Коррекционное воспитание детей с трудным поведением
Целью специальной педагогики в данном случае является коррекция основных проявлений дисгармонически развивающейся личности путем систематической учебно‑воспитательной работы.
Приемы коррекционно‑педагогического воздействия на ребенка разнообразны, так же как и различны патологические механизмы, лежащие в основе дефектов личности, ее недостаточной работоспособности и неумения приспособиться к окружающей среде. В зависимости от типа психопатии, степени выраженности патологических проявлений, пути лечебно‑педагогического воздействия неодинаковы. Поэтому в каждом конкретном случае врач и педагог должны выявлять индивидуальные особенности ребенка. Однако наряду с этим имеется ряд общих принципиальных положений, необходимых для всякой лечебно‑педагогической работы.
Как пишут Г.Е. Сухарева, Е.М. Мастюкова и др., содержание раздела лечебной педагогики психопатических личностей состоит из двух частей: общей и специальной.
Общие принципы, лежащие в основе коррекционной педагогики, одинаковы с теми, на которых строится и общая педагогика. Разница лишь в том, что у нормальных детей нужно воспитывать правильную трудовую и социальную установку, сообщать им определенные знания и навыки, в то время как у психопатичных детей нужно корригировать патологические особенности, связанные с неполноценностью их нервной системы, и преодолевать их неправильные установки и формы поведения, созданные неблагоприятными условиями, в которых протекало их развитие.
Большинству психопатических личностей свойственно:
• психомоторное возбуждение;
• эгоистичность и слабость навыков, необходимых для жизни в коллективе;
• пониженная работоспособность, а иногда отрицательное отношение к систематическому труду и учению.
Эти особенности определяют целевую установку лечебно‑педагогического процесса и указывают основные направления корригирующих мероприятий. Основными факторами, ведущими к снижению психомоторного перевозбуждения и повышенной нервно‑психической возбудимости, наряду с медицинскими мероприятиями, является четкий и неуклонно соблюдаемый режим, построенный на правильном чередовании труда и отдыха. Точное, ритмичное повторение одних и тех же процессов организует условно‑рефлекторную деятельность нервной системы, способствует выработке определенного динамического стереотипа, что в свою очередь важно для гармонизации и успокоения перевозбужденной психической деятельности ребенка.
В связи с недостаточностью трудовых и социальных навыков большинство таких детей не умеют самостоятельно организовывать свое время. Поэтому в режиме учреждений для нервных и психопатичных детей не должно быть, так называемых, свободных часов, а все время должно быть заполнено определенной, заранее намеченной работой или играми (чтение, кружковая работа, спорт и др.). Являясь одним из основных оздоровительных мероприятий, режим учреждения, в то же время, служит обязательным условием для проведения главной педагогической задачи – коррекции неправильной социальной и трудовой установки детей и выработки соответствующих навыков.
Учитывая пониженную работоспособность, отсутствие выдержки, нетерпеливость, недостаточность внимания и систематического мышления, педагог в процессе учебных занятий последовательно использует различные методические приемы и формы работы, тщательно соразмеряя темп прохождения учебного материала и его сложность с работоспособностью каждой учебной группы. Так, на первых этапах, когда психомоторная перевозбужденность и дефекты внимания значительно выражены, когда учащиеся не умеют выслушивать объяснение задания, ни выполнять его самостоятельно, основными приемами является краткая и точная инструктивная беседа, разъясняющая столь же краткое и четкое задание. По мере улучшения общего состояния становится возможным переход к самостоятельному выполнению заданий, более сложных и длительных.
Нетерпеливых, невнимательных, непоседливых и возбудимых детей с психопатическими особенностями обычно мало привлекает чисто интеллектуальная деятельность. Поэтому для них хорошим стимулом, повышающим их интерес к учению, служит разнообразие и разносторонняя проработка предлагаемого задания, а также включение моментов эмоциональных (художественное оформление итогов) и двигательных (измерение, взвешивание, изготовление наглядных пособий и др.) компонентов.
