Обструкционизм: устройство лабиринтов из барьеров
В серьезных делах, когда необходимы сотрудничество и совместимость, пассивно-агрессивный мужчина может вести скрытый саботаж Вашей деятельности. Он может даже действовать в ущерб себе, чтобы утащить Вас вниз за собой. В этих условиях почти невозможно быть его партнером. Пассивно-агрессивный мужчина и Вы становитесь противниками, в то время как требуется союз. Разногласия могут не всплыть на поверхность, но вся основа для сотрудничества будет поставлена под угрозу необъявленной войне желаний.
Обструкционизм пассивно-агрессивного мужчины весьма парадоксален. Он не хочет исполнять роль лидера, но и отдавать ее другим людям тоже не хочет. Его главные карты — это пассивность и интриганство; именно с их помощью он самоутверждается. Тем не менее, он так же контролирует людей, как и открыто деспотичная личность.
Несмотря на внешнюю безобидность и щедрые обещания, которые он может раздавать, пассивно-агрессивный мужчина на работе является разрушительной силой. Он вынашивает планы борьбы за власть, поощряет простои и жалобы, оставляет вопросы нерешенными. Любую напряженность он усиливает, вместо того, чтобы бороться с ней. Его поведение служит постоянным напоминанием того, что проблемы существуют. Если Вы — Спасительница, он слишком часто будет устраивать обструкцию, а если Вы — Администратор (т.е. женщина, которая «не может принять «нет» в качестве ответа»), он будет испытывать Вашу власть каждый день. А между тем, будет процветать недоверие.
Вместо конструктивного решения проблемы пассивно-агрессивный мужчина создает больше препятствий и трудностей, чем он способен преодолеть. А когда нужно подлить масла в огонь, чтобы что-нибудь испортить, это его воодушевляет.
Обструкционизм многолик. Законодатель устраивает обструкцию в законодательном органе, чтобы отложить дело о билле в Конгрессе; профсоюз организует замедление темпов работы; кто-то упрямо настаивает на своем мнении, несмотря на абсолютную очевидность обратного, и вызывает ненужные отсрочки. Обструкционизм может быть грубым или скрытым, иметь специфическую цель или неясное, размытое намерение, неоформленное и бессмысленное. Но Независимо от его формы, негативный и противоречивый стиль пассивно-агрессивного мужчины дает о себе знать.
Если волею судеб Вам выпадает сотрудничество с ним, он тут же задействует Вас в своих пассивно-агрессивных играх, потому что теперь у него есть средство для достижения цели. Причем к своей цели Вам, возможно, придется идти долго: он «позаботится» об этом. Обструкции, автором которых является Ваш начальник, наиболее непереносимы. Случай с Кэти демонстрирует это.
После года работы в должности старшего программиста в компьютерной компании Кэти направили в отдел, широко известный как кладбище карьер подающих надежды. На первых порах начальник отдела Симон произвел на нее впечатление человека вежливого, приветливого, с горячим желанием сотрудничать. Но, внезапно почувствовав угрозу со стороны умных и честолюбивых подчиненных или коллег, особенно женщин, вместо того, чтобы быть наставником для них, Симон строил им козни.
Например, Симон практиковал сокрытие от Кэти ключевой программной информации, которая значительно повысила бы ее производительность. Если Кэти проявляла инициативу по какому-то отдельному проекту, Симон сначала давал свое молчаливое согласие, а потом мешал ей на каждом шагу. Он просил переписать или перепроверить ее работу бесчисленное количество, раз и обычно после шестого переписывания возвращался к первому варианту. Он нанимал людей на работу по специальному проекту, но не предоставлял им достаточно места в конторе или телефонные линии. Он разрушал созидательное начало и деморализовал сотрудников. Кэти реагировала так, как реагировал бы на е месте любой нормальный человек. Она сомневалась в своем профессионализме (имея Симона качестве судьи) и потеряла интерес к проекту, отложив его в сторону, потому что не понимала, чего же хочет Симон. Завершающий удар последовал, когда он невинно спросил: «А где программный проект? Разве я могу на тебя рассчитывать?» Именно тогда Кэти поняла, что ею манипулировали, и это разозлило ее. Как у подчиненной у нее не было ни средств, ни авторитета, чтобы ответить должным образом или конструктивно справиться с проблемой Симона.
