Ро­див­ший­ся на стра­дания

Есть в ми­фоло­гии «уми­ра­ющие и вос­кре­са­ющие бо­ги». Они рож­да­ют­ся, жи­вут на Зем­ле сре­ди лю­дей, по­том уми­ра­ют, как пра­вило, на­силь­ствен­ной смертью, по­том вос­кре­са­ют. Ка­жет­ся, вот она — пря­мая ана­логия Еван­гель­ским со­быти­ям! Но раз­ли­чие есть, и раз­ли­чие — кар­ди­наль­ное. Де­ло в том, что смерть язы­чес­ких бо­гов бес­смыс­ленна, слу­чай­на, и уж ни­как не доб­ро­воль­на. Обыч­но, они да­же не по­доз­ре­ва­ют о сво­ей гря­дущей ги­бели, как, нап­ри­мер, еги­пет­ский бог Оси­рис, ко­торо­го хит­ростью за­мани­ва­ет в ло­вуш­ку и уби­ва­ет его злой брат Сет.

В Еван­ге­лии мы ви­дим со­вер­шенно иную си­ту­ацию. Хрис­тос всег­да знал, что ро­дил­ся для при­нятия страш­ной смер­ти на крес­те. Он осоз­нанно идет на стра­дания и смерть, вы­неся всю му­ку по­нима­ния то­го, на что Се­бя об­ре­ка­ет. Этой му­кой бы­ли ис­полне­ны сло­ва Хрис­та, ког­да Он мо­лил­ся в Геф­си­ман­ском са­ду и про­сил лю­бимых уче­ников по­быть с Ним ря­дом: «И, взяв с Со­бою Пет­ра и обо­их сы­новей Зе­веде­евых, на­чал скор­беть и тос­ко­вать. Тог­да го­ворит им И­исус: ду­ша Моя скор­бит смер­тель­но; по­будь­те здесь и бодрствуй­те со Мною. И, отой­дя нем­но­го, пал на ли­цо Свое, мо­лил­ся и го­ворил: От­че Мой! Ес­ли воз­можно, да ми­ну­ет Ме­ня ча­ша сия; впро­чем, не как Я хо­чу, но как Ты» (Мф.26:37–39).

Пос­ле этой мо­лит­вы ста­новит­ся по­нятен смысл слов Эпи­кура о бо­гах, ко­торые ни­ког­да не пой­дут на то, что­бы сде­лать­ся «людь­ми дей­стви­тель­ны­ми». Прос­то ни один языч­ник не мо­жет уви­деть в сво­их бо­жес­твах та­кого му­жес­тва и си­лы ду­ха.

Бог. Че­ловек. Кос­мос

Язы­чес­кие бо­ги всег­да про­води­ли чет­кую гра­ницу меж­ду со­бой и смер­тны­ми. Да­же по­лубо­ги, рож­денные от со­юзов бо­гов с людь­ми, ста­нови­лись для олим­пий­цев вра­гами и кон­ку­рен­та­ми. В хрис­ти­анс­тве, нап­ро­тив, Бог нас­толь­ко приб­ли­зил­ся к лю­дям, что стал од­ним из них.

И тут вста­ет са­мый важ­ный воп­рос: а за­чем все это бы­ло нуж­но? Мак­сим Ис­по­вед­ник пи­шет об этом так: «Бог сло­во, сын Бо­га От­ца для то­го и стал че­лове­ком и сы­ном че­лове­чес­ким, что­бы со­делать че­лове­ков бо­гами и сы­нами Бо­жи­ими». Или в дру­гом мес­те: «что­бы че­лове­ка со­делать бо­гом, че­рез со­еди­нение с Со­бой». Ни боль­ше, ни мень­ше! И мы ви­дим в ис­то­рии хрис­ти­анс­тва мно­жес­тво лю­дей, ко­торые смог­ли вос­при­нять этот бес­ценный дар Бо­га че­лове­чес­тву. Цер­ковь име­ну­ет их — свя­тыми.

Но и это еще не все. Не толь­ко че­лове­чес­тво по­лучи­ло во Хрис­те ис­це­ление, со­еди­нив­шись в Нем с Бо­гом. Весь ма­тери­аль­ный мир, весь ог­ромный кос­мос, каж­дый атом ве­щес­тва об­ре­та­ет пос­ле Рож­дес­тва Хрис­то­ва но­вый смысл, но­вую пер­спек­ти­ву сво­его су­щес­тво­вания. Вот как го­ворит об этом мит­ро­полит Ан­то­ний Су­рож­ский:

«Бог об­ле­ка­ет­ся в че­лове­чес­кую плоть, в ко­торой со­дер­жится все су­щес­тву­ющее, все, что есть в этом твар­ном ми­ре. Он вос­при­нима­ет все ве­щес­тво это­го ми­ра, и это ве­щес­тво не толь­ко Его собс­твен­но­го ис­то­ричес­ко­го те­ла, но все­го ми­ра, та­инс­твен­но, не­во­об­ра­зимо, лич­ным об­ра­зом со­еди­ня­ет­ся с Са­мим Бо­гом. И ког­да пос­ле Вос­кре­сения Хрис­тос воз­но­сит­ся на не­бо, Он та­инс­твен­но уно­сит все ве­щес­тво на­шего ми­ра в са­мые глу­бины Бо­жес­твен­ной ре­аль­нос­ти. Бог при­сутс­тву­ет в ми­ре, ста­новит­ся частью не толь­ко его ис­то­рии, но его су­щес­тва, и мир при­сутс­тву­ет в Бо­ге».

