II. Перечень видов, форм и условий
Предоставления медицинской помощи, оказание которой
Осуществляется бесплатно
Нет!
Задача 4.
Закон об образовании
Статья 65.
2. За присмотр и уход за ребенком учредительорганизации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.
3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
4. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация.
<Письмо> Минобрнауки России от 24.04.2013 N ДЛ-101/08 (с изм. от 04.06.2015) "О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми"
Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 5-П).
установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (часть 2 статьи 65 Федерального закона);
при введении родительской платы учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взиматьее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (часть 2 статьи 65 Федерального закона);
установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается(часть 3 статьи 65 Федерального закона);
в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей (часть 5 статьи 65 Федерального закона).
ТОЛЬКО ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ! Нарушает равенство
Задача 6.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017)
муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;
18) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления"
- К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
17) признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;..."
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ(ред. от 03.07.2016)"О защите конкуренции"
Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) 1. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статья 1069. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Задача 8.
Довольно сложный вопрос – это вопрос о характере административных правоотношений по поводу государственного имущества. Дело в том, что вопрос о понятии управления государственным имуществом лежит исключительно в области публичного права и цивилисты по этому поводу обычно считают, что само понятие управления имуществом некорректно, что фактически речь идет о реализации правомочий собственника в смысле гражданского законодательства. Однако это виденье, характерное для гражданского права, традиционно и не принимается в нормах публичного права. Публичное право предполагает, что даже если во внешних отношениях государственная собственность становится обычным объектом гражданского оборота, а, соответственно, любые действия, которые связаны с распоряжением имущественными правами государства – это действия, которые фактически являются сделками, то помимо этих внешних отношений существуют еще и внутригосударственные отношения – отношения между государственными органами и ГУПами, гос. учреждениями, в строгом смысле слова не связанные с каким-либо отчуждением имущества, заключением сделок, но при этом связанные именно с управлением имуществом, т. е. с принятием решений от лица государства, определяющего судьбу соответствующего имущества и то, что касается этих внутренних отношений, они носят в чистом виде публично-правовой характер и гражданское законодательство покушаться на регулирование этих отношений не имеет никаких оснований.
БК РФ, Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Задача 9.
Собственно та схема, которую сформулировал Конституционный суд, наиболее последовательно отражена в законе № 184-ФЗ в отношении управления государственной собственностью субъекта РФ: Законодательный орган устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью субъекта, осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта и ею. Собственно же управление и распоряжение собственностью осуществляются органами исполнительной власти субъекта РФ.
Статья 26.12. Управление и распоряжение имуществом субъекта Российской Федерации
- Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статья 21. Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
д) управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1372-О-О
Положения статьи 21, пункта 3 статьи 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяют основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности, по обеспечению исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт "в" пункта 1 статьи 21), по управлению и распоряжению собственностью субъекта Российской Федерации (подпункт "д" пункта 1 статьи 21), а также предусматривают право органов государственной власти субъектов Российской Федерации создавать государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации в целях осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и по предметам ведения субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 26.11). Указанные нормативные положения, вопреки утверждению заявителя, не направлены на регулирование гражданских отношений, закрепляют такие публичные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2015 N 47-АПГ15-6
Подпунктом "ж" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (подпункт "д" пункта 2 статьи 21 поименованного Закона).
На основании пункта 1 статьи 26.12 этого же Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Из приведенных норм федерального законодательства следует, что управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации, а также принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации находится в ведении субъекта Российской Федерации.
Задача 10.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016)
Ст. 8
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 г.
Ст. 1
б) назначение на должность руководителя предприятия, заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с ним;
в) мероприятия по обеспечению проведения аттестации руководителя предприятия;
2. Установить, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в отношении федеральных государственных унитарных предприятий осуществляет:
д) заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с руководителем предприятия с даты включения предприятия в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, за исключением случаев, если акции созданного посредством его преобразования акционерного общества предполагается внести в уставный капитал других акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности.
Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234
- Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 23.03.2006 N 156.
Так, в соответствии со ст. 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
- Органы юридического лица формируются в соответствии с положениями ГК РФ, а также федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц. Большую роль при решении вопроса о формировании исполнительных органов юридического лица играют уставы, положения, учредительные договоры, т.е. локальные нормативные акты. Они, например, могут устанавливать специальные процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание на должность и т.д.). Иногда процедура, предшествующая заключению трудового договора с руководителем, регламентируется специальным нормативным актом. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" приему на работу руководителя государственного унитарного предприятия может предшествовать прохождение конкурса. Устав корпоративной организации может предусматривать избрание руководителя по конкурсу. Перечень процедур, предшествующих заключению трудового договора с руководителем организации, может включать в себя и порядок предоставления и проверки информации о кандидате на данную должность.