Еще одним жестоким «развлечением» Симона было создание тревожной атмосферы среди своих сотрудников и безучастное наблюдение за ними. Кэти рассказала мне: «Симон действительно знал, как заставить меня и двух других младших сотрудников почувствовать неуверенность. Он делал так, что мы верили в ожидающие нас в скором будущем крупные неприятности. Это могло быть что угодно — от увольнений и перемен в штатном расписании до отсутствия премий. Мы все начинали волноваться, «кризис» становился главной темой наших разговоров. А потом через неделю или две все успокаивалось.
Позже мы обнаружили, что Симон знал информацию, могущую нас успокоить, но держал ее при себе и позволял нам волноваться. Никто так не наслаждался переживаниями других, как он».
Если Вы находитесь во власти такого мужчины как Симон, Вы задаете себе вопрос, почему он так ведет себя и зачем ему нужно лишать людей радости на работе и заставлять их чувствовать себя плохо. Изучите повнимательнее подобный обструкционизм и Вы обнаружите, что это повторение схемы его детства с одной существенной разницей: если раньше он чувствовал, что не властен над своей жизнью, то теперь он может поменяться ролями и заставить Вас почувствовать, что Вы не властны над ним. Делая с другими то, что в детстве делали с ним, Симон чувствует, что справился со своей тревогой, которую испытывал раньше.
Другим видом обструкции Симона было заявление «к черту ненужные похвалы». Недоброжелательная похвала приносит больше вреда, чем пользы. А поскольку он направлял большую часть своей энергии и конкурентно способный импульс на саботаж деятельности других людей, у него оставалось мало горючего для собственных достижений. Это типичная модель поведения пассивно-агрессивного мужчины на работе, направленная на то, чтобы причинить вред другим людям и ничего не делать самому.
Почему же компания держала на работе человека, который наносил вред ее интересам? По инерции. Должность начальника отдела — пик его карьеры. Он был таким человеком, которого никогда не продвинут на работе, но и не уволят. Поскольку его собственный профессиональный рост застопорился, Симон не выносил, чтобы кто-то рядом мутил воду и обходил его. Поэтому он делал все, что мог, чтобы ухватить кусочек славы, оставшейся для него.
Когда Вы работаете с обструкционистом, всегда есть чувство, что Вы приперты к стене. Поскольку он постоянно испытывает Ваше долготерпение, делайте, что можете, чтобы расчистить себе широкую дорогу подальше от него. Самое лучшее для Вас — это отделить Ваши усилия от его. Попытайтесь свести до минимума действие на Вас его обструкционизма. Защитите себя от его козней, назовите вещи своими именами и скажите, что Вы знаете, чем он занимается. Спокойным тоном предложите ему еще один шанс, скажите ему, что он нужен для проекта, но что Вы не будете больше перепрыгивать через его барьеры. Если, это не принесет успеха, значит, работайте около него, а если можно — работайте без него.
ОТЛЫНИВАТЬ ОТ РАБОТЫ
С образом «отлынивающей» обычно ассоциируется сексуальный тип легкомысленной секретарши. Это вполне распространенный типаж: секретарша мило улыбается, но попросите ее что-нибудь сделать и она не поймет. Она никогда не находит нужный Вам номер телефона, папку с документами для ответа на Ваши вопросы; попросите ее что-нибудь напечатать, и Вам гарантированы орфографические ошибки и пропуски. Когда Вы торопитесь, она позволяет себе длительные перерывы на кофе или разговоры по телефону. Чашка кофе случайно проливается на важный документ, когда у Вас самая деликатная ситуация с клиентом, она позволяет себе недопустимое замечание по этому случаю, сказанное с самым, по ее мнению, очаровательным видом. А когда Вы рассчитываете на нее, она больна и отсутствует.
