассуждения так сразу же само собой возникает присутствие недвойственного состояния ума и разрушающие силы страстей становятся созидающей энергией кунжи.
Присутствие это портал, открывающий доступ к неограниченному ничем потенциалу кунжи. Присутствие ума проявляется через все чувственные сознания. Текст из "Жанг Жунг Ньян Гьюд" гласит: "Из изначальной мудрости самоосознания, являющей собой свет, посредством движения энергии возникают шесть чувственных сознаний и шесть объектов чувственных сознаний".
"Пять чувственных сознаний не должны следовать за пятью объектами; если же они следуют за ними, вам не следует выносить ментальное суждение. Если ваш ум все-таки выносит суждение, не цепляйтесь за него, как за нечто сущее; если же вы цепляетесь за него, не позволяйте ему развиться в грубую страсть", - так говорил один из мастеров 8 века. Шестое чувственное сознание - это ум вместе с самовосприятием или внутренним сознанием тела.
"Посредством медитации практикующий совершает наблюдение и естественным образом достигает свободы", - гласит тибетская поговорка. В этой поговорке принципиальный механизм освобождения, реализуемый в методе КА через прием осознавание.
«Как только ненависть отбрасывается,
Любви также не найти —
Единая природа ума не отбрасывает ничего.
Как только невежество отбрасывается,
Мудрости также не найти
Единая природа ума не отбрасывает ничего.
Как только желание отбрасывается,
Щедрости также не найти
Единая природа ума не отбрасывает ничего.»