Для привлечения внимания большое значение имеют коллективные формы деятельности. На первых этапах работа организуется с небольшими группами, затем, по мере организации деятельности, группы могут увеличиваться. Только при очень планомерном и постепенном переводе возбудимого и расторможенного или замкнутого, отгороженного ребенка из маленьких кратковременных группировок в более крупные и длительные объединения педагогу удается воспитать у него необходимую саморегуляцию поведения и создать сознательную, прочную социальную установку.
Одной из очень частых особенностей неправильного поведения психопатичного ребенка является его склонность к разрушению вещей. Еще в дошкольном возрасте дети ломают игрушки, позже – портят учебные пособия, рвут книги, одежду и т. п. Эта черта в поведении ребенка связана не только с повышенной возбудимостью, но и является характерной особенностью выражения его негативизма, как фактор протеста против старших. Не владея навыками, необходимыми в творческой, конструктивной деятельности, типичной для нормального ребенка, дети с психопатичными особенностями не могут получить удовольствия от созданных вещей и находят удовольствие в их разрушении. В связи с чем коррекция этой особенности и замена ее творческой установкой представляет еще одну сложную лечебно‑педагогическую задачу. В этом плане исключительно большое значение имеют все виды ручного труда (в мастерской, в огороде, в техническом кружке). Работа в мастерской или техническом кружке приносит свои плоды: ребенок видит результаты своей работы, получает эстетическое удовольствие от выполненного задания. Работа в коллективе сближает интересы детей, формирует социальные навыки.
Построение каждого из разделов частной коррекционной педагогики основывается на учете трех моментов:
• каковы основные нарушения в эмоционально‑волевой и интеллектуальной деятельности данной группы психопатии, подлежащие коррекции;
• каковы те положительные черты, на которых должны базироваться коррекционно‑педагогические мероприятия;
• какие стимулирующие факторы могут быть наиболее эффективными в работе с данной группой.
Необходимо учитывать врачу и педагогу, что коррекция патологических черт основывается не на «запретах» и «подавлении», а достигается путем формирования новых установок, интересов и навыков, которые могут быть созданы только на основе положительных эмоций.
Психопатологические особенности неустойчивых психопатических личностей первой группы, характеризующихся чрезмерной подвижностью, жаждой новых впечатлений, стремлением к удовольствию и уклонением от всякой деятельности, требующих труда и напряжения, слабостью воли и связанная с этим недостаточная регуляция поведения, можно наблюдать среди детей и подростков. Из положительных черт у них наблюдается быстрый темп и живость психических процессов, выраженный, хотя и поверхностный интерес ко всему окружающему, сообразительность, легкая контактность, незлобливость и отсутствие злопамятности.
Учитывая эти особенности поведения, в лечебно‑педагогической работе можно использовать разнообразие учебного материала и приемов его переработки, включение в занятия эмоционального компонента. Для коррекции их двигательного перевозбуждения следует широко использовать занятия по ритмике и гимнастике, которые организуют беспорядочную и бесцельную двигательную продукцию в целевые, координированные, хорошо отработанные движения. Особенно важна в этих случаях работа в мастерской, где имеются наиболее благоприятные условия для преобразования чрезмерной подвижности в целенаправленную деятельность. Постепенность и систематичность необходимы для создания правильной социальной установки и развития навыков, необходимых для приспособления к требованиям организованного детского коллектива.
Общительные и доверчивые, легко контактирующие, податливые всем внешним влияниям, неустойчивые личности очень быстро сближаются со своими сверстниками и на первых этапах могут завоевать некоторый авторитет и симпатии. Однако вскоре, в связи с их легкомыслием, отсутствием чувства ответственности, крайней недисциплинированностью, отношение товарищей к ним становится пренебрежительным и неприязненным. Для создания правильной установки и формирования необходимых навыков неустойчивые личности должны привлекаться к участию во всех формах общественной работы. Длительной и систематической лечебно‑педагогической работой удается достигнуть того, что удовольствие перестает быть единственным стимулом деятельности неустойчивой личности и заменяется чувством удовольствия от участия в общей творческой работе и близости к коллективу.