Будь то мужчина или женщина, секретарь или помощник, стереотип остается верен. Когда легкомысленная секретарша делает ошибку, она приносит многочисленные извинения. Тем не менее, Вы замечаете, что она не учится на своих ошибках: она все еще теряет папки с документами, и на нее нельзя рассчитывать. Она изображает из себя глухую, немую и слепую, когда Вы просите ее что-нибудь сделать. Она глупо смотрит на Вас, а потом радостно идет, не спрашивая разъяснений, хоть и не представляет себе, чего Вы хотите. Спросите ее, поняла ли она, и она поклянется, что поняла. Но, увидев ее работу, Вы поймете, что сделала она ее по инструкциям с другой планеты.
Ей удобно оставлять неясность: это позволяет иметь предлог для невыполнения своих функций или Ваших просьб: «Я не поняла, что Вы хотите, чтобы было сделано так, а не эдак» или, более провокационным тоном: «Почему же Вы мне сразу не сказали, чего Вы хотите?» Подобное поведение может так утомить Вас, что в конце концов Вы сдадитесь и воскликните: «Лучше бы я сделал это сам». Это решение принесет Вам мало пользы, потому что оно лишь удвоит Вашу нагрузку.
Тип неспособного секретаря, которого, возможно, со временем Вам придется уволить, чтобы спасти дело, являет собой основу пассивно-агрессивного отлынивателя, мужчины или женщины. Когда пассивно-агрессивный мужчина приносит вред самому себе, как это делает сводящая Вас с ума неспособная секретарша, он по ходу дела наносит вред и Вам тоже. Эти отлынивания не случайны, они являются выражением враждебности, и именно так к ним следует относиться.
Возьмем пример Ховарда, тридцатидвухлетнего бухгалтера, который начал постоянно отлынивать от работы после того, как его несколько раз обошли с повышением по службе. Ховард работал в крупной финансовой фирме уже семь лет. Бен, его шеф, регулярно консультировал его по работе, давал ему конструктивные советы, все напрасно.
Когда Бен поручил ему и двум другим бухгалтерам работу над одним важным проектом, Ховард нахмурился, выражая явное неудовольствие. Бен проигнорировал это, справедливо считая, что здесь нет предмета для обсуждения. Ховард взрослый человек и как член команды выполнит свою работу. Но оптимизм Бена был напрасным.
С самого начала Хрвард проявил свой норов: пропускал собрания, не соблюдал договоренности о деловых встречах, не выполнял свою часть работы, а если выполнял, то из рук вон плохо. Все его объяснения были неубедительны и глупы. Со временем Ховард и вовсе перестал утруждать себя извинениями и прекратил появляться на работе по причине «болезни».
Проволочки и отлынивание Ховарда не нравились его коллегам, одна из которых, моя пациентка Пэтти рассказала мне: «Мы попросили Бена, чтобы Ховарда исключили из проекта: мы предпочитали взять на себя его часть работы, чем исправлять его погрешности.
Бен слишком долго избегал сталкиваться с «ситуацией Ховарда», считая поначалу ее вполне безобидной. Но Ховард своим поведением деморализовал целый отдел, снизилась эффективность работы. Бен не мог позволить, чтобы это продолжалось и дальше.
На этом этапе Бен с опозданием столкнулся с проблемой: как справиться с пассивно-агрессивным мужчиной на работе. Он знал, что конструктивная критика бесполезна, а разговоры на тему «либо исправляйся/либо уходи» только усугубили бы и без того уже неприятную ситуацию. Бену нужно было или увольнять Ховарда, или принимать его таким, какой он есть, потому что Ховард, конечно, никогда не ушел бы по собственному желанию. Поэтому Бен решил уволить его, хоть и с большими неприятностями (даже Пэтти почувствовала себя виноватой, когда ее никчемный коллега был уволен).
Пассивно-агрессивный сотрудник представляет собой настоящее испытание для администратора. Значительно легче определять границы, выдавать ультиматумы, говорить напрямую, если это не касается Вас лично. Ошибка Бена заключается в том, что он не занялся «ситуацией Ховарда» раньше. В тот самый момент, когда он обнаружил никчемность Ховарда, ему следовало сразу же заняться этим вопросом.
