Коррекционное воспитание детей с недостатками умственного развития
Учитывая, что умственная отсталость может быть выражена разной степенью сложности, необходимо учитывать каждую из них при подготовке коррекционного материала.
Детям с тяжелой формой умственной отсталости необходимо привить элементарные навыки самообслуживания, гигиены, по мере возможности воспитания правильного поведения, развитие социально‑бытовой ориентации.
С детьми средней и легкой формой умственной отсталости необходимо заниматься по развитию познавательной деятельности. В преддошкольном и дошкольном возрасте особое место занимает развитие наглядно‑действенного мышления, которое без помощи воспитателя не развивается или развивается с большой задержкой. Наглядно‑действенное мышление непосредственно связано с практической деятельностью человека.
При нормальном развитии с раннего детского возраста, эмоционально сотрудничая со взрослым, ребенок ощущает и видит предметы окружающей среды, слышит их название и значение, что создает определенные предпосылки для развития мыслительной деятельности.
В случаях умственной отсталости ребенок самостоятельно не выражает интереса к окружающим предметам, его внимание необходимо привлекать яркой игрушкой или предметами пользования, вкладывая его в руку для ощупывания, многократно изо дня в день, повторяя название тех или иных предметов, попадающих в поле зрения ребенка. Поэтому обучение умственно‑отсталых детей дошкольного возраста формированию предметных действий в процессе эмоционального общения со взрослыми является основной задачей воспитателя. В настоящее время разработаны содержание и методы обучения детей раннего возраста с нарушениями умственного развития (Л.С. Выготский, В.П. Лубовской, В.Г. Петрова, Е.М. Мастюкова, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стребелева и др.), в которых обращается внимание на необходимость ранней коррекционной работы с умственно отсталыми детьми, развитие моторной, речевой и мыслительной деятельности в учебных и трудовых процессах. Занятия проводятся группами или индивидуально в зависимости от состояния ребенка и условий обучения.
На первых этапах педагог‑дефектолог и воспитатель развивают у ребенка с умственной отсталостью наглядные формы мышления, используя для этого специальные дидактические игры, упражнения и практические ситуации для формирования не только наглядно‑действенного и наглядно‑образного мышления, но и подготавливая к переходу на словесно‑логическое мышление. Для этого особенно важно создать у ребенка возможности установления временной последовательности событий (на серии картинок, в прослушанном рассказе, в сказке и т. п.). Детям дошкольного возраста можно предложить картинки со скрытым смыслом, выявить изменения на картинке (что добавилось). Важно не только увидеть, понять и рассказать, но и зарисовать, слепить, построить, расположить в пространстве. У детей с умственной отсталостью с большим трудом формируется пространственное восприятие, организации которого необходимо уделить особое внимание.
Большое значение для развития мыслительной деятельности имеет активизации словарного запаса, формирование лексико‑грамматических структур и последовательности речевого высказывания. Учитывая, что дети с умственной отсталостью видят и воспринимают очень ограниченный участок непосредственно присутствующих предметов, очень важным моментом является знакомство с окружающим миром, привлечение внимания к каждому предмету или действию. Эта работа может проходить на занятиях по знакомству с окружающим миром, во всех формах учебной и трудовой деятельности. Во время знакомства с окружающим миром у ребенка расширяется запас знаний и представлений о предметах, их значении в жизни человека (знание цвета, фактуры, значения предметов, способа действия и др.), развивается пассивный и активный словарь.
Для детей с умственной отсталостью большое значение имеет формирование трудовой деятельности: на первых этапах провести ровную линию в тетради, расположить предметы (рисунки) на листе бумаги, обвести предметы, раскрасить специальные картинки. Постепенно занятия усложняются: можно приклеивать части рисунка и строить объемную фигуру, лепить из пластилина различные предметы. Работа с пластилином имеет также значение для разработки мелкой моторики пальцев рук. В преддошкольном или школьном возрасте можно предложить и научить работать с иголкой или крючком для вязания. Усложнение задания подводит детей к успешному овладению учебной и трудовой программой школьного обучения. Чем раньше начаты занятия с детьми по развитию моторики, речи, наглядно‑действенного и наглядно‑образного мышления, тем раньше ребенок перейдет к формированию словесно‑логического мышления.