В яс­ную без­лунную ночь не­бо над на­ми за­гора­ет­ся рос­сыпью звезд. Гля­дя на это си­яющее ве­лико­лепие, труд­но да­же во­об­ра­зить — что же на са­мом де­ле пред­став­ля­ет со­бой на­ша Все­лен­ная. Ог­ромные скоп­ле­ния рас­ка­лен­ной ма­терии, рас­сто­яния в мил­ли­оны све­товых лет, бес­числен­ное мно­жес­тво пла­нет, звезд, га­лак­тик… Все это нас­толь­ко не­со­из­ме­римо с че­лове­ком, что соз­на­ние прос­то от­ка­зыва­ет­ся вос­при­нимать по­доб­ные мас­шта­бы. Да­же на­ша Зем­ля на та­ком фо­не — все­го лишь ма­лень­кая пы­лин­ка в не­боль­шой звез­дной сис­те­ме на са­мом краю Млеч­но­го Пу­ти. И все же хрис­ти­анс­тво воп­ре­ки всем этим бес­спор­ным ас­тро­номи­чес­ким фак­там счи­та­ет на­шу пла­нету — цен­тром ми­роз­да­ния. По­тому что две ты­сячи лет на­зад в ис­то­рии Все­лен­ной на­чал­ся от­счет но­вой эры. И на­чал­ся он имен­но на Зем­ле, с рож­де­ния ма­лень­ко­го Маль­чи­ка, в Ко­тором Бог со­еди­нил Се­бя со всем ма­тери­аль­ным ми­ром. Имен­но это, во­ис­ти­ну, кос­ми­чес­ко­го мас­шта­ба со­бытие и от­ме­ча­ют все хрис­ти­ане на­шей пла­неты, встре­чая свет­лый праз­дник Рож­дес­тва Хрис­то­ва.

Как выг­ля­дит грех?

Се­год­ня че­ловек очень мно­го слы­шит о гре­хе, но поч­ти ни­чего о нем не зна­ет. Сов­ре­мен­ная мас­со­вая куль­ту­ра так час­то ис­поль­зу­ет это сло­во не по наз­на­чению, что оно пос­те­пен­но ли­ша­ет­ся сво­его ис­тинно­го со­дер­жа­ния. В су­пер­марке­те сим­па­тич­ная де­вуш­ка в фор­менном на­ряде пред­ла­га­ет про­дегус­ти­ровать ви­но «Ис­по­ведь греш­ни­цы». Му­жес­твен­ный про­филь Брю­са У­ил­ли­са на ог­ромных рек­ламных щи­тах рек­ла­миру­ет блок­бастер «Го­род гре­хов». А в эфи­ре FM-ра­ди­ос­танции уже лет де­сять го­ня­ют шля­геры с наз­ва­ни­ями «Греш­ной ду­ши пе­чаль», «Греш­ный ан­гел» и т. п. В ре­зуль­та­те мас­со­вым соз­на­ни­ем грех вос­при­нима­ет­ся как неч­то чрез­вы­чай­но прив­ле­катель­ное, что очень хо­чет­ся со­вер­шить. Прав­да, всем так­же из­вес­тно, что по ка­ким-то не­понят­ным при­чинам грех очень не нра­вит­ся Бо­гу, су­рово на­казы­ва­юще­му тех, кто все-та­ки от­ва­жива­ет­ся на не­го. Но се­год­ня это ма­ло ко­го ос­та­нав­ли­ва­ет.

В об­щем, от­но­шение к гре­ху в сов­ре­мен­ном ми­ре на­поми­на­ет пси­холо­гию школь­но­го ху­лига­на: на­рушая все, что толь­ко мож­но на­рушить, по­луча­ешь зап­ретное удо­воль­ствие и од­новре­мен­но — за­раба­тыва­ешь ре­пута­цию сме­лого и не­зави­симо­го че­лове­ка.

При этом для всех со­вер­шенно оче­вид­но цер­ковное про­ис­хожде­ние сло­ва «грех». Но да­леко не все спо­соб­ны при­ложить уси­лия к то­му, что­бы вы­яс­нить — как же по­нима­ет его са­ма Цер­ковь? А ведь в хрис­ти­ан­ском ве­ро­уче­нии борь­ба с гре­хом, по­беда над гре­хом и, на­конец, сво­бода от гре­ха яв­ля­ют­ся по­няти­ями фун­да­мен­таль­ны­ми. Неп­ра­виль­но по­нимая сло­во «грех», не­воз­можно пра­виль­но по­нять хрис­ти­анс­тво во­об­ще.

На­вер­ное, про­ще все­го рас­смот­реть уче­ние Цер­кви о гре­хе на фо­не нес­коль­ких ус­то­яв­шихся в об­щес­твен­ном соз­на­нии заб­лужде­ний.

Наши рекомендации