В то время как обычный человек наполняется чувством гордости за свои достижения, пассивно-агрессивный мужчина в своем наиболее саморазрушительном варианте не стремится к этому, он обладает удивительной способностью терпеть незавершенность в работе и некомпетентность. Если он все портит, то это происходит из-за противоречивого отношения к достижениям и продуктивности. Он отступает на два шага назад всякий раз, когда делает три шага вперед, к сожалению, иногда перечеркивая свои предыдущие достижения, отказываясь от поддержки и возможных положительных результатов. Когда дела идут слишком быстро, он отступает и резко останавливается. Как Ховард, он уничтожает свои достижения. Он делает это не потому, что ему нравится отлынивать от работы и валять дурака, а потому что он беспокоится и злится. Это классический случай того, что называется «страхом успеха».
Я обнаружил, что мужчины, которые достигли подобных пиков непродуктивности, имеют в какой-то степени другое ощущение времени, чем мы с вами. Отлыниватель разбазаривает время. Обычно нетерпение заставляет нас стремиться к переменам, а пассивно-агрессивный мужчина ждет, когда они придут, но злится и сопротивляется им. К сожалению, в процессе ожидания он может принизить значение реальных возможностей и пропустить их, никогда уже в будущем не обретя их вновь.
Если Вы работаете с таким Ховардом, спрашивайте с него по всей строгости. Фиксируйте все, что Вы сделали: посылайте ежедневные памятные записки Вашему начальнику, если это нужно. Вам следует обезопасить себя от Ховарда. Если он не совсем безнадежен, дайте ему шанс, похвалите его за то, что он делает хорошо, и успокойте его, если он боится. Если Вы — начальник Ховарда, дайте ему ряд мелких поручений, каждое из которых должно иметь абсолютно четкий срок исполнения. Не снижайте свои требования и не продлевайте срок. Если он не справится, Вам, как Вену, возможно, придется его уволить.
ПРИВЫЧКА ОСКОРБЛЯТЬ
Будучи поглощен собой, пассивно-агрессивный мужчина часто неумышленно ведет себя грубо и высокомерно. Он вполне может сказать что-то резко недоброжелательное и саркастичное, не понимая, как оскорбительны его замечания. Однако люди никогда не знают в действительности, что у него на уме.
Ему необходимо чувствовать себя важным и необходимым, отсюда его тяга к каким-то безумным играм. Например, сотрудники играют в «телефонные игры»: с помощью своих секретарей они постоянно прерывают собрания или грубо прекращают их в связи со «срочными» сообщениями. И все это — для того, чтобы напомнить посетителю, что у чиновника есть другие, более срочные обязательства — косвенное оскорбление.
Хотя прием со срочным сообщением широко практикуется в деловых кругах с целью представить чиновника как преуспевающее и важное лицо, это все равно пассивная агрессия. Больше всего чиновник хочет дать Вам понять, что он значительнее Вас и контролирует ситуацию. Такие мелкие уловки могут лишь вызвать раздражение того, кому они адресованы.
Одна из моих пациенток, Эллен, рассказала о своем начальнике. Этот мужчина с наполеоновским стилем поведения никогда не хвалил своих подчиненных и коллег и старался руководить собраниями и переговорами с клиентами.
У Эллен возникло ясное представление о личности начальника, когда она сделала предложение о новой линии товара, маркетинг которого предполагалось провести под ее руководством. Эллен была удивлена его письменным ответом: «Великолепная идея!» Поскольку он весьма сдержанно давал положительные оценки, Эллен подумала, что она наконец произвела на него впечатление, пока не прочла в постскриптуме: «Я назначу Даррен для руководства этой линией». Эллен была ошарашена этим противоречием: сначала он признавал ее изобретательность, а потом отстранял от дела.
Позднее, когда Эллен затронула этот вопрос, начальник сделал вид, что ему даже не пришло в голову, что она хотела руководить проектом, который создала. Вполне очевидно, что он не мог похвалить Эллен, признав ее способности. Между тем его поведение выбило ее из колеи. Для Эллен комплимент был неприятным столкновением с пассивной агрессией. Ей оставалось лишь проглотить его.