Органические психопатии типа «бестормозных» характеризуются чрезмерной подвижностью, обусловленной прямой двигательной расторможенностью – следствием перенесенного в прошлом органического поражения мозга. Расстройства внимания, непоседливость и недостаточная целенаправленность мышления, поверхностность суждений, основанных преимущественно на случайных признаках, выражены сильнее, чем у неустойчивых психопатов. В связи с этим методы лечебно‑педагогической работы должны быть дополнены.
Так, работая с этой группой детей и подростков, педагог должен посадить такого ребенка возле себя или за отдельный стол спиной к классу, чтобы ограничить количество отвлекающих моментов и обеспечить непрерывное наблюдение. Часто приходится начинать коррекцию с работы в мастерской и отводить такой работе дополнительные часы, так как при этом удовлетворяется их потребность в движении и осуществляется тренировка в выработке целевых заданий.
Приобщение «бестормозных» к жизни детского коллектива, развитие необходимой регуляции поведения дается с большим трудом, так как их эмоциональность в отличие от неустойчивых личностей не только поверхностна, но и недостаточна. Включение таких детей в жизнь и деятельность детского коллектива начинается не только с отдельных кратковременных поручений, но и продолжается в течение длительного времени. Это объясняется тем, что резко выраженная дезорганизованность таких детей требует длительного срока для коррекции.
По своим психопатологическим признакам эксплозивные психопатические личности (эпилептоиды) представляют как бы антиподов неустойчивых и безтормозных: они мало податливы внешним влияниям и отличаются целеустремленностью и большой настойчивостью в осуществлении своих желаний. Однако, эти сами по себе положительные черты обнаруживаются только тогда, когда речь идет об их нуждах, удобствах и удовлетворении примитивных потребностей, часто весьма интенсивных в связи с повышенными влечениями.
Требовательные, стеничные и упрямые, они отвечают на любой отказ аффективной реакцией, нередко выраженной агрессией.
При стационировании и пребывании в отделении такие дети охотно поддаются лечению, так как расценивают его как особо внимательное отношение к их здоровью, о котором они очень заботятся. В связи с этим первоочередной задачей лечебно‑педагогической работы являются коррекция их отношения к окружающим, так как эгоизм и эксплозивность часто делают их совершенно нетерпимыми в детском коллективе. Напористые и самолюбивые, они нелегко отказываются от занимаемых позиций и могут организовать группу своих сторонников, поддерживающих их притязания и дезорганизующих режим детского учреждения. Учитывая такие особенности характера, педагог не должен допускать их продвижения в руководители. Вместе с тем нельзя прибегать к прямым запретам, что может создать им репутацию «обиженных» и вызвать сочувствие, а их отрицательные стороны останутся нераскрытыми. Поэтому отстранение их от определенной должности в коллективе необходимо трактовать состоянием здоровья.
По мере того, как растет сплоченность детского коллектива, эгоистические требования эксплозивных психопатов и их притязания на ведущие роли получают отпор. Они на практике убеждаются в том, что добиться признания путем насилия невозможно. С этого момента начинается следующий этап лечебно‑педагогической работы – разъяснение тех положительных моментов и той пользы, которую им приносит их активное участие в организационной и общественной работе коллектива.
Эти дети хорошо трудятся в мастерской. Сравнительно хорошая моторика, физическая выносливость и известная настойчивость облегчают овладение навыками ручного труда, а наглядность их результатов стимулирует усилия. Предметы, предназначенные для других, выполняют медленно и неохотно, но предметы, выполненные для себя, характеризуются тщательностью и добротностью. Такое отношение к деятельности изменяется медленно и с большим трудом.
Склонность к практической, конкретной работе, выполненной по определенному регламенту, известная настойчивость, помогают легко выполнить порученные им обязанности, а полученная на общем собрании похвала оказывается новым стимулом к деятельности. Постепенно в трудовой деятельности происходит приобщение эксплозивных личностей к коллективу, освоение навыков, необходимых для совместной жизни с другими людьми, и замена прежних стимулов поведения новыми – социально‑положительными.