Ст. 275 ТК РФ - Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 ноября 2005 года N 28-р
Об утверждении Порядка согласования трудовых договоров, заключаемых руководителями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с руководителями подведомственных государственных унитарных предприятий
____
Утратило силу на основании
распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга
от 19 апреля 2016 года N 106-р
В целях упорядочения процедуры согласования трудовых договоров, заключаемых руководителями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с руководителями подведомственных государственных унитарных предприятий, и в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.05.2005 N 779 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий"
приказываю:
1. Утвердить Порядок согласования трудовых договоров, заключаемых руководителями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с руководителями подведомственных государственных унитарных предприятий, согласно приложению.
Задача 13.
Дело в том, что по ст. 124 ГК и РФ, и субъекты РФ являются самостоятельными участниками гражданского оборота, в том числе имеют право иметь какое-то имущество в собственности. Этому было посвящено Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1. В приложении к нему были определены категории имущества, которые относятся к муниципальной собственности (МС), собственности субъектов (ССРФ), федеральной собственности (ФС). Здесь было сформулировано положение о том, что по общему правилу в собственности публичного субъекта может находиться то имущество, которое необходимо для осуществления его полномочий, т. е. полномочий его органов (соответственно органов государственной власти, органов местного самоуправления).
Проблема в том, что гражданское законодательство принципиально не устанавливает ограничений на собственность, то какие объекты могут находиться в государственной или муниципальной собственности и тем самым ссылаясь на общие принципы гражданского законодательства государственные органы и органы местного самоуправления настаивают на своем праве иметь в своей собственности любое имущество, используя его для тех целей, которые они сами определяют.
Тут есть два подхода
1) Цивилистический – заключается в том, что никаких ограничений нет, и значит можно использовать имущество для любых целей, в том числе для целей извлечения прибыли, которая очень удачно наполняет средства государственного или муниципального бюджета.
2) Публично-правовой – исходя из публично-правовых требований такой подход представляется категорически недопустимым, потому что в этом случае искажается сама сущность права государственной собственности, потому что как и любые другие права публичного субъекта, оно должно использоваться для достижения конкретных социальных задач, поставленных перед государством (мун. образованиями). Если имущество используется для извлечения прибыли, то говорить о его социальном значении довольно сложно, а то, что государство использует именно этот источник для пополнения бюджета тоже неправильно с конституционно-правовой точки зрения, поскольку Конституция предполагает формирование бюджета за счет налоговых доходов и других обязательных платежей. Для этого есть конституционно-правовое основание – обязанность платить законно установленные налоги и сборы, а извлечение прибыли путем управления ГИ, например, сдачи в аренду, становится той хозяйственной деятельностью государства, которая начинает ограничивать рыночные отношения в той части, например, которая касается условий сдачи имущества в аренду, скажем арендной платы (по более низким ценам и, соответственно, кто имеет доступ к этим источникам, пользуются ими и иногда имущество, переданное в аренду, в дальнейшем передается в субаренду, но уже по рыночной цене. àполучается, что и государство своего не дополучает, и определенным образом устанавливаются ограничения на полностью свободный рынок аренды недвижимости)
Это явствует, в частности, из ст. 26.11[S1] Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ – применительно к имуществу субъектов РФ; из ст. 154 (п.11) Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ («О монетизации льгот») - применительно к федеральному имуществу и механизмов передачи имущества из государственной собственности в муниципальную, из федеральной в региональную и наоборот. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» - применительно к муниципальному имуществу № 131-ФЗ
Глобально все три закона, касающиеся трех уровней публичной власти исходят из одного и того же критерия – в собственности публично субъекта может находится только то имущество, которое необходимо для осуществления его полномочий. Закон № 122-ФЗ пошел дальше и установил требование о том, что если имущество не используется для реализации полномочий публичного субъекта соответствующего уровня власти, то оно должно либо передаваться на другой уровень власти, либо, если имущество не может быть использовано для реализации полномочий публичных субъектов других уровней, то оно должно быть приватизировано.
Цивилистический подход отстаивается многими гос. органами, которые не учитывают социального значения государственной собственности, а считают, что государство можно рассматривать как хозяйствующую корпорацию, которая может для целей повышения своего благосостояния использовать все имеющиеся у него ресурсы. В том числе предполагается, что в этом случае логика управления та же самая, как и у любого частного лица и никаких принципиальных отличий не будет.
КС сказал, что поскольку государственная собственность существует не как для частных лиц просто потому что она есть, а для достижения определенных целей и задач государства, она должна использоваться в соответствии с целями и задачами государства для реализации полномочий. Если полномочия передаются с одного уровня на другой, то они должны быть обеспечены не только финансово, но и соответствующим имуществом. (если муниципальное учреждение культуры, расположенное в определенном здании, передается на уровень субъекта федерации, то вместе с передачей учреждения должна передаваться и та собственность, которая используется этим учреждением. Если муниципальное образование хочет избавиться от расходов, связанных с обеспечением деятельности учреждения и, кстати, содержанием здания, то оно должно избавиться и от соответствующего имущества, обеспечив реализацию полномочий того уровня, на который передается учреждение).