Расстройства поведения (психопатоподобный синдром)

В специальной литературе расстройства поведения у детей, перенесших травму черепа, определялось как «психопатоподобный» синдром. В последующие годы этот термин был заменен другим термином – «двигательная расторможенность», который характеризовался двигательным беспокойством, неусидчивостью, импульсивностью, расстройством внимания (нестойкость активного внимания), снижением памяти, эмоциональной лабильностью, раздражительностью, неравномерностью и недостаточностью целенаправленного интеллектуального функционирования и нестабильностью поведения. В настоящее время это состояние у детей трактуется как «гипердинамическим синдромом».

Такое поведение детей в дошкольном возрасте вызывает трудности воспитания и овладение начальной грамотой. Однако, наибольшие трудности возникают при поступлении в школу, когда от ученика требуется организованное поведение в течение урока. При нарушении школьного режима и поведения во время урока возникают конфликтные ситуации между учителем и учеником, затем между учителем и родителями, оправдывающими своего ребенка. При неправильном подходе к подростку, в каждом отдельно взятом случае, могут возникать отказы от посещения школы, уходы из дома и бродяжничество, асоциальное поведение. Профилактическими методами могут быть выявление синдрома двигательной расторможенности в период пребывания в дошкольном учреждении, лечение и воспитание ребенка. В школьном возрасте, при нарушении поведения, находить пути педагогической компенсации, не доводя до конфликтов.

Травматическое слабоумие

Травматическое слабоумие (олигофрения и деменция) представляет собой наиболее сложную форму отдаленных последствий черепно‑мозговой травмы. При тяжелой травме мозгового вещества в период внутриутробного развития или во время родов у ребенка может сформироваться поражение или недоразвитие мозговых структур, которое приводит к разной степени интеллектуальной недостаточности, проявляющейся в форме задержки психического развития (ЗПР) или к умственной отсталости (олигофрении в степени дебильности или имбецильности).

В клинической картине обнаруживается значительное снижение интеллектуальной деятельности и личностные особенности. В зависимости от возраста ребенка и степени поражения мозга наблюдаются трудности или невозможность формирования простейших навыков самообслуживания, образования новых временных связей, накопления новых сведений и знаний, отсутствие целенаправленных интересов и критичности к своему поведению. Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями могут находиться в домашних условиях или в специальных закрытых учреждениях социальной защиты. Дети, которые могут обучаться, поступают в специальные коррекци‑онные дошкольные или школьные учреждения, где получают определенные знания и подготовку к профессии.

Лечебно‑педагогические мероприятия на всех этапах развития ребенка, перенесшего травму черепа, должны быть направлены на организацию помощи по различным параметрам. Лечебная помощь оказывается больным детям на всем протяжении болезни от первых дней, после перенесенной травмы, и в связи с различными остаточными явлениями, которые в разные возрастные сроки проявляются в виде трудностей поведения, обучения, воспитания. В основе болезненных явлений лежат различные неврологические симптомы: гипертензионный, вегето‑сосудистый, вестибулярный, двигательный, вызывающий у детей различные речевые и психомоторные затруднения, на фоне которых разворачиваются все психические расстройства.

Психолого‑педагогическая работа должна быть направлена на воспитание у детей усидчивости, внимания, памяти, работоспособности, ручной моторики и моторной координации, критичности поведения и организации игровой и трудовой деятельности, самообслуживанию и помощи в коллективе, т. е. привитию всех навыков социального поведения. Воспитатель дошкольного учреждения должен работать в контакте с родителями, чтобы совместными усилиями помочь ребенку преодолеть трудности развития.

Травматическая деменция рассматривается как распад сформированной психической деятельности, возникающей в различные возрастные сроки, после перенесенной тяжелой травмы черепа.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие причины могут вызвать травму черепа? Значение возрастного аспекта для посттравматических последствий.

2. Какие вы знаете степени тяжести травм черепа? Их характеристика.

3. Какие психические расстройства могут наблюдаться в остром периоде после травмы?

4. Какие синдромы характерны для отдаленных периодов после травмы?

5. Назовите отличительные симптомы энцефалоастении и энцефалопатии.

6. Чем обусловлены трудности поведения у ребенка, перенесшего травму черепа?

7. Чем обусловлены судорожные состояния у травматика?

8. Какие степени интеллектуальной недостаточности могут быть у травматика?

9. Какую психолого‑педагогическую помощь необходимо оказывать ребенку, перенесшему травму черепа?

ГЛАВА 2

Наши рекомендации