Преодоление их отрицательного отношения к учению представляет еще большие трудности. Главным препятствием является ограниченность их интересов, они считают, что должны уметь читать, писать, считать, все остальное им не нужно. Для преодоления этих моментов необходима очень тщательная и продуманная организация их обучения. Конкретность и четкость каждого задания, широкое использование наглядных пособий, медленное усложнение заданий, включение в бригаду с медленным темпом развития – вот методические приемы, которые помогают работе с ними.
Для аутичных личностей характерно: дефекты моторики (плохо координированные, неритмичные движения); склонность к абстрактному мышлению, близкому к резонерству; своеобразие эмоциональной сферы (у одних сензитивность и ранимость, у других – холодность и скудность эмоций), но всегда малая контактность, слабая аффективная реакция, являющаяся одной из причин отгороженности от детского коллектива.
Одной из основных задач коррекционно‑педагогической работы с аутичными личностями является коррекция их моторики, так как двигательная недостаточность влияет на все виды деятельности. Неловкие и неуклюжие, часто медлительные и слабосильные аутичные дети не могут принимать участие в подвижных играх или трудовых процессах. Поэтому они часто оказываются вне коллектива, так как основная база, на которой создается контакт детей и подростков – это совместная деятельность в действиях, а не в разговорах и рассуждениях. В коррекции моторики аутичных детей большое значение имеет занятие ритмикой, гимнастикой, спортом, ручным трудом, т. е. все то, что способствует развитию моторики. Особого внимания требует, так называемая, отработка самых простых бытовых навыков, так как эти дети не умеют умываться и одеваться, пользоваться столовыми приборами.
В учебных занятиях им помогает хороший интеллект, они не только легко усваивают программный материал, но сама по себе познавательная деятельность привлекает их интерес, доставляет им удовольствие, и является для них положительным стимулом. Однако и в школьной деятельности у них своеобразные трудности: они плохо овладевают навыками письма, неловки и мало находчивы в занятиях, требующих осмысления и навыков. Выполнив легко то или другое задание, они теряют к нему интерес. В связи с этим, в проработку каждого задания необходимо включать больше конкретных действий (зарисовывание, раскрашивание, измерение, клейку картинок и т. д.) и неуклонно следить за тем, чтобы все доводилось до конца.
У аутичных детей отмечается нестойкость активного внимания, обусловленная уходом в свои мысли или фантазии. Устранение расстройств внимания в этом случае удается путем повышения интереса к занятиям и постоянным контролем со стороны педагога.
Двигательная недостаточность, практическая беспомощность, неловкость рук – все это затрудняет работу ребенка в группе при подготовке детей к школьному обучению. Поэтому с ними вначале приходится работать индивидуально, видоизменяя общую программу применительно к их особенностям, постепенно увеличивая сложность и длительность занятий. Двигательная недостаточность и слабость эмоционального контакта являются препятствием для сближения аутичных детей с коллективом. Их своеобразные интересы, чуждые и непонятные сверстникам, нередко причудливая, вычурная речь, вызывают недоумение, подчас насмешки детей: «чудак» – вот прозвище, которым их часто награждают дети в группе. Поэтому педагогу приходится пристально следить за ними, чтобы не было недоразумений в группе. Чрезвычайно эффективными в работе с детьми оказываются беседы, проводимые в серьезном тоне, логически анализирующие причины их успехов и неуспехов. В отличие от психопатий других групп для аутичных личностей наиболее убедительными и вескими доводами являются критерии «разумности» или «неразумности» и этическая оценка их поступков.
В дошкольных и школьных учреждениях в настоящее время работают не только педагоги‑дефектологи, но и психологи. Задачей психологов в детских учреждениях является профилактика психических расстройств, которые могут наблюдаться в разной форме и разной степени выраженности. Необходимость тесного контакта педагога‑дефектолога и психолога вызвана большим количеством детей с трудным поведением и недостаточной психической деятельностью. Родители чаще обращаются за помощью к психологу, чем к врачу‑психоневрологу. В связи с этим психолог должен быть знаком со всеми проявлениями психических расстройств, причинами их возникновения, чтобы вовремя оказать необходимую помощь ребенку, родителям, педагогу или направить родителей с ребенком к врачу. Особенно важным является организация помощи при неврозах или трудном поведении детей и подростков, устранения конфликтных ситуаций, помощи в учебе.
Одним из методов профилактики неврозов и трудного поведения является психотерапия в широком смысле слова: беседы, внушения, чтение художественной литературы по соответствующей теме о дружбе, взаимопомощи, героизме, привлечение к физической культуре и физическому труду.
Тесная связь специальной (коррекционной) педагогики и психологии с психоневрологией – залог успеха в профилактике психических расстройств, трудного поведения и затруднений в учебе детей и подростков.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Что такое коррекционная педагогика?
2. Значение коррекционной педагогики.
3. Какое значение может иметь гиперопека в воспитании ребенка?
4. Какое значение может иметь гипоопека в воспитании ребенка?
5. Назовите методы психолого‑педагогической коррекции в этих случаях.
6. Расскажите об особенностях коррекционно‑педагогической работы с детьми с ЗПР.
7. Какие особенности коррекционно‑педагогической работы с умственно отсталыми детьми вы знаете?
8. Расскажите об особенностях работы с детьми с невропатией.
9. Какие формы коррекционно‑педагогической работы необходимо организовывать с детьми с нарушением эмоционально‑волевой сферы и общения?
10. Как вы представляете особенности работы с детьми, перенесшими травму черепа?
11. Как вы будете строить работу с детьми с различными психопатическими расстройствами?
12. Какими особенностями характеризуются аутичные дети, и как вы будете строить свою работу с ними?
13. Какое значение имеет взаимосвязь педагогики и психологии в общеобразовательных и специальных учреждениях?
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. – М., 1980.
3. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства у детей. – М., 2000.
4. Болдырев Г.Б. Эпилепсия у детей и подростков. – М., 1990.
5. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1986.
6. Вроно М.Ш. Шизофрения в детском и пубертатном возрасте / Руководство по психиатрии. – М., 1983.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1965.
8. Выготский Л.С, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. – М., 1993.
9. Ганнушкин Б.П. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. – М., 1993.
10. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.H. Неврозы у детей и их лечение. – Л., 1977.
11. Гуровец Г.В. Детская невропатология. – М., 2004.
12. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология ВНД. – М., 1997.
13. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития. Хрестоматия. СПб., 1999.
14. Екжанова Е.Л., Стребелева Е.А. Коррекционно‑развивающее обучение и воспитание. – М., 2003.
15. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.
16. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого‑педагогического обследования детей в медико‑педагогических комиссиях. – М., 2003.
17. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – Л., 1998.
18. Иванов Е.С. Спорные вопросы диагностики РДА. В книге: Детский аутизм. Хрестоматия. – СПб., 1997.
19. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – М., 2001.
20. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л., 1981.
21. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1995.
22. Кононова М.Л. Эпилепсия / Детская патопсихология. Хрестоматия. – М., 2000.
23. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1989.
24. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Люблине М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.
25. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
26. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М., 1963.
27. Мамцева В.Н. Детская и подростковая психиатрия. – М., 2003.
28. Маринчева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. – М., 1988.
29. Мастюкова Е.М., Московкина A.Г. Основы генетики. Клинико‑генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. – М., 2001.
30. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. – М., 1987.
31. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга// Полн. собр. соч. – М., 1947.
32. Певзнер М.С. Дети‑олигофрены. – М., 1985.
33. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они дети с отклонениями в развитии? – М., 2000.
34. Симеон Т.П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. – М., 1958.
35. Снежневский А.В. Клиническая психопатология. – М., 1983.
36. Стребелева Е.Л. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2001.
37. Сухарева Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1955–1959, 1965.
38. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. – М., 1973.
39. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. – М., 1998.
40. Шевченко Ю.С., Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – М., 2001.
41. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.Л., Смирнова И.Л. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. – СПб., 1995.
42. Эфроимсон В.П., Блюмина М.Г. Генетика олигофрении, психозов, эпилепсии. – М